Как смотреть иконы

Небеса и чудеса

Чудо святого Георгия о змие. Вологодская область, XVII век

В верхней части иконы часто можно заметить полукруг. Иногда из него появляется кисть руки — она сложена в благословляющий жест, держит весы или множество человеческих фигурок. Иногда оттуда изливаются лучи и даже языки огня. Иногда в этот полукруг возносятся ангелы или души людей (к при­меру, душа Богородицы на некоторых иконах Успения). Эта простая геометри­ческая фигура обозначает Небеса, обитель Бога. Являющаяся оттуда рука с весами — «мерило праведное», образ суда над человеческими душами. Рука с фигурками — образ спасения, десница Господня с душами праведников. Наконец, благослов­ляющая десница, как и лучи, изливающиеся с Небес, симво­лизирует действие Божьей благодати. Часто такой образ появляется на иконах с чудесами святых, к примеру в «Чуде Георгия о змие» этот визуальный ком­ментарий означает, что чудо произошло по воле Бога, а не силами самого человека. Точно так же может демонстрироваться и наказание, посланное людям свыше, — из-за этого, например, получается, что изобра­жение с убивающими людей бесами сопровождается символом Небес.

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.

Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.

Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии

других читателейсмотрите ниже . Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Перейти на главную страницу

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

Символика фигур и жестов

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Фигура с рукой, прижатой к щеке — символ печали. Раскрытая рука, протянутая вперед — знак покорности.

Как писалась икона

С древних времен в христианстве установилась точка зрения, что икона не может произвольно изменяться. И канон строго регламентирует сюжет, организацию пространства, расположение предметов, фигур, написание одежды, употребление цвета. Но даже в рамках канона художник имел достаточную степень свободы.

Канон (греческое слово, означающее правило) — это образец для воспроизведения оригинала, в качестве которого может выступать идеальное представление или воплощенный образ, например, признанное авторитетом Церкви изображение Христа, Богоматери или другого персонажа, сюжета или символа.

Основные элементы иконографии ангелов: 1. крылья; 2. нимб; 3. дoлматика-мaнтия; 4. гимaтий-плaщ; 5. лoр или лорум; 6. слухи или тороки; 7. зeрцало; 8. мeрило; 9. пoзём

Существует иконографический канон как правило изображения, зафиксированное в иконописных прорисях.

Иконографией называется строго установленная система изображений персонажей, сюжетных схем и символов религиозного и богословско-догматического содержания.

В строгом и точном смысле слова иконописцами могут быть только святые. Они направляют своим опытом руки художников. В средневековье создание иконы — дело коллективное под руководством учителя.

Иконники — не ремесленники и занимали почетное место в церковной иерархии. На Руси иконописцев почитали как святых.

Писалась икона на доске. Неподвижная, твердая поверхность доски строга и обязательна. Эта твердая поверхность напоминает иконописцу и зрителю об иных твердынях.

Нематериальный мир изображался условными знаками.

Золото использовалось не только как символ Божества, но и как средство для создания ощущения мерцающей мистической реальности — не плоскость, не пространство.

Одежда на иконе — не средство для прикрытия телесной наготы. Одежда — символ. Она — ткань из подвигов святого.

Одна из важных деталей — складки. Характер расположения складок свидетельствует о времени написания иконы.

В VIII—XIV веках складки рисовались частые и мелкие. Они говорят о сильных духовных переживаниях, об отсутствии духовного спокойствия.

В XV—XVI веках складки рисуют прямые, не очень длинные, сходящиеся под углами.

К концу XV века складки почти прямые, длинные, редкие, через них как бы пробивается вся упругость духовной энергии. Они передают полноту упорядоченных духовных сил.

Вокруг головы Спасителя, Божией Матери и святых угодников и угодниц Божиих на иконах и картинах изображается сияние или светлый кружок, который называется нимб.

В нимбе Спасителя иногда ставят три буквы греческих. Это греческое слово в переводе на русский значит Сущий, а всегда существует только один Бог.

Над головою Божией Матери ставят первые и последние буквы греческих слов, которые означают: Матерь Бога, или Божия Матерь.

Нимб есть изображение сияния Света и Славы Божией, которая преображает и человека, соединившегося с Богом. Это невидимое сияние света Божия иногда бывает видимо и другим людям.

Так, например, святой пророк Моисей должен был закрывать лицо свое покрывалом, чтобы не ослеплять людей светом, исходящим от лица его.

Так и лицо преподобного Серафима Саровского, во время беседы с Мотовиловым о стяжании Духа Святого, просияло, как солнце. Сам Мотовилов пишет, что ему невозможно тогда было смотреть на лицо преподобного Серафима.

Так Господь прославляет святых угодников Своих сиянием света славы Своей ещё на земле.

На иконе отсутствуют тени. Это тоже обусловлено особенностями миропонимания и задачами, которые стояли перед иконописцем. Иная реальность — это царство духовности, света, оно бесплотно, там нет теней. Живописцы с эпохи Возрождения до нашего времени используют тень, чтобы показать предмет как нечто физически реальное и противоположное свету. Своей борьбой со светом предмет являет свою реальность и осязаемость, материальность. Иконописцу это не нужно, так как икона являет вещи, творимые и производимые Светом, а не освещенные светом.

Другая особенность иконы и фрески в том, что там события даны как выражение идей, истин, живущих под знаком Вечности. Там нет времени, как текучести.

«Святитель Николай Чудотворец»

Образ был создан со знаменитой, особо почитаемой святыни Можайска деревянной скульптуры Николая Чудотворца с мечом. Поэтому в источниках и разговорной речи ее еще называют «Никола Можайский».

На деревянной дощечке, кроме центральной фигуры самого святого, представлен также житийный клейм, отображающий основные чудеса Николая. Храмовый образ толкуется как основного заступника, покровителя и храма и города.

После реставрационных работ, проведенных в середине 90-х годов прошлого века, «Никола Можайский» был возвращен в церковь Сошествия Святого Духа, которая находится в Можайске.

11

Тетраморфы, или Звери с нимбами

Апостол Лука. Роспись церкви Святого Георгия в Вело-д’Астико, Италия. XV век

В храмовых росписях и на иконах часто изображают тельца, льва и орла с ним­бами. Рядом с ними — четвертый персонаж, крылатый человек, похожий на ан­гела. Эти фигуры пришли из библейских текстов. В видении пророка Иезекии­ля рассказано о тетраморфах — фантастических зверях, которые были похожи сразу на четырех земных созданий: у каждого из них были лица человека, льва, тельца и орла и четыре крыла. Позже четыре зверя с теми же лицами, уже по отдельности, упоминаются в Откровении апостола Иоанна — Апокалипсисе:

Уже со II века н. э. богословы начали отождествлять этих зверей с четырьмя апостолами-евангелистами. Самой популярной трактовкой в Европе, а затем и на Руси оказалось объяснение святого Иеронима, отталкивавшегося от фраг­ментов разных Евангелий: человек — Матфей, лев — Марк (отсюда крылатый лев на колонне площади Святого Марка в Ве­не­ции); телец — Лука, а орел — Иоанн. В VII веке папа Григорий Великий писал, что четыре зверя символи­зируют также самого Христа, который родился, как человек, принял смерть, как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся, как орел.

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикетка дня

ПеченьеВидеоигра дня

SimCity (1989)Объявление дня

О ненависти к латиноамериканцам

Архив

Самый главный образ

«Спас Нерукотворный» — это икона, которая особенно почитается православной церковью. Согласно церковному преданию, история ее создания относит нас к тому времени, когда Иисус ходил по земле и творил благие дела. В небольшой стране Озроена, столицы Эдессы, что располагалась на юго-востоке от Палестины, был царь Авгарь. Он страдал от неизлечимой проказы, и до него дошли слухи о нахождении в Иерусалиме человека, который творил чудеса. Царь истинно уверовал в дар Иисуса Христа как сына Божьего и отправил с письмом своего живописца Ананию с мольбами о помощи ему в исцелении.

Ему пришлось долго ходить по пятам за Иисусом, не раз пытался он срисовать его лик, но ничего не выходило. Чудесным образом лицо Иисуса постоянно преображалось. На Ананию уже нашло отчаяние, что никогда ему не передать письма, но тут Иисус попросил своего апостола Фому привести его к нему. Не спросив ни слова, Христос назвал причину его визита и имя живописца. В знак благодарности за преданность и верность царя Иисус попросил Ананию принести убрус — четырехугольный платок. Затем он умыл свое лицо и утерся убрусом. Божественный лик отпечатался на том платке, вода превратилась в краски, и нерукотворный образ сохранился на нем.

Живописец отвез платок царю Авгарю, и когда он его раскрыл, комната озарилась ослепительно-ярким светом. Царь пал ниц перед образом Христа с любовью и верой и тут же почувствовал облегчение. Немного позже, после таинства крещения, он полностью исцелился, выйдя из купели с чистой душою и телом. Двенадцать столетий (до 1204 года) на православном Востоке «Нерукотворному образу» поклонялись верующие. До тех пор, пока он не был похищен венецианцами-крестоносцами из Константинополя. Как только корабль вышел в Мраморное море, разразилась страшная буря, и корабль потонул вместе со святыней.

Благо на тот момент существовали копии, срисованные с «Нерукотворного образа». Созданные византийскими мастерами иконы, в числе которых и образ Богородицы, были привезены в Киевскую Русь, когда она обратилась в православную веру.

Образ Богородицы: от евангельской простоты до царственной пышности

Первые образы Благовещения отличались лаконичной простотой – всего две фигуры: Мария и благовествующий Ей ангел. И очень интересно наблюдать, как в течение времени две простых фигуры стали обрастать различными деталями. Ведь создание иконографии, это не спонтанное явление, поскольку Церковь сама развивает икону. Именно в данном случае весьма наглядно можно проследить сам этот принцип формирования иконографии.

Фрагмент росписи из катакомб Присциллы. Рим. Конец II – начало III века

Например, после III Вселенского Собора, который утвердил сам термин «Богородица», дабы подчеркнуть достоинство Царицы Небесной, деву Марию стали изображать в пышных придворных одеяниях, восседающей на богато украшенном престоле. Этот антураж вошел и в сюжет Благовещения. Самый яркий пример изображений такого типа – мозаика из древнего римского храма Санта Мария Маджоре:

О мозаиках базилики Санта Мария Маджоре читайте в отдельном материале.

Популярное за 7 дней

Спецпроект портала «Православная жизнь»: О гонимых братьях наших помолимся
15.10.21 23:43

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Покров Пресвятой Богородицы: об особом смысле праздника, свадебном сезоне, наиболее значимых традициях
13.10.21 20:52

София Киевская. Мозаики
14.10.21 15:39

Митр. Антоний (Паканич): Чем опасно самопревозношение
15.10.21 12:19

Бывают ли несчастливые числа?
13.10.21 17:39

Покров – день, когда рай спустился на землю
14.10.21 09:42

Текст службы Покрова с переводом и поясениями
13.10.21 14:44

14 октября — Покров Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии
13.10.21 23:15

Как сделать так, чтобы Покров Пресвятой Богородицы был над нами всегда?
13.10.21 17:14

Профиль или анфас?

Святой Никита с бесом. XVI век. Угличский государственный историко-архитектурный и художественный музей

Христос, Богоматерь, святые и ангелы на иконах почти всегда изображаются анфас. Икона прежде всего нужна, чтобы ей молиться, и неудивительно, что централь­ный персонаж обращен лицом к молящимся, а его рука сложена в благослов­ляющий жест. Даже если изображенный человек совершает какое-то действие (идет, бежит, общается с другими героями и т. п.), его, как правило, изобра­жают не в профиль, а в три четверти: голова развернута не полностью, и второй глаз остается виден зрителю. Профильный ракурс показывает только половину лица и один глаз — это могло восприниматься как «ущербный», неполноцен­ный образ, который не подходит положительному герою. Святые бывают повернуты в профиль очень редко — к примеру, так писали апостола Павла, склонившего­ся над одром Богородицы на иконах Успения.

Негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изобра­жали в профиль. Однако, изображая дьявола или бесовского князя, древнерус­ский мастер нарушал негласное правило и разворачивал его анфас: централь­ный или иерархически значимый персонаж (даже отрицательный) должен быть показан зрителю максимально полно.

Успение Богоматери

Новгородские мастера создали икону «Успение Богоматери» для церкви Рождества Богородицы, которая находилась в Десятинном монастыре. В 998 году его основал первый новгородский епископ Иоаким.

Помимо усопшей Богоматери на ложе и Христа с ее душой на руках, здесь представлен сюжет о путешествии апостолов в дом Иоанна Богослова, где умирала Мария. По преданиям Нового Завета, апостолы в тот момент находились в разных странах, где проповедовали учение Христа. Чтобы они успели проститься с Богородицей, ангелы чудесным образом перенесли их на облаках к ее ложу.

Иконописец использовал для этой работы темперу — краску на основе натурального порошкового пигмента и яичной эмульсии. Ее наносили на специально подготовленную деревянную основу. Мастер опирался на традиции византийского искусства XI–XII веков, о чем говорит большой размер — 155х128 сантиметров, симметричная композиция и много свободного пространства на фоне.

Отли­чие третье

Отсут­ствие внеш­него источ­ника света. Свет исхо­дит от ликов и фигур, из глу­бины их, как символ свя­то­сти. Есть пре­крас­ное срав­не­ние ико­но­писи со све­то­пи­сью. Дей­стви­тельно, если вни­ма­тельно погля­деть на икону древ­него письма, то невоз­можно опре­де­лить, где нахо­дится источ­ник света, не видно, сле­до­ва­тельно, и пада­ю­щих от фигур теней. Икона – све­то­носна, и моде­ли­ровка ликов про­ис­хо­дит за счет света, изли­ва­ю­ще­гося изнутри самих ликов. Тех­ни­че­ски это осу­ществ­ля­ется особым спо­со­бом письма, при кото­ром белый грун­то­вый слой – левкас – про­све­чи­вает сквозь кра­соч­ный слой. Подоб­ная соткан­ность изоб­ра­же­ний из света застав­ляет нас обра­титься к таким бого­слов­ским поня­тиям, как иси­хазм и гума­низм, кото­рые, в свою оче­редь, выросли из еван­гель­ского сви­де­тель­ства о Пре­об­ра­же­нии Гос­пода нашего на горе Фавор.

Обрат­ная пер­спек­тива в иконе

Лик на иконе (слева) и лицо на кар­тине (справа)

По про­ше­ствии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высо­кую одних, и пре­об­ра­зился пред ними: и про­си­яло лице Его, как солнце, одежды же Его сде­ла­лись белыми, как свет (Мф. 17:1–2).

Сере­дина XIV сто­ле­тия была озна­ме­но­вана дли­тель­ной поле­ми­кой между двумя бого­слов­скими направ­ле­ни­ями, кото­рые по-раз­ному трак­то­вали при­роду Боже­ствен­ного фавор­ского света: исих­астами и гума­ни­стами. Гума­ни­сты счи­тали, что свет, кото­рым про­сиял Спа­си­тель, – это свет, кото­рый был явлен Спа­си­те­лем в опре­де­лен­ный момент; свет этот имеет сугубо физи­че­скую при­роду и потому досту­пен зем­ному зрению. Исих­а­сты, что в пере­воде с гре­че­ского озна­чает «без­молв­ники», или «мол­чаль­ники», утвер­ждали, что свет этот присущ при­роде Сына Божи­его, но при­кро­ве­нен плотию, и поэтому увиден может быть только про­свет­лен­ным зре­нием, то есть гла­зами высо­ко­ду­хов­ного чело­века. Свет этот – нетвар­ный, он изна­чально присущ Боже­ству. В момент Пре­об­ра­же­ния Гос­подь Сам отверз очи уче­ни­кам, чтобы они смогли узреть то, что недо­ступно зрению обы­ден­ному.

Конечно, иси­хазм, как целост­ное хри­сти­ан­ское миро­воз­зре­ние, особый путь узкими вра­тами пра­во­слав­ной аскезы к обо­же­нию, путь непре­стан­ной молитвы – умного дела­ния, не имеет пря­мого отно­ше­ния к свя­щен­ным изоб­ра­же­ниям. Хотя суще­ствует рас­про­стра­нен­ное мнение, что именно иси­хазм поз­во­лил сохра­ниться ико­но­пи­са­нию во всей пол­ноте, поз­во­лил осо­знать икону как пред­мет, кото­рый в своей сакраль­ной сути досту­пен не обы­ден­ному, а про­свет­лен­ному зрению, тогда как гума­низм спо­соб­ство­вал пере­рож­де­нию иконы в свет­скую живо­пись.

Говоря о свете на иконах, необ­хо­димо кос­нуться и такой харак­тер­ной детали ико­но­гра­фии как нимбы. Нимбы, как символ свя­то­сти, напо­ен­но­сти Боже­ствен­ным светом – важ­ней­шая осо­бен­ность хри­сти­ан­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний. На пра­во­слав­ных иконах нимб пред­став­ляет собой окру­жие, состав­ля­ю­щее единое целое с фигу­рой свя­того. Для запад­ных, като­ли­че­ских свя­щен­ных изоб­ра­же­ний и картин, харак­терно другое рас­по­ло­же­ние: нимб в виде круга висит над голо­вой свя­того. Можно сде­лать вывод, что като­ли­че­ский вари­ант нимба – это награда, данная свя­тому извне, а пра­во­слав­ный – венец свя­то­сти рож­ден­ный изнутри. Пра­во­слав­ная тра­ди­ция изоб­ра­же­ния нимба пред­по­ла­гает соеди­не­ние двух воль: воли чело­века, стре­мя­ще­гося к свя­то­сти и воли Бога, откли­ка­ю­ще­гося на это стрем­ле­ние и воз­рож­да­ю­щего в чело­веке тот нега­си­мый свет, кото­рый дан каж­дому.

Нимб пра­во­слав­ный (слева) и като­ли­че­ский (справа)

Икона – отображение духовного опыта

Вспомним еще раз, что икона и фреска — не живопись, не средство передачи видимого мира. Она выводит сознание в мир духовный.

Появилась икона с возникновением христианства. Первой иконой был убрус, полотенце, на котором отпечатался лик Христа («Спас Нерукотворный»). Следующие четыре иконы приписывают греческому врачу и живописцу — Луке-евангелисту.

Исторически икона тесно связана с Фаюмским портретом (Фаюм, Египет — одна из восточных римских провинций). Фаюмский портрет был элементом погребального обряда. В Египте расписывали внутренний саркофаг. На поверхности такого саркофага наносилось изображение умершего. Черты лица были условны, тонки, в глазах виделась отрешенность от земного мира. Писался такой портрет на золотом фоне (что унаследовали раннехристианские иконы), тени не наносятся, так как они существуют в телесном мире, а умерший ушел в другой мир, в царство света. Затем Фаюмский портрет писался на кипарисном дереве восковыми красками. Первоначально это эквивалент саркофага, своеобразная погребальная маска. Маска же уже символ усопшего человека. Это исторические корни и связи. Христианство внесло свои смыслы и значения в ту форму, которую оставил Фаюмский портрет.

Один из отцов христианской церкви Дионисий Ареопагит пишет, что икона — «средство возведения души к первообразу».

В основе иконы должно быть подлинное восприятие потустороннего мира, подлинный духовный опыт. Этот опыт закрепляется в первой иконе, и затем она считается первоявленной или первообразной, то есть первоисточником и образцом. Источником этого опыта, как правило, являются святые.

Так, видение Святой Троицы открылось святому Сергию Радонежскому, а его опыт духовный был передан святому Андрею Рублеву, который и воспроизвел этот опыт в образах и красках.

Пресвятая Дева Мария была изображена Лукой на доске от стола, на котором Христос имел трапезу со Своей матерью.

Духовный опыт зафиксирован и в Библии, а ее сюжеты могут стать основой для написания иконы. Иконы делятся на четыре разряда:

1) библейские;

2) портретные (святые, запечатленные при жизни);

3) писанные по преданию, опирающиеся на чей-то духовный опыт;

4) явленные — писанные по видению или сновидению самого иконописца.

Кроме того, иконы еще делят на праздничные иконы, образы Христа и Богородицы, святых и ангелов.

«Спас Златая риза»

Из-за золотого оклада, который, к большому сожалению, ныне утрачен, икона и получила свое роскошное и неповторимое название. Писался «Спас» непосредственно для Руси византийским мастером в X столетии, на что указывают некоторые технические особенности.

Искусствоведы по позе Иисуса и манере исполнения выделяют этот шедевр в ряду других произведений. В русской земле «Спас Золотая риза» начинает свою историю в Софийском соборе Новгорода.

В 1700 году «Спас» был переписан и одежды Иисуса расписали золотым цветом, чтобы отвечать названию. Этот удивительный лик сына Божьего сохранился и его можно увидеть, посетив Успенский собор Кремля.

Размер

Введение во храм Пресвятой Богородицы. XVIII век

На иконах Рождества Христова лежащую Богоматерь изображают крупнее, чем сидящего поблизости Иосифа, беседующего с ним пастуха и волхвов, которые везут Младенцу дары. На иконах Рождества Богородицы ее мать, Анна, больше своего мужа, Иоакима, и окружающих ее слуг. Иконописцы нередко увеличивают центральную фигуру, и дело тут не в реальном росте и не в пер­спективе, а в статусе персонажа. Большой размер говорит нам о значимости изображенной фигуры, указывает, что это главное действующее лицо, вокруг которого располагаются второстепенные герои визуального рассказа. Но бы­вает и по-другому. Например, на иконах «Введение во храм Пресвятой Бого­родицы» главный персонаж, Мария, гораздо ниже, чем другие люди. В данном случае уменьшение указывает на возраст: Богородицу отдали в храм еще ребен­ком  По преданию, которое восходит к апокрифам, родители Богородицы, Иоаким и Анна, до преклонного возраста не имели детей. Когда Господь внял их молитве и послал им ребенка, они решили посвятить его Господу. Как только Марии исполнилось три года, родители отдали ее в Иерусалимский храм, где она жила до 12 или 14 лет, после чего обручилась с Иосифом и перешла в его дом.. Изредка иконописцы изображают крупно не всю фи­гу­ру, а только ее значимую часть — к примеру, благословляющую руку или глаза, обращен-ные к молящимся

Такая диспропорция позволяла сделать акцент на ключевых деталях и привлечь к ним внимание зрителя

Казанская икона Божьей матери

Как гласит средневековое предание, «Казанская Богоматерь» была обнаружена на пепелище одной из церквей после пожара 1579 года в Казани. А нашла ее девочка Матрона, которой найти святыню велела, явившаяся во сне Богородица.

Этот образ наиболее почитаем и любим, и во все времена выступает «Великой заступницей России». Кто бы с мечом ни пришел на русскую землю, святое воинство перед значительными сражениями неизменно молилось Казанской Богоматери.

Единственный сохранившийся список, можно лицезреть в иконостасе Казанского собора Санкт-Петербурга.

Редакция most-beauty.ru советуем вам посмотреть на великолепные православные храмы Харбина.

8

О том, как писались иконы

Православной традиции известны сотни вариантов изображений Богородицы. Откуда же иконописцы, жившие задолго после земной жизни Христа, могли узнать, как она выглядит? Об этом писали церковные историки.

Внешний вид Пречистой полностью отражал ее духовную чистоту: говорила она с осмотрительностью, голосом ровным и приятным, ей были чужды гнев и возмущение. В очах ее светилось смирение, сердце помышляло лишь о Боге, стремилось к Нему днем и ночью. Среднего роста, с темными глазами, лицо слегка вытянутое, продолговатый нос и цветущие губы, длинные пальцы рук. Но главное, что отмечают все авторы — Мария была воистину живым вместилищем Духа Святого, Божественным чертогом, градом Божиим.

Иконы Богородицы призваны, прежде всего, не отразить портретное сходство, но описать в красках ее роль в богословии христианства, высокую миссию в деле спасения людей от вечного проклятия. И уж тем более они не предназначены для исполнения тех или иных желаний людских. Об этом следует помнить, приобретая очередную святыню.

Пречистая Дева Мария, в основном, пишется в одинаковых одеждах:

  • омофор — широкая четырехугольная накидка, закрывающая плечи и голову, их носили замужние женщины в Иудее, обычно пурпурного цвета;
  • туника — удлиненное платье с длинным рукавом, синего цвета.

Мафорий украшается тремя звездами, они символизируют приснодевство Марии: до рождества, после рождества и во время рождения Христа. Поручи, как у духовенства, обозначают служение Христу.

Иконы Божией Матери наиболее почитаемые в Православии, их названия, краткую историю, описание композиции и богословское значение вы найдете ниже.

Цвет: красный, черный, золотой

Спас на престоле с избранными святыми. Новгород, конец XIII — начало XIV века. Государственная Третьяковская галерея

В иконографии многие цвета наделяются особым смыслом и помогают автору донести определенную мысль. К примеру, золотой — цвет небесного мира, божественного сияния. Золотом чаще всего пишут нимбы святых, золотым бывает и фон иконы: сакральный образ похож на открывшееся для зрителей окно, за которым светится рай. Следуя той же логике, в европейской религи­озной живописи до эпохи Ренес­санса золотым часто делали фон картины или резного изображения.

У красного много значений. Новгородцы любили красный фон и использовали его так же, как золотой, изображая сияние иного мира. Красны­ми, пламенею­щими изображали огненных серафимов  Серафимы — шестикрылые духи, окружающие Бога, впервые упомянуты в ветхозаветной Книге пророка Исайи. В христианской тра­диции считались высшими, пламенею­щими ангелами., а иногда и других ангелов. Часто того же цвета — одежды Христа: это знак человеческой природы Спасителя, принятых им страданий и мук. Одновременно это цвет Пасхи, воскресения (на Пасхе и Светлой седмице в церкви используют красные свечи, священники облачаются в красные одежды, яйца красят в красный цвет).

Черные и реже серые — чаще всего бесы и грешники. Падшие ангелы на иконах бывают похожи на небесных духов, но почерневших, потускневших, утрати­вших небесное сияние (так они описаны во многих христианских текстах). Наконец, черный в сочетании с красным активно применялся для изображения преисподней. Здесь черный и красный обозначают две главные стихии ада — кромешную тьму и пламя геенны.

Прочтение иконы

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным. Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью…

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции. Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет, повторим, — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, — центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники — справа, а не наоборот.

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, что с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах

«Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector