500 сокровищ русской живописи (8 стр.)

Дмитрий Казнин — биография Википедия

Казнин Дмитрий Юрьевич родился 25 января 1974 года в Тбилиси.

Учился в Кемеровском государственном университете на филологическом факультете, потом в СПбГУ, на факультете журналистики.

Работал корреспондентом на радио «Северная столица», вел утреннее шоу на радио «Спутник», после чего ушел на Радио «Свобода», где проработал корреспондентом три года, до закрытия бюро в Санкт-Петербурге.

В 2007 году переехал в Москву. Вел утреннее информационное шоу на радио «Сити-FM» в паре с Натальей Пешковой, с февраля 2013 года Дмитрий Казнин и Наталья Пешкова ведут утреннее шоу на радиостанции «Москва FM».

С момента основания в 2010 году работал на телеканале «Дождь» (СМИ, выполняющее функции иноагента), где вёл итоговые выпуски новостей в паре с Ольгой Писпанен, Мариной Малыхиной, Марией Макеевой или Татьяной Арно до апреля 2014 года. Затем вёл программу «Онлайн».

В 2011 году Дмитрий Казнин и Наталья Пешкова стали победителями национальной премии радиовещателей «Радиомания» (признаны лучшими ведущими разговорного эфира).

С октября 2016 по октябрь 2017 вёл программу «Онлайн» по понедельникам.

20 октября 2021 года скончался.

Начальница над воспитательными домами

После рождения 10 ребенка акушер императрицы сообщил Марии Федоровне – еще одна беременность ее убьет. Павел I болезненно отреагировал на отказ княгини исполнять супружеский долг.

Она, хоть и располнела от частых родов, в глазах мужа оставалась такой же привлекательной, как 20 лет назад. Цесаревич демонстративно завел любовницу. Ею стала княжна Анна Лопухина. Законной супруге оставалось сосредоточиться на детях, благотворительности.

Смерть Екатерины II Мария восприняла холодно, похоронами распоряжалась самостоятельно. Некоторые современники начали перешептываться, что будущая императрица взялась за дело слишком рьяно.

Мария Федоровна была коронована вместе с мужем. С момента переезда принцессы Софии в Россию прошло 20 лет.

Своим указом Павел I назначил жену Марию Федоровну главной начальницей над воспитательными домами. Императрица с головой окунулась в работу, стараясь улучшить жизнь бесприютным подкидышам, попавшим в детские дома.

Изучив кипы документации, обнаружила, что много детей умирает из-за того, что в воспитательных домах отсутствует регламент. Императрица ввела нормативы, сколько детей одновременно может находиться в приюте.

Остальных ребят Мария Федоровна предложила отдавать в семьи благонадежных крестьян. Они должны были обучать сирот основам ведения домашнего хозяйства. Мальчики жили в приемных семьях до 18, девочки – до 15 лет. В приютах оставляли слабых деток, требовавших тщательного ухода.

Воспитательные дома императрица Мария курировала до своего последнего вздоха

Мария Федоровна приложила много сил, чтобы девочки в России получали образование наравне с мальчиками. При ее содействии в период царствования старшего сына Александра I открыла несколько учебных заведений для женщин.

Детство и юношеские годы

Великая княжна Наталья Алексеевна при рождении получила имя Вильгельмина. Принцесса появилась на свет 14 (25) июня 1755 г. в немецком городке Дармштадт на юге Гессема. Её родителями были ландграф Людвиг IX Гессен-Дармштадтский и принцесса Генриетта Каролина Пфальц-Биркенфельдская. Семья была многодетной: кроме Вильгельмины у ландграфа было ещё три дочери и один сын. Мать девочки была очень образованной и обеспечила своих детей достойным воспитанием.

Родители — Людвиг IX и Генриетта Каролина Пфальц-Биркенфельдская

В гостях у ландграфини бывали такие известные люди того времени, как Гердер и Гёте. Детство Вильгельмины прошло под строгим материнским присмотром, ещё с юности у неё сформировалось неординарное мышление и сила воли. Девушка имела пылкий характер, была уверена в себе и отличалась инициативностью.

Наталья Алексеевна. Худ. Александр Рослин

Наталья Алексеевна и театр

Как я уже отметила, второй важнейшей составляющей жизни царевны было искусство. В 1706 году благодаря ей в Преображенском дворце появился придворный театр. Она лично занималась постановкой пьес, в которых отражалась жизнь русских людей, рассказывалось о православных святых.

В качестве зрителей театр могли посещать все люди, находившиеся при дворе, оплата за “посмотр” не была предусмотрена. Актёров Наталья Алексеевна выбирала самых талантливых своих придворных. В ту пору эти подмостки сестры Петра стали первым придворным театром. Несмотря на то, что царь не любил излишних трат, сестре он помог приобрести костюмы для её театра, выделив немалые средства.

Наталья Кирилловна была очень талантливым человеком. Ею были написаны несколько увлекательных пьес, которые регулярно демонстрировались при дворе. Среди них — «Комедия о святой Екатерине», «Цезарь Оттон», «Святая Евдокия», которые до наших времён сохранились лишь в отдельных фрагментах.

Наталья Алексеевна также была новатором, хотя по своему характеру являлась полной противоположностью брата-реформатора. Благодаря ей в Петербурге появились церкви домового типа, что обустраивались в частных домах или учреждениях. У самой царевны была такая церковь, сделанная в её дворце.

И. Н. Никитин «Портрет царевны Натальи Алексеевны», 1716

Тайная любовь, или Измена с санкции жены

Варвара была дочерью Аркадия, младшего брата фаворитки Павла I. Варенька во многом повторяла судьбу своей тётки, с которой постоянно общалась во время учебы в Смольном институте. После выпуска Варвара начала блистать на балах, на одном из которых и познакомилась с императором Николаем Павловичем.

Великая княжна Ольга Николаевна писала в своих мемуарах, что её отец познакомился с Варварой на маскараде. Незнакомка в маске поразила императора своими знаниями о семейных событиях времён его раннего детства. Лишь в конце бала она сняла маску, назвала себя, и объяснила, что пересказывала Николаю рассказы своей старой тетки, близкой подруги его матери.

Как раз в это время император переживал семейную драму. Его жена Александра Фёдоровна родила седьмого сына. Врачи, опасавшиеся за здоровье императрицы, запретили царю вступать с ней в интимную близость. Связи на стороне монарх себе позволял, но лишь мимолетные. Николай на самом деле любил свою жену, причем взаимно. Заводить официальную любовницу по примеру отца ему не хотелось, но жизненную энергию Николая укротить одними только государственными делами никак не получалось. И тут как раз состоялось его знакомство с Варенькой Нелидовой…

Император познакомил жену со своей маскарадной собеседницей. Варвара понравилась императрице, и та благословила мужа на внебрачную связь. Отношения Николая с Нелидовой-младшей затянулись на 23 года. Варенька стала фрейлиной императрицы и поселилась при дворе. Её близость с царем старались сохранить в тайне, но слухи быстро стали гулять по Петербургу. Знающие люди восхищались благородством царской семьи, нежной заботой Николая о здоровье жены, великодушием императрицы. Никто не ругал и Нелидову. Утверждали, что она влюблена в Николая Павловича не как во всемогущего самодержца, а как в человека и мужчину.

Каждый вечер император удалялся в супружескую спальню, но ежедневно по нескольку раз заходил в комнаты Варвары. Результатом таких визитов стали то ли двое, то ли трое детей, которых Нелидова подарила своему любовнику. Николай о бастардах заботился своеобразно. В столице говорили, что он отдавал их на воспитание в семью своего министра графа Клейнмихеля, который воспитывал их как своих детей. Благодаря исполнению таких интимных поручений влияние Клейнмихеля выросло до невиданных пределов: если император поручал ему собственных отпрысков, то уж о таких пустяках как строительство мостов и железных дорог и говорить не стоило.

Варвара Нелидова. (liveinternet.ru)

Отношения Нелидовой с Николаем продолжались до самой смерти императора. За всё это время Варвара ни разу не воспользовалась своей близостью к трону: она не ходатайствовала о назначении знакомых на денежные посты и не выпрашивала у любовника щедрых подарков. Фаворитка жила в отведенных ей комнатах Зимнего дворца скромно и незаметно. При посторонних Варвара проявила свой интерес к императору лишь в последние часы его жизни. Свидетели агонии Николая видели мертвенно-бледную Нелидову в вестибюле зала, где умирал царь. Она не осмелилась войти и приблизиться к его постели, рядом с которой сидела заплаканная жена. Александра Фёдоровна спросила мужа, не хочет ли он проститься с близкими людьми, назвав несколько фамилий, в том числе и Нелидову. Император отказался, попросив супругу передать Варваре слова прощания и просьбу простить его за всё. Сразу после того, как император скончался, его вдова позвала свою фрейлину, обняла её и подарила свой браслет с портретом покойного мужа. Пока тело усопшего находилось в Зимнем, специально для Варвары Аркадьевны было выделено несколько часов, в течение которых она могла наедине посидеть рядом с царским гробом.

В своем завещании Николай отписал фаворитке 200 тысяч рублей — огромную сумму. Получив деньги, Нелидова тут же передала их в специальный фонд инвалидов еще не окончившейся Крымской войны. Варвара хотела съехать из своих комнат во дворце, но вдовствующая императрица и Александр II решительно этому воспротивились. От обязанностей фрейлины Нелидову освободили, она лишь час после обеда читала что-нибудь Александре Фёдоровне. Такое тихое и незаметное существование продолжалось почти 40 лет. Варвара пережила не только своего любимого мужчину, но и его сына и внука. Скончалась она в 1897 году в возрасте 93 лет. На её похоронах присутствовал пожилой сын Николая I великий князь Михаил. Именно его рождение в далеком 1832 году стало поводом для сближения императора и юной Вареньки Нелидовой.

Вторая жена Павла I

София тем временем из угловатого подростка превратилась в стройную, величественную девушку, которая просто была обречена стать матерью для наследников Павла I. Вокруг нее стали виться женихи. Родители дали добро на замужество Софии с принцем Людвигом, братом княгини Натальи Алексеевны.

Императрица Всероссийская хитроумными интригами расстроила помолвку. Она спешила женить Павла. Устроив им встречу, Екатерина II была рада, что молодые люди прониклись романтическими чувствами друг к другу. Чтобы соединиться узами брака с возлюбленным, Софии пришлось принять христианство.

После крещения София получила имя Мария Федоровна. Вскоре состоялась пышная свадьба

Биография

Детство и отрочество

Получила имя в честь своей матери Натальи Нарышкиной. Была крещена патриархом Иоакимом в Чудовом монастыре. Симон Ушаков написал ей мерную икону (местонахождение неизвестно).

Потеряла отца в три года, воспитывалась матерью вместе с братом, видимо, разделяя все его «потехи». В правление царевны Софьи опальная ветвь семьи летом жила в селе Преображенском, а зимой в Москве.

15 мая 1682 года во время стрелецкого бунта в тереме царевны, видимо, не обысканном, сумели спастись её дед Кирилл Полуэктович Нарышкин, её дяди — Иван, Лев, Мартемьян и Феодор Кирилловичи Нарышкины, несколько родственников, занимавших должность комнатных стольников, и Андрей Матвеев, сын Артамона Сергеевича.

Отношения с Петром

На протяжении всей своей жизни, ещё с детства, разделяла увлечение брата западной культурой и поддерживала его в своих начинаниях, в отрочестве ездила вместе с ним в Немецкую слободу.

С жаром чистой, прекрасной души, любила всё, что нравилось брату. (Н. Г. Устрялов)

«Она так сроднилась со всем, что интересовало Петра, что впоследствии, когда он, будучи уже царём, одерживал ту или другую победу, спешил обрадовать сестру собственноручным письмом или поручал Ф. А. Головину и А. Д. Меншикову уведомить её о том и поздравить».

В 1698 году, после того, как царица Евдокия Лопухина была пострижена мужем в монастырь, к царевне Наталье в Преображенское был отдан маленький царевич Алексей. Позже в её же доме Пётр поселит Марту Скавронскую, где она получит в крещении имя Екатерины, а её крёстным отцом станет царевич Алексей. При дворе царевны Натальи жили две сестры Меншикова (Мария и Анна), с которым Наталья находилась в очень хороших отношениях, Анисья Кирилловна Толстая, Варвара Михайловна Арсеньева и её сестра Дарья, жена Меншикова. Эти придворные дамы составляли общество и «охрану» Екатерины.

Начиная с 1708 года царевна живёт в Петербурге, на Крестовском острове, но видимо, не постоянно, и бывает в Москве. В 1713 году дом Натальи Алексеевны в Петербурге находился между церковью Божией Матери Всех Скорбящих и дворцом царевича Алексея Петровича. В 1715 году вместе с братом была крёстной будущего Петра II. Сообщают о трениях, имевшихся в конце жизни между царевной и выросшим царевичем Алексеем, навещавшим царицу Евдокию и, будто бы, обвинявшим Наталью в рассказах о том царю.

В отличие от старших сестёр, Наталья выросла уже в царствование своего брата, когда отношение к женщинам царского рода в обществе изменилось, однако, как и они, осталась незамужней; нет данных о каких-либо матримониальных планах царя относительно любимой сестры.

Смерть и погребение

Скончалась Наталья Алексеевна в возрасте 42 лет от неизвестного заболевания желудка (катарального гастрита?).


Надгробие царевны Была похоронена в Александро-Невской лавре на Лазаревском кладбище. Над её могилой и похороненным рядом Петром Петровичем была возведена часовня во имя Воскрешения св. Лазаря, от которой кладбище получило имя. Через несколько лет их останки были перенесены в стоявшую там же Благовещенскую церковь и перезахоронены в самой почётной алтарной части. Над их могилами были положены плиты, получившие название царских, и Благовещенская церковь Александро-Невской лавры стала превращаться в первую царскую усыпальницу Петербурга .

Дмитрий Казнин — похороны когда и где

20 октября умер Дмитрий Казнин — теле- и радиоведущий, художник и просто — очень хороший и добрый человек.

Каждый день мы читаем коронавирусные сводки — смерть рядом с нами, к такому соседству все уже привыкли, да и о болезни Димы было известно давно — с 2015 года он боролся с раком, но все равно его уход из жизни оказался для многих неожиданным и сильным ударом. Поверить в случившееся сложно.

Дима создавал настроение, его голос, шутки и фирменный возглас «Эгегей!» сопровождали тысячи москвичей по пути на работу, заряжали их энергией. Каждый день Дмитрий спрашивал у своих слушателей: «Как ваши дела?» — и желал им хорошего дня, — то есть делал то, чего иногда и от близких людей не дождешься. Поэтому для своей аудитории Казнин был не просто ведущим, а близким другом. Для многих людей его смерть — личная потеря.

О дате и месте похорон Дмитрия Казнина пока не известно.

Биография

Наталья Алексеевна (справа) в образе Дианы в 8-летнем возрасте с братом, будущим Петром II, в образе Аполлона. Луи Каравак, 1722 г.

Старший ребёнок царевича Алексея, Наталья долгое время оставалась как бы на «периферии» царского семейства. Только в 1719 году, после смерти сына Петра I — Петра Петровича, её вместе с братом Петром поселили в Зимнем дворце и определили им штат придворных и прислуги. Но отношение к внукам императора, в особенности со стороны Екатерины Алексеевны и Александра Меншикова, было более чем прохладным. Всё изменилось в 1727 году, когда её брат (не без помощи того же князя Меншикова) сделался наследником престола (причём в завещании Екатерины I названная без имени «Великая Княжна» отнесена к наследникам третьей очереди — между младшим братом и ею стояли дочери императрицы Анна и Елизавета). Наталья также попала в поле зрения князя. Он, в частности, прочил выдать её замуж за своего сына Александра. Но планам Меншикова не суждено было сбыться — вскоре бывший сподвижник Петра Великого был сослан в Берёзов.

По отзыву испанского посла герцога де Лириа, лично знавшего великую княжну, она была дурна собой, хотя и хорошо сложена; но добродетель заменяла в ней красоту: приветливая, внимательная, великодушная, исполненная граций и кротости, она привлекала к себе всех. Как старшая сестра, она оказывала некоторое благотворное влияние на непутёвого Петра, но умерла, вероятно, от чахотки 14 лет от роду. Перед смертью Пётр II (умерший в том же возрасте в январе 1730 года), по преданию, в бреду приказал запрягать сани и ехать к сестре Наталье.

Рождение наследников

Молодая супруга Павла Первого не смела перечить императрице, за что снискала благоволение императрицы. Сам цесаревич всеми фибрами души мечтал поскорее занять трон, самодержица не собиралась его уступать сыну, ему оставалось ждать своего часа.

Мария Федоровна с детства мечтала о большой семье. В декабре 1777 г. она родила первенца – Александра. Через 2 года княгиня подарила супругу второго сына – Константина. Екатерина II забрала к себе мальчиков на воспитание. Жена Павла I была возмущена, но ни видом, ни словом не выказала недовольства свекрови.

После этого Мария Федоровна родила еще 8 детей:

  • 1783 г. – дочь Александра;
  • 1784 г. – Елена;
  • 1786 г. – Мария;
  • 1788 г. – Екатерина;
  • 1792 г. – Ольга;
  • 1795 г. – Анна;
  • 1796 г. – Николай;
  • 1798 г. – Михаил.

Из 10 княжеских отпрысков в младенческом возрасте умерла только Ольга Романова, остальные дети дожили до взрослого возраста

То, что Мария Федоровна практически каждый год находилась на сносях, не мешало ей посещать светские рауты, вести хозяйство. Сразу после свадьбы Марии и Павла императрица подарила молодым участок, расположенный недалеко от Царского Села. Там возвели Павловский дворец, куда княгиня ездила отдохнуть, собраться с мыслями.

Театральная деятельность

В 1706 — 1707 годах усилиями царевны в Преображенском дворце начались театральные представления. Пьесы ставились на современные темы, инсценировки житий святых, переводных романов. Специальным указом императора труппе были переданы все «уборство» из «комедийной храмины», прежде помещавшейся на Красной площади в Москве, «комедиальное и танцевальное платье», привезённое несколькими годами раньше немецкими театрами в Москву, а в 1709 году — их декорации и тексты пьес. Актёрами были приближённые и слуги царевны и её невестки царицы Прасковьи.

« сестрой Петра Великого, Натальей Алексеевной, появляется новый тип – тип артистки, писательницы, провозвестницы женщины-доктора будущего. И в быстром развитии последнего типа в наши дни нельзя не признать исторической преемственности. (К. Валишевский «Царство женщин»)
Под тускло-золотым сводом стоял на крылатых грифонах стол, на нём горели свечи, перед ними, положив голые локти на разбросанные листы, сидела молодая женщина в наброшенной на обнаженные плечи меховой душегрейке; мягкий свет лился на её нежное кругловатое лицо; она писала; бросила лебединое перо, поднесла руку с перстнями к русой голове, поправляя окрученную толстую косу, и подняла на Гаврилу бархатные глаза. Это была царевна Наталья Алексеевна.
А. Н. Толстой. «Пётр Первый»

В 1710 году, с переездом в Санкт-Петербург, Наталья Алексеевна продолжила трудиться на этом поприще, устроив «комедийную хоромину» для всех «прилично одетых людей», то есть дворянской публики. Для этого театра уже специально писались пьесы, в том числе самой царевной, Ф. Журовским.

До исследований Забелина активность царевны в театре во многом приписывалась царевне Софье, её сестре.

Произведения царевны

По сообщению графа Бассевича она сочинила две пьесы.

Её авторству приписываются:

  • «Комедия о святой Екатерине»
  • «Хрисанф и Дария»
  • «Цезарь Оттон»
  • «Святая Евдокия»

Смерть

В конце лета 1775 года императрица с княгиней Натальей Алексеевной совместно посетили Троице-Сергиеву лавру, после чего стало известно о беременности первой жены Павла I. 27 августа Екатерина пишет Гримму:

10 апреля 1776 года у великой княгини Натальи Алексеевны начались роды. 20-летняя роженица чувствовала себя плохо, со всего Петербурга созвали лучших врачей, включая доктора прусского принца Генриха. Императрица постоянно находилась рядом с невесткой, за что та называла её «отличной сиделкой». Сначала над княгиней хлопотала повивальная бабка, после чего роженицу передали врачам. Три дня длились муки девушки, но ребёнок так и не появился на свет. Запоздалое кесарево не спасло ситуацию – дитя давно было мертво, а продукты разложения лишили шанса на жизнь и мать.

Далее события развивались стремительно. Сразу после кончины княгини Натальи Алексеевны императрица потребовала принести шкатулку с бумагами покойной и тут же запечатала её. Несколькими часами позже Екатерина, Павел Петрович, принц Герних, Андрей Разумовский в сопровождении придворных, переехали в Царское Село. Врачи спешно дали заключение после вскрытия о невозможности княгини рожать из-за искривления позвоночника, по двору поползли слухи об отравлении неугодной невестки интриганкой-императрицей. Екатерина II подробно описала трагические события последних дней Гримму:

Цесаревич был безутешен. Кончина жены настолько глубоко ранила его, что императрица всерьёз опасалась за его рассудок. Согласно придворным слухам, Екатерина вручила сыну несколько писем от Разумовского к Наталье Алексеевне, доказывающих их порочную связь, что, в свою очередь, ставило под вопрос отцовство погибшего ребёнка. На следующий день Андрей Разумовский был отослан государыней в Петербург с пакетом для фельдмаршала князя Александра Михайловича Голицына. Далее последовали распоряжения оставаться там и готовить погребение умершей княгини. Андрей пытался писать цесаревичу, умолял объяснить причину его отдаления в столь скорбное время, но получил лишь уверение в неизменности приказа императрицы, переданное Павлом Петровичем через Салтыкова.

26 апреля 1776 года состоялись похороны первой жены Павла I Великой княгини Натальи Алексеевны Романовой, урождённой Августы-Вильгельмины-Луизы Гессен-Дармштадтской. На церемонии погребения присутствовала Екатерина II и Андрей Разумовский, Павел Петрович же остался в Царском Селе. Прусская невестка была похоронена не в фамильной усыпальнице Романовых в Петропавловской крепости, как это принято для членов царской семьи, а в Александро-Невской лавре. Комнаты умершей были переделаны, а вся мебель подарена её духовнику – архиепископу Платону, исповедовавшему её перед кончиной. На следующий день после похорон Разумовский получил приказ отправиться в Ревель и ждать там дальнейших распоряжений. Таким образом, в Зимнем дворце не осталось никого и ничего, напоминающего о жизни в этих стенах молодой прусской принцессы Вильгельмины.

Император Павел I известен своей чудаковатостью. Возможно, именно смерть горячо любимой жены и предательство лучшего друга так изменили молодого человека: из весёлого и разговорчивого он превратился в мрачного и недоверчивого. Пока цесаревич переживал личную трагедию, Екатерина уже подыскивала новую жену сыну. Ею станет вюртембергская принцесса София-Доротея.

Живые мертвецы

Последней жертвой родового проклятия стал Николай II с семьей. Исторических свидетельств, что Николай боялся наказания за женитьбу по любви на немецкой принцессе, нет. Зато есть документальные подтверждения ряда других пророчеств.

Насильственную смерть царской семье задолго до расстрела в подвале Ипатьевского дома предсказывал Распутин. Он писал: «Всякий раз, как я обнимаю царя и матушку, и девочек, и царевича, я содрогаюсь от ужаса, будто обнимаю мертвецов». О мученической смерти государя предупреждали неоднократно. Во время путешествия по Японии буддистский отшельник предупредил его о нападении фанатика, но «трость принца Георга», сопровождающего русского императора, «оказалась сильнее меча убийцы».

Об еще одном предсказании царю стало известно после венчания на престол и свадьбы с принцессой Викторией Алисой Еленой Луизой Беатрисой Гессен-Дармштадтской. В прочитанных царем мемуарах японского предсказателя Хейро говорилось о надвигающихся ужасах войн и о том, что в результате кровавых событий Николай «потеряет все, что любил больше всего: его семья будет вырезана, а сам он насильственно убит».

Наконец, в 1901 году в годовщину убийства Павла I Николай с женой открыли «ларец с тайной», чтобы прочитать лежащее внутри письмо монаха Авеля. Этот ларец Павел повелел вскрыть потомкам через 100 лет после своей кончины. О содержании письма ничего не известно, но прочитавшие его супруги вернулись во дворец «задумчивые и печальные». Не исключено, что письмо содержало предостережение императора Павла, который первым испытал на себе действие проклятия Вильгельмины.

Примечания

  1. 12 Find a Grave — 1995. — ed. size: 165000000 https://wikidata.org/Track:Q63056″>https://wikidata.org/Track:P535″>https://wikidata.org/Track:P2025″>
  2. Родословная книга Всероссійскаго дворянства. // Составилъ В. Дурасов. — Ч. I. — Градъ Св. Петра, 1906.
  3. Симон Ушаков // Словарь русских иконописцев Архивировано 24 февраля 2020 года.
  4. 123 Наталья Алексеевна сестра Петра I — Биография(неопр.) . www.biografija.ru. Дата обращения 30 декабря 2020.
  5. Дневник
  6. Лазаревское кладбище
  7. Мыза наследника престола
  8. Александрино (неопр.) . www.traveltours.ru. Дата обращения 30 декабря 2020.
  9. Адреса монастырей Переяславля (неопр.) . www.pereslavl.ru. Дата обращения 30 декабря 2020.
  10. Библиотека Академии Наук. Список специальных фондов
  11. Наталья Алексеевна, дочь царя Алексея Михайловича // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  12. Царевна Наталья Алексеевна // «Знаменитые россиянки» // Страница Н.Л.Пушкарёвой (неопр.) . pushkareva.narod.ru. Дата обращения 30 декабря 2020.
  13. Граф Бассевич. «Записки о России при Петре Великом»

Судьба любит троицу

Наметившаяся тенденция роковой гибели не испугала пятого сына Александра II, великого князя Сергея Александровича Романова, который в 1884 году женился на принцессе Гессен-Дармштадтской, Елизавете Александре Луизе Алисе. Проклятие начало действовать уже при попытках обзавестись наследниками — собственные дети у супругов так и не появились.

На протяжении всей жизни Елизавета Федоровна (такое православное имя получила принцесса при крещении) закрывала глаза на адюльтеры мужа, скрывая их даже от дармштадтской родни. Однако в 2011 году музей при Новоспасском монастыре опубликовал переписку супругов, которая опровергает версию о несчастливом браке.

Сергей Александрович вошел в историю как «князь Ходынский». Именно на него народная молва возложила ответственность за трагедию на Ходынском поле, когда в массовой давке погибли и получили увечья тысячи человек. 4 февраля 1905 года Сергея Александровича ожидал третий и последний удар: брошенная в его карету социалистом Каляевым бомба разорвала тело великого князя на части. В гроб пришлось складывать забальзамированные фрагменты, которые Елизавета Федоровна собирала собственными руками. Сердце великого князя нашли лишь на третий день поисков, обнаружив его на крыше одного из домов. Сама княгиня в июле 1918 года вместе с другими представителями рода Романовых была брошена большевиками в шахту, где представители царской фамилии мучительно умирали от полученных ранений и голода еще несколько дней.

Удары судьбы

Мать Александра II, императрица Александра Федоровна, долго не давала благословение на брак с 14-летней принцессой Максимилианой Вильгельминой Августой Софией Марией Гессенской. Возможно, увлеченная мистицизмом императрица помнила о проклятье Вильгельмины, а потому противилась желанию сына обвенчаться по любви с немецкой принцессой. Смущали Александру Федоровну и слухи о происхождении избранницы сына. Поговаривали, что она была рождена от незаконной связи ее матери, принцессы Марии Вильгельмины Баденской, с бароном Августом Сенарклен де Гранси. Но Александр настоял на своем, пригрозив, что скорее откажется от трона, чем разлучится с возлюбленной.

Они прожили в браке почти 40 лет, и этот союз был счастливым многие годы, пока Александру, по словам наблюдательного графа Шереметева, «не стало душно» рядом с Марией Александровной. Удары судьбы последовали один за другим: стремительное ухудшение здоровья супруги, вызванное частыми родами и тяжелым климатом Петербурга, смерть старшего сына Николая в 1865 году, слухи о связи Александра с Екатериной Долгоруковой. Последние годы Мария Александровна доживала по инерции, а в мае 1880 года скончалась. Вскоре от бомбы террористов погиб Александр II.

И.Н. Никитин, Портрет царевны Натальи Алексеевны, не позднее 1716, ГТГ

⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 3Следующая ⇒

Наталья Алексеевна (1673—1716) — дочь царя Алексея Михайловича и его второй жены, Натальи Кирилловны Нарышкиной, любимая сестра Петра I. Наталья Алексеевна была сторонницей петровских реформ, слыла одной из образованнейших русских женщин своего времени. C ее именем связано развитие русского театра. Она сочиняла пьесы, в основном на агиографические сюжеты, устраивала при своем дворе театральные представления. Граф Бассевич, министр бывшего при петербургском дворе голштинского герцога, писал в своих Записках: «Принцесса Наталия, меньшая сестра Императора, очень им любимая, сочинила, говорят, при конце своей жизни две-три пьесы, довольно хорошо обдуманные и не лишенные некоторых красот в подробностях; но за недостатком актеров они не были поставлены на сцену» (Записки Голштинского министра графа Бассевича, служащие к пояснению некоторых событий из времени царствования Петра Великого (1713—1725) // Русский Архив. 1885. Вып. 64. Часть 5—6. С. 601). Не случайно на портрете она одета уже по новому образцу: фасон платья, парик, поза — весь внешний облик говорит о ее принадлежности к новому времени, к эпохе преобразования России. Вместе с тем среди изобразительных средств живописца имеются такие, которые еще относятся к иконному письму: однотонный фон, некоторая плоскостность фигуры; изгибы и складки платья условны и слишком жестки. Однако лицо царевны написано вполне объемно. Художник портретировал Наталью Алексеевну незадолго до ее смерти. Она долго болела и умерла в том же 1716 году — ей было чуть больше сорока лет. Возможно, из-за этого в ее портрете читается некоторая грусть. Лицо выписано чуть отекшим, с болезненной желтизною, что делает честь зоркому глазу художника. Надо полагать, что портрет принадлежал самой Наталье Алексеевне. По мнению С. О. Андросова, более точная датировка произведения — около 1714—1715 года (Андросов С.О. Живописец Иван Никитин. — СПб., 1998. С. 30). Еще одна работа первого периода творчества Никитина — портрет цесаревны Анны Петровны (до 1716), дочери Петра.

И.Н. Никитин, Портрет цесаревны Анны Петровны, не позднее 1716, ГТГ

В портрете видны следы парсунного письма. Никитин еще нарушает многие европейские правила изображения человека. Это прежде всего сказывается в отступлениях от анатомической точности, прямой перспективы, нет полноценной иллюзии глубины пространства, светотеневой моделировки формы. Анна Петровна (1708—1728) — старшая дочь Петра I и Екатерины I. В 1725 году вышла замуж за герцога Карла Фридриха Голштейн-Готорского. Мать императора Петра III.

Портрет царицы Прасковьи Федоровны Салтыковой

Этот холст находился в галерее Архимандричьего дома. На полупарадном портрете, решенном в спокойной коричневой гамме, предстает натура замкнутая и самолюбивая. Прасковья Федоровна Салтыкова (1664-1723) стала царицей в 1684 году, выйдя замуж за старшего брата Петра I Ивана Алексеевича. Через двенадцать лет Прасковья овдовела, но в документах XVIII века она почтительно именуется «ее величество государыня царица Прасковея Федоровна». У царицы Прасковьи было три дочери — Екатерина, Анна и Прасковья.

По-видимому, Петр высоко оценил эти работы: вскоре Никитин приступил к первому царскому заказу, о котором мы знаем только из записи петровского «Юрнала»: «Его величества половинную персону писал Иван Никитин».

В начале 1716 года Никитин отправился на ученье за границу, в Италию, пребывание в которой значительно расширило технические приемы его живописи.

Никитин Иван Никитич. Портрет императрицы Екатерины I. 1717г, Флоренция, Министерство финансов, Италия

⇐ Предыдущая2Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector