15 главных городов тульской области

Содержание:

Железнодорожный вокзал

В Туле находится Московский вокзал — пассажирский терминал узловой станции Тула I-курская. Является самым крупным ЖД-вокзалом в городе. Вокзал располагается по адресу ул. Путейская, 4, на территории доступна бесплатная автомобильная парковка. Самое первое здание железнодорожного вокзала было построено в 1867 году. В главном здании вокзала располагаются кафе, медицинский пункт, магазины, просторный зал ожидания и камеры хранения.

Самые популярные направления поездов дальнего следования: Москва, Орел, Санкт-Петербург, Владикавказ, Белгород, Кривой Рог, Серпухов, Курск, Адлер, Анапа, Старый Оскол, Баку, Пермь, Харьков, Днепр. В летний период времени через ЖД-вокзал проходят поезда по следующим направлениям: Сочи, Ростов-на-Дону, Ейск, Новороссийск.

Также в городе Тула находится железнодорожный вокзал Тула-II Курская. Он используется для складирования списанных товарных вагонов.

Архитектурные достопримечательности Тулы

Ломовские ворота

Памятник архитектуры XVIII века. Ворота стояли у особняка, принадлежавшему купцу Ломову, поэтому за достопримечательностью закрепилось такое название. Ранее особняк принадлежал главе города Ливенцеву. В архитектуре ворот четко видны линии барокко, некоторые даже приписывали авторство их проекта известному архитектору Растрелли. Уникальный памятник тульской архитектуры часто печатают на открытках и календарях.

Дом дворянского собрания

Находится в историческом центре города. Трехэтажное здание интересно своей архитектурой. Его фасад как будто состоит из трех частей. Во внутреннем оформлении примечательны парадная лестница и Колонный зал в стиле итальянского ренессанса. С XIX века здание является местом общественной городской жизни. Здесь проходили дворянские и земские собрания, располагалась публичная библиотека, проводили концерты и творческие вечера.

Московский вокзал

Еще в XIX веке, у деревянного на тот момент здания вокзала, произошла встреча Толстого и Тургенева. Памятная табличка, повествующая об этом событии, располагается на стене современного здания вокзала. Вокзал дважды перестраивали и сейчас его здание является памятником культуры и истории. Двухэтажное сооружение имеет красивый фасад, шестиколонный портик, украшен барельефами и лепными деталями.

Пограничный город Тула

Тревога на пограничном карауле в 16 веке. Гравюра 19 века

Тула долгое время оставалась Золотоордынским улусом, по всей видимости, независимым от Москвы. Затем после падения Золотой Орды Тула стала форпостом на границе с бывшими частями Орды: Крымского, Астраханского и Казанского ханств.

За Тулой начиналась Великая Степь, по которой свободно перемещались мобильные отряды, разорявшие поселения. Когда передовые караулы в степи предупреждали о появлении отрядов, ратники выходили на берег Оки. Начиная с 1569 г., им приходилось выходить на Оку каждый год. После Благовещенья полки «конны, людны и оружны» становились в городах Серпухов, Таруса, Кашира, Калуга, Коломна и несли караул. Если же нашествия за лето не было, то осенью отряды уходили на зимние квартиры. Зимой граница так тщательно не охранялась, поскольку в это время года степи были непроходимы для всадников.

Линия обороны заканчивалась в Коломне, так как в тех местах реку вброд было не перейти. От Коломны до Калуги все броды охранялись и в их дно были вбиты  колья.

Возрастно-половой состав

В Тульской области, по данным Росстата проживает мужчин 669703 и 809115 женщин. В таблице можно видеть изменение численности мужского и женского населения в зависимости от возраста. Перелом в количественном соотношении мужчин и женщин наступает после 40 лет.

С увеличением возраста численность мужского населения снижается. В возрасте 70 лет и более разница составляет 84100 человек. Ожидается, что к 2024 году рост продолжительности жизни мужчин приведет к уменьшению гендерной разницы.

Из общей численности трудоспособного возраста мужчин- 425087, женщин- 374235. К 2024 году количество работающих увеличится на 2,5% за счет увеличения пенсионного возраста.

Венёв и его колокольня

Крохотный город Венёв с населением 15 тысяч человек расположен в северо-восточной части области. Производят его жители немного: алмазный инструмент и сливочное масло.

Вот уже 150 лет город Венёв можно издалека опознать по высокой и полуразрушенной Николаевской колокольне. Это самое высокое сооружение во всей Тульской области! Колокольня состоит из четырех ярусов и имеет высоту 75 метров. Уникальный памятник архитектуры XIX века находится на местной Красной площади. Кроме него, на площади находится еще два сакральных объекта – заново восстановленная Богоявленская церковь и Покровский храм, пребывающий, увы, в руинах.

Тульский деревянный острог

Московский князь Василий Иванович III в 1507 году повелел насельцам Старого городища оставить его и заложить дубовый острог на другом берегу Упы. Новый деревянный острог был вооружён немецкими и московскими пищалями и пушками и был закончен в 1509 году.

Стена острога начиналась в районе нынешнего Зареченского моста.  Там находились Никольские ворота. Далее стена шла по линии современной Советской улицы до Крапивенской башни (нынешнее пересечение с проспектом Ленина). Крапивенские ворота — огромная шестигранная четырехъярусная башня высотой 13,8 м и диаметром 7,6 м со смотровой дозорной вышкой на шатровой крыше. Другие башни острога были трехъярусными квадратными, высотой около 9 метров. Все проездные башни имели смотровые башни, глухие — нет. К деревянным стенам примыкал ров шириной около 10 м и глубиной 2,5 м.

Крапивенские ворота Тульского острога

От Крапивенских ворот начинался древний земляной вал Завитай высотой 4,5 м и шириной около 8 м. Вал имел несколько сильно выступающих бастионов. Проезды в нем защищали три рубленые деревянные башни высотой 6,7 м, квадратные в основании. Вал проходил по Завальской улице (теперь Советская) и заканчивался у берега Упы Троицкими воротами. Отсюда вновь начиналась дубовая стена, которая шла вдоль всего берега Упы до Никольских ворот.

Посадские деревянные укрепления Тулы долгое время являлись границей города и служили домом для всех туляков. Они простояли до 1741 года, когда стены были разобраны за ветхостью, а земляные валы срыты.

Инфраструктура города

Чуть ли не каждые год – полгода жителям Тулы приходится невольно удивляться: цены на тарифы ЖКХ увеличиваются с определенной периодичностью, тогда как зарплаты работников подавляющего большинства сфер остаются на одном и том же уровне. Разумеется, у жителей возникают вполне реальные вопросы: «Как быть? И что делать?». Вразумительного ответа на них, конечно же, нет, поэтому жителям города приходится пока лишь мириться со сложившейся ситуацией.

Если жители среднего доставка, имеющие постоянную занятость, могут оплачивать счета, то пенсионерам зачастую приходится испытывать затруднения. Особенно непонятная ситуация возникает тогда, когда жителям аварийных домов приходят сумасшедшие счета на оплату услуг ЖКХ.

Между тем, состояние дорог в Тульском регионе также оставляет желать лучшего. В прошлом году отмечалась весьма интересная тенденция, когда службы начинали укладывать асфальт поздней осенью. В результате с наступлением тепла после схода снега дороги вновь начинали нуждаться в проведении капитального ремонта.

С приходом к власти нового губернатора ситуация немного изменилась. Был отремонтирован проспект Ленина (центральная улица города), другие важные улицы Тулы. В начале июня 2012 с дорог многих улиц было снято верхнее покрытие (тем самым поселив в сердцах жителей города надежду на то, что будет проведен ремонт), но даже спустя несколько месяцев он так и не был произведен. Сейчас асфальт на этих улицах снова разбит и требует проведения капитального ремонта.

Отдельно стоит отметить тот факт, что с каждым годом Тула начинает все больше стоять в пробках. В будничные часы пик движение в центре города крайне сильно затруднено, а утром практически невозможно добраться из Заречья в Центр (вечером наоборот – из Центра в Заречье). Правительство ведет строительство новых магистралей (в частности, в ближайшее время планируется начать возведение путепровода, который должен будет соединить Советский и Зареченский районы города), которые в будущем должны несколько ослабить напряженность движения машин в центре города. А пока ситуация имеет довольно осложненный характер.

Несмотря на то, что общественного транспорта по городу ходит довольно много, часто жители Тулы вынуждены испытывать дискомфорт, связанный с нехваткой средств передвижения. Парадокс: порой в некоторые часы пик в автобусы, троллейбусы и автолайны бывает просто не протиснуться. Особенно тяжело бывает всегда уехать утром, днем (в обеденный перерыв) и вечером, когда все начинают двигаться с работы. По каждому маршруту ходит довольно много автолайнов, но вот парадокс: когда они так нужны, их зачастую просто не бывает.

Иногда спасают жителей города трамваи. Действительно, трамваи не стоят в пробках, двигаются мягко и плавно, там всегда просторно и нет большого столпотворения. Однако и ходят они довольно редко: на деле – примерно раз в 20-25 минут, да и едут очень медленно. Данный вид транспорта больше подходит для тех, кто особенно никуда не торопится. Собственно по этой причине чаще всего трамваям и отдают предпочтение пенсионеры.

Практически в каждом районе города есть довольно много разных школ, поэтому у жителей Тулы всегда есть выбор, в какое учебное заведение отдать свое чадо. Есть специализированные школы, лицеи, гимназии.

А вот детских садов, к сожалению, совершенно не хватает. Родителям приходится занимать очереди в детские сады сразу при рождении ребенка, да и то довольно часто имеют место быть случаи, когда своей очереди они так и не дожидаются. Сейчас открывается много различных частных детских садов, но оплачивать пребывание своего драгоценного чада в таком саду могут позволить себе далеко не все родители.

Об истории города

Изначально территория Тульской области была населена славянским племенем вятичей. С тех времён сохранилось немало курганов и городищ. Вятичи, как и другие восточные славяне, вели оседлый образ жизни: занимались земледелием, ремеслом и торговлей. В первые столетия своей истории Тула представляла собой небольшой посёлок, огороженный деревянным частоколом. Он стоял на островке в месте слияния рек Упы и Тулицы.

Тула впервые упоминается в Никоновской летописи, написанной в XVI веке, в связи с событиями очередной междоусобицы феодалов в 1146 году. Поселение предназначалось для размещения воинского гарнизона, а также для сбора дани с вятичей, чьи поселения прятались в густых лесах.

Расположение Тулы на южных окраинах Московского государства определило её важное оборонительное значение. В этом регионе часто появлялись с грабительскими набегами крымские татары, а также пролегали границы с Ордой и владениями Великого Княжества Литовского

Во времена монголо-татарского ига даже Тула считалась личным владением ханов – например, в XIV веке она принадлежала жене татарского хана Узбека – Тайдулы. Только в 1503 году она была официально присоединена к Московскому великому княжеству.

В 1514-1521 гг. был выстроен каменный кремль на левом берегу реки Упы. В 1552 году он выдержал осаду 30-тысячного войска крымского хана Девлета I Гирея. В начале XVII века Тула оказалась в эпицентре Смутного времени. Здесь в 1605 году Лжедмитрий I ожидал падения Москвы. В 1606-м город потрясло восстание против царя Василия Шуйского, а в 1607-м здесь четыре месяца держали осаду правительственных войск отряды Ивана Болотникова. Царские войска смогли захватить город только после того, как они запрудили реку Упу и направили её воды в кремль. В 1608 году в Туле появился новый авантюрист-самозванец – Лжедмитрий (прозванный Тушинским вором).

С середины XVII века, когда граница Российского государства отодвинулась на юг, Тула из военной крепости начинает превращаться в торгово-промышленный город. Широкое распространение получили кузнечное и оружейное ремёсла. Первые государственные оружейные мастерские были построены в Туле и её окрестностях ещё до Смуты, в конце XVI века. Во времена Петра I Тула окончательно стала признанным центром оружейного дела и металлообработки.

Тульские мастера прославились не только оружием, но и самоварами, и гармонями. Эти изделия местных умельцев быстро завоевали признание по всей стране и наряду с изготовлением оружия на долгие годы определили специализацию тульской промышленности. Тульские самовары стали синонимом самоваров высшего класса.

После революции советская власть была установлена в Туле 20 декабря 1917 года. Город быстро стал важнейшим центром вооружения и оснащения Красной армии.

В октябре-декабре 1941 года, в течение 45 дней Тульской операции, город находился практически в полном кольце осады, подвергаясь сильным обстрелам и авианалётам, но взять его фашисты не смогли. В 1976 году Туле было присвоено звание Города-героя.

Город Тула делится на 5 районов: Центральный, Пролетарский, Зареченский, Привокзальный и Советский. В городе исторически сложились микрорайоны, названия которых закрепились в народном обиходе: Кировский, Глушанки, Криволучье, Красный Перекоп, Горелки, Скуратовский, Косая Гора, Менделеевский. И в XXI веке Тула продолжает по праву гордиться своими предприятиями оборонной промышленности, металлообработки, машиностроения и приборостроения, а также, конечно же, кондитерским производством фирменных пряников. Огромное культурно-историческое наследие города, наличие большого числа интересных музеев, памятников истории и культуры регулярно привлекают в Тулу туристические потоки.

См. также

  • Тульская область
  • Города России
Города по регионам России
Города Северо-Запада (СЗФО) Санкт-Петербург (и города в его составе) • Ленинградская область (исторический Старая Ладога) • Архангельская область • Вологодская область • Калининградская область • Карелия • Коми • Мурманская область • Ненецкий АО • Псковская область
Города Поволжья (ПФО) Башкортостан • Волгоградская область • Калмыкия • Кировская область • Марий Эл • Мордовия • Нижегородская область • Оренбургская область • Пензенская область • Пермский край • Самарская область • Саратовская область • Татарстан • Удмуртия • Ульяновская область • Чувашия
Города Южной России (ЮФО) Севастополь (в том числе Инкерман) • Республика Крым • Адыгея • Астраханская область • Краснодарский край • Ростовская область
Города Северного Кавказа (СКФО) Дагестан • Ингушетия • Кабардино-БалкарияКарачаево-ЧеркесияСеверная Осетия — Алания • Ставропольский край • Чеченская Республика
Города Урала (УФО) Курганская область • Свердловская область • Тюменская область • Ханты-Мансийский АО — Югра • Челябинская область • Ямало-Ненецкий АО
Города Сибири (СФО) Республика Алтай • Алтайский край • Иркутская область • Кемеровская область • Красноярский край • Новгородская область • Новосибирская область • Омская область • Томская область • Тыва • Хакасия
Города Дальнего Востока (ДВФО) Амурская область • Бурятия • Еврейская АО • Забайкальский край • Камчатский край • Магаданская область • Приморский край • Саха (Якутия) • Сахалинская область • Хабаровский край • Чукотский АО
См. также Города ДНР, ЛНР, Приднестровья, Южной Осетии • Регионы России • Города России

В День города в историческом центре Тулы припаркуются почти 5 тыс. автомобилей

Полный список мест парковки в историческом центре Тулы на День города 8 сентября:

Около Городского концертного зала (Советская, 2) – 197 машиномест. Около площади Восстания (Советская, 16) – 80 машиномест. Около ТЦ «Утюг» (Демонстрации, 1) – 96 машиномест. На улицах Жуковского и Тургеневской – 411 машиномест. Перед зданием Тульского цирка (Советская, 96) – 150 машиномест. Между улицами Союзной и Благовещенской – 200 машиномест. Около ТЦ «Макси» (Пролетарская, 2) – 3 200 машиномест. На улице Пирогова (Советской до дома №15 по улице Пирогова) – 80 машиномест. Возле УГИБДД (Советская, 110, 73) – 100 машиномест. Возле дома №2 по улице Никитской – 50 машиномест. Возле дома №7 по Садовому переулку – 50 машиномест. Около пересечения улиц Советской и Коминтерна – 50 машиномест. Возле Тульского оружейного завода (Советская, 1а) – 100 машиномест.

Миграция

Тула один из экономически развитых городов России, крупный промышленный и научный центр. На жительство приезжают из бывших республик СССР и из некоторых соседних регионов с более низкими доходами: Ярославской, Орловской, Калужской областей.

Цифры по миграции между субъектами РФ следующие:

  • 3226 приехали, 3440 туляков выехали в другую местность.
  • За 3 первых месяца 2021 года прибыло 10294 человек, выбыло 9731, величина прироста ‑ 563.
  • Внешняя для региона миграция 6391 прибывший и 5828 уехавший.
  • Прирост населения за счет миграции с государствами СНГ в 2020 году составил 700 человек, 77 человек из других зарубежных стран.
  • Меньше стало переселений внутри области на 799 человек (17,0%).
  • 88% уезжающих туляков, остаются в ЦФО, в основном в Москве и Московской области, 3,4% переезжают в СЗФО, 3,2% – в ЮФО, в ПФО-2,3% и УФО – 0,9%.

Актуальные данные по миграции населения размешены на сайте Тулстата.

Строительство в городе

По оценкам экспертов, более половины жителей Тулы нуждаются в улучшении жилищных условий. Квадратных метров категорически не хватает, и существующие темпы строительства не покрывают потребность – несмотря на то, что по динамике жилищного строительства Тула занимает второе место среди городов Центрального федерального округа. Так, на 2013 год было запланировано построить порядка до 299 тыс. кв. м жилья; в 2012 было сдано в эксплуатацию около 140 тыс. кв. м.

Для решения «квартирного вопроса» власти предлагают развивать малоэтажное строительство и активно привлекают инвесторов в эту сферу.

Часть домов в городе возводится за счет средств городского бюджета по программе расселения ветхого и аварийного жилья. В 2012 году в новые квартиры было переселено 75 семей.

Тула является площадкой для воплощения передовых тенденций в строительстве. В 2015 году планируется завершить постройку уникального энергоэффективного дома, который частично использует альтернативные источники энергии и технологии по сбережению воды.

Город Донской и его обувь

Донской расположен всего в десяти километрах к югу от Новомосковска. Этот небольшой (60 тысяч жителей) город когда-то гордо назывался «шахтерской столицей области». Здесь активно добывали бурый уголь. К 70-м годам уголь закончился, и город Донской быстро переключился на иные виды деятельности. В частности, здесь появились обувная и кожгалантерейная фабрики, продукция которых известна и ценится далеко за пределами города.

Сегодня пятая часть экономически активного населения Донского занята в малом бизнесе, который, между прочим, дает 13 % дохода для местного бюджета. Благодаря малому и среднему бизнесу, город может похвастаться самым низки в области уровнем безработицы.

Экология Тулы

Как уже говорилось выше, в Туле развита промышленность – в том числе и такое «вредное» производство как черная металлургия. Это, конечно, сказывается на экологии города, поскольку отходы заводов заметно загрязняют воздух и воды рек. Несмотря на все меры по очистке выбросов и стоков, которые в последние годы дают некоторый результат, Тула все еще входит в список самых экологически неблагополучных районов страны.

В 1986 году, когда произошла катастрофа на Чернобыльской АС, Тульская область стала одним из регионов, где выпали радиоактивные осадки. Остаточные следы этого бедствия экологи до сих пор находят в пробах почвы. Но все же основными загрязнителями воздуха, воды и почвы остаются промышленные предприятия, которых в городе и его районе около 200.

Это не так много, но из-за специфики предприятий и их скученности на небольшой территории города создаётся высокая концентрация загрязняющих веществ. Самым серьезным признано загрязнение атмосферы, около 50% которого формируют выбросы металлургических предприятий. Главные загрязняющие вещества: оксиды азота, оксид углерода, диоксид серы.

Свою лепту вносят и автомобилисты. Как и все города со старыми кварталами в центре, Тула страдает от пробок на дорогах – а это ведет к повышенному загрязнению воздуха автомобильными выбросами.

Чтобы компенсировать неблагоприятные факторы окружающей среды, в Тульском районе создаются «зеленые легкие» — парки и охраняемые заповедники; ведется строительство и модернизация очистных сооружений на предприятиях.

Возрастно-половой состав

В Тульской области, по данным Росстата проживает мужчин 669703 и 809115 женщин. В таблице можно видеть изменение численности мужского и женского населения в зависимости от возраста. Перелом в количественном соотношении мужчин и женщин наступает после 40 лет.

С увеличением возраста численность мужского населения снижается. В возрасте 70 лет и более разница составляет 84100 человек. Ожидается, что к 2024 году рост продолжительности жизни мужчин приведет к уменьшению гендерной разницы.

Из общей численности трудоспособного возраста мужчин- 425087, женщин- 374235. К 2024 году количество работающих увеличится на 2,5% за счет увеличения пенсионного возраста.

Тульская оборонительная операция 1941 года – решающая стадия

Не сумев ворваться в город с ходу, германское командование решило обойти и окружить Тулу с востока.

В середине ноября пытались ворваться в город с юго-востока, обойдя его в районе Венёва. А также наносили удары южнее Алексина, пытаясь выйти на коммуникации 50-й армии и вынудить её покинуть Тулу. Но развить своего наступления силы вермахта не смогли, столкнувшись с упорным и яростным сопротивлением Красной Армии и ополченцев.

Октябрь 1941 г. Перекрёсток ул. Советской и Коммунаров в Туле

Во второй половине ноября героическая битва за Тулу 1941 приняла ещё более ожесточённый характер. В ряде случаев немцы уже сами вынуждены были обороняться от войск Красной Армии, перешедших в контрнаступления. 

Оборона Тулы – карта

В результате, к началу декабря 1941 года немецкие войска исчерпали свои наступательные возможности и вынужденно перешли к обороне. 

Упорная оборона Тулы 1941 поставила крест на планах германского командования. Этот город оно рассчитывало взять так же быстро, как перед этим Орёл, в котором в день захвата даже трамваи ещё продолжали ходить. Но битва за Тулу 1941 получилась ожесточённой, кровопролитной и неудачной для вермахта.

6 декабря 1941 года получившие усиление советские войска пошли в контрнаступление. Стартовала Тульская наступательная операция, результатом которой стала ликвидация угрозы обхода Москвы с юга и разгром немецкой группировки, действовавшей на тульском направлении.

Население Тулы

Население Тулы в последние годы стало заметно сокращаться. В 2014 году в городе было зарегистрировано 490,5 тыс. жителей, что на 15 тыс. меньше, чем в 2013 году. Плотность населения – 3432 человека на 1 км2.

В советские годы демография столицы Тульской области была более радужной. Тогда население почти дошло до отметки 550 000: в конце 80-х – начале 90-х в Туле проживало свыше 540 тыс. человек.

Самая большая убыль населения Тулы сейчас происходит за счет миграции. Молодые туляки поступают в московские вузы или переселяются в столицу в поисках работы (этому способствует географическая близость городов). Многие пожилые люди переезжают в другие регионы или в область – подальше от промышленных загрязнений. Но социологов беспокоят высокие цифры смертности, которые наверняка связаны с экологией города. Так, средняя продолжительность жизни в Туле составляет 63 года.

По словам самих жителей, в городе не самая благополучная ситуация с детскими садами. В них не хватает мест. Поэтому многие семьи ограничиваются одним ребенком. Результат – низкий прирост населения и сокращение числа горожан.

Живописные парки и скверы Тулы

Красивые места, где можно погулять в городе и отдохнуть на свежем воздухе.

Платоновский парк

Основан в начале XX века. В 2016 году в парковой роще с прудами и родником прошло масштабное благоустройство, после чего парк стал одним из самых любимых мест для отдыха у жителей города. К изящной беседке в классическом стиле часто приезжают на фотосессию молодожены. В центре площади у главного входа установлен фонтан. Обустроены спортивные и детские площадки, установлены тренажеры.

Баташевский сад

Основан еще в XVIII веке династией промышленников Баташевых. В настоящее время является природной зоной, охраняемой государством. Это позволяет сохранить рельеф местности, водные объекты, лесопарковую зону в первозданном виде. В парке растет около 40 видов деревьев, обитают дикие птицы и животные – утки, соловьи, скворцы, белки, зайцы, бобры. В парке выделены зоны для занятий спортом, отдыха на природе.

Комсомольский парк культуры и отдыха

Находится в Зареченском районе. Главная аллея ведет к неработающему ныне аэропорту. В ухоженном парке растет несколько десятков видов кустарников и деревьев – боярышник, каштан, осина, сосна, береза, липа. Высажены красивые клумбы. Оборудована детская площадка с качелями и горками. Есть зона с аттракционами, спорткомплекс с тренажерами и столами для настольного тенниса, работает прокат спортинвентаря.

Кремлёвский сквер

Расположен близ Тульского кремля. Парк открыт в 1837 году, к приезду императора Александра II. Поддержанием благоустройства парка в середине прошлого века занимался Тульский оружейный завод. Однако после распада СССР парком долгое время никто не занимался, и он пришел в запустение. При восстановительных работах в 2000-ых годах аллеи выложили тротуарной плиткой, обустроили детскую площадку, установили скамейки.

Военно-патриотический парк «Патриот – Тула»

Масштабный проект, направленный на патриотическое воспитание молодежи, поддержку ветеранов, а также семейный отдых. Открытие парка состоялось в 2019 году. Он расположен близ Тульского Суворовского училища. В парке выставлена военно-оборонная техника военных лет, модели тульского оборонного завода, ретро-автомобили. Для посетителей работает кластер военно-спортивных игр, детские площадки, кафе.

Климат в Туле

Тула – типичный город умеренной климатической зоны России. Здесь сухое теплое лето и умеренно холодная зима. Среднегодовая температура – около 3,8-4,5°С.

Зима в Туле, как и во всей центральной части страны, начинается с первыми заморозками в ноябре и заканчивается в марте, после таяния снега. В самые морозные дни, в январе и феврале, температура может опускаться до -35°С. Официально зарегистрированный рекорд составил -48°С.

Лето длится с конца мая по начало сентября; пик жары приходится на июль (до +30, +35°С). Тем, кто привык к умеренному континентальному климату (то есть практически всем жителям России) здесь будет вполне комфортно.

В Тульской области уже несколько лет почти не наблюдается катаклизмов и стихийных бедствий. Самые значительные из «сюрпризов погоды» – ливни, шквальный ветер и снежные ураганы зимой. В мае 2013 в области (г. Ефремов) произошло уникальное для Тульской области природное явление — смерч, в результате которого пострадало свыше 200 зданий и было ранено около 20 человек. До самой Тулы смерч не дошел.

Летом, при сильных проливных дождях, в некоторых частях города случаются «наводнения» из-за скопившейся дождевой воды, потому что ливневая канализация не справляется с потоками.

7. Музей-усадьба «Ясная Поляна» (+ Некрополь в Кочаках + ж/д станция «Козлова Засека»)

Ясная поляна, усадьба Л.Н. Толстого, место не нуждающееся в рекламе. Приехать в Тулу и не побывать здесь — это что-то запредельное. Тем более, что и ехать-то совсем недалеко. Ясная Поляна — место, где жил и  творил Лев Толстой и где он похоронен.
Большая, ухоженная территория усадьбы — замечательное место для семейного отдыха и прогулок. Место, на мой взгляд, сохранившее атмосферу толстовских времен, неглянцевое, непересахаренное, очень простое и естественное.
Кроме душевного отдыха, в Ясной Поляне однозначно стоит взять экскурсию и побывать в доме, где жил великий русский писатель.

Режим работы Ясной Поляны: 

  • с ноября по апрель с 9.00 до 17.00 
  • с мая по октябрь с 9.00 до 20.00 
  • Экскурсии – с 9.30 до 15.30 С 8 мая до 31 октября в субботу и воскресенье 9.30 – 16.30. 
  • Выходной — понедельник.
  • Последний вторник месяца: закрыт Дом Л. Н. Толстого
  • Поcледняя среда месяца: закрыт Флигель Кузминских

Адрес и контакты музея-усадьбы Л.Н. Толстого «Ясная Поляна»:

Настоятельно рекомендую до или после Ясной Поляны съездить в с. Кочаки, где на сельском кладбище располагается семейный некрополь Толстых.

И, как завершающая точка толстовской темы, съездите на железнодорожную старинную станцию «Козлова Засека». Это место, откуда Лев Толстой в ноябре 1910 года отправился в свое последнее путешествие, во время которого умер.
В здании вокзала располагается музей. Вокруг красивая, благоустроенная территория, приятно прогуляться. Есть возможность сфотографироваться в старинных костюмах конца XIX — начала XX века.

Располагаются Ясная Поляна, некрополь в с. Кочаки и ж/д станция «Козлова засека» недалеко друг от друга. Посмотрите на схеме их расположение относительно друг друга. 

Карта Тулы с улицами

В городе есть пять крупных районов и множество микрорайонов, которые сформировались неофициально. Например, Горелки или Красный Перекоп.

Карта Тулы по районам поможет отыскать следующие районы:

  1. К старейшим районам относится Центральный. На его территории располагается юго-восточная и историческая части города. В состав района входит более 20 поселков и 12 микрорайонов. Кроме многоквартирных зданий, в районе представлен частный сектор. Среди жилых домов встречаются строения 18-20 столетий. По территории проложены трамвайные и автобусные маршруты. В данном районе сосредоточена большая часть исторических памятников.
  2. Самым заселенным районом является Пролетарский. Он появился в 30- е годы. Его поможет найти карта Тулы с улицами и домами. На территории района есть такие улицы как Гармонная, Патронная и Ложевая. В состав района входят поселки Советский, Глушанки и Кировский. Более 470 компаний можно найти в данной части города.
  3. На северо-западе располагается Зареченский район. Он появился в 16- ом столетии. От других частей города район отделен реками. В его составе есть поселки. Также на территории района располагаются музеи, спортивные комплексы и красивые парковые зоны. В этой части города находятся крупные промышленные предприятия: Стрела, хлебокомбинат, спецтрансмонолит и макаронная фабрика.
  4. Карта Тулы улицами позволит найти Привокзальный район. На его территории располагается Московский вокзал. По району функционирует троллейбусный, автобусный и трамвайный транспорт. В нем есть Платоновский парк, кондитерская фабрика и различные храмы. В данной части города сосредоточено более 100 спортивных сооружений и 4 рынка. Кроме этого, функционирует более 20 производственных предприятий.
  5. В центре расположен Советский район. Он появился совсем недавно. В нем сосредоточены такие крупные предприятия как Тулаточмаш и Туламашзавод. Также в данном районе располагается 8 интересных храмов.

Карта Тулы с улицами в хорошем качестве отображает все важные железные дороги, проходящие через город. В Туле есть два вокзала. Через городскую территорию проходит трасса федерального значения Москва – Симферополь, а также Рязань – Калуга.

В городе существует 18 автобусных маршрутов, а также функционирует трамвайный и троллейбусный транспорт.

Центром считается площадь Ленина, а проспект Ленина считается крупной транспортной артерией города. На данной улице находятся учебные учреждения, театр, филармония, а также памятники истории и культуры.

Актуальные данные

По данным Туластата в Туле в 2021 проживает 475 161 человек. Это на 3944 меньше, чем 2021 году. Сокращение вызвано не пандемией. По подсчетам Федерального штаба по контролю за COVID-19, от коронавируса с марта месяца по июнь умерли 200 человек. Уменьшение численности в текущем году вызвано другими причинами.

Основная причина ‑ это то, что смертность выше рождаемости. В 2018 году вице-премьер Татьяна Голикова отметила, что показатель смертности в регионе один из самых высоких по стране. В первые три месяца 2021 года умерло в 2,4 раза больше, чем родилось. За тот же период в январе ‑ марте 2021 года этот показатель был меньше на 0,2%. Средний возраст туляков 43,5 года, в целом по стране – 41 год.

Для улучшения демографической ситуации необходимо, чтобы в каждой семье в течение 15 лет рождалось не менее 3-х ‑- 4-х детей. Но в городе наблюдается снижение рождаемости. Стабилизировать ситуацию поможет миграция в регион.

Новомосковск и его «Азот»

Город Новомосковск Тульской области является одним из ядер уже упоминаемой в этой статье Тульско-Новомосковской агломерации. В нем проживает порядка 125 тысяч человек. Новомосковск вырос из имения Бобрики, принадлежавшем некогда незаконнорожденным потомкам графа Орлова и императрицы Екатерины. Городом он стал лишь в 1930 году.

В современном Новомосковске работает свыше ста различных предприятий. Самым главным из них является «Азот» – крупнейший химический завод страны и один из лидеров по производству аммиака и азотных удобрений в мире. Интересно отметить, что в годы Второй Мировой войны немецкое командование отнесло город Новомосковск к числу важнейших промышленных баз СССР. В связи с этим все городские предприятия, в особенности – химкомбинат, были подвержены мощным бомбардировкам.

Однако новомосковский «Азот» выжил и возродился. В 2015 году чистая прибыль этого предприятия составила 17,4 млрд. рублей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector