10 лет без патриарха. каким был алексий ii?

Молитвы

Тропарь святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 2

Я́ко сокро́вище пребога́тое, многоле́тно в земли́ сокрове́нное,/ честны́я мо́щи твоя́ обрето́шася чудоточа́щия,/ всеблаже́нне о́тче святи́телю Алекси́е:/ от ни́хже врачевство́ прие́млюще, обогаща́емся/ и Христа́ славосло́вим, глаго́люще:// сла́ва прославля́ющему святы́я Своя́.

Кондак святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси, на обретение мощей, глас 8

Я́ко со́лнце незаходи́мое, от гро́ба возсия́ нам/ от мног лет сокрове́ны честны́я твоя́ мо́щи нетле́нны,/ святи́телю Алекси́е,/ тобо́ю благода́ть прие́млем:/ всю бо страну́ сию́ и вся ны чудесы́ и добро́тою обогаща́еши,/ де́йством благода́ти, да пое́м ти:// ра́дуйся, о́тче, свети́ло Руси.

Молитва святителю Алексию, митрополиту Московскому и всея Руси

О, свяще́ннейший о́тче, святи́телю Христо́в Алекси́е, па́стырю и учи́телю наш, не отри́ни нас (имена), с ве́рою притека́ющих к твоему́ заступле́нию, но ско́ро потщи́ся помоли́тися Царю́ ца́рствующих и Го́споду госпо́дствующих, да изба́вит ста́до Свое́ от волко́в, гу́бящих е́, и вся́ку страну́ христиа́нскую огради́ и сохрани́ святы́ми твои́ми моли́твами от мирска́го мяте́жа и тру́са, наше́ствия иноплеме́нник и междоусо́бныя бра́ни, от гла́да же и губи́тельства, пото́па, и меча́, и огня́, и напра́сныя сме́рти, и я́коже исцеле́нием от слепоты́ цари́цы ага́рянския спасл еси́ оте́чество твое́, та́ко поми́луй и нас, умо́м, сло́вом и де́лом во тьме грехо́вней су́щих, и изба́ви нас гне́ва Бо́жия и ве́чныя ка́зни, я́ко да твои́м хода́тайством и по́мощию, Свои́м же милосе́рдием и благода́тию, Христо́с Бог ти́хое и безгре́шное житие́ даст нам пожи́ти в ве́це сем и на Стра́шнем суди́ще Свое́м сподо́бит десна́го стоя́ния со все́ми святы́ми. Ами́нь.

Образование и военная служба[править | править код]

Начальное образование получил дома. С до гг. обучался в Лазаревском институте восточных языков, состоявшем тогда из пятиклассной гимназии и специальных классов с трёхлетним сроком обучения арабскому, персидскому, турецкому языкам, а также истории, языкам и культуре стран Востока и Закавказья.

В 1891 г. был переведён в аристократическое учебное заведение — Катковский лицей (с г. Императорский лицей памяти Цесаревича Николая), который окончил в г.

В 1896 г. поступил на юридический факультет Императорского Московского университета, продолжая жить в лицее. Закончил полный курс в три года и получил учёную степень кандидата прав за своё сочинение Комбатанты и некомбатанты во время войны.

В — гг. находился на военной службе в качестве вольноопределяющегося в 7-м гренадерском Самогитском полку. Вышел в запас в чине прапорщика.

В 1900 г. поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в г. со степенью кандидата богословия (тема кандидатской работы «Господствующие в современном нравственно-правовом сознании понятия перед судом митрополита Филарета»). Значительное влияние на него оказал тогдашний ректор академии епископ (затем митрополит) Арсений (Стадницкий); инспектором Академии был архимандрит Евдоким (Мещерский).

г. Санкт-Петербург

Алексия, митрополита Московского, при Собственном Его Императорского Величества 1-ом железнодорожном полку, церковьАлексия, митрополита Московского при Военно-Автомобильной школе, церковьАнны Кашинской при подворье Введено-Оятского женского монастыря, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Грузинской иконы Божией Матери при подворье Красногорского Богородицкого мужского монастыря, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского, при госпитале ветеранов войн, церковьАлексия, митрополита Московского при подворье Калязинского Александро-Невского женского монастыря Тверской епархии, церковьБогоявления Господня, морская, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Феодоровской иконы Божией Матери в Царском Селе, собор (с приделом Алексия, митрополита Московского)

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Алексий чудотворец исцеляет царицу Тайдулу в Золотой Орде

В 1357 году Алексия приглашают в Орду, чтобы он исцелил царицу Тайдулу. Она лишилась зрения и знала о том, что по молитвам такого праведника как Алексий возможно исцеление.

Сам митрополит долго колебался и сомневался в необходимости своей поездки. Но Господь послал ему знак, когда перед мощами митрополита Петра в Успенском соборе сама собой зажглась свеча.

Алексий поделил свечу на кусочки и раздал верующим, а небольшую часть оставил себе. Приехав в Орду, святой чудотворец усердно молился, возжег ту самую свечу, что привез из Москвы и окропил Ордынскую царицу освященной водой.

К ней вернулось зрение, и она исцелилась.

По молитвам святителя митрополита Алексия Господь исцеляет царицу Золотой Орды Тайдулу от слепоты

В память об этом чуде, в 1365 году митрополит Алексий в стенах московском Кремле монастырь Чуда Архистратига Михаила, он известен нам еще как Чудов монастырь.

Великий князь Иоанн II умер в молодом возрасте и после его смерти митрополит Алексей взял его наследника князя Димитрия Иоанновича (будущий князь Дмитрий Донской), которому только исполнилось восемь лет под свою опеку.

Кроме этого возглавил боярскую думу, которая фактически управляла княжеством. Алексий был убежден, что для освобождения от Орды, необходимо объединить разрозненные княжества и сплотить их может только Москва. И это право московских князей Алексий твердо поддерживал всегда.

Использованные материалы

  • Митрофан (Шкурин), иером., «АЛЕКСИЙ (Коноплёв),» Православная энциклопедия, т. 1, 666-667:

  • Страница сайта Русское Православие:

  • Определения Священного Синода, библиография ЖМП:

  • Конспект по материалам выставки дома-музея им. владыки Алексия (Коноплёва) при храмовом комплексе села Завидова (коллекция прот. Валерия Ильина).

  Дата по статье Православной энциклопедии. Другая версия — 7 сентября.

  Фильм о Поместном соборе 1988 года (кадр начала 41 минуты),

  Согласно фильму-видеолетописи Тверской митрополии, прот. Андрея Андронова, Памяти митрополита Алексия, 2015.

  «Благодарю Бога за то, что Он дал познать Себя…» (из воспоминаний протоиерея Валерия Ильина), ч. 2, портал Православие.Ru, 29 июня 2007, , раздел «Митрополит Алексий»; фильм-видеолетопись Тверской митрополии, прот. Андрея Андронова, Памяти митрополита Алексия, 2015.

  «Благодарю Бога за то, что Он дал познать Себя…» Часть 2 —

  Фильм митрополит Алексий и его время, конец 28 минуты

Митрополит Алексий Бяконт

6 декабря 1352 года Алексий Федорович был посвящён во Владимир-на-Клязьме в епископы. Примечателен тот факт, что Настольная грамота Патриарха Филофея новому митрополиту (30 июня 1354 г.), свидетельствует,  что Алексий, не будучи греком, возводился в сан митрополита в виде исключения  за его духовные достоинства и добродетельную жизнь.

В 1355 году Алексий  поставлен митрополитом Киевским и всея Руси. Обладая выдающимся умом и блестящими способностями, Алексий был фактическим правителем Московского княжества при трёх Московских князьях.

В августе 1357 года по приглашению ханши Тайдулы Алексей Бяконт отправился в Орду и исцелил ее от болезни глаз. Ханша дала Алексию ярлык, согласно которому Русская Церковь, молящаяся за ханов, освобождалась от всех даней, поборов и насилий со стороны светских властей.

В январе 1359 года, во время смоленско-московско-литовских военных действий, святитель Алексий отправился в Киев, чтобы заручиться поддержкой южнорусских князей, но был схвачен Ольгердом, ограблен и заточен в темницу. Но святитель Алексий смог бежать, и в 1360 году он вернулся в Москву.

За время отсутствия его в Москве умер великий князь Иоанн Иоаннович, и митрополит Алексий оказался одним из регентов при малолетнем Димитрии. Многолетнее фактическое руководство Алексия Бяконта внешней политикой Великого княжества Московского при князьях Иоанне Иоанновиче и Димитрии Иоанновиче придало московско-литовскому соперничеству явный характер религиозного противостояния язычников  и христиан. Митрополит умело использовал эту ситуацию в интересах Православной Церкви и государственного ядра России, оказывая при этом воздействие на русских князей.

В Кремле в 1365 году митрополит Алексий заложил каменный храм во имя Чуда архангела Михаила в Хонех и основал Чудов монастырь.
в 1366 году Алексий Бяконт начал строительство каменного Московского кремля. Пользуясь большой благосклонностью в Орде,  он содействовал тому, что великое княжение окончательно укрепилось за московскими князьями.

Митрополит Алексий является автором Послания и грамоты на Червленый Яр, Устава о новых постах  и Поучения христианам нижегородских и городецких пределов.

В качестве государственного  и церковного  деятеля митрополит Алексий Бяконт лояльно относился к власти мусульманских правителей, и в то же время последовательно проводил политику с целью создания союза русских княжеств, которые могли бы противостоять заметно ослабевшей во 2-й половине XIV века Орде.

Новые монастыри при митрополите Алексии

 Митрополит Алексий управлял Русской Церковью почти четверть века. Он способствовал распространению и упрочению на Руси общежительного монашества. С его именем связано создание и воссоздание ряда обителей в Москве и в Митрополичьей области, а также Спасо-Андроников монастырь (1357год), Чудов (около 1365) и Симонов (между 1375 и 1377)монастыри, Введенский Владычный в Серпухове монастырь (1360—1362 гг.), Цареконстантиновский под Владимиром и нижегородский Благовещенский монастыри, Алексеевский девичий  монастырь в Москве (около 1358).

Перед смертью митрополит завещал погрести себя вне церкви, за алтарём собора в Чудове монастыре.

Скончался митрополит Алексий 12 февраля 1378 года. По настоянию великого князя митрополита Алексия погребли внутри храма, близ алтаря.

50 лет спустя после его смерти святитель Алексий был канонизован. Его мощи были обретены в 1431году (по другим источникам, в 1439 или 1438 гг.) в основанном им Чудовом монастыре  в Кремле в результате восстановительных работ и перенесены в храм Архангела Михаила. В 1485 году отправлены в Алексиевский храм Чудова монастыря. В 1686 году — в новопостроенный храм Благовещения той же обители. С 1947 года мощи митрополита покоятся в Богоявленском соборе Москвы.

Митрополит Алексий Бяконт — небесный покровитель Патриархов Московских: Алексия I и Алексия II.

Память по Юлианскому календарю:
12 февраля — преставление;
20 мая — обре́тение мощей;
5 октября — Собор Московских святителей.

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».

После смерти князя московского Ивана II

После смерти великого князя московского Ивана II Красного Алексий Московский взял под свою опеку его малолетнего сына Дмитрия (будущего Донского). Став фактическим правителем Руси, он постоянно решал споры удельных князей, пытаясь сплотить их между собой.

Примерно в то же время сменилась власть в Орде. Джанибека убил собственный сын, потребовавший, чтобы русские князья увеличили количество собираемой дани. И тогда митрополит Алексий Московский снова отправился в Орду, к Тайдуле. По его просьбе она взялась — и вполне успешно — уговорить сына сменить гнев на милость.

В Москве архиерея встречали с почестями, а малолетний князь Дмитрий воскликнул:

г. Москва

Алексия, митрополита Московского при Психоневрологическом интернате №4, молитвенная комнатаНиколая Чудотворца в Троекурове, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского, при летних лагерях 221-го пехотного резервного Троице-Сергиевского полка, церковьРождества Христова в Рождествено, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Николая Чудотворца в Старом Коптеве, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского в Северном Медведкове, церковьСпаса Преображения в Богородском, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Илии Пророка в Черкизове, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского и Иннокентия Иркутского при бывшей митрополичьей даче в Черкизове, церковьАлексия, митрополита Московского при психоневрологическом интернате №26, домовая церковьАлексия, митрополита Московского при ЦКБ МП, домовая церковьНиколая Чудотворца в Хамовниках, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Зачатьевский монастырь. Собор Рождества Пресвятой Богородицы (с приделом Алексия, митрополита Московского)Зачатьевский монастырь. Часовня Алексия, митрополита МосковскогоАлексия, митрополита Московского в доме причта церкви Николая Чудотворца в Заяицком, церковьТроицы Живоначальной в Листах, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Высокопетровский монастырь. Церковь Сергия Радонежского (с приделом Алексия, митрополита Московского)Богоявления Господня бывшего Богоявленского монастыря, собор (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского, что на Глинищах, церковьКремль. Чудов монастырь. Собор Алексия, митрополита МосковскогоАлексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Спасо-Андроников монастырь. Церковь Михаила Архангела (с приделом Алексия, митрополита Московского)

Достижения

Митрополит Алексий прилагал много усилий для основания монастырей, назначил 21 епископа. Одна из обителей, Спаса Нерукотворного Образа, была основана по обету, который он дал, возвращаясь в 1356 году из Константинополя. Корабль попал в страшную бурю, которая грозила потопить всех плывущих на судне. Алексий молился Господу и дал обещание построить монастырь, посвященный святому того дня, когда он окажется на суше. В память исцеления Тейдулы был основан Чудов монастырь в Московском Кремле.

Были построены или восстановлены древние обители в городах:

  • в Нижнем Новгороде;
  • Владимире;
  • Серпухове.

В 1360 году в Москве был основан женский Алексеевский монастырь, игуменьями которого были его сестры – Евпраксия и Иулиания. Алексий способствовал утверждению Византийского монастырского устава, регламентирующего жизненный порядок иноков.

Святитель оставил потомкам грамоты, поучения переводы. В Чудовом монастыре хранится его перевод Евангелия с греческого языка. В церковных текстах Алексий именуется «святителем Московским и Всея Руси чудотворцем».

Святитель Алексий отправляется в Константинополь

В 1354 году епископ Алексий отправился в Константинополь, где в те времена русские первосвятители проходили процедуру их утверждения. Вселенский Патриарх одобрил его выдвижение в митрополиты в виде исключения — тогда еще большинство русских предстоятелей Церкви выбирались из греков. Патриарх Константинопольский Филарет возвел Алексия в сан митрополита Киевского и всея Руси.

На обратном пути из своего второго путешествия в Константинополь (предпринятого для разрешения спора с отделившейся от Киевской митрополии Литовской митрополией) святитель Алексий попал в сильную бурю и дал обет в случае спасения основать в Москве обитель. Так в столице появился прославленный впоследствии Спасо-Андроников монастырь.

Вернувшись на Русь, митрополит Алексий действовал энергично — ставил новых епископов, боролся с внутрицерковными нестроениями, собственными деяниями показывал пастве пример христианской жизни. Именно при нем резиденция русских митрополитов была перенесена из Киева на северо-восток страны.

Два посольства

Первое – от Феогноста с прошением о рукоположении Алексия, во второй делегации был сам Алексий. Стоит отметить, что даже через год «проверки» Алексия и его назначения на митрополичью кафедру, патриарх Филофей выдал следующую резолюцию: «Хотя подобное дело совершенно необычно и небезопасно для церкви, однако ради достоверных и похвальных свидетельств о нем (Алексие) и ради добродетельной и богоугодной жизни, мы судили этому быть, но это относительно одного только Алексия и отнюдь не дозволяем и не допускаем, чтобы на будущее время сделался митрополитом русским кто-нибудь другой, устремившийся сюда оттуда: из (клириков) сего богопрославленного, боговозвеличенного и благоденствующего Константинополя должны быть поставляемы митрополиты русские».

Так, в 1354 году Алексий стал главой русской митрополии

Осторожность греков вполне понятна, они ещё со времен Андрея Боголюбского наблюдали активные попытки русских сделать свою церковь максимально автономной и независимой от Константинополя. И поставление на митрополичью кафедру русского было одним из таких шагов

По сути, как отмечает историк Карташев, Русская Церковь превращалась в Церковь сугубо национальную, а для Констанинополя такой процесс был сигналом того, что греки постепенно утрачивают своё религиозное, а, следовательно, политическое влияние на Русь. Стоит подчеркнуть, что Церковь в то время была и религиозным, и политическим институтом, и инструментом Византийской империи.

Как провожали Алексия II в последний путь

Программу ведет Андрей Шарый. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева .

Андрей Шарый : Патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго похоронили сегодня в Богоявленском Кафедральном соборе Москвы. Патриарх скончался 5 декабря. Ему было 79 лет. Отпевание Алексия Второго проходило в храме Христа Спасителя в Москве. Это было почти кремлевское мероприятие. Присутствовали президент России с супругой, премьер-министр России с супругой. Людмила Путина была в черном, довольно открытом платье и элегантной шляпке. Юрий Лужков, Владислав Сурков, Никита Михалков, Виктор Черномырдин. Я называю разных людей со всем разных политических и общественных групп. Православный мир представляли Александр Лукашенко, Борис Тадич, Сергей Багапш, Эдуард Кокойты. Президент Украины Виктор Ющенко не приехал. Его замещала секретарь Совета безопасности Украины Раиса Богатырева. Ей даже стало плохо во время церемонии отпевания. Ее отправили в посольство. К счастью, все обошлось. Из Тбилиси приехал патриарх Грузии Илия. Рассказывает корреспондент Радио Свобода Ольга Вахоничева.

Ольга Вахоничева : Прощание с патриархом Московским и Всея Руси Алексием Вторым продолжалось три дня. Храм Христа Спасителя, где был установлен гроб, за эти дни посетили около 80 тысяч человек.

— Если я позавчера простояла четыре часа и не смогла пройти, потому что у меня с сердцем плохо было, а сегодня по такой погоде я с больным сердцем, инвалид второй группы, иду к патриарху, чтобы попросить у него прощения. У меня есть основания просить у него прощения. Очень печально, что при его жизни нам ничего о нем не рассказывали. Он делал свое дело, а мы не знали. Мы просто в него верили. У меня есть основания попросить у него прощение.

— Такое горе! Такая потеря! Не знаю… Как бы он для церкви столько делал. Хочу просто последнюю дань ему отдать. Поклониться ему за все его хорошие дела для народа, для церкви. Просто поклониться.

— Он просвещал нас все эти годы последние и приближал нас к высокой нравственности. Я считаю, что это один из главных людей в нашем государстве, который сеял зерно нравственности. Мы ему за это очень благодарны.

— Я здесь живу. Меня обязали в порядке церковного циркуляра.

-Он святой наш.

Ольга Вахоничева : Заупокойную Божественную литургии провел митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Отпевание патриарха возглавил приехавший в столицу патриарх Константинопольский Варфоломей. Проводить обряды им помогали представители других поместных церквей, а также архиереи Русской православной церкви.

На службу в храм Христа Спасителя ближе в полудню приехали президент Дмитрий Медведев, премьер Владимир Путин, министры, депутаты, главы Белоруссии, Украины и Сербии. Согласно последней воле патриарха место его упокоения в Благовещенском приделе Богоявленского Кафедрального собора в Елохово. Здесь же хранится рака с мощами Святителя Алексия Московского, который был митрополитом в конце XIV века.

Панихиды сегодня служили во всех приходах Русской православной церкви. Вспоминают Алексия Второго и представители православной церкви за рубежом. Священник американской православной церкви протоиерей Джозеф Ликуар.

Джозеф Ликуар: В том, что касается нашей церкви, он поддерживал автокефалию, дарованную нам в 1970 году. Он способствовал возвращению Зарубежной православной церкви в лоно патриархии, вернув ее в семейство православных церквей и, что самое главное, он стал лидером, обеспечившим восстановление православной жизни в России. Ведь за эти почти два десятилетия произошли удивительные вещи — такой рост числа монастырей, такое количество церквей восстановлено и построено. Православная церковь превратилась в стабильный организм. Это позитивное наследие.

Не будем при этом забывать, что церковь в России находилась в совершенно особых обстоятельствах. И мы вряд ли когда-нибудь узнаем, на какие компромиссы пришлось пойти патриарху для того, чтобы сохранить и укрепить церковь.

Ольга Вахоничева : После смерти Алексия Второго временным главой Русской православной церкви стал митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Он будет управлять церковью до официальных выборов нового главы.

Икона святителя Алексия митрополита Московского

Этого святого можно назвать поистине великим, ибо его роль в истории всего православия не имеет границ и уже на протяжении многих лет является ярким примером настоящей веры, честной и вечной, как сама жизнь рядом с Господом и во имя Него. История жизни этого человека интересна и чудесна. И дабы понять истинное значение его деяний и святого образа, нужно знать о его становлении как духовного лица.

Святитель Алексий, митрополит Московский и всея России, праведник и чудотворец, был выходцем из княжества Черниговского. Всевышний уже с ранних лет открыл ему высокое предназначение. И именно тогда юнец стал всё чаще уединяться, посещать церковь, а в 15 лет осознал, что хочет стать иноком. Далее учёба и жизнь в Московском Богоявленском монастыре, где он провёл более 20 лет в строгости и смирении. Затем звание митрополичьего наместника, который занимался судебными делами Церкви. И самое яркое событие – объявление преемником митрополита.

Святитель стал своеобразным “проводником”, духовным наставником, мудрость которого смогла положить конец смутам и тревогам, что так тяготели Русскую Церковь. После этого Патриарх Каллист дал Алексию Московскому право считаться архиепископом Киева и великой России.

Так же читайте: Икона Даниила Московского, в чем помогает

Настоящий чудом, ставшим одним из ярчайших событий в православии, было путешествие во время бури на корабле, которому грозила гибель, где Святитель, молясь, дал обет построить храм святому в тот же день, когда корабль мирно пристанет к берегу. И случилось невиданное. Все люди восторженно встречали своего спасителя, а вера в его силы увеличилась и стала невообразимой.

Кроме этого, Алексий всегда тщательно заботился о своей пастве:

  • наставлял епископов;
  • устраивал монастыри для монахов и иноков;
  • налаживал отношения с ханами.

Последнее подтверждает тот факт, что именно святой смог исцелить слепую супругу ордынского хана. И это ещё раз доказало, что сила молитвы по-настоящему велика и значима.

Он всегда был добр к другим людям, помогал им не только морально, но и физически

Так после кончины великого князя Иоанна Алексий взял под свою опеку его малолетнего сына Димитрия, очертив тем самым свою немаловажное значение политической и духовной жизни Русской земли

Сам Святитель дожил до глубокой и после смерти был погребён в Чудовом монастыре согласно своему завещанию. И лишь через 50 лет его мощи были обретены православной Церковью, при этом произошло данное событие чудесным образом. После него память великого митрополита и молитвенника стали чтить во всём мире.

Костромская область

Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Успения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Воскресения Христова, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Николая Чудотворца, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Алексия, митрополита Московского при детском приюте, церковьУспения Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Казанской иконы Божией Матери, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)Покрова Пресвятой Богородицы, церковь (с приделом Алексия, митрополита Московского)

Литература

  • Журнал Засед., № 2, 4 от 14/III-1957 г.; № 2 от 5/III-1959 г., 2
  • ЖМП, 1956, № 7, 13; № 8, 8-10; 1958, № 2, 16, 17; № 6, 47; № 10, 9; 1959, № 1, 14; № 3, 15; № 5, 15-18; № 8, 14-16, 18; № 9, 19-20; № 10, 24; № 11, 10; 1960, № 1, 36; № 2, 50; № 3, 40; № 7, 15; № 8, 6-7, 22; № 9, 8; № 10, 6, 8, 15, 20; 1961, № 1, 22-23, 30; № 2, 32; № 8, 32; № 12, 3; 1963, № 4, 23; № 6, 10, № 10, 20; № 11, 7, 15; 1964, № 4, 1; 1966, № 1, 38; № 3, 4; № 11, 2, 20; 1967, № 4, 19; № 5, 18-19, 35; № 7, 23; № 8, 36; № 9, 7; № 10, 8, 11; 1968, № 5, 18-19; № 7, 23; № 9, 12; № 11, 11; № 12, 17; 1969, № 1, 30; № 8, 7, 17; № 9, 5; № 12, 16; 1970, № 1, 17; № 9, 20; № 11, 4, 5; 1971, № 2, 27; № 6, 2; № 8, 46; № 9, 35; № 11, 13, 15; 1972, № 3, 21; № 9, 24; № 10, 16; № 12, 7, 12, 17, 24, 28; 1973, № 4, 7; № 9, 11; № 11, 3, 9, 16; 1974, № 1, 22, 43; № 2, 11; № 9, 9; № 12, 7, 26; 1975, № 1, 19; № 9, 21; № 10, 22, 36; № 12, 9; 1976, № 1, 16; № 9, 5; № 10, 23; 1977, № 10, 9; 1978, № 3, 22; № 6, 2; № 10, 7; № 11, 7; № 12, 10; 1979, № 1, 15; № 3, 16-17; № 7, 17; № 9, 8; № 11, 15-20.
  • «Первое празднование Собора Тверских святых». Журнал Московской Патриархии, 1979 г., № 11, 15-20:

  • -«- 1980, № 4, с. 15; № 5, с. 9; № 9, с. 12, 34; № 11, с. 12.
  • -«- 1981, № 2, с. 26; № 4, с. 16-18, 40; № 8, с. 38; № 11, с. 9, 17, 20; №12, с. 24.
  • -«- 1982 № 1, с. 20; № 2, с. 3, 38; № 3, с. 31, 34; № 5, с. 8, 43; № 8, с. 11; № 12, с. 34, 36, 39, 50.
  • Архимандрит Виктор. «Гости из Австрии». Журнал Московской Патриархии, 1982 г., №3, стр. 34

  • Архимандрит Виктор. «Сорокалетие освобождения г. Калинина от немецко-фашистских захватчиков». Журнал Московской Патриархии, 1982 г., №5, стр. 43-44

  • ЖМП 1983, № 1, с. 11; № 8, с. 15-16; № 9, с. 5; № 11, с. 7; № 12, с. 9, 40.
  • -«- 1984, № 1, с. 30; № 5, с. 30; № 9, с. 6; № 10, с. 4, 17; № 11, с. 12, 14, 51; № 12, с. 18, 29, 35.
  • Архимандрит Виктор. «На приёме в Калининском облисполкоме». Журнал Московской Патрирахии, 1984 г., № 11, стр. 51

  • -«- 1985, № 2, с. 50; № 5, с. 44-45; № 8, с. 6; № 10, с. 10, 13, 57; № 11, с. 28, 42.
  • Архимандрит Виктор. «На пленуме Калининского областного комитета защиты мира». Журнал Московской Патриархии, 1985 г., №2, стр. 50

  • Прот. Иоанн Басюк. «Епископ, воин, гражданин». Журнал Московской Патриархии, 1985 г., №5, стр. 44-45

  • Материалы ЖМП из рубрики «Из жизни епархий. Калининская епархия» за 1979-1985 гг.

  • ЖМП 1986, № 1, с. 25; № 2, с. 55.
  • -«- 1988, № 8, с. 20.
  • -«- 1989, № 3, 30-32
  • Цыпин, В., прот., История Русской Церкви (1917-1997), М., 1997, 369, 417, 458, 720.
  • «Православные архиереи — уроженцы Воронежского края,» Воронеж Православный, 1998, № 7 (18), 3.

Блаженная кончина святителя Алексия митрополита Московского и обретение его мощей

Святитель предчувствовал свою кончину и знал, что после смерти начнутся раздоры и нестроения в Церкви. Желая избежать этого, он обращается к прп. Сергию Радонежскому и просит стать своим приемником.

Прп. Сергий со смирением, но решительно отказался. Он сказал:


Сергий Радонежский
игумен и чудотворец всея Руси

Алексий не стал настаивать.

Раздоры после кончины митрополита Алексия завершились только в 1390 году, когда на митрополичий престол возвели святителя Киприана.

Рака с мощами святителя митрополита Алексия в Богоявленском соборе в Москве

Скончался святитель Алексий в 1378 г. и был погребен в Чудовом монастыре. Ныне нетленные его мощи почивают в Богоявленском соборе в Москве.

Воспоминания современников

Прот. Валерий Ильин:

Я видел в нем ревностного служителя Божия. Он мне рассказывал, как в 1920–30-е годы был лишен избирательных прав, как он не мог обувь купить, как был псаломщиком в Павловске. Он сидел в тюрьме, был в Свирских лагерях. Потом его судимость сняли. Очень даровитый человек, труженик. Никогда на месте не сидел: ноты писал, в столярке строгал, золотом вышивал, облачения и подрясники себе шил, иконы писал и реставрировал. Поспеет рябина – говорит: «Надо вина сделать», и я рвал ягоды, выжимал сок. Он настойки делал – на хрене и на шишках. Помидоры в теплице выращивал. В огороде копался с больной ногой: она у него черная, раненая. Я говорю: «Не надо», он отнекивается: мол, я потихоньку. Придешь к нему – ложку даст, заставляет икру есть… Очень он любил книги. Мы их друг другу дарили .

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector