7 теорий отвечающих на вопрос, есть ли бог

Есть Бог или нет мнение ученых. Доказательства того, что Бог существует.

На чём может быть основано доказательство того, что Бог – существует? Непосредственно представить Самого Бога не представляется возможным. Поэтому, доказать существование Бога можно представить в следующем виде:

Существование однозначных законов, которые указывают на некий объект – обладающий качествами Всевышнего

Причём, важно, чтобы представленные законы не имели ни одного случая исключений

Рассмотрим следующие законы мироздания.

Закон первый, не имеющий исключений.

Это закон причинно-следственной связи. Из этого закона следует, что любое проявление имеет одну или несколько причин, и само, в свою очередь, является причиной других проявлений. Всё, что мы видим вокруг, является следствием какой-либо причины.

Исходя из этого закона следует:  для того, чтобы появились все существующие объекты, должна существовать одна изначальная Первопричина   всего сущего, и эта Первопричина – существует вне закона времени.

Закон  второй, не имеющий исключений.

   Неодушевлённые (неживые) объект – могут становиться  причиной других неодушевлённых объектов.

   Одушевлённые (живые) объекты – могут становиться причиной как неодушевлённых, так и одушевлённых объектов.  

Из этого закона следует:   Первопричиной всего мироздания может быть только живое (одушевлённое) существо.

Ранее, когда живая природа ещё не была так хорошо изучена, появлялись гипотезы, что живые существа могут зарождаться непосредственно из неживой природы. При проведении более тщательных исследований, и соблюдая чистоту экспериментов,  учёные не смогли воспроизвести процесс зарождения жизни из неорганической субстанции. Позднее, когда была открыта молекула ДНК, и стало известно, что информация в ней хранится в закодированном виде, попытки “зародить” жизнь из неживой субстанции, среди адекватных людей не встречаются.

Закон  третий, не имеющий исключений.

Если все части одного объекта, имеют одно общее свойство, то объект, целиком состоящий из таких частей, также обладает этим свойством .

Например: если все, без исключения части из которых состоит стол, сделаны из дерева, то можно сказать, что и стол целиком сделан из дерева.  Всё это абсолютно очевидно.

Вся живая биомасса Земли, состоит из живых объектов. Все живые объекты, имеют одно общее свойство:  причиной их появления, стал другой живой объект (закон № 2). Согласно третьему закону, вся биомасса Земли (то есть жизнь на Земле), имеет   источник жизни, который может быть только – .

Влияние материализма и атеизма на поступки

Когда человек исходит из того, что его смерть – это окончательный и абсолютный конец для него, и после момента смерти для человека уже ничего и ни в какой форме не будет, то он совсем иначе смотрит на свои поступки, на то, что можно, а что нельзя.

Такому человеку оказывается невозможным отказать себе в реализации порока, поскольку он будет исходить не из того, плохо это или хорошо, правильно или неправильно, а из того, смогут ли его поймать и наказать или нет. И если наказания не будет, то тогда, что плохого для него, если он реализует своё желание, удовлетворит свой порок, свой грех, коли его всё равно не накажут. И, действительно, что плохого для человека в поступке, если за него не придётся отвечать?

Кроме того, если нет добра и зла, как абсолютных величин, то тогда каждый сам может трактовать, что хорошо, а что плохо. И каждый сам сможет найти лицемерные и благодетельные обоснования для любых, даже самых низких поступков. Таким образом получается, что человек, исходящий из того, что у человека нет души, что добро и зло относительны, и что смерть – абсолютный конец, видит следующий тип поведения для себя наиболее выгодным и эффективным в подобном мире:

  1. Добро и зло относительны, а значит можно самому определять, что хорошо, а что плохо, в таком случае, можно греховное, но выгодное для себя, объявить хорошим, когда это выгодно, а хорошее, но невыгодное, плохим. Ведь, если добро и зло относительны, то каждый сам сможет установить точку отсчёта и моральные координаты, а руководствоваться в этом процессе он будет своей выгодой;
  2. Поскольку никакого наказания за переделами этого мира для такого человека не существует, то можно делать, что угодно из того, что хочется или нужно, главное, чтобы не поймали. И за счёт различных средств, например, с помощью лжи и подкупа, создавать себе положительную репутацию, совершая при этом порочные поступки и скрывая их, поскольку ни кармы, ни чего-то более высокого за пределами физического мира для такого человека нет, а значит репутация здесь на Земле для него первична.

Конечно, читатель может сказать, что существует общественная мораль и она останавливает человека от дурных поступков. Но мораль упирается в конечном счёте в вопрос «почему» и на том моменте отмирает. Например, почему нельзя своровать то, что хочешь получить, если точно не поймают и не накажут? Мораль не сможет найти ответа на этот вопрос. Она будет в состоянии сказать только то, что это плохо, потому что плохо и точка. Кроме того, как уже было сказано выше, когда добро и зло воспринимаются как величины относительные, то мораль легко дрейфует в нужную для человека или общества сторону, и принимает те формы, которые позволят оправдать реализацию своих пороков, превратив их из аморальных в моральные.

После клинической смерти

10) Невролог, который утверждает, что клиническая смерть — это на самом деле путешествие в другой мир (2013 год)

Несмотря на то, что в этом пункте не говорится о точности существования ада или рая, мысли данного учёного достойны быть услышанными, потому как несут рациональное зерно.

Научное исследование показало, что переживания клинической смерти и связанных с ней видимым ярким светом, путешествием по туннелю, или же ощущением выхода из собственного тела являются самыми яркими в жизни человека, и очень сильно отпечатываются в памяти.

Доктор Стивен Лорейс (Steven Laureys), бельгийский невролог, который возглавляет Coma Science Group в университетской больнице в городе Льеж (Бельгия) на протяжении многих лет проводил беседы с людьми, пробуждающимся от комы и рассказывающими ему о своих «путешествиях» во время клинической смерти.

Невролог и его коллеги просили таких людей пройти специальный тест, который показывал полную картину сенсорных и эмоциональных деталей воспоминаний. Затем они сравнивали полученную картину клинической смерти с другими воспоминаниями о трудных жизненных ситуациях, происходивших в реальности, а также с воспоминаниями о мечтах.

Учёные с удивлением обнаружили, что эмоции от пережитой клинической смерти гораздо богаче по сравнению с любым воображаемым или реальным событием, в том числе рождение ребёнка и вступление в брак.

10 апреля 2013 года доктор Лорейс в интервью CNN рассказал, что пациенты, пережившие клиническую смерть, часто боятся об этом говорить из-за того, что, по их мнению, никто не отнесётся всерьез к их словам.

Однако, большинство людей, переживающих нечто подобное, меняются навсегда, они уже больше не боятся смерти.

В тесте также был вопрос о том, насколько сильно человек верил, что происходящее с ним случается на самом деле. Доктор Лорейс, который полагает, что переживание подобного опыта связано с физиологией человека, подчеркивает, что пациенты были полностью убеждены в реальности происходящего.

Также было обнаружено, что достаточно всего лишь подумать о том, что ты умираешь, чтобы пережить такой опыт.

Доктор Лорейс не спекулирует на тему существования ада и рая, но подчёркивает, что лишь незначительное меньшинство случаев рассказов о клинической смерти являются ужасающими. Большинство из них – это приятные истории.

То есть иными словами, в рай попадает больше людей

Чудесное творение

Интернет взорвало откровение известного британского ученого Энтони Флю (Antony Garrard Newton Flew), с которым он выступил, отрекаясь от своей — атеистической — веры. Произошло это еще в 2004 году, когда Флю исполнился 81 год:

— Мои ошибочные взгляды, несомненно, повлияли на мировоззрение множества людей, и я хочу исправить тот огромный вред, который я, по всей видимости, нанес им, — заявил ученый, который до этого воодушевленно и яро читал атеистические лекции в разных высших учебных заведениях.

На днях откровение Флю почти десятилетней давности всплыло стараниями блоггеров. И вызвало заинтересованную реакцию многих. Что не удивительно для тех, кто не был с ним — откровением — знаком. Когда известные люди, а тем более атеисты соглашаются с тем, что Бог есть, это шокирует. Вызывает желание понять, в чем причина.

Вот что пояснил в свое время сам Энтони Флю:

— Биологическое исследование ДНК показало, что для возникновения жизни требуется поистине невероятное сочетание множества различных факторов, а это, несомненно, приводит к выводу об участии во всем этом того, кто способен творить… Существующие факты убедили меня в абсурдности теории, утверждающей, что первый живой организм произошел из неживой материи, а затем путем эволюции превратился в создание необычайной сложности… Сейчас, даже сама мысль о возможности происхождения первого организма, способного к самовоспроизводству, по сценарию спонтанной естественной эволюции, видится мне кощунственной…

Отметим,что Энтони Флю скончался 8 апреля 2010 года в возрасте 87 лет.

Флю тут не одинок. По сути ему вторит Фрэнсис Крик, который один из первых описал спиральную структуру молекулы ДНК:

— В свете знаний, которые доступны нам сегодня, единственное заключение, к которому может прийти непредвзято мыслящий человек — это признание того факта, что жизнь является результатом некоего чудесного творения, а иначе, как же можно объяснить удивительно точное взаимодействие огромного количества факторов, необходимых для зарождения жизни и ее развития…

А вот в чем недавно признался американский биохимик профессор Майкл Бехе, сотрудник Университета Лихай (Lehigh) города Бетлехем, штат Пенсильвания, автор книги «Черный ящик Дарвина»:

— За последние 50 лет биохимики раскрыли множество важных тайн человеческой клетки. Десятки тысяч людей посвятили свою жизнь лабораторным исследованиям для того, чтобы раскрыть эти секреты. Но все усилия, потраченные для изучения живого организма, ясно дали один результат: «Творение».

Проблема бытия Бога

Вопрос «Существует ли Бог?» является одной из фундаментальных проблем в истории человечества. Он актуален не только для богословов, философов и учёных, но и для каждого человека. В поисках ответов на этот вопрос люди неизбежно обращаются к так называемым «доказательствам существования Бога».

Доказательства бытия Бога формулировались ещё в древности, как только к этому вопросу начали применять законы логики. На эту тему размышляли Ксенофан, Платон. Аристотель. Позднее доказательствам существования Всевышнего посвящали свои труды многие христианские богословы: Ансельм Кентерберийский, Фома Аквинский, Афанасий и Василий Великие, Григорий Богослов, Иоанн Дамаскин и другие. Затем эту проблему изучали философы Нового времени – Кант, Гегель, Лейбниц.

Церковь Преображения Господня (Кижи, Россия)

Однако рассматривать существование Бога исключительно с научных позиций не имеет смысла. Бытие Всевышнего невозможно доказать рационально и логически. Ведь Он не материален, а Богопознание является духовным и субъективным процессом. Протопресвитер Александр Шмеман отмечает:

Поэтому подобные аргументы лишь косвенно подтверждают существование Творца. Верующих они могут укрепить в их вере, а сомневающихся – мотивировать сделать первый шаг к Богопознанию. Вот что говорит про доказательства Бога греческий православный философ и богослов Христос Яннарас:

Популярное за 7 дней

Псалом, который нужно читать для принятия верного решения
18.10.21 10:13

Три евангельские заповеди, необходимые для спасения, прп. Амвросия Оптинского
23.10.21 10:54

Григорий Хандзтийский: 3 совета о том, как жить по воле Божьей
19.10.21 12:24

Красота Святогорской Лавры
21.10.21 14:50

Зачем ставить свечи перед иконами?
22.10.21 17:35

Что есть рай Христов и как возлюбить ближнего
18.10.21 17:27

Обязательна ли для православных многодетность?
20.10.21 15:14

Грешно ли тратить на себя деньги, когда в мире столько бедных?
18.10.21 15:14

Какой самый главный вызов для священников сегодня?
19.10.21 21:10

Митрополит Антоний (Паканич) о душе, жизни и смерти: 5 мыслей
20.10.21 19:40

Надежда и свобода

Христос говорит о нераскаянных грешниках: «И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную» (Мф. 25, 46)

Здесь очень важно понимать, что вечность — не синоним бесконечности. Между этими двумя понятиями существует принципиальное отличие

Бесконечность мучений подразумевает неограниченный во времени процесс. Вечность, же — отсутствие самого времени вообще. Вечные мучения — это мучения, происходящие в вечности, а не во времени, но это совсем не означает невозможности их окончания. Категории «прошлое-настоящее-будущее» или «начало-окончание» к вечности вообще применить нельзя, поскольку все это — характеристики временных процессов. Григорий Богослов говорил об этом так: «Вечность есть протяжение, непрестанно протекающее не во времени. А время — мера солнечного движения». Нам, живущим во времени, трудно представить, что это такое, у нас отсутствует опыт такого вневременного бытия, нет даже понятий и слов для описания вечности. Но мы имеем грозное предупреждение Христа о том, что в вечности любовь Божия окажется мучением для тех, кто сознательно отвергал эту любовь в своей временной жизни.

Бог вечно любит человека, а человек свободен вечно отвергать эту любовь, воспринимать ее как мучение, в котором окажется повинен только он сам. Логически тут все сходится. Но Бог есть Любовь. А любовь – выше логики. И это не аксиома, а результат личного опыта живого общения с Богом многих и многих поколений христиан. Некоторые из них, подобно преп. Исааку Сирину, были переполнены этой Божией любовью настолько, что верили – такая любовь преодолеет все преграды, ведь для Бога нет ничего невозможного, и Он способен спасти, в конце концов, всех.

Это не догматическое учение Церкви, но это выражение надежды христиан на то, что, вопреки всякой справедливости, логике и законам природы каждый человек, сколь бы он ни был пропащий, получит возможность спасения по милости Всеблагого Бога. Однако каждый человек свободен и отвергнуть это спасение. А адские муки, даже если они (как это полагали Исаак Сирин и святитель Григорий Нисский), будут иметь конец, не перестанут от этого быть муками. Когда болят зубы, человек теряет чувство времени, ему кажется, что эта боль была с ним вечно и никогда не кончится. Что же говорить тогда о геенне, про которую преподобный Исаак Сирин сказал: «Остережемся в душах наших и поймем, что хотя геенна и подлежит ограничению, весьма страшен вкус пребывания в ней, и за пределами нашего познания — степень страдания в ней».

Существует ли Бог — кто сотворил Бога?

Нередко атеисты задают христианам вопрос: «Если Вселенную создал Бог, кто же тогда создал Самого Бога?…» (Многие люди совершено искренне ломают над этим голо- ву). Но Библия указывает, что Бог не имеет начала (Он вечен). То, что применимо к Все- ленной, не относится к ее Создателю. Поэтому вопрос: «Кто сотворил Бога?» – лежит за пределами логики (как, например, вопрос: «На ком женат холостяк?»). Более искушенный спорщик спросит: «Но если Вселенная нуждается в причине, почему же в ней не нуждается Бог? А если у Бога не должно быть никакой причины, почему же она должна быть у Вселенной?» Дать ответ нам поможет следующее умозаключение:

  1. Все, что имеет начало, имело и причину
  2. Вселенная имеет начало
  3. Следовательно, Вселенная имела причину

Здесь важны слова, выделенные жирным шрифтом. Вселенная обязана иметь причину, поскольку, как будет показано ниже, у нее было начало. Бог же, в отличие от Вселенной, начала не имел и потому в причине не нуждается.

Кроме того, общая теория относительности Эйнштейна, подтвержденная экспериментально, свидетельствует о связи времени с материей и пространством. Следовательно, и само время должно было начать свой ход одновременно с материей и пространством в начале Вселенной. Бог же, по определению, Создатель Вселенной, включая и время. Поэтому Он не ограничен в рамках созданного Им временного измерения и не имел начала во времени – а значит, для Него нет нужды и в причине.

В противоположность этому, существуют убедительные доказательства того, что у Вселенной было начало. Это можно вывести из основополагающих физических законов – начал термодинамики.

  1. 1-е начало: общее количество массы и энергии во Вселенной постоянно.
  2. 2-е начало: количество энергии, пригодной для совершения работы, во Вселенной уменьшается, то есть энтропия стремится к максимуму.

Если общее количество массы и энергии ограничено, а количество энергии, пригодной для совершения работы, уменьшается, то из этого следует, что Вселенная не может существовать вечно: в противном случае она бы уже исчерпала всю пригодную энергию и пришла бы к так называемой «тепловой смерти». Все радиоактивные атомы распались бы, все части Вселенной достигли бы одинаковой температуры, и дальнейшее совершение работы было бы невозможным. Следовательно, самым разумным представляется следующий вывод: Вселенная была создана с большим количеством энергии, пригодной к употреблению, и теперь эта энергия истощается. А что, если наш поднаторевший в спорах оппонент признает, что Вселенная имела начало, но при этом считает, что она не нуждается в причине? Однако все, что имело начало, имеет и причину; это самоочевидо, и в глубине души никто не станет с этим спорить. Без несокрушимого закона причинно-следственных связей в мире не было бы ни науки, ни истории, ни юридического права. Вселенная также не может быть своей собственной причиной – ничто не может создать самое себя, поскольку это предполагает существование до существования, а это логический абсурд.

Бог и древние знания.

Есть Веды, Упанишады, есть множество сохранившихся древних летописей.

Древние шумеры, например.

Их текстам почти 6000 лет! И в этих знаниях есть информация о том, что происходило с Землей 450000 лет назад! Они знали о всех планетах, о том, что представляет из себя Солнечная система.

Не было той науки, что есть сейчас, не было современных
достижений. Но знания были. Сколько всего открывается сегодня, что уже давно
описано в древних трактатах по йоге, например.

И многие знания пришли через наблюдение себя изнутри, через
медитацию, через энергетические практики. Йоги могли перемещаться в
пространстве, как телом, так и душой.

Человеку нужно потрогать, чтобы поверить. И все доводится до состояния видимости и твердости что ли. И пока этого не сделано, значит, не доказано.

Сегодня существует столько пришедших из древности знаний, которые наука еще очень не скоро подтвердит и обоснует. И вообще не факт, что это когда-либо произойдет.

Вот Тибетская книга мертвых, например, содержащая в себе подробное описание движения души после смерти до нового рождения. Книга, которая оказала серьезное влияние на Карла Юнга, всемирно известного психиатра.

  • Что происходит с душой после смерти по свидетельствам Тибетской книге мертвых?
  • Жизнь после смерти по восточным религиям
  • Взгляд христианства на этот вопрос

Откуда пришли эти знания? Есть ли Бог, есть ли Высшее Сознание, единое пространство, Единый центр?

История религии

Практически каждому европейцу известны строки главной христианской книги – «Библии», которая с самого начала открывает тайну создания человека:

«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему ‹…› и сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою»

.

По идее, именно эти строки прочертили грань между человеческим существом и остальными животными, которые не являются «образом и подобием» создателя.

После самого жестокого и темного времени, Средних веков, когда христианство в Европе господствовало, а религиозные догмы соблюдались строго, появлялось все больше тех, кто не верил в бога. Причины были в том числе и в беззакониях, учиненных Церковью в этот период. История запечатлела Кровавые крестовые походы, учиненные под именем Христа, индульгенции, позволявшие за деньги купить прощение богом любого страшного деяния, и многое другое.

Желая сокрушить догмы религии, которые господствовали в темные Средние века, период расцвета религии, просветители XVIII века утверждали, что люди произошли от животного мира.

И раскопки действительно принесли новые потрясающие факты. Так, в 1908 году швейцарцем Отто Гаузером у реки Везеры во Франции были найдены погребения неандертальцев. Религиозно настроенные ученые указывали на то, что наличие обряда погребения указывает на наличие верований у людей. Сторонники отсутствия религии у древних людей твердили, что это лишь случайность. Но с течением лет все больше было найдено погребений неандертальцев, всего их нашли около 90.

Существование окружающего мира является доказательством существования Бога, который создал этот мир.

Легендарный ученый и основоположник современной химии, Роберт Бойль, выразил это в следующих словах:

Эта мысль была близка также и другому не менее известному ученому, Альберту Эйнштейну, который писал:

Мир, в котором мы живем, настолько удивительно и сложно устроен, что даже для современной науки многие природные процессы остаются неразрешимой загадкой. Наука, к примеру, до сих пор не знает ответа на такой казалось бы простой вопрос как: что способствует росту зубов у ребенка. У ученых лишь имеются разные теории и предположения на этот счет, но пока механизм роста зубов до конца непонятен. О других примерах удивительного устройства нашего мира рассказывается в научно документальных фильмах в разделе Видео на тему: Существует ли Бог.

То, что весь наш настолько сложный и удивительный мир был Кем-то создан — в это даже не надо верить, это просто очевидный факт. А вот, чтобы поверить в то, что все это произошло само собой, случайно, — для этого действительно нужна очень большая вера, которую бы человеку внушали всю жизнь с детства. И такая вера действительно внушается с помощью так называемой теории эволюции.

Несмотря на то, что по мнению многих известных ученых теория эволюции противоречит фундаментальным законам физики (об этом читайте подробнее в статье Опровержение теории эволюции), она, тем не менее, продолжает оказывать огромное влияние на людей в современном обществе. По результатам недавних исследований, проводившихся Всероссийским центром изучения общественного мнения, 35% опрошенных заявили, что верят в теорию эволюции.

Таким образом, приблизительно третья часть общества поддались влиянию этой широко пропагандируемой идеи и поверили в то, что все само по себе появилось и само по себе эволюционировало в высокоразвитые формы жизни. Но каждый мыслящий человек прекрасно понимает, что само по себе ничего не появляется. Наш удивительный мир был Кем-то создан. Поэтому, как говорил Роберт Милликен, тоже обладатель Нобелевской премии по физике:

Читать дальше:

  • о Боге:

    • Свидетельства о существовании Бога.
    • Опровержение теории эволюции.

Другие статьи в разделе Наука о Боге:

  • о Библии:

    • Историческая достоверность Библии. Библия и наука, археология.
    • Соответствует ли современная Библия оригиналу.
    • Исторические свидетельства существования Иисуса Христа.

Список литературы:

  • Schawlow, Arthur. Optics and Laser Spectroscopy. University of California, 1998. p.19
  • Seeger, Raymond. Boyle, Christian Gentleman. The Journal of the American Scientific Affiliation, 37 (September 1985): 183-184.
  • Holt, Jim. Science Resurrects God. The Wall Street Journal, December 24, 1997.
  • Исследование опубликовано в 2009 г.
  • Millikan, Robert A. A Scientist’s God, in Collier’s. The National Weekly, October 24, 1925. Collier’s Publishing Company.

О страхах

Стихи перед болезнью и немощью, маниакальное желание заботиться о своем здоровье, переходящее границы нормальности, все это, по мнению Канта не продлевает, а наоборот укорачивает дни человека.

Ведь если мы завышаем важность какого-то события или факта, мы создаем энергетический избыточный потенциал, и силы внешнего мира пытаются этот дисбаланс погасить. Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно дератизируют их в уме!

Не зря говорят, что у многих людей почему-то сбываются самые пугающие страхи, ведь они постоянно дератизируют их в уме!

Счетчик Гейгера

Наверное, каждой хозяйке знаком запах газа от ненароком залитой кухонной плиты. Пахнет он настолько неприятно, что даже самому неосведомленному в вопросах техники безопасности человеку становится ясно — помещение необходимо срочно проветрить. Но не все знают, что природный газ сам по себе не имеет никакого запаха. И та вонь, которую мы время от времени чувствуем у себя на кухне — результат творческих усилий специалистов-химиков, разработавших вещество с мерзким запахом — одорант. Его добавляют в сетевой газ как раз для того, чтобы любой человек по запаху сразу смог обнаружить утечку. Одорант плохо пахнет, но без него ничем не пахнущий газ мог бы натворить много бед. Точно так же и страдание было бы неверно рассматривать как — зло.

Оно лишь реакция нашего естества на зло, некий сигнал опасности, кричащий: «Человек, осторожно! Ты оказался в сфере действия разрушительного процесса, берегись!»

И не так уж важно от чего именно мы страдаем: можно наступить на гвоздь, мучиться угрызениями совести, болеть с похмелья… Внешние причины страдания могут быть самыми различными, но суть их всегда одна и та же — к человеку прикоснулось зло, которое стремится его уничтожить. Это зло незаметно, оно действует исподтишка

И, если бы страдание не предупреждало нас о его приближении, мы бы давно уже погибли от заражения крови, алкогольного отравления или от последствий тех греховных поступков, на которые наша совесть перестала бы реагировать душевной болью. Чтобы лучше понять соотношение зла и страдания, можно вспомнить аварию на Чернобыльской АЭС. Ликвидируя ее последствия, люди столкнулись со смертельной опасностью, которую человеческая природа не может опознать, потому что проникающая радиация убивает без боли. У нас в теле просто нет органов или рецепторов, которые реагировали бы на повышенный радиационный фон.

А вот теперь представьте: клочок городского тротуара перед многоэтажным домом. На асфальте — веселая рожица, нарисованная мелом, окурок, крышка канализационного люка… В общем — ничего особенного. Но здесь притаилась смерть. На этом участке тротуара — «грязное» пятно с радиоактивным фоном — 1800 микрорентген в час. При допустимом уровне — 18 и смертельном — 180. Человек, бросившийся на этот тротуар с двенадцатого этажа, имеет больше шансов остаться в живых, чем тот, кто просто постоит на нем несколько минут. И увидеть эту опасность можно было лишь с помощью специальных приборов — счетчиков Гейгера, которые регистрировали уровень излучения, и при превышении допустимой нормы предупреждали людей о невидимой смерти, спрятавшейся где-то неподалеку.

Подобно счетчику Гейгера, наша способность к страданию помогает нам почувствовать приближение зла, которое невозможно обнаружить иным способом. Страдание не зло, это – протест против зла, это вспышка боли в месте прикосновения зла к добру.

Но сколько тогда в мире зла, если он буквально переполнен страданием! Что же такое это самое зло, заставляющее людей страдать, откуда оно взялось, и почему Бог не уничтожит его сразу и навсегда, если Он – добр и всемогущ?

Как появилась религия

Таким образом было доказано, что история человека гораздо древнее любой религии. Люди создали ее как часть культуры и видоизменяли на протяжении своего существования. Множество религий появлялось, жило несколько тысячелетий, и умирало затем. Каждый культурный слой в человеческой истории верил во что-то свое. Создавались абсолютно иные верования на их месте. Чего бы и кому бы ни хотелось, и такую же роль играет христианство. Каждая религия остается с человеком столько, сколько ему нужно, а спустя века, быть может, их десяток, оказывается вымершей и передаваемой потомкам как часть истории полудиких предков. Как сейчас люди изучают богов Древней Греции, в которых тысячелетия свято верили те люди, так и в последующем буду изучать современные религии. От тех богов ничего не осталось, кроме мифов, а для миллионов людей они были целой жизнью, кто-то за них проливал кровь и отдавал свою жизнь.

Мы должны идти к Богу, но порой Он идёт навстречу

Обратимся к истории религии. В Месопотамии жил Авраам, которому Господь однажды сказал: «Выйди из этой страны!» — то есть обратился к нему напрямую. Из этого следует, что есть ещё один путь убедиться в существовании Бога: откровение. Однажды человеку приходится осознать, что действовать разумом может быть ошибочно. Надо включать иррациональные способы познания. В частности — принимать на веру то откровение, которое Сам Бог принёс нам, потому что понять сущность Божества мы не можем, мы ограничены. В этом случае следует смириться и понять, что мы можем узнать о Боге только то, что Он нам открыл. Мы бы никогда не знали о Его существовании, если бы Он этого не хотел.

Мы можем подойти к процессу познания Бога как к научному предмету — есть же такая наука, как богословие, которая изучается на теологических факультетах учебных заведений, — и как к иррациональному откровению, сошедшему свыше. Если откровения не случилось, мы можем идти по первому пути. Для этого будем опираться на духовные авторитеты — людей, которые имели опыт общения с Богом, — и на Священное Писание, которое рассказывает о Нём. На этом пути нам также нужны терпение, воля, время, жажда познания и хорошие учителя, которые будут помогать нам задавать вопросы и формулировать правильные выводы. Отмечу, что по этому пути нужно идти с положительным настроем, то есть нам нельзя сомневаться в правильности действий Творца, в Его любви к Своему творению и в благой конечной цели существования человечества на земле. Мы должны сразу принять постулат, что Бог есть любовь. Если будем допускать сомнение — почему всё так или этак, — мы можем очень серьёзно запутаться, как запутались многие философы.

Все шаги должно делать с любовью к Тому, к Кому идёшь, ведь идёшь ты к источнику любви, её первопричине, к Тому, Кто любит тебя больше всех на свете. Ты идёшь к Личности, благодаря любви Которой мы существуем. На этом пути мы восхищаемся природой, устройством мира, прекрасными человеческими качествами — жертвенностью, любовью, взаимопониманием, честностью, милосердием, состраданием, — и чем дальше идём, тем больше убеждаемся в Его существовании.

Другие доказательства существования Бога

Онтологический аргумент гласит: если в нашем сознании есть идея о чём-то высшем и совершенном, значит, оно существует и в действительности. Кант оспаривал этот довод, но, например, Декарт и Гегель защищали онтологическое доказательство. Последний утверждал, что в осознании человеком всесовершенного уже заложена идея о его бытии.

Нравственное доказательство видит проявление бытия Бога в том, что внутри каждого человека существует нравственный закон (совесть) и стремление к справедливости. Этот закон заключает в себе великое духовное благо, которое объясняется и осуществляется только при помощи Творца. Таким образом, Бог – это источник высшей морали. Если же представить, что её не существует, то добро и зло становятся относительными и у человека исчезают нравственные ориентиры. Об этом размышляет один из героев романа Достоевского «Братья Карамазовы»: «Если Бога нет, то всё позволено».

Существует и «трансцендентальное» доказательство. Оно связывает наличие у человека воли и мышления с существованием духовного мира. Так, рождённая у нас в мозгу мысль пребывает одновременно внутри материи и за её пределами, вне пространства и времени. Мысль, словно неуловимый солнечный зайчик, проецируется из духовного мира в наш материальный.

Существование Бога также доказывается тем, что у всех народов имеется представление о высшем духовном мире. В истории человечества никогда не было полностью атеистических наций. Также стоит отметить, что значительная часть великих учёных и других гениев были верующими людьми. Их знания логика и таланты не мешали им верить в реальность Бога.

Наконец, свидетельствами Божьего бытия являются многочисленные святые и другие духовные авторитеты. Например, пророк Моисей, апостол Павел, святитель Николай Чудотворец, преподобные Сергий Радонежский и Серафим Саровский, архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Они находились в тесной связи со Всевышним и явили нам образец спасительной духовной жизни.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector