1 день в истре: достопримечательности и храмы нового иерусалима, как добраться и что посмотреть

Содержание:

Информация для посетителей

Чтобы посмотреть на уникальный комплекс древнего монастыря и поучаствовать в литургии, в обитель стекается масса паломников. Ворота отворены для всех православных христиан с 9:00 до 18:00.

Внутренний двор монастыря

Праздники и чтимые даты

В обители расположено несколько храмов, поэтому и престольные праздники отмечаются несколько раз в году:

  1. Воскресение Христово. Дата каждый год разная. Пасха рассчитывается так: первое воскресенье после первого полнолуния, случившегося после весеннего равноденствия.
  2. Рождество Христово – 7 января.
  3. Вход Господень во Иерусалим – воскресный день за неделю до Пасхи.
  4. Равноап. Константина и Елены – 3 июня.

В престольные праздники проводятся особенно торжественные богослужения.

В обитель приезжает большое число паломников и священников из разных церквей. Планируя поездку на праздник, следует заранее позаботиться о номере в гостинице или экскурсии, если планируется принять в ней участие.
Совет автора

Богослужение в монастыре

Люди могут заказать необходимые требы и приступить к Таинствам без внесения определенной платы. Прихожане делают добровольные пожертвования по личному усмотрению и финансовому положению.

В обители регулярно служится Божественная литургия

Расположение и как добраться

Адрес обители: Московская обл., г. Истра, ул. Советская, 2. Чтобы быстро попасть к монастырю, удобно воспользоваться метро. От станции «Тушино» до обители едет автобус №372. Необходимо выйти на ост. «Почта», автобусом доехать до ост. «Монастырь». Обитель несложно найти на карте, а ее купола далеко видны на местности.

Новоиерусалимский монастырь – это рукотворное подобие Святой земли в России. Обитель начала создаваться в XVII в., когда государство крепло и росло после тяжелых Смутных времен. Монастырь претерпел множество потрясений, но он и сейчас освящает собой православную Русь. Архитектурное решение этого комплекса настолько уникально, что его сложно описать словами, лучше его увидеть воочию.

Архитектурный ансамбль

К главному храму примыкает с восточной стороны подземная церковь Константина и Елены. Ведь Новый Иерусалим в Подмосковье своей планировкой напоминает комплекс в Палестине, а там этот храм выдолблен в скале. Церковь украшена в стиле барокко. Особенно славится ее медный иконостас. В церкви также есть кладезь «Живоносный источник». До войны рядом с собором была колокольня, разрушенная во время военных действий. Но в две тысячи четырнадцатом году ее отреставрировали. Отлили также новые колокола. Сохранились на территории монастыря и исторические помещения, как, например, палаты царевны Татьяны Михайловны. Монастырь окружен крепостной стеной толщиной до трех метров и протяженностью около километра. Сооружение предназначалось для оборонительных действий. По периметру стены идет дорожка для обхода между рядами бойниц. Все башни стены тоже имеют «палестинские» названия.

Святыни и монастырский некрополь

  1. Главная святыня – Гроб Господень находится в кувуклии, небольшой купольной часовне.
  2. Голгофа с крестом, то место, где распяли Иисуса. Внутри – кипарисовый крест, который патриарх Никон заказал в Палестине.
  3. Икона «Господь Вседержитель».
  4. Фрагмент омофора Никона – одеяние для епископа с изображением Иисуса Христа, благословляющего верующих.Сделан из атласа, расшитого золотом. серебром и шелковыми нитями.
  5. Разборная модель иерусалимского храма, сделанная из слоновой кости и кипариса и доставленная в Москву в 1649 году из Иерусалима патриархом иерусалимским Паисием.
  6. Антиминс XVII века – небольшой льняной плат с вшитой в него частицей мощей с изображением погребения Христа. Плат священ Никоном для свершения Божественной Литургии.
  7. Дарохранительница святой Марии Магдалины – святой сосуд из золоченого серебра для хранения Крови и Тела Иисуса.
  8. Чудотворная икона Божьей Матери «Троеручница», присланная патриарху Никону из Афона в 1663 году.
  9. Икона Господа Вседержителя с припавшими к Нему митрополитом Московским Филиппом и патриархом Никоном.

Рядом с церковью Константина и Елены – монастырский некрополь. Здесь погребен прах патриарха Никона, дьякона Н.Никитина, Ивана Шушарина, биографа патриарха Никона. Также здесь погребены члены семей, владевшие окрестными землями возле монастыря, – Бестужевы, Самарины, Нащокины, Оленины, Загряжские, Сухово-Кобылины, жена и сын А.В. Суворова.

Священная достопримечательность Российской Палестины – Воскресенский собор

По плану строительства Воскресенский собор должен был точно копировать храм Гроба Господня, функционирующий в Иерусалиме. Максимально отражающая свой прототип, грандиозная трехчастная постройка своим внешним видом передает все основные христианские святыни, а именно: Голгофу как место распятия Христа и еще 2 места – погребения и Живоносного Воскресения.

Перечень работ по возведению Воскресенского собора также выполнялся поэтапно. До 1666 г. удалось не только довести здание до кровель, но и пристроить к нему колокольню, а также подготовить место для обустройства подземной церкви. Названная в память о святых Константине и Елене, она исполняла роль хранилища места обретения Креста Господня. Но вернемся к любованию собором. Снаружи и внутри он отделан керамическими поясами, декорирован порталами и наличниками, увешан строгими и величественными иконостасами. Специально для его колокольни было отлито 15 звонких колоколов. Из самых больших отлитых изделий к нынешнему времени осталось только одно – это стопудовый колокол, изготовленный в далеком 1666 г.

На переднем плане церковь Константина и Елены на фоне Воскресенского собора

Второй этап строительства главного собора Новоиерусалимского комплекса приходится на 1679 – 1685 гг. Тогда над центральной частью постройки появилась глава, а ротонду мастера перекрыли внушительным кирпичным шатром, диаметральное значение которого достигло 22 м. В 1690 г. состоялся церемониал по освящению подземной церкви.

Несмотря на то, что Воскресенский собор служит лишь миниатюрой своего прообраза, через свой облик и декор он весьма точно передает все богословское содержание и не отступает от старорусских традиций архитектуры и искусства. Очень четко данная тенденция прослеживается в облике восточного фасада храма. Его многоглавая композиция, напоминающая по форме пирамиду, отстраивалась методом объединения независящих друг от друга частей в целое неделимое сооружение.

Слева направо: Воскресенский собор, церковь Константина и Елены

Описание

С высоты птичьего полета Новоиерусалимский мужской монастырь выглядит как возвышающаяся на холме хорошо укрепленная крепость, в центральной части которой расположен златоглавый Воскресенский собор. Его купол в виде шатра с 60 окнами можно назвать визитной карточкой обители.

В Воскресенском соборе, как и в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, находятся три главные святыни христиан:

  • Голгофа — небольшая скала, где был распят Христос, (в переводе с греческого слово «голгофа» означает лобное место)
  • Кувуклия — небольшая часовня с Гробом Господень, место погребения Христа
  • Храм Воскресения Спасителя, место живоносного Воскресения Иисуса Христа.

Голгофа, место распятия Христа, расположена на втором ярусе храма, к ней ведет лестница, устроенная справа от главного входа. В небольшой комнате установлен крест, выполненный в Иерусалиме и по размеру совпадающий с Иерусалимским Крестом Господнем. Также здесь установлен камень с трещиной, имитирующий скалу, расколовшуюся в момент смерти Спасителя, когда на нее пролилась кровь Христа.

С западной стороны к храму пристроена ротонда с огромным двухъярусным куполом, в центре которой сооружена кувуклия, то есть часовня с гробом Господня. Здесь расположено ложе, на которое в пещере на склоне горы Голгофы поместили тело Христа.

В храме рядом со входом находится Камень помазания, на который перенесли тело Спасителя, когда сняли с креста, здесь его умащивали миром (благовонным маслом) и подготовили к погребению.

В Новоиерусалимском монастыре, как и в Иерусалиме, вход в храм расположен с южной стороны. В восточной части расположена подземная церковь святых Константина и Елены, находящаяся на глубине в шесть метров. Сохранилось предание, что именно на такой глубине царица Елена обрела Животворящий Крест. Израильский храм Константина и Елены вырублен в скале.

Кроме того, на территории Новоиерусалимского монастыря находятся храмы, построенные в конце XVII века:

  • Трапезная церковь Рождества Христова — в западной части обители
  • Входоиерусалимская надвратная церковь, расположенная над восточными Святыми воротами.

По форме территория монастыря напоминает шестиугольник, огороженный крепостной стеной шириной в три метра. Протяженность ограды — около 1000 метров, а высота — 9 метров. В углах и изломах построено 8 башен, имеющих художественное значение, их названия совпадают с названиями башен старого города Иерусалима.

Некрополь храма расположен около церкви Константина и Елены, а также внутри собора, где похоронены многие уважаемые люди, в том числе и основатель обители Патриарх Никон.

Главки собора возвышаются над приделами, расположенными за главным алтарем. В трех приделах можно увидеть иконостасы, созданные еще при патриархе Никоне.

Возрождение и современность

В 1919 году монастырь был закрыт. С 1921 года на территории монастыря работало два музея. В 1941 году Воскресенский собор фашисты взорвали. Крест рухнул на землю, но не сгорел, хотя вокруг полыхал пожар. После взрыва собора кувуклия с Гробом Господним тоже уцелела. В 1959 году пострадавший монастырь восстановили, и музей возобновил работу.

В июле 2008 года монастырь посетили Президент России Дмитрий Медведев и патриарх Алексий II, после чего был создан Фонд по восстановлению монастыря. В 1994 году Воскресенский Новоиерусалимский собор вернули церкви, а музей открыли в новом здании, по соседству. В 2016 году восстановление, на которое потрачено 10 миллиардов рублей, окончательно завершено, обновленный красивый собор радует прихожан.

В монастыре проводятся экскурсии, работает воскресная школа для детей и взрослых, гостиница для паломников. В 44 церквах монастыря поочередно идут службы. У кувуклии с Гробом Господним всегда стоит очередь. Здесь оставлена часть старого настила из булыжника, по которому ходил патриарх Никон и царь Алексей Михайлович.

Патриарх объявил, что обитель должна развиваться как центр духовно-воспитательной работы. С этой целью активизируется работа по сохранению и расширению архитектурно-художественного музея на территории монастыря.

В музее – 180 тысяч единиц разнообразных экспонатов архитектурных, исторических, этнографических и художественных коллекций. Шедевры Айвазовского, Шишкина и Левитана, Пикассо и Кустодиева, Дюрера, Фалька и Фаберже. В музее устроена постоянная экспозиция «Русское искусство. Церковное и светское искусство XVI-начала XX веков.» Здесь собраны предметы живописи, иконостасы, скульптуры, мебели и декоративно-прикладного искусства.

В экспозиции «Особая кладовая» – предметы декоративно-прикладного искусства из драгоценных металлов XVI -XX веков: шитье, предметы церковного обихода, произведения русских мастеров из эмали бытового серебра.

Отдельная экспозиция посвящена предметам из монастырских храмов и ризниц, материалам архитектурных раскопок и экспонатам музея памяти патриарха Никона. В музее представлены богословские книги и рукописи, зарубежные и русские иконы, картины и фрески, коллекция оружия.

Рядом с музеем – Гефсиманский сад и парк, где расположена конная школа, здесь можно прокатиться на лошади. Музей деревянного зодчества сохранил в первозданном виде деревенские подворья, бани и мельницы.

Современный архитектурный комплекс

Новоиерусалимский монастырь окружён толстыми крепостными стенами с несколькими воротами. Он расположен на возвышенности. Центр всего комплекса — Храм Воскресения Господня. Он соединён с подземной церковью преподобных  Константина и Елены.

Воскресенский собор

Этот собор является главной достопримечательностью обители.

Рисунок 1. Храм Воскресения Господня

Он создан по подобию храма Гроба Господня в Иерусалиме. Поэтому в нём есть копии многих святынь, находящихся в Святой Земле. Паломники могут увидеть здесь и Церковь Гроба Господня и Камень Миропомазания, и другие места, напоминающие о жизни Христа, Его распятии и воскресении. Главные ворота в эту церковь находятся с южной стороны, недалеко от входа расположена белокаменная плита.

Надпись на ней в стихах повествует об истории создания Нового Иерусалима.

Она украшает начало одного из входов на Голгофу.

Подземная церковь Константина и Елены

Из Собора Воскресения Господня в этот храм можно спуститься по лестнице, состоящей из тридцати трёх ступеней — по количеству лет, прожитых Иисусом Христом.

Церковь посвящена константинопольскому правителю Константину и его матери Елене, по приказу которых был найден крест, на котором был распят Спаситель.

В храме находится точная его копия. Она была реставрирована в 1980-е годы.

Главный алтарь сделан по образу того, что находится в подобной церкви в Иерусалиме. Здесь, в том числе, есть место, откуда преподобная Елена наблюдала за поисками Креста Господня.

Крепостная ограда

Монастырь окружён каменной стеной с несколькими воротами.

Рисунок 2. Крепостная ограда

Над одними из них располагается Храм Входа Господня в Иерусалим. Эта церковь была построена уже после смерти патриарха Никона. Во время Великой Отечественной войны храм был полностью уничтожен. Спустя тридцать лет его восстановили. Сейчас в его стенах расположен музей монастыря.

Рядом с другими воротами находится церковь Рождества Христова. Одинаковое положение этих храмов (рядом с входом) символизирует, что и Рождество, и Вход Спасителя в Иерусалим, где Он принял смерть ради человечества, являются значимыми событиями для православной церкви.

Некрополь

Захоронения на территории монастыря находятся как в церквях, так и вокруг них. В одном из пределов храма Воскресения Господня покоились останки патриарха Никона. Святейший завещал похоронить себя именно здесь. В годы советской власти его останки были вывезены из церкви.

Сегодня их местонахождение неизвестно. В подземном соборе находятся могилы жены и сына великого русского полководца Александра Васильевича Суворова. Он сам и его семья содействовали реставрации зданий монастыря.  Возле храма было обнаружено более ста старинных могил.

Рисунок 3. Некрополь

В прошлые века здесь хоронили помещиков, которым принадлежали окрестные земли.

Постройки, расположенные за крепостной стеной

В годы, когда патриарх Никон подвергся гонениям, он жил в Новом Иерусалиме. Для него была построена келья на берегу реки Истры (она расположена за белокаменными стенами обители).

Рисунок 4. Скит патриарха Никона

Рядом с этим местом на реке есть купель.

В этом живописном месте на берегу реки есть музей деревянного зодчества. Он был создан в семидесятые годы двадцатого века. В то время сюда были доставлены деревянные постройки и их копии из разных уголков России.

Среди экспонатов музея можно увидеть крестьянские дома, деревянные усадьбы, церкви. Во многих из них расположены экспозиции, посвящённые быту людей 15-19 веков.

Осмотр Воскресенского собора Новоиерусалимского монастыря

После внешнего осмотра красивейшего Воскресенского собора, мы отправились во внутрь. Внутри здание является очень сложным, поэтому рекомендую вам до его посещения в киоске приобрести карту, либо как мы , воспользоваться услугами экскурсовода.

Выкладываю план собора. Те, кто был в Храме Гроба Господня в Иерусалиме, могут отметить, что устройство Воскресенского собора по расположению основных элементов полностью совпадает с Воскресенским собором.

Воскресенский собор. План собора

Воскресенский собор. План собора

Внутренние интерьеры собора резко контрастируют с его внешнем видом. Помещение, безусловно, очень величественное, но выполнено оно в стиле барокко, с характерной лепниной, ангелочками, бантами и так далее. Сразу понятно, кто был заказчиком внутреннего убранства. Это была Елизавета Петровна, которая обожала все эти дворцовые атрибуты. Мы удивились, насколько внешнее убранство Собора, напоминающее русский терем, диссонирует с внутренним дворцовым декором. Как будто это совершенно разные помещения, но каждое по-своему шикарное.

Новый Иерусалим. Внутри Собора

Купол собора уже расписан мастерами.

Воскресенский собор. Купол собора

Сам храм, несмотря на ненастную погоду, выглядит очень светлым и чистым.

Внутри собора также ведутся грандиозные работы. Огромный иконостас зияет черными дырами вместо икон. Совсем скоро они займут здесь свои места.

Новый Иерусалим. Иконостас

Сейчас можно увидеть над иконостасом фигуру Спасителя, сделанную из картона. Гид объяснила, что это один из этапов реставрации, когда будущие скульптуры выполняют из картона, согласовывают эстетический вид с государственными служащими, и только потом делают настоящий декор.

Новый Иерусалим. Фигура Спасителя

Гид рассказывала нам, что собор по своим размерам и расположению основных церквей полностью совпадает с Храмом Гроба Господня в Иерусалиме. У меня это не укладывалось в голове, так как по размерам, он, возможно, и похож, но по внутреннему стилю убранству и атмосфере это совершенно другое место.

Воскресенский собор. Ложа императора

Экскурсовод показала нам путь на «голгофу», которая также как и в Храме гроба Господня расположена слева от главного входа в Храм. Пока пройти наверх нет возможности , так как ведутся работы. По ходу того, как гид вела свой рассказ, к нам присоединялось все больше и больше людей. Так наша маленькая группа из трех человек разрослась до 15 человек. Ну да ладно.

Новый Иерусалим. Всем интересно послушать экскурсию

Внутри храма находится также «пещера гроба Господня», где, по словам экскурсовода на православную Пасху сюда снисходит исцеляющий голубой огонь. Мягко говоря, мы были удивлены.

Вокресенский собор. Пещера Гроба Господня

Кто захотел, приложился к Гробу. Кстати, здесь есть правило — из пещеры можно выходить не поворачиваясь к ней спиной.

После осмотра основного храма мы отправились в Придел Успения Пресвятой Богородицы, где можно увидеть настоящие фрагменты оформления того самого первого храма Воскресения. Автором оформления данного придела по распоряжению императора  выступил знаменитый Матвей Казаков (1802 год).

Вокресенский собор. Придел Успения Пресвятой Богородицы

Больше всего меня поразило искусство изразцов. Ничего подобного я не видела ни в одном православном храме.

Одним из символов, который был воплощен в изразцах был «цветок граната», который символизирует кровь Христа — символ мученической смерти спасителя. Рисунок же «около павлина» символизирует Воскресение христово.

Воскресенский собор. Фрагменты изразцов

Также экскурсовод показала нам еще один символ, зашифрованный в изразцах – льва, означающего власть на Земле.

Изразец-лев

В этом же приделе можно поставить свечи.
На стене размещены немногочисленные иконы, например список с афонской иконы «Богоматери Троеручицы». В это же приделе можно набрать святой воды.
Прощальный взгляд на собор.

Воскресенский собор. Новый Иерусалим

В 16-00 из Храма мы вышли из храма и продолжили осмотр территории.

Когда открыт монастырь и какова стоимость посещения?

Храмы и музеи монастырского комплекса открыты для посещений в таком графике:

  • со вторника по пятницу – с 10:00 до 18:00;
  • по субботам – с 10:00 до 21:00;
  • по воскресеньям – с 10:00 до 19:00.

Экскурсии доступны в этом же временном режиме, время работы гидов совпадает с часами работы музеев и храмов комплекса.

towntravel.ru

Распорядок работы касс несколько иной:

  1. Со вторника по пятницу время для покупки билетов – 10:00-17:30.
  2. В субботу время, в которое можно приобрести билеты – 10:00-20:30.
  3. В воскресенье – 10:00-18:30.

Время до закрытия, когда еще пускают туристов – 30 минут, но нужно понимать, что за полчаса осмотреть монастырь, его музеи и церкви просто не получится, даже поверхностно.

Что же касается ценовой политики, то посещение музеев, территории и церквей монастыря обойдется от 255 до 455 рублей. Сумма будет зависеть от того, какой перечень объектов будет выбран и будут ли требоваться услуги гидов.

На оплате экскурсий вполне можно сэкономить, у входа в комплекс и над его кассами есть подробная схема всего монастырского подворья, а гидов при желании можно послушать, стоя неподалеку от туристических групп, так как рассказывают они достаточно громко.

Видео: новоиерусалимский монастырь.

Ново-Иерусалимский храм – живая икона

Место для строительства монастыря выбрал Патриарх всея Руси Никон, который задумал построить под Москвой «копию Святой Земли» – икону на местности с глубоким символическим смыслом. По замыслу Никона, монастырь должен стать центром православного мира для славянских народов.

Об основании храма

Молодой царь Алексей Михайлович, будущий отец Петра I, безгранично доверял патриарху и поддержал грандиозный замысел. Свое любимое детище патриарх основал в Подмосковье в 1656 году – резиденция Патриархов должна расположиться недалеко от царской столицы, но чуть в стороне. Это символизировало отношение светской и церковной власти.

Сам никогда не бывавший в Иерусалиме, патриарх Никон все силы употребил для воплощения в жизнь замысла – создать точное подобие Иерусалимского храма Воскресенья Господня, чтобы русский народ созерцал места страстей и Воскресенья Христова. Он заботился о тех, кто не мог побывать на Святой Земле. Модель храма Гроба Господня, сделанную из слоновой кости, Никону прислал в дар иерусалимский патриарх Паисий.

Особенности создания обители

Возводя монастырь в излучине реки Истры на высоком холме, патриарх Никон принялся воссоздавать своеобразный город-храм с точной копией окрестностей Иерусалима, подобие святых мест Палестины. Географические наименования изменили: окружавшие монастырь холмы именовались Елеонским и Фаворским, сёла – Преображенское, Назарет, Капернаум.

Быстрая извилистая река Истра получила название Иордан. Ручей, обтекающий монастырский холм – Кедронский поток. Город Истра до 1930 года именовался Воскресенском. Перепланировали и окрестности будущей обители: лес на берегу Истры вырубили, чтобы достичь сходства с пейзажем на Святой Земле, укрепили и насыпали холм, на котором возвели монастырь.

Личность патриарха Никона

Пользуясь доверием царя, патриарх Никон фактически управлял страной. Энергичный и властный патриарх проводил церковные реформы по европейскому образцу. Встречая недовольство бояр, противостоял ему решительно, даже жестко. Противников реформ преследовали и казнили. Действия Никона привели к страшному церковному расколу.

В 1658 году патриарх утратил доверие царя и удалился в монастырь, где лично руководил строительством Нового Иерусалима, как он называл свое детище. Патриарх хотел объединить здесь людей, чтобы они вместе молились, ценили жизнь и друг друга.

В 1666 году Никона лишили сана и отправили в отдаленный Ферапонтов монастырь простым монахом, вменив в вину иерусалимское переименование местности. Строящийся монастырь, чье строительство из-за опалы Никона прервалось на 14 лет, стали называть просто Воскресенским.

Инфраструктура

Построенный по проекту архитектора Валерия Лукомского, музейный комплекс представляет собой слияние современных архитектурных форм с местной природой и ландшафтом. Новое здание деликатно вписалось в окружение, сохранив доминирующее положение Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря.

Музей включает в себя большой выставочный корпус, детский центр, сувенирные магазины, зал для конференций, а также фуд-корт и ресторан. На крыше комплекса есть смотровая площадка с чудесным видом на монастырь и окрестности. Рядом бесплатная парковка.

В парковой зоне монастырского комплекса находится архитектурно-этнографический музей. На его территории находятся деревянная часовня, крестьянская изба, усадьба Кокориных, ветряная мельница XIX века и другие экспонаты.

Мария Чахнашвили

Как добраться до Нового Иерусалима

  • Пригородных поездах, которые курсируют с Курского вокзала, через станцию «Тушино» к остановкам «Истра» или «Новоиерусалимская». А также на электричках, которые ходят от станций «Москва Рижская», «Серпухов», «Волоколамск», «Румянцево», «Шаховская». От «Новоиерусалимской» или «Истры» к обители нужно идти пешком около 2 км. Это расстояние можно преодолеть на местной маршрутке;
  • Автобусах №372, которые ходят от станции метро «Тушино» в Истру. Выходить из транспорта необходимо на остановке «Почта». На автовокзале города Истра останавливаются автобусы, которые идут из Павловского и Касимова;
  • Автомобиле, нужно двигаться по Волоколамскому шоссе до улицы Московской в городе Истра, а также по улицам Первомайская и Советская. Парковка для машин построена возле стен обители.

Архитектурный ансамбль

К главному храму примыкает с восточной стороны подземная церковь Константина и Елены. Ведь Новый Иерусалим в Подмосковье своей планировкой напоминает комплекс в Палестине, а там этот храм выдолблен в скале. Церковь украшена в стиле барокко. Особенно славится ее медный иконостас. В церкви также есть кладезь «Живоносный источник». До войны рядом с собором была колокольня, разрушенная во время военных действий. Но в две тысячи четырнадцатом году ее отреставрировали. Отлили также новые колокола. Сохранились на территории монастыря и исторические помещения, как, например, палаты царевны Татьяны Михайловны. Монастырь окружен крепостной стеной толщиной до трех метров и протяженностью около километра. Сооружение предназначалось для оборонительных действий. По периметру стены идет дорожка для обхода между рядами бойниц. Все башни стены тоже имеют «палестинские» названия.

Некрополь

Новый Иерусалим в Подмосковье известен еще и тем, что здесь скопированы захоронения храма Гроба Господня в Палестине, где, согласно легендам, погребены Адам и ветхозаветный первосвященник Мелхиседек. Некрополь этот находится в Воскресенском соборе. Интересно, что сам Никон завещал похоронить себя именно на том символическом месте, где должна быть могила Мелхиседека. Кроме надписей и табличек, сообщающих о том, кто покоится в палестинском храме, в некрополе есть и настоящие погребения. На тех местах, где в Иерусалиме хоронили патриархов, здесь покоятся настоятели монастыря. Кроме того, здесь есть гробницы многих известных людей, в том числе жены и сына полководца Александра Суворова.

Храмы и постройки монастыря

  1. Воскресенский собор.
  2. Церковь Рождества Христова.
  3. Надвратная церковь Входа Господня в Иерусалим.
  4. Церковь Константина и Елены.
  5. Палаты царевны Татьяны Михайловны.
  6. Братские корпуса.
  7. Настоятельские покои.
  8. Башни и стены ограды.
  9. Келейный корпус.
  10. Святой источник.
  11. Скит патриарха Никона.
  12. Церковь Богоявления Господня.

Новая церковь Рождества Христова возведена в два этажа в стиле барокко. Внизу – храм для богослужений, вверху – светлое помещение с окнами в 2 яруса.

Надвратная церковь построена в виде восьмерика на четверике и стоит на воротах с тремя пролетами, каждый из которых именуют по-своему: Красные ворота, Вход Иисуса в Иерусалим, Въездные ворота.

Над Красными воротами – изображение Христа. Арки поддерживаются колоннами, украшенными зубчатым орнаментом. В позолоченном резном иконостасе – иконы «Воскрешение Лазаря» и «Иисус с учениками в доме Лазаря».

Церковь Константина и Елены – подземная церковь, уходящая в землю на 6 метров, прообраз того места, где был найден Животворящий Крест Господень. Римский император Константин объявил христианство официальной религией, его мать Елена, распространяла христианство и организовала раскопки в иерусалимской пещере, где был погребен Иисус Христос.

Там нашли крест, на котором распяли Спасителя, на месте пещеры Елена повелела устроить церковь. В церкви Подмосковья – большой иконостас чеканной работы с образами Иисуса Христа и Богородицы. Выше – Голгофский Крест с молящимися по краям Константином и Еленой.

История строительства Новоиерусалимского монастыря

Известно, что святейший патриарх Никон основал три монастыря. Но обитель, находящаяся в Московской области, была любимым «детищем» владыки. Патриарх хотел, чтобы у православных людей русской земли была церковь, построенная по образцу Храма Гроба Господня в Иерусалиме. Он также желал, чтобы окружающая местность, её очертания, напоминали ландшафт Святой Земли.

Основав этот монастырь, Патриарх Никон дал простым русским людям, не имеющим средств для совершения дальнего паломничества в Палестину, помолиться в храмовом комплексе, напоминающем о жизни и крестных страданиях Спасителя.

Началось создание Воскресенского Монастыря в 1656 году. Бывший тогда у власти царь Алексей Михайлович всячески содействовал строительству. Даже когда отношения правителя и владыки стали более напряжёнными, царь всё равно продолжал помогать возведению мужского монастыря. Однако в годы, когда Никон находился в опале, строительные работы были приостановлены.

Они возобновились только с восшествием на престол Фёдора Алексеевича.

Восстановление и реставрация

Потомки царей, при которых происходило строительство, также проявляли заботу об этой обители. Так, при Екатерине Второй были заново отстроены несколько храмов, уничтоженных двумя пожарами.

Через год после Октябрьской Революции было принято решение о закрытии Новоиерусалимского монастыря. Его храмы не были тогда разрушены, как это произошло со многими церквями. Но территорию обители объявили музеем, а все здания, находящиеся на ней, — памятниками архитектуры.

В Великую Отечественную войну Новый Иерусалим сильно пострадал во время боёв за Москву. Многие здешние храмы были практически полностью разрушены. В пятидесятые годы двадцатого века началась реставрация древних построек. В 1994-м году патриарх Алексий Второй объявил о возвращении обители православной церкви.

Так один из старейших монастырей России был возрождён. Незадолго до своей кончины владыка Алексий Второй побывал в Воскресенском Монастыре. После этого визита он сказал о том, что предстоит ещё немало работ по восстановлению былого величия этой святыни.

Новый Иерусалим в Подмосковье: музей и парк

Мы уже упоминали о том, что в двадцатых годах прошлого столетия монастырь был закрыт. На его месте создали музей, который вначале был краеведческим, а затем историко-архитектурным. В 1994 году было принято решение о передаче ансамбля монастыря русской православной церкви. Согласно ему музей должен был быть выведен с территории Нового Иерусалима в несколько этапов.

В 2012 году фонды и в самом деле переехали на новое место. Оно расположилось в непосредственной близости от монастыря, чтобы не нарушать единства культурного наследия. К тому же концепция музея предполагает, что архитектурный комплекс семнадцатого века должен доминировать в экспозиции. Выставочная площадь – около десяти тысяч квадратных километров. Его фонды считаются богатейшими на территории Московской области.

На территории музея есть парк, где можно полюбоваться памятниками деревянного зодчества девятнадцатого века. Это крестьянское жилье (усадьба Кокориных), часовня Богоявления, романтическая ветряная мельница. В богатой избе можно ознакомиться с аутентичными предметами интерьера позапрошлого века. Часовня воссоздана по рисункам восемнадцатого столетия. А на мельнице мололи муку вплоть до пятидесятых годов двадцатого века. Для детей в музее предусмотрено множество интерактивных программ, а для туристов организовывается катание на лошадях.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector