1840-1850. споры между славянофилами и западниками

Возникновение западничества

Формированию западничества и славянофильства положило начало обострения идейных споров после напечатания в 1836 «Философического письма» Чаадаева. К 1839 сложились взгляды славянофилов, примерно к 1841 — взгляды западников. Общественно-политические, философские и исторические воззрения западников, имея многочисленные оттенки и особенности у отдельных западников, в целом характеризовались определёнными общими чертами. Западники выступали с критикой крепостного права и составляли проекты его отмены, показывали преимущества наёмного труда. Отмена крепостного права представлялась западникам возможной и желательной только в виде реформы, проводимой правительством совместно с дворянами. Западники критиковали феодальный строй царской России, противопоставляя ему буржуазно-парламентарный, конституционный порядок западно-европейских монархий, прежде всего Англии и Франции. Выступая за модернизацию России по образцу буржуазных стран Западной Европы, западники призывали к быстрому развитию промышленности, торговли и новых транспортных средств, прежде всего железных дорог; выступали за свободное развитие промышленности и торговли. Достижения своих целей они рассчитывали добиться мирным путём, воздействуя общественным мнением на царское правительство, распространяя свои взгляды в обществе через просвещение и науку. Пути революции и идеи социализма многие западники считали неприемлемыми. Сторонники буржуазного прогресса и защитники просвещения и реформ, западники высоко ценили Петра I и его усилия по европеизации России. В Петре I они видели образец смелого монарха-реформатора, открывшего новые пути для исторического развития России как одной из европейских держав.

Общее и различия

Сравнительная таблица поможет лучше запомнить кто такие славянофилы и западники и каковы были их сходства и различия:

Путь, по которому должна двигаться Россия

Западники считали, что Россия должна двигаться по тому же пути ведущих европейских государств

Славянофилы выступали за особый путь России в рамках формулы “Православие, самодержавие, народность”

Варианты преобразований и реформ

Западники делились на либеральных и революционных. К первым относились историки Грановский и Кавелин, а ко вторым – Герцен и Огарев

Славянофилы выступали за развитие только мирным путем

Государственный строй и отношение к конституции

Западники выступали за конституционную монархию по образу Великобритании, а наиболее радикальные – за республику по образцу США

Славянофилы считали, что для России подходит только самодержавная монархия

Крепостное право

Западники выступали за отмену крепостного права и использование наемного труда, в целом это был опыт Западной Европы или Великого княжества Финляндского

Славянофилы тоже выступали за отмену крепостного права, но считали необходимым сохранить традиционную крестьянскую общину

Представления об экономике

Западники настаивали на применении передового западного опыта, например, британского, так как Великобритания была в те годы “фабрикой мира”

Славянофилы считали необходимым участие правительства в механизации труда и строительстве железных дорог

Религиозный вопрос

Западники ставили религию во второстепенное положение относительно государственных вопросов

Славянофилы считали православную веру краеугольным камнем для русского народа, признавали его особую историческую миссию

Отношение к личности Петра I

Западники относились к нему как к великому реформатору

Славянофилы считали, что Петр направил развитие российского государства по чуждому народу пути, у них больше симпатий вызывали цари периода существования Земских соборов

Взгляды западников на государственный строй были похожи на программы декабристов. Павел Пестель в “Русской Правде” предлагал ввести республику, а Никита Муравьев – конституционную монархию.

Рис. 3. Герцен и Огарев.

Это интересно: Кто такой кинестетик

Критика западников и славянофилов

Даже беглое сравнение взглядов славянофилов и западников даёт чёткое понятие об их позициях. Первые были консерваторами, выступавшими против либеральных и идей и некоторых технологических новшеств, которые могли пошатнуть сложившиеся устои. Вторые же считали, что Россия отстаёт от Европы по множеству параметров – экономика, развитие общества, промышленность, и считали, что необходимо как можно быстрее навёрстывать это отставание, чтобы не оказаться в аутсайдерах.

Однако, сильные и слабые стороны были у обеих сторон. Копирование западного уклада жизни не могло прижиться в России, все эти либеральные идеи нуждались, как минимум, в некоторой адаптации, к тому же сам факт слепого копирования априори лишён творческого начала. А позиция славянофилов в некоторой перспективе вела к неизбежному отставанию и увеличению разрыва в развитии между Россией и странами Запада. Как показало время, Российская империя в конце концов всё-таки выбрала западный путь развития. А спор между славянофилами и западниками к концу XIX начал стихать сам собой из-за сближения представителей обоих этих философско-общественных течений.

Основные идеи и взгляды западников

Важно отметить, что западники вовсе не отрицали русскую идентичность и самобытность. Они настаивали лишь на том, что Россия должна развиваться в фарватере европейской цивилизации

И в фундаменте этого развития должны быть заложены общечеловеческие ценности и личностные свободы. При этом общество они рассматривали в качестве инструмента для реализации отдельно взятого индивида.

К основным идеям западнического движения можно отнести следующие:

  • Перенимание главных ценностей Запада.
  • Сокращение отставания между Россией и Европой.
  • Развитие и углубление рыночных отношений.
  • Утверждение в России монархии конституционного образца.
  • Ликвидация крепостного права.
  • Развитие всеобщего образования.
  • Популяризация научных знаний.

Этапы развития

Славянофильство как целостное направление общественной мысли просуществовало с по год.

Период становления славянофильства (1839-1848)

А.С.Хомяков в мурмолке. Рисунок карандашом Э.А.Дмитриева-Мамонова. 1850-е годы. Музей ИРЛИ

А.С. Хомякова

«Москва сороковых годов принимала деятельное участие за мурмолки и против них… Споры возобновлялись на всех литературных и нелитературных вечерах… раза два или три в неделю. В понедельник собирались у Чаадаева, в пятницу у Свербеева, в воскресенье у А.П. Елагиной«

Славянофилами издается журнал «Московский наблюдатель», основанный в складчину, с года — его сменил «Москвитянин»

В и в годах выходят в свет два «Московских литературных и ученых сборника», обративших на себя внимание властей.

Период распада славянофильского кружка и разложения самого славянофильства (1861 — 1875)

В декабре года в последнем номере газеты «День» И.С. Аксаков публикует статью «Отчего так нелегко живется в России?».

С.М. Сергеев в статье «Проблема позднего славянофильства» предлагает следующую хронологию развития славянофильского движения :

1839-1857 гг. — «теоретическое» славянофильство, когда в дискуссиях с западниками и внутри самого кружка вырабатывались основные идеологемы «московских славян».

1858-1882 гг. — «практический» этап. Он связан с активными попытками славянофилов претворить свои идеалы в общественной жизни.

1883-1910-е гг. — «позднее» славянофильство, период его «угасания», маргинализации. Славянофильство, несмотря на попытки обновления, постепенно превращается в замкнутую идеологическую секту с влачащими жалкое существование малотиражными и нечитаемыми газетами и журналами. Какую-то одну конкретную дату завершения славянофильства назвать затруднительно. Оно умирало вместе со своими «последними могиканами»: Н.П. Аксаковым (+ 1909), А.А. Киреевым (+ 1910), С.Ф. Шараповым (+ 1911), В.И. Ламанским (+ 1914), Ф.Д. Самариным (+ 1916), Д.А. Хомяковым (+ 1918), А.В. Васильевым (+ после 1917).

Значение споров

Разница взглядов славянофилов и западников помогла стране подобрать идеальный путь развития. Несмотря на то, что в основу реформ легли все-таки «прозападные» взгляды, церковь отделилось от государства, а самодержавие прекратило свое существование, некоторые концепции славянофилов были сохранены и пронесены через века.

Кроме того, были в их концепциях одинаковые моменты. Оба движения понимали, что крепостное право давно устарело и тормозит развитие страны, а без развитой экономики у России просто нет будущего. Главной заслугой славянофилов стало то, что они сумел пробудить у народа интерес к собственной культуре и сохранить многие ее достижения. Тот же В. Даль создал свой знаменитый «Толковый словарь», сохранив живой язык для потомков.

Российская империя

  • Список императоров России по порядку и годы их правления
  • Территории, входившие в состав Российской империи
  • Деятельность Госдумы 1906-1917 гг.
  • Табель о рангах. Главное
  • Первая всеобщая перепись Российской империи
  • Революция 1905-1907 гг.: причины, цели, итоги
  • Россия в Первой мировой. Самое главное
  • Коротко об эпохе дворцовых переворотов
  • История герба России

ЕГЭ по истории

  • Кодификатор ЕГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод первичных баллов ЕГЭ во вторичные. Шкала баллов по заданиям
  • Правители от Рюрика до Путина
  • Даты всемирной истории для ЕГЭ
  • Краткая характеристика всех периодов русской истории
  • Демоверсия ЕГЭ с ответами

ОГЭ по истории

  • Кодификатор ОГЭ с объяснением всех тем
  • Перевод баллов ОГЭ в оценку
  • Демоверсия ОГЭ с ответами
  • Даты всемирной истории для ОГЭ

Выбери ответ

Предметы

  • Русский
  • Общество
  • История
  • Математика
  • Физика
  • Литература
  • Английский
  • Информатика
  • Химия
  • Биология
  • География

Социально-политические течения 1830-гг.

Россия первой половины XIX века представляла собой благодатную почву для формирования и развития русской общественно-политической мысли. Конфликт основных идейных течений этого периода — консерватизма, либерализма, утопического социализма — определил дальнейшую историю страны.

Формирование, развитие и особенности основных идеологий

Характерно, что противопоставление России и Запада, позднее отраженное в доктринах консерваторов, являлось частью официальной государственной идеологии согласно Манифесту от 13 июля 1826 года. Николаем I страна провозглашалась обособленной от западной цивилизации, ее либерально-демократических идей. Эта концепция в дальнейшем стала основой для создания теории официальной народности с ее лозунгом: «Православие. Самодержавие. Народность». Ее противоположность — идейные доктрины либералов, признающих лишь западные ценности.

Так, в период правления Николая I общество оказалось расколото на несколько лагерей, имеющих собственный взгляд на историю и развитие России:

  • Консерваторы — представители общественно-политического течения, утверждающего самобытность страны, необходимость сохранения исторических основ и порядков. Главным условием процветания общества считали укрепление самодержавной власти. Известные идеологи: С. Уваров, Н. Карамзин, Ф. Булгарин, М. Погодин.
  • Либералы — сторонники идей свободного общества, отмены изжившего себя крепостного права, перехода к конституционной монархии. Решение социально-политических проблем видели в постепенной перестройке общества, усилении роли народного мнения в жизни страны. Среди последователей числятся П. Чаадаев, А. Гончаров, И. Тургенев, В. Майков, С. Соловьев.
  • Приверженцы социалистических принципов, сформировавшие учение, называемое русским утопическим социализмом, занимались распространением идей западного революционного движения. Пропагандой их среди населения, а также подготовкой возможного народного восстания занимались члены кружка М. Буташевича-Петрашевского, среди которых — А. Майков, Ф. Достоевский, М. Салтыков-Щедрин.

Это интересно: Советско-финская война: слава или позор Красной армии?

Сравнительная характеристика западников и славянофилов

Позиции для сравнения

Западники

Славянофилы

Пути дальнейшего развития России

Россия должна двигаться по пути, уже пройденному западноевропейскими странами. Овладев всеми достижениями западной цивилизации, Россия совершит рывок и достигнет большего, чем страны Европы, за счет того, что будет действовать на основе заимствованного у них опыта.

У России – совершенно особый путь. Ей не нужно учитывать достижения западной культуры: за счет соблюдения формулы «Православие, самодержавие и народность» Россия сможет добиться успеха и достичь равного с остальными государствами, а то и более высокого положения.

Пути преобразований и реформ

Наблюдается деление на 2 направления: либеральное (Т. Грановский, К. Кавелин и др.) и революционное (А. Герцен, И. Огарев и др.). Либералы выступали за мирные реформы «сверху», революционеры – за радикальные способы решения проблем.

Все преобразования только мирным путем.

Отношение к конституции и необходимому для России общественно-политическому строю

Выступали за конституционный порядок (по примеру конституционной монархии Англии) или за республику (наиболее радикально настроенные представители).

Возражали против введения конституции, считая единственно возможным для России неограниченное самодержавие.

Отношение к крепостному праву

Обязательная отмена крепостного права и поощрение использования наемного труда – таковы взгляды западников этом вопросе. Это ускорит ее развитие, приведет к росту промышленности, экономики.

Выступали за отмену крепостного права, но при этом, как они считали, необходимо было сохранить привычный уклад крестьянской жизни – общину. Каждую общину необходимо наделить землей (за выкуп).

Отношение к возможностям развития экономики

Считали нужным быстрыми темпами развивать промышленность, торговлю, строить железные дороги – все это с использованием достижений и опыта западных стран.

Выступали за поддержку правительством механизации труда, за развитие банковского дела, строительство новых железных дорог. Во всем этом нужна последовательность, действовать надо постепенно.

Отношение к религии

Некоторые западники относились к религии как к суеверию, некоторые исповедовали христианство, но ни те, ни другие не ставили религию во главу угла, когда дело касалось решения государственных вопросов.

Религия имела для представителей этого течения огромное значение. Тот целостный дух, благодаря которому идет развитие России, невозможен без веры, без православия. Именно вера – «краеугольный камень» особой исторической миссии русского народа.

Отношение к Петру I

Отношение к Петру Великому особенно резко «разводит» западников и славянофилов.

Западники считали его великим преобразователем и реформатором.

Отрицательно относились к деятельности Петра, полагая, что он насильно заставил страну двигаться по чуждому ей пути.

Корни появления славянофилов и западников

Принято считать, что раскол в общество по поводу выбора своего пути или наследования Европы внес царь, а позже император Петр 1, который пытался модернизировать страну на европейский лад и в результате привнес на Русь множество укладов и устоев, которые были характерны исключительно для западного общества. Но это был только 1, крайне яркий пример того, как вопрос выбора решался силой, и всему обществу это решение навязывалось. Однако история спора намного сложнее.

Истоки славянофильства

Для начала следует разобраться с корнями появления славянофилов в российском обществе:

  1. Религиозные ценности.
  2. Москва есть третий Рим.
  3. Реформы Петра

Религиозные ценности

Первый спор о выборе пути развития историки обнаружили в ХV столетии. Состоялся он вокруг религиозных ценностей. Дело в том, что в 1453 году Константинополь, центр православия, был захвачен турками. Авторитет местного патриарха падал, все больше было разговоров о том, что священники Византии теряют «праведный моральный облик», а в Европе католической это происходит уже давно. Следовательно, Московское царство должно оградить себя от церковного влияния этих стран и провести очищение («исихазм») от ненужных для праведной жизни вещей, в том числе от «суеты мирской». Открытие в 1587 году патриархата в Москве стало доказательством того, что Россия имеет право на «свою» церковь.

Москва есть третий Рим

Дальнейшее определение необходимости своего пути связано с XVI столетием, когда родилась идея о том, что «Москва – третий Рим», а значит должна диктовать свою модель развития. В основе этой модели лежало «собирание земель русских» для защиты их от пагубного влияния католицизма. Тогда и родилась концепция «Святая Русь». Церковная и политическая идеи соединились в одну.

Реформаторская деятельность Петра

Реформы Петра начала ХVIII столетия были поняты не всеми подданными. Многие были убеждены, что это ненужные России меры. В определенных кругах даже родился слух, что во время визита в Европу царя подменили, ведь «настоящий русский монарх никогда не будет перенимать чуждые порядки». Реформы Петра раскололи общество на сторонников и противников, чем создали предпосылки для формирования «славянофилов» и «западников».

Истоки западничества

Что касается корней возникновения идей западников, кроме вышеуказанных реформ Петра следует выделить еще несколько важных фактов:

  • Открытие западной Европы. Как только подданные российских монархов открывали для себя страны «другой» Европы на протяжении XVI-XVIII веков, они понимали разницу между регионами западной и восточной Европы. Они начинали задаваться вопросами причин отставания, а также путей решения этой сложной экономической, социальной и политической проблемы. Под влиянием Европы находился Петр, после «заграничного» похода во время войны с Наполеоном многие дворяне и интеллигенция начали создавать тайные организации, целью которых было обсуждение будущих реформ на примере Европы. Самой известной подобной организацией было общество декабристов.
  • Идеи Просвещения. Это XVIII столетие, когда мыслители Европы (Руссо, Монтескье, Дидро) высказывали идеи о всеобщем равенстве, распространение образования, а также об ограничении власти монарха. Эти идеи быстро попали в Россию, особенно после открытия там университетов.

Концепция славянофилов

По какому пути должна развиваться Россия? Славянофилы полагали, что у страны есть своя дорога с главной формулой «Православие, самодержавие, народность». Именно эта концепция должна помочь России пойти по своему пути преобразований и добиться более высокого положения в мире. Как показала дальнейшая практика, формула все-таки не сработала.

Пути преобразований и реформ избирались исключительно мирные. Славянофилы были против введения конституции, были ярыми сторонниками монархии и не поддерживали никаких революционных мер. Это была очень консервативная ячейка, не желающая идти по реформаторскому пути. Правда, большинство славянофилов все-таки поддерживало отмену крепостного права с условием сохранения общинного строя в деревнях. Дополнительной опорой славянофилов была религия: православие в их философии было краеугольным камнем самого существования России. Кроме того, славянофилы известны тем, что решительно выступали против реформ языка, стараясь вымарать из речь любые западные заимствования.

Оценки

Термины «западничество», «западники» (иногда — «европейцы»), так же как и «славянофильство», «славянофилы», родились в идейной полемике 1840-х гг. Уже современники и сами участники этой полемики указывали на условность и неточность этих терминов.

Русский философ второй половины XIX века В. С. Соловьёв (сам придерживавшийся идей западничества) определял западничество как «направление нашей общественной мысли и литературы, признающее духовную солидарность России и Западной Европы как нераздельных частей одного культурно-исторического целого, имеющего включить в себе все человечество… Вопросы об отношении веры и разума, авторитета и свободы, о связи религии с философией и обеих с положительной наукой, вопросы о границах между личным и собирательным началом, а также о взаимоотношении разнородных собирательных целых между собой, вопросы об отношении народа к человечеству, церкви к государству, государства к экономическому обществу — все эти и другие подобные вопросы одинаково значительны и настоятельны как для Запада, так и для Востока».

Как писал Ю. М. Лотман,

По мнению политолога В. Б. Пастухова в идеологии славянофильства и западничества не было ничего специфически русского. Учёный ссылается на британского историка Арнольда Тойнби, писавшего по этому поводу, что в любом отсталом обществе, которому нужно противостоять более сильному в военном и экономическом отношении противнику, возникает два течения: «иродианство» — ратующее за копирование иностранных общественных институтов, и «зелотизм» — призывающее к изоляции ради сохранения традиционного уклада. По мнению Тойнби, ни то, ни другое течение не могут привести общество к успеху, потому что оба они лишены творческого начала. Также Пастухов отметил, что «Перефразируя Ленина, можно сказать, что существуют «три источника, три составные части» большевизма: «западничество» и «славянофильство», как два основных направления русских интеллектуальных поисков середины XIX века, и православная религиозная традиция, ставшая той «чувственной подкладкой», которая помогла соединить вместе то, что, казалось бы, соединено быть не может никогда».

Известные западники: Тургенев, Белинский, Салтыков-Щедрин

Известно, что к идеям западничества положительно относился русский писатель Иван Тургенев. Будущий литератор увлекся идеями в Германии, куда отправился после окончания университета. Уклад западной жизни произвел на юношу сильное впечатление. Он был убежден, что вытянуть Россию из мрака, в котором она пребывает, сможет лишь усвоение общечеловеческой культуры.

Последователями течения были также литературный критик Виссарион Белинский, русский философ и публицист Петр Чаадаев, писатели Николай Некрасов и Иван Гончаров.

Известно, что литератор Михаил Салтыков-Щедрин пытался примирить западников и славянофилов, но все же сильнее склонялся к идеям первых.

На философские воззрения западников оказали влияние Шиллер, Гегель, Шеллинг, Фейербах, Конт и Сен-Симон.

Салтыков-Щедрин. Иван Крамской, 1879. Википедия

«Консерваторы, западники и славянофилы»

Общественная мысль во второй половине XIX в. Официальная государственная идеология. Консерваторы, западники и славянофилы (общее и различия). Таблицы, схемы, кратко…

Консерваторы

Консерватизм в России опирался на теории, доказывавшие незыблемость самодержавия и крепостного права. В начале XIX в. русский историк Н. М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

С целью идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С. С. Уваров создал теорию официальной народности.

Теория Уварова была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Самодержавие декларировалось как единственно возможная форма правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как присущая русскому народу глубокая нравственность и религиозность. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права. Эти идеи развивались журналистами Ф. В. Булгариным и Н. И. Гречем, профессорами Московского университета М. П. Погодиным и С. П. Шевыревым. Теория официальной народности пропагандировалась через прессу, внедрялась в систему просвещения и образования.

Славянофилы и западники

В полемике о месте России в мировой истории оформились противоположные течения русской социально-философской мысли — славянофильство и западничество. Начало дебатам об исторической судьбе России было положено опубликованием П. Я. Чаадаевым на страницах журнала «Телескоп» в 1829—1831 гг. его «Философских писем». Он выступил с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Спасение России он видел в использовании европейского опыта. Труды П. Я. Чаадаева были запрещены к публикации в России. Позже его сторонники оформились в западников, а его критики — в славянофилов.

Лидерами славянофильства были А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин, которые выступили с обоснованием самобытного пути развития России. Свои труды славянофилы публиковали в журналах «Европеец», «Русская беседа», «Московский сборник». По мнению славянофилов, Петр I нарушил традиционное развитие России, дворянство и интеллигенция, усвоив западноевропейскую культуру, оторвались от народной жизни.

В московский кружок западников входили А. И. Герцен, Т. Н. Грановский, Н. П. Огарев, К. Д. Кавелин и др. К западникам относился писатель И. С. Тургенев. Западники объединялись вокруг руководимых В. Г. Белинским журналов «Отечественные записки» и «Современник». Западники критиковали русскую действительность, видели причину отставания России от Западной Европы в приверженности традициям. Они считали, что православие во многом тормозит развитие страны.

Утопический социализм

К середине XIX в. в среде российской интеллигенции приобрела популярность идея утопического социализма, учения о справедливом устройстве общества.

Идеи социалистов-утопистов нередко представляли собой фантастическое описание будущего справедливого общества. Термин «социализм» впервые был употреблен в 1834 г. в книге французского писателя Пьера Леру «Об индивидуализме и социализме». Социалистические теории принято называть утопическими, потому что осуществить их либо невозможно, либо крайне затруднительно. Социалистические идеи возникли в XIX в., когда в экономике развитых государств Европы утвердился капитализм.

Основоположниками утопического социализма в России были А. И. Герцен и Н. П. Огарев. Они считали, что Россия в своем развитии может перескочить стадию капитализма и сразу же оказаться в социализме. А. И. Герцен и Н. П. Огарев возлагали надежды на крестьянскую общину, в которой видели зародыш будущего социалистического общества. Для достижения своих целей они предлагали усовершенствовать систему народного образования, чтобы крестьяне поняли свою историческую миссию и начали строить социализм. Из-за преследования властей А. И. Герцен и Н. П. Огарев вынуждены были эмигрировать за границу.

Таблица «Консерваторы, западники и славянофилы»

Конспект урока по Истории России «Консерваторы, западники и славянофилы».

Следующая тема: «Начало промышленного переворота».

Предшественники западничества

Своего рода предшественниками западнического мировоззрения в допетровской России были такие политические и государственные фигуры XVII века, как московские бояре — воспитатель и фаворит царя Алексея Михайловича Б. И. Морозов, главы Посольского приказа, фактически возглавлявшие русские правительства, — А. С. Матвеев и В. В. Голицын.

В.С. Соловьёв писал, что «сложность состава и постепенность развития европейской культуры, породившие на Западе множество разнообразных и противоборствующих интересов, идей и стремлений, неизбежно отразились и в русском сознании при усвоении ими западной образованности». Если для «начинателей русской культуры», к которым Соловьёв относил Петра I и М. В. Ломоносова, всякие различия закрывались общей противоположностью между «западным» образованием и домашней дикостью, между «наукой» и «невежеством», то уже в царствование Екатерины II среди приверженцев «западного» образования обозначилось резкое разделение двух направлений: мистического и вольномыслящего — «мартинистов» и «вольтерианцев». Лучшие представители обоих направлений, такие как Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, сходились, однако, в любви к просвещению и интересу к общественному благу. Хотя он спорил с крайним первым западником Чаадаевым, поскольку был противником католической теологии и защищал православное богословие, но предшественником и единомышленником зрелых западников 40х годов был А. С. Пушкин.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector