25 фильмов для детей и подростков

Содержание:

Полевой Б. «Повесть о настоящем человеке»

Документальная повесть о Герое Советского Союза лётчике Алексее Маресьеве, который был сбит в бою Великой Отечественной войны, тяжело ранен, а затем ползком добирался до ближайшего населённого пункта. Он потерял обе ноги, но силой воли возвратился в ряды действующих лётчиков.

Книга основана на реальных событиях. Подвиг молодого человека взбудоражил умы советских людей, о нём узнала вся страна.

Автор книги, Борис Полевой, через необыкновенную судьбу военного лётчика показал силу русского духа, благодаря которому наш народ выстоял в страшной и беспощадной войне.

Повесть была экранизирована.
 

Гостья из будущего

Этот фильм не совсем о каникулах, но его очень часто показывали летом. Фантастическая история, написанная Киром Булычёвым, ожила на экране. Школьник Коля попадает в будущее, отправившись за кефиром. Коля попадает в 2084 год и уговаривает робота Вертера разрешить ему немного погулять по Москве будущего. Коля мечтает полететь куда-нибудь на Уран, но, блуждая по коридорам космопорта, узнаёт, что два космических пирата готовятся совершить преступление. Они хотят украсть миелофон, который помогает читать мысли. Коля тут же бросается в погоню за преступниками. Сможет ли простой пионер бросить вызов бандитам, знаменитым на всю Вселенную?

Небесный тихоход (Семён Тимошенко, 1946)

Комедийный мюзикл, мы его смотрели с детьми 2 и 7 лет и очень долго хором потом пели песню «Первым делом, первым делом самолеты». Дети после этого фильма играют в самолеты, летающие по квартире и ищущие «немцев». Немцы в кино показаны гротескно и юмористически, тема войны вообще взята вскользь. Сюжет про летчиков-холостяков, которых жизнь заставляет изменить свое мнение и найти себе подруг сердца. При этом главному герою волей судьбы приходится пересесть со скоростного истребителя на АН-2 и возглавить женское «крыло». Дети и взрослые смотрели и пересматривали фильм с огромным удовольствием. Конечно, есть лучшие совесткие фильмы про войну для просмотра с подростками, но если с малышами, то лучший вот этот.

Приключения Буратино

Эта история тоже знакома всем. К пожилому и добросердечному бедняку Карло попадает живое полено, из которого одинокий старик делает себе маленького сына. Деревянный мальчик, названный Буратино, весёлый и непослушный. Пообещав папе Карло стать прилежным учеником, он продаёт азбуку и вместо школы спешит в кукольный театр, где оказывается в плену директора-тирана Карабаса-Барабаса. Первый урок о последствиях озорства проходит даром: сбежав от одного злодея, Буратино попадает в лапы двух мошенников, лисы Алисы и кота Базилио. Ему предстоит побывать в харчевне «Трёх пескарей», в чулане прекрасной Мальвины, на Поле Чудес и в пруду черепахи Тортилы. Она и вручит Буратино ключик, отпирающий дверь к счастью.

https://youtube.com/watch?v=CmVqeCmhtKY

1 Гостья из будущего, 1984 год

Кадр из фильма «Гостья из будущего»

Простому, казалось бы, мини-сериалу про Алису Селезневу было суждено стать чем-то большим, нежели просто кино. «Гостья из будущего» — один из главных символов ушедшего в прошлое Советского Союза. А лейтмотивом тут звучит, пожалуй, самая трагичная и светлая песня во всем отечественном детском кино: «Прекрасное далеко».

При этом по сегодняшним меркам «Гостья из будущего» смотрится очень и очень бюджетно: дешевые декорации, не всегда убедительная игра детей-актеров. Но все недостатки искупаются харизмой Наташи Гусевой (сыгравшей Алису), общей «советской» атмосферой и финалом фильма, пропитанным печалью расставания. «Как мы попадем в будущее, если нас туда не пускают?»: эти слова один из персонажей фильма произнес в 1984 году, а уже через несколько лет советский утопический проект с его тягой к светлому завтра был свернут.

Кроме того, на приключения персонажей фильма вправду интересно смотреть: сюжет динамичен, а из Москвы 1984 года мы запросто можем попасть в футуристическую Москву 2084 года.

Добровольцы (Юрий Егоров, 1958)

Необычная для сегодняшних дней тема: Жизнь как Служение. Показаны три друга — комсомольцы-добровольцы, с совершенно типичными для своего времени биографиями: метрострой, Испания, вторая мировая война, фронтовая жизнь, послевоенные годы. Всю жизнь они не могут спокойно сидеть на месте, всю жизнь находятся там, где нужно стране, всю жизнь общественные интересы ставят выше личных, всю жизнь сохраняют дружбу, любовь и другие главные человеческие ценности. В общем, есть что вспомнить и обсудить с детьми. Из зарубежных фильмов немного другой (но в чем то схожей) эпохи похожие мысли и чувства вызывает фильм «Три товарища» (1938).

Фильм Маппетов (The Muppet Movie), 1979

Вовсе необязательно быть фанатом Маппетов, чтобы получить удовольствие от их первого полнометражного киноприключения — куда более тонкого и остроумного, чем современные ремейки с Джейсоном Сигелом. «Фильм Маппетов» то тут, то там сверкает блестящими контркультурными приемами (в какой-то момент плюшевые герои вдруг забывают реплики и начинают искать их в сценарии — детское кино никогда не пускалось в такие мета-смыслы). Но ни на секунду это кино не забывает и своей детской природы, не перестает глупо шутить, петь и преподавать юным зрителям, возможно, самый ценный урок: в жизни всегда есть немного шоу.

Произведения композиторов для детей

Музыка великих композиторов вдохновляет поэтов сочинять на нее стихи. Так на свет появляются замечательные детские песни. В некоторых произведениях слова лишние. Предлагаем послушать несколько ярких композиций, рассмотренных нами авторов:

А. Ермолов «Светит солнышко для всех»:

Н. Римский-Корсаков. Ария Снегурочки (С подружками по ягоду ходить):

С. Прокофьев «Петя и Волк» (тема деда):

Д. Кабалевский «Про Петю», слова песни Агнии Барто:

П. Чайковский новогодняя музыка «Щелкунчик»:

Рассказывать детям про музыкантов нужно постепенно, рассматривая одного композитора в день, а лучше в неделю или месяц. Рассказ должен включать интересную информацию о детстве композитора, о том, как, и когда у него проявился талант. Чайковский, начавший сочинять музыку в 5-6 лет, будет примером для ребенка и вселит веру в то, что он тоже может стать талантливым человеком

Важно показывать портреты прославленных исполнителей, учиться вслушиваться в произведения, а после прослушивания делиться впечатлениями, и пробовать музицировать самим

Повесть о настоящем человеке (Александр Столпер, 1948)

Этот фильм про войну я решила показать самым первым. Во-первых, потому что там почти нет военных действий. Немного показаны воздушные бои в конце, в остальное время действие почти исключительно разворачивается на природе или в госпитале. Кстати, смотря этот фильм с дочкой сейчас, я встретила очень удивленную реакцию окружающих, хотя, я уверена, что в то время, когда он был снят, его смотрели с любого возраста. История главного героя — Алексея Маресьева — в свое время абсолютно всем известная, тоже подлинная. Это летчик, самолет которого был сбит, а он выжил, но повредил ноги и полз много дней по тайге, пересекая линию фронта, чтобы вернуться к своим, а потом попал в госпиталь, где ему отрезали ноги. Но, ведомый своей мечтой — во что бы то ни было снова летать — он научился ходить и даже танцевать на протезах так, что прошел летную комиссию и вернулся в строй и даже получил Звезду Героя за удачные боевые вылеты. Фильм красивый, в смысле там красивые люди, красивый свет. Красивые характеры. Но дело не в этом. Этот фильм про преодоление. Четко показана разница: один человек со сломанной ногой демобилизуется и остается на всю жизнь калекой. Другой человек с отрезанными ногами пляшет и снова садится за штурвал самолета. Казалось бы, это невозможно. Даже тогда. Но Маресьев не один такой, таких людей (в том числе летчиков) в истории было несколько. Людей, у которых была задача и которые поднимались ради нее. Советских детей растили на таких примерах. И в этом была определенная сила. Сила правоты.

Доживем до понедельника (Станислав Ростоцкий, 1968)

Есть довольно много очень хороших школьных советских фильмов. Про взаимоотношения в классе, взаимоотношния класса и учителей, самих учителей, внутреннюю смелость и первую любовь. И тут тонкий вопрос. Ведь будут те, кто скажет: сейчас много сказок, много фильмов по возрасту. Зачем ребенку показывать это? Можно показать то, что было снято изначально как детское — «Петрова и Васечкина» и «Электроника», например, если мы в категории советских фильмов. Ну, можно. Дочь их тоже посмотрит с удовольствием. Но мы сейчас говорим о совместном просмотре и здесь допустимы вопросы «на вырост». У меня нет однозначного ответа «зачем». Это интуитивное ощущение, что есть когнитивно сложный и когнитивно простой мир. Детскими в узком смысле слова считаются фильмы, где есть простые вопросы и простые ответы. Взрослые фильмы о детях, не имеют однозначных ответов, что такое хорошо и что такое плохо в адаптации по возрасту. Но черту между хорошим и плохим, допустимым и недопустимым они так или иначе проводят. Просто общечеловеческие вопросы поднимаются здесь в общечеловеческом смысле. Например: «Что такое счастье?». Я не буду усаживать дочь смотреть такой фильм. Но если я смотрю его сама, а «котеночек пришел погреться», то выгонять тоже не буду. И вот что характерно, котеночек не уйдет. Она будет сидеть и смотреть, вникать и что-то понимать по своему.

Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен, 1964

Если хочется показать ребенку, как был устроен внутренний и социальный мир его советского сверстника, вариантов лучше, чем «Добро пожаловать», найдется немного. Обстоятельный баттл пионера-авантюриста Кости Иночкина и показательного контроль-фрика Дынина переполнен как культовыми, метко пойманными деталями быта летних лагерей, так и крылатыми фразами. Но не только — есть здесь и неожиданно лобовая сатира на устройство советского мира вообще, вплоть до издевки над хрущевским культом кукурузы и названия, которым можно было бы охарактеризовать деятельность любого учреждения в СССР от поликлиники до сберкассы.

«Тимур и его команда»

Одноименную книгу Аркадия Гайдара экранизировали дважды – в 1940 и 1976 годах, но мы рекомендуем смотреть первую версию, ведь сценарий к ней написал сам автор.

Посмотрев фильм, писатель сказал режиссеру: «Это только начало! Если ребята не заиграют в Тимура, если мы не увидим его последователей в наших дворах, считайте — все было зря!» Как мы знаем, его надежды стали реальностью − тимуровское движение захватило московских школьников не на одно десятилетие. 

Впоследствии Гайдар совместно с режиссером Леонидом Кулешовым написал сценарий для продолжения фильма под названием «Клятва Тимура», в котором планировалось рассказать о трагических событиях первых дней Великой Отечественной войны, а роли главных героев должны были сыграть те же юные актеры, что были заняты в первом фильме. Известно даже, что Гайдар лично просил военного коменданта Москвы вернуть ребят в столицу из эвакуации. Однако закончив сценарий в начале июля 1941 года, писатель спешно отправился на фронт, откуда ему не суждено было вернуться: 26 октября он героически погиб, спасая партизан от немецкой засады. Фильм «Клятва Тимура» так и не был снят.

Гостья из будущего | 1985 год

Слова из песни «Прекрасное далеко» знакомы всем жителям России, чей возраст перевалил за 20. Несмотря на набиравшие обороты внутренние процессы внутри страны, приведшие к краху коммунистической идеологии, картина, являющаяся одним из лучших детских фильмов, мгновенно получила статус культовой. Исполнительница главной роли Наталья Гусева стала самой желанной девочкой Советского союза. А исполнитель роли робота Евгений Герасимов, благодаря своей блестящей игре, получил место в Городской думе.
Но главными триумфаторами были сценарист и автор первоисточника Кир Булычев, и режиссер фильма Павел Арсенов, известный сказкой «Король-олень».

6 Сто дней после детства

Кадр из фильма «Сто дней после детства»

История взросления — и один из лучших фильмов Сергея Соловьева. Старшеклассники, которые уже завтра выйдут во взрослую жизнь, переживают свои личные драмы в декорациях старой усадьбы. Ценности и проблемы вечные — до дети все-таки советские, с их горячим идеализмом и литературной романтичностью.

Томительное настроение отрочества подчеркнуто манерой съемки: картинка в «Ста днях после детства» эффектно размыта, что придает происходящему на экране ностальгический туманный флер.

В главной женской роли — Татьяна Друбич, она появится в фильмах Соловьева еще не раз, в том числе и в знаменитой «Ассе».

«Мио, мой Мио»

Это совместная работа кинематографистов СССР, Норвегии и Швеции под руководством советского режиссера Владимира Грамматикова.

В основу фильма легла одноименная повесть классика детской литературы Астрид Линдгрен. История о мальчике Боссе, который оказывается в приемной семье, где его не очень-то полюбили, и даже не догадывается, какие удивительные приключения его ждут впереди − выясняется, что он не обычный мальчик, а настоящий принц из волшебной страны.

В картине снялись юный Кристиан Бэйл и неподражаемый Кристофер Ли, а роль самого Мио разделили юный шведский актер Ник Паккард и 13-летняя школьница из Ялты Елена Ступакова (именно она выполняла все трюки и виртуозно фехтовала на мечах).

История борьбы юного принца со злым рыцарем ради спасения заколдованных детей завораживает современных подростков не меньше, чем их сверстников 30 лет назад.

Детям – детская музыка

Во все времена композиторы придавали особое значение детской музыке. Она навевает воспоминания, связанные с самой прекрасной порой. Музыка с детства окружает нас. Она звучит дома, на праздниках, в садах, школах, в транспорте.

Очень важно, что именно слушают дети. Психологи и педагоги делают акцент на том, что прививать эстетическую культуру нужно начиная с дошкольного возраста

Давно доказано, что хорошая детская музыка развивает творческие и умственные способности ребенка. Детские произведения способствуют становлению личности ребенка и выбору профессии.

Детская музыка – это музыка с конкретными образами, с поэтичным и живым содержанием. У нее простые и четкие формы. В основе произведений лежат народные сказки, мир животных, картины природы, сюжеты из детской жизни.

Что еще посмотреть

«Самая обаятельная и привлекательная» — фильм режиссера Бежанова, увидевший свет в 1985 году. Звездой комедии стала Ирина Муравьева, сыгравшая ключевую роль. Надя Клюева уже перешагнула порог тридцатилетия, однако все еще не обзавелась семьей. В ее жизни есть работа, друзья, но нет любимого мужчины. Правда, у Нади есть тайный поклонник Гена, о чувствах которого она не подозревает. Однако девушку интересует совсем другой субъект – симпатичный коллега, покорить которого очень сложно. Верная подруга берется помочь Надежде в достижении данной цели.

«Большая перемена» — многосерийная лента, без которой также сложно представить себе советское кино. Список лучших фильмов обязательно нужно дополнить этой комедийной мелодрамой, представленной на зрительский суд в 1972 году. В центре внимания зрителей оказываются невероятные события, происходящие в обыкновенной советской школе. Их участниками становятся не только ученики, но и преподаватели.

Что еще посмотреть тем, кто любит советское кино? Список лучших фильмов, способных стать лекарством от скуки, предлагается ниже:

  • «Девчата».
  • «Весна на Заречной улице».
  • «Человек с бульвара Капуцинов».
  • «Вокзал для двоих».
  • «Иван Васильевич меняет профессию».

Беляев А. «Человек-амфибия»

Научно-фантастический роман о человеке, способном жить под водой. Американский хирург занимается биологическими исследованиями в Аргентине. Попутно оказывает медицинскую помощь местным индейцам, которые чтут его, как Бога. Ведь он умеет излечивать болезни, кажущиеся безнадёжными.

Однажды доктор спас жизнь умирающему мальчику, пересадив ему жабры молодой акулы. Пересадка прошла успешно, но, понимая, что в семье мальчик не сможет соблюдать нужный режим, врач решается сообщить родителям о смерти сына.

Главный герой книги – Ихтиандр, человек-амфибия. Со временем его безмятежная жизнь сталкивается с суровой реальностью, необходимостью находиться в социуме, учиться понимать людей и надеждой быть понятым.

Роман был экранизирован.

Дикие лебеди (Вера Цехановская, Михаил Цехановский, 1962)

Конечно, это Андерсен. И это очень своеобразная сказка. Одна из любимых сказок моего детства и очень спорный сценарий, который в ней закодирован: сжать зубы, терпеть и делать свое дело — странный, жертвенный, нуждающийся в осознании. Наверное, в случае этой сказки, лучше сначала читать, потом смотреть. Мы сначала прочитали, поэтому смотрели первый раз в 5 лет. Многие любят старые советские мультфильмы, некоторые из них так слились с исходником, что одно без другого не представляется. Этот мультик не такой. Он вполне так себе оттождим. То есть сказку Андерсена можно представлять себе и не так. Вот и попробуйте.

Просто ужас! (Александр Полынников, 1982)

Мало известный фильм, многие даже удивляются, что такой не знают, хотя в нем играют Куравлев, Ширвиндт и другие звезды совесткого кинематографа. Тема вечная: о взаимопонимании отцов и детей. Реализация темы тоже вечная: отец и сын в результате экспермента с исполнением желаний меняются «телами», отец (врач-ветеринар) получает тело сына, сын — отца. Дальше все по комедийной схеме: очевидно простая жизнь сына оказывается для папочки совсем не простой, он умудряется профукивать уроки и ссориться с девочкой, которая сыну нравится. Сыну приходится выдавать себя за врача-ветеринара, спасать попугая в уголке Дурова и лечить котов, которые не хотят ловить мышей. Все это надо прекратить как можно скорее, пока мать семейства не вернулась из командировки, во избежание признаний и конфузов, а прекратить не получается. В целом кино про то, что взрослому оказывается полезно окунуться в мир ребенка, ну и, конечно, все это в забавном советском антураже.

Мой друг мистер Персиваль, 2019

Фильм драма, приключения, семейный Австралия 2019


Мой друг мистер Персиваль — волшебная семейная драма про дружбу ребенка и пеликана по имени мистер Персиваль. Главный герой — Майкл Кингли, успешный бизнесмен и счастливый отец. Однажды главного героя настигают далекие образы из детства, которое Майкл провел на спрятанном от всего мира побережье океана. Отец понимает, что пора рассказать внучке свою необыкновенную историю детства про мальчика с прозвищем Штормик и осиротевшего пеликана – Мистера Персиваля. Историю опасных приключений и удивительной дружбы, которая повлияла на всю его жизнь.

Русские композиторы для детей

Россия – великая страна с богатым культурным наследием и талантливым народом. Русская композиторская школа началась в 19 веке с композиторов, которые смогли объединить европейское музыкальное искусство и русский дух. Русские композиторы стремились передать в своей музыке национальное мышление. В том числе они уделили много внимания детской музыке.

Петр Чайковский

Петр Ильич Чайковский

Петр Ильич Чайковский – один из немногих русских композиторов, завоевавший небывалую всемирную славу. Его произведения «Щелкунчик» и «Лебединое озеро» знает каждый. Считается, что Чайковский раскрыл в музыке внутренний мир человека – лирическую задушевность и глубочайшую трагедию.

Детская тема проходит линией через все его творчество. В его работах есть педагогический репертуар. Он первый русский композитор, создавший для детей альбом фортепианных пьес. Это было не сложно, потому как Петр Чайковский любил и понимал детей.

Он написал много колыбельных, а в сборнике «Детский альбом» из 24 пьес отразил всю жизнь ребенка. Здесь истории о куклах, картины русской жизни и даже миниатюры, повествующие о дальних странах.

Примечательно то, что в семье композитора не было профессиональных музыкантов. Но все члены семьи очень любили музыку и часто ее слушали. Отец играл на флейте, а мать – на фортепиано и арфе. В 5 лет юный Чайковский уже освоил игру на фортепиано, а 8 лет научился превосходно играть по нотам.

Краткая биография:

  • Годы жизни: 07.05 (25.04).1840–06.11(25.10)1893.
  • Место рождения: г. Воткинск Вятской губернии (Удмуртская Республика).
  • 1849 – переехал в Алапаевск, а затем в Санкт-Петербург.
  • 1850-1859 – учеба в училище Правоведения.
  • 1859-1863 – служба в Министерстве юстиции.
  • 1862-1866 – обучение в Петербургской консерватории.
  • 1866 – профессор Московской консерватории, написание Первой симфонии «Зимние грезы».
  • 1878-1890 – оставил преподавание, написал величайшие произведения «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Щелкунчик», «Детский альбом» и многие другие.
  • 1885 – избран директором Российского музыкального общества.
  • 1893 – почетный доктор Кембриджского университета.

Николай Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Николай Андреевич Римский-Корсаков – талантливейший русский композитор. Его музыка пропитана любовью к родным краям, поэтому его часто называют «народным» автором. Он писал преимущественно оперы и особенно любил работать с сюжетами детских сказок. Римский-Корсаков – основоположник жанра опера-сказка.

Композитор начал музицировать очень рано – с 4 лет. Но долгое время его музыкальный талант пропадал. В детстве он больше любил читать книги. Серьезно развиваться в направлении музыки начал после знакомства с Балакиревым в возрасте 17 лет.

Самые значимые и интересные произведения для детей – это «Садко», «Снегурочка», «Сказка о царе Салтане». Некоторые части последнего скоро начали исполнять отдельно. В частности, «Полет шмеля», мелодию белки и увертюру «Три чуда».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 18.03.1844-21.06.1908.
  • Место рождения: г. Тихвин Новгородской губернии.
  • 1856 – поступление в Морской корпус в Петербурге, параллельно занимался музыкой.
  • 1861 – знакомство с М. А. Балакиревым и его кружком.
  • 1862-1865 – кругосветное путешествие.
  • 1865 – служба во флоте, музыкальное образование под руководством Балакирева, написание Первой симфонии.
  • 1865-1871 – написание крупных сочинений и романсов.
  • 1871 – профессор свободного сочинения и инструментовки в Петербургской консерватории.
  • 1873 – оставил службу во флоте и стал инспектором военных оркестров флота.
  • 1872-1896 – написание опер «Псковитянка», «Садко», «Снегурочка» и других.

4 Не болит голова у дятла, 1974 год

Кадр из фильма «Не болит голова у дятла»

Режиссер Динара Асанова сняла много хороших фильмов о детях и для детей: в том числе культовые «Ключ без права передачи» и «Пацаны». В них она не поливает детство сладкой патокой и показывает не только вечное веселье или вечную учебу на благо Родины, но и психологические конфликты со сверстниками и взрослыми.

«Не болит голова у дятла» — наверное, самый добрый и ностальгичный фильм Асановой. Мальчик, мечтающий научиться играть на барабанах. Его подруга, стремительно превращающаяся в первую любовь. Школа. Маленький городок. Находки и потери «переходного периода». Светлая грусть после окончания просмотра.

«Курьер»

Открытые источники

Год: 1986Режиссёр: Карен ШахназаровЖанр: трагикомедияДлительность: 88 мин.

1986 год. У выпускника школы Ивана развелись родители. Отец с молодой подругой уехал в экспедицию в Африку, а сам Иван остался жить с матерью. Он провалил экзамены в институт и ждёт повестку в армию. Его мама, чтобы занять сына, нашла ему работу: научный журнал «Вопросы познания» как раз искал себе курьера. Первое рабочее задание — отнести профессору Кузнецову рукопись. По дороге Иван встречает своего друга и значительно опаздывает. Из-за этого профессор встречает курьера с долей недовольства. Однако в квартире Иван знакомится с дочерью профессора. Катя — представитель «золотой молодёжи», она учится в МГУ, родители пророчат ей блестящее будущее. Её жизнь расписана на несколько десятилетий вперёд, Иван же не всегда представляет, что с ним случится завтра.

Молодые люди начинают общаться и погружаются в миры друг друга.

«Курьер» своего рода эпохальная картина, созданная в перестроечное время. В центре фильма — юноша, чьё поведение и отношение к жизни не вписывается в привычную картину советского человека. Проблематика фильма так сильно запала в сердца зрителей, что «Курьер» стал одним из лидеров проката в 1987 году. И до сих пор является одним из самых популярных фильмов о молодёжи.

Добро пожаловать, или посторонним вход воспрещен | 1964 год

Картина, открывающая топ лучших детских фильмов, является полнометражным дебютом блистательного советского режиссера Элена Климова. Фильм повествует о мальчике, которого несправедливо исключили из детского лагеря, а он тайком там остался. Его друзья вынуждены защищать парня от злобной администрации.

Дети и взрослые по-разному видели этот фильм. Если для малолетних зрителей это была картина о дружбе и товариществе, то взрослые легко углядывали в сюжете сатиру на советские двойные стандарты и бюрократизм. Пожалуй, лента бы не вышла в широкий прокат. Советская цензура не допустила бы к просмотру столь провокационную картину. Но «добро» на показ фильма дал сам Никита Хрущев. Кстати, главу ЦК КПСС сняли с должности спустя несколько дней после премьеры кинокартины.

«Мария, Мирабела»

Совместный советско-румынский фильм запоминается прежде всего совмещением анимации и игрового кино, а также великолепной музыкой Евгения Доги.

История о приключениях двух девочек, Марии и Мирабелы, которые помогают лягушонку Кваки, бабочке Омиде и светлячку Скиперичу, по мнению критиков, основана, вероятнее всего, на сказке «Старухина дочка и старикова дочь» румынского писателя Иона Крянгэ. 

Поскольку мультипликационных героев рисовали позже, перед создателями фильма стояла непростая задача совместить две картинки: игру юных актрис и анимацию. Для удобства детям на съемках вручали пластилиновые копии Кваки, Омиде, Скипирича и других персонажей. Еще одной особенностью стали импровизации: обе девочки не умели читать, поэтому зачастую придумывали текст на ходу.

Фильм не оставит равнодушными малышей, а родителям позволит снова, хотя бы на непродолжительное время, почувствовать себя детьми.

Благодарим за помощь в подготовке материала методистов Городского методического центра Москвы Викторию Разводовскую и Дмитрия Шабашова.

«Старик Хоттабыч»

Фильм по повести Лазаря Лагина о том, как простой советский пионер обнаружил в реке волшебный кувшин, в котором оказался джинн Гассан Абдуррахман ибн Хоттаб, тут же прозванный на русский манер Хоттабычем, был любимым фильмом советских детей на протяжении многих десятилетий.  

Поначалу Лагин  хотел адаптировать для детей иностранное произведение – рассказ английского писателя Энсти «Медный кувшин». Однако злобный джинн Энсти быстро превратился в простодушного старика Хоттабыча, а главными героями стали советские школьники. 

Древнему волшебнику предстояло научиться жить в новом современном мире, отбросить старые предрассудки и стать обычным гражданином. Но перед этим в своем желании помочь юному другу он успеет натворить немало несуразных чудес. 

Бэйб: Четвероногий малыш (Babe), 1995

Кто бы мог подумать, что кино про говорящего поросенка вообще может быть хорошим? И тем не менее: парадоксальным образом, придуманный тем самым Джорджем Миллером, который создал «Безумного Макса», Бэйб очаровал сердца всей планеты в середине 1990-х — и готов сделать это с каждым, кто увидит его впервые. Неплохая, к слову, ролевая модель даже для тех, у кого нет пятачка: больше всего на свете Бэйб хотел быть пастушьей собакой и, представьте себе, преуспел.


Провести вечер со своими детьми за просмотром отличного семейного кино, поедая гору вкусняшек, что может быть лучше! Такое времяпрепровождение несомненно сближает, детям будет, что вспомнить! В нашей подборке собраны лучшие фильмы, которые несомненно понравятся вам и вашим детям.

Советские композиторы – детям

Музыкальные композиции советского времени повествуют о пионерском лагере, дружбе всех детей мира, школе, и, конечно же, о подвигах героев. В музыке оживает волшебный мир сказки. Она представлена разными музыкальными жанрами: опера, балет, пьеса, мюзикл, кантаты и др.

Особый жанр, появившийся в то время – пионерская песня. Кроме того, советские композиторы отличились тем, что подняли на большую высоту музыку, которая помогает обучиться игре на фортепиано.

Прослушивая и играя музыку детских советских композиторов, дети ближе знакомятся с жизнью своих ровесников в братских республиках. Талантливые авторы:

  • Украинские композиторы: В. Косенко, Н. Сильванский, И. Беркович, А. Филиппенко.
  • Латышские: А. Жилинскас, М. Заринь.
  • Эстонские: Э. Тамберг, Б. Кырвер, А. Гаршнек, Эуген Капп.
  • Литовские: Б. Дварионас, В. Баркаускас.
  • Грузинские: А. Баланчивадзе, М. Парцхаладзе.
  • Башкирские: С. Шагиахметова.
  • Армянские: Л. Спендиаров.

Большой популярностью у советских детей пользовались произведения С. Прокофьева и Д. Кабалевского. Предлагаем познакомиться с композиторами поближе.

Сергей Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев

Сергей Сергеевич Прокофьев жил и писал музыку в 1891-1953 годах. Он один из самых значимых музыкантов 20 века. С. Прокофьев не только композитор, но еще талантливый дирижер, пианист, народный артист РСФСР, лауреат всевозможных премий.

Самую первую пьесу он сочинил еще в 5 лет. Это был «Индийский галоп». Любовь к музыке мальчику привила мать. Она была пианисткой и обучила своего сына. Очень скоро свет увидели многочисленные произведения для детей и взрослых. Творчество композитора многогранно. Его музыка удивляет богатством образов.

Дети всего мира полюбили симфоническую сказку С. Прокофьева «Петя и Волк». А учащиеся выделили сборник пьес «Детская музыка». Особенно нравится детям таинственная и задумчивая «Сказочка» и веселый «Марш».

Краткая биография:

  • Годы жизни: 11(23).04.1891-05.03.1953.
  • Место рождения: село Сонцовка Екатеринославской губернии.
  • 1904-1917 – обучение композиции и фортепиано в консерватории Санкт-Петербурга.
  • 1918-1932 – жизнь в Америке и гастроли по всему миру.
  • 1923 – первая женитьба, рождение 2 сыновей.
  • С 1936 – переезд в Москву, работа преподавателем в Московской консерватории.
  • 1944-1947 – получил звания заслуженного деятеля искусств и народного артиста РСФСР.
  • С 1948 – подвергался критике, продолжал свою деятельность на даче, заключил второй брак.

Дмитрий Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский

Дмитрий Борисович Кабалевский – композитор, дирижер, пианист, педагог, народный артист и герой труда. Он один из самых деятельных и разносторонних композиторов, писавших музыку в советское время.

Дмитрий Кабалевский работал во многих жанрах, но больше всего известен композициями советской тематики. Его музыка отличается хорошим вкусом, национальным колоритом, высоким мастерством.

Самое любимое сочинение у детей и подростков – триада инструментальных концертов. В частности, это фортепианный концерт на тему песни «То березка, то рябина». Также посвящены детям произведения «Семь веселых песен», «Четыре песни-шутки», «Песня утра, весны и мира».

Биография кратко:

  • Годы жизни: 30.12.1904-14.02.1987.
  • Место рождения: г. Санкт-Петербург.
  • 1918 – переезд в Москву.
  • 1925-1930 – обучение в Московской консерватории.
  • С 1922 – работа в музыкальном техникуме Скрябина.
  • 1927 – написал первые произведения.
  • С 1932 – работа в Московской консерватории.
  • С 1939 – профессор Московской консерватории.
  • 1940-1946 – главный редактор журнала «Советская музыка».
  • С 1959 – профессор консерватории в Мехико.
  • С1962 и до конца дней возглавлял комиссию по эстетическому воспитанию детей и юношества
  • 1973-1983 – организовал Лабораторию музыкального образования и стал ее руководителем.

7 До первой крови, 1989

Кадр из фильма «До первой крови»

Это фильм про детей, но при этом — настоящая военная драма, хотя тут никто не умирает. Все «боевые действия» происходят в рамках игры «Зарница». Однако построение сюжета, операторская работа, психологическая проработка персонажей ближе к картинам вроде «Взвода» или «Апокалипсиса сегодня», чем к классическим фильмам про школьников.

Здесь есть и батальные сцены, и захватывающие, как в триллерах, погони, и — главное — психологический накал. Режиссер Владимир Фокин в год вывода войск из Афганистана сделал из показа игрушечной войнушки мощное антивоенное заявление, которое будет понятно и детям, и взрослым.

Особенно примечательно, что в столь серьезном и «недетском» высказывании поучаствовал сценарист, которого многие ассоциируют только с шутками и вредными советами — Григорий Остер.

Лермонтов М.Ю. «Ашик-кериб»

Авторская версия фольклорного лирического эпоса «Муж на свадьбе у своей жены», распространённого на Кавказе, Средней Азии и Дальнем Востоке. Главный герой, бедный музыкант по имени Ашик-кериб, полюбил дочь богача. Не решаясь жениться, он обещает возлюбленной семь лет странствовать по свету и нажить богатство. Девушка соглашается, но предупреждает, что если в назначенный день юноша не вернется, то она выйдет замуж за другого.

Светлая романтическая сказка о любви и верности, благодаря которым происходят настоящие чудеса. Написанная в XIX веке, сказка пронизана духом Востока, его традициями.

Книга была экранизирована.

Королевство кривых зеркал | 1963 год

Фильм Александра Роу так и пропитан коммунистическим пафосом. Поэтому смотрится он сейчас не с такими ощущениями, как раньше. Но все равно, режиссер снял яркую кинокартину с великими актерами.

Действие фильма, взявшего серебро рейтинга лучших советских детских картин, происходит в мире Кривых зеркал, где все искажено, представлено наоборот. Худощавые здесь показаны упитанными, злые-добрыми, высокие-низкими. Девочка Оля попадает в этот мир, где сталкивается со своим двойником, воплощающим все ее самые худшие качества. Смотря на себя со стороны, и анализируя собственные недостатки, она, со своим дублером, спасает жителей королевства от злобных аристократов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector