20 самых известных картин исаака левитана

Меланхолия

Лето 1894 года началось для живописца с поездки к друзьям в усадьбу Островно со своей ученицей Софьей. В это же время по соседству гостила Анна Турчанинова которая влюбилась в художника. За сердце молодого человека началась борьба, которую Кувшинникова проиграла, и опечаленная вернулась домой. Эти события плохо сказались на здоровье Левитана слишком много стресса и потрясений перепало на его больное сердце. Зимой 1895 года художника навестил Чехов, и их дружба возродилась.

Весной того же года живописец отправляется еще раз во Францию и Австрию. Его состояние ухудшается, а депрессия проявляется все сильнее. Его работы в этот период становятся вялыми, а их количество уменьшается. В конце концов у него произошел срыв, и он предпринял попытку самоубийства. Все его друзья и родные были повергнуты в шок, Чехов который навестил своего старого знакомого не мог поверить в происходящее. Убедившись, что опасный период миновал писатель, покинул своего друга вернувшись домой.

Последние годы

В 1896 году состояние его здоровья резко ухудшилось после перенесенного тифа, грудь болела все чаще, дышать стало тяжелее. Художник все реже выходил на публику все больше времени проводил в своей студии. Не теряя любви к искусству в мае 1897 года, пейзажист отправляется в Италию. Улучшив свое духовное состояние, он возвратился домой и начал обучать юных художников в своей Альма-матер. Его добрый нрав и желание понять окружающих сделали из него прекрасного педагога. Преподавать ему довелось не долго проблемы с сердцем приносили слишком много боли. Что бы поправить здоровье художник отправляется в Ялту, но увы это не помогло. Возвращается депрессия Исаак все чаще говорит близким о своей скорой кончине, дышит с трудом, а сердце уже не стучит, а хрипит. 22 июля 1900 года художник умер в своей мастерской оставив десятки не законченных картин.

Живопись

Внимание Третьякова заметно подняло самооценку Левитана в собственных глазах, но не улучшило финансового положения юноши. Чтобы прокормиться, Исаак рисует иллюстрации для еженедельников

Свободное же время художник посвящает работам для души.

Картина Исаака Левитана «Березовая роща»

Собственный стиль, отличающийся щепетильной проработкой деталей, Левитан окончательно освоил к 1880 году. В 1884-ом творчество художника оценили коллеги. Исаака приняли в Товарищество передвижных художественных выставок. В это же время Исаак бросает учебу, не завершив курс и не получив звания «классного художника».

Несмотря на заслуженный успех, эмоциональное состояние Левитана не отличается стабильностью. В 1885 году художник отправляется в усадьбу Киселевых, чтобы прийти в чувство после попытки самоубийства. Особую поддержку и помощь Исаак находит в семье Чеховых, с членами которой познакомился в детском возрасте.

Картина Исаака Левитана «Вечерний звон»

Отдельной эпохой в творчестве художника ознаменовались поездки на Волгу. На берегу реки Левитан вновь почувствовал любовь к жизни. Работы, созданные Исааком в этот период, отличаются радостным настроением. Близкие художника заявляли, что на полотнах появилась улыбка. После посещения пленэров Левитан создает «На волге», за которую получает награду на конкурсе Московского общества любителей художеств.

Свои лучшие работы Исаак создает в мастерской, которую художнику предоставил меценат Сергей Тимофеевич Морозов. Слава о работах Левитана уже распространилась по Москве, поэтому финансовая часть жизни мужчины перестала носить плачевный характер.

Картина Исаака Левитана «Над вечным покоем»

На смену радостным ноткам в работах появились философские отголоски. Мужчина, который много думал о месте человека в мире, особенно ярко отразил собственные размышления в картине «Над бренным покоем». В личных записях Левитан утверждал, что в полотно вложил самого себя.

Следующие 10 лет Исаак проводит в путешествиях по миру. Позволив себе эксперименты, художник теряет благосклонность поклонников. Картины «Озеро Комо», «На севере Италии» и «Берег Средиземного моря» не пользуются признанием. Художник вновь впадает в хандру из-за неприятных рецензий.

Картина Исаака Левитана «Март»

Душевные терзания усугубляются физическими. Проблемы в личной жизни становятся причиной второй попытки самоубийства, такой же неудачной, как предыдущая. Переживания подстегивают вдохновение, и в 1895 году в имении любовницы Левитан создает «Март». Жизнеутверждающий пейзаж позже выкупит давний почитатель Исаака Павел Третьяков.

Картина Исаака Левитана «Золотая осень»

Подъем в творчестве вновь придает болезненному Левитану силы творить. В «мажорный» период, который продлился, пока Исаак гостил в доме очередной возлюбленной, появилась на свет «Золотая осень», изображающая реку Съежу. В этом же состоянии художник рисует «Весна. Большая вода», выполненную в переходе голубых, желтых и зеленых оттенков.

Картина Исаака Левитана «Весна. Большая вода»

В 1898 году Левитана назначают руководителем мастерской в училище, которое художник в свое время не закончил. На фото Левитана этого периода уже заметны следы болезни, но художник не сбавляет темпа и по-прежнему проводит в собственной мастерской большую часть светового дня.

Картина-мелодия «Вечерний звон» (1892)

«Вечерний звон» — призыв к раздумью о смысле человеческой жизни, о связи человека и природы. Перед нами окрестность города Плеса. Зеркальная река как бы разделяет монастырскую и мирскую жизнь. На одной стороне реки – широкий деревянный мост, похожий на причал, две большие лодки, привязанные к берегу для переправы. В одной из лодок сидит человек, сосредоточенный на себе. Может быть, Левитан изобразил в этом персонаже себя. Сам берег исхожен людьми. На другой стороне — завораживающий светлый мир, притягивающий умиротворением и покоем. У самого края реки стоят монахи, провожающие посетителей храма. Посередине реки огромная лодка с людьми. На самом деле река не является границей двух разных миров. Они не разделимы, взаимосвязаны.

В реке отражается звонкое, прозрачное небо, зеленый островок с белыми храмами, золотыми куполами, воротами и дорогой к ним. Монастырские храмы, золотые березки сверкают в ярких лучах заката. Над рекой, в небе, в воздухе разливается колокольный звон.  Этот звон объединения, взаимопроникновения, взаимопонимания разных миров.

Почему картина носит музыкальное название? Предполагают, что художник рисовал картину под звон колоколов.

Картина «Вечерний звон» не простая, в ней есть секрет. Картина называется так же, как и известная народная песня «Вечерний звон», хотя созданы они в разное время и отдельно друг от друга. Несмотря ни на что, у песни и картины немало совпадений.

Говорят, что в картине слышится музыка. Всё пространство вокруг монастыря испещрено плавными линиями. Оказывается, можно выделить на картине несколько явных линий (река, берега, отражения, контуры леса, храма), и спеть эти линии, если разместить на нотном стане.

Интересно и то, как распределены цвета на картине: каждый оттенок имеет своё место и яркую границу, отделяющую одну краску от другой. Внимательный зритель почувствует и здесь звучание колоколов.

Рекомендации родителям

Предложите ребенку прослушать песню «Вечерний звон» (песня написана на народную музыку и стихи И. Козлова) и рассмотреть картину И. Левитана. Попросите сына (дочь) ответить на вопросы:

  • «Почему у картины «музыкальное» название?» (На картине видна церковь. Художник рисовал и слышал звон колоколов во время вечерней службы).
  • Можно ли назвать картину музыкальной? Откуда слышен колокольный звон? (с противоположного берега, где стоит церковь).
  • Чем отличается песня «Вечерний звон» от других песен?
  • Что удивляет тебя в исполнении этой песни? (голоса изображают звучание колоколов).
  • Это звучание одинаковое? (певцы изображают звучание больших и маленьких колоколов).
  • Песня состоит только из колокольного звона? (В ней, как в обычной песне, есть слова).
  • Участвовали ли в исполнении песни музыкальные инструменты? (музыкальные инструменты заменяют голоса).

Попробуйте вместе с ребенком сделать вывод. В песне в роли аккомпанемента для мелодии выступает колокольный звон. В картине же колокольный звон является душой, судьбой человека. Картину и песню объединяет нежная и искренняя любовь к Родине.

Озеро

Русь. Написана в 1890-1900 годы. Последнее монументальное произведение художника. Картина Озеро кропотливо складывалась из множества зарисовок и эскизов. В настоящее время экспонируется в Русском музее.

Зритель как бы движется по спокойной глади озера. И, по мере продвижения, перед его взором открывается другой берег, где расположена деревня, распаханные земли.

Все вокруг живое и дышащее жизнью: и камыш, и облака, которые то сгущаются, то растягиваются в цепочку и уходят за горизонт.

Изображенные места так знакомы русскому человеку, настолько ему родные и близкие, что будят в душе светлые чувства радости за то, что он родился в этом чудном краю.

Весна

Большая вода. Картина Весна написана в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.

На картине время года – весна. Произошло уже массовое таяние снегов. Зритель видит разлив реки, когда береговая территория размылась, и под воду начали уходить деревья, деревянные постройки.

Наверно, это первое буйство в природе. Ведь в противном случае человек успел бы спасти жилища. Но ощущения катастрофы нет. Весна идет! Весне дорогу! Уйдет вода из заливных лугов, удобрит почву. И жизнь вспыхнет с новой, неизбежной силой.

Контрастное сочетание разных оттенков голубого передает ощущение безбрежности, дивной глубины неба. Сквозь прозрачность воздуха льются солнечные потоки, согревающие землю.

Такое впечатление, что художник, заполняя каждую часть натюрморта, сам любуется созданными моментами и дарит зрителю радость сопричастности к празднику жизни, кусочек которого запечатлен в его творении.

Трудности происхождения

Говоря о биографии художника Левитана, нельзя не упомянуть о том, что уже с детства и на протяжении всей жизни ему приходилось сталкиваться с трудностями из-за своего еврейского происхождения. Некоторые учителя изначально относились к нему предвзято, более того, будучи евреем, он выбрал «запретную», по их мнению, тематику – русский пейзаж. Некоторым его чувства казались неискренними и наигранными с целью получить расположение окружающих. Однако на этом неприятности не закончились: в 1872 году вышел указ, запрещавший евреям проживание в «исконно русской столице». Левитана с братом и сестрами выселили из их дома, и им пришлось несколько лет жить на небольшой даче в местечке Салтыковка (сейчас окрестности города Балашихи). В 1879 году художнику удается продать картину «Вечер после дождя» и переехать назад в город. Однако диплом художника Левитан получить не смог, вместо этого ему выдали диплом учителя чистописания.

Здоровье и поездка в Крым

Голодное детство, полное стрессов, напряжённая учёба и поглощающий все силы труд не могли не оказать разрушающего действия на здоровье художника. Слабое сердце стало давать сбои. Получив оплату за театральные декорации для частной оперы Саввы Мамонтова в Москве, живописец, по совету врачей и друзей, в 1886 году едет в Крым поправить здоровье.

Здесь он впервые увидел море, которое потрясло его величием, красотой и грандиозностью. Написал более 50 крымских пейзажей. Но тем не менее Крым не принёс художнику ни излечения, ни особого творческого подъёма. Левитана манила другая Русь: буйные леса и широкие реки, тихие заводи и православные храмы.

Некоторое укрепление сил в Крыму позволило художнику организовать выставку своих крымских работ, которые затем были распроданы.

Весна. Большая вода. 1897

Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва, Wikimedia Commons.

Пространство картины «Весна. Большая вода» прорезают линии тонких деревьев и их отражений в воде. Цвет почти монохромен, а деталей по минимуму.

Несмотря на это, картина тоже поэтична и эмоциональна.

Здесь мы видим умение сказать главное парой слов, сыграть великое произведение на двух струнах, выразить красоту скудной русской природы с помощью двух цветов.

Так могут только самые талантливые мастера. Так мог и Левитан. Учился он у Саврасова. Тот первым в русской живописи не побоялся изобразить скудную русскую природу.

Слева: Алексей Саврасов. Зимняя дорога. 1870-е. Музей Республики Беларусь, Минск. Tanais.info. Справа: Исаак Левитан. Весна. Большая вода. 1897. Третьяковская галерея, Москва. Tretyakovgallery.ru.

Так в чем же секрет притягательности левитановской «Весны»?

Все дело в противопоставлении. Тонкие, очень тонкие деревья — против такой стихии, как сильный разлив реки. И вот уже появляется щемящее чувство тревоги. К тому же на заднем плане вода подтопила и несколько сарайчиков.

Но при этом река спокойна и однажды все равно отступит, это происшествие циклично и предсказуемо. Тревоге нет смысла разрастаться.

Это, конечно, не та чистая радость «Березовой рощи». Но и не всепоглощающая тревожность картины «У омута». Это как будто повседневная драма жизни. Когда чёрная полоса непременно сменяется белой.

***

Подведем итоги о Левитане

Валентин Серов. Портрет И. И. Левитана. 1890-е. Третьяковская галерея, Москва.

Левитан не был импрессионистом. Да и работал над картинами подолгу. Но охотно использовал некоторые живописные приёмы этого направления, например широкие пастозные мазки.

Исаак Левитан. Золотая осень (фрагмент).

Левитану всегда хотелось показать нечто большее, чем только отношения между светом и тенью. Он создавал живописную поэзию.

В его картинах мало внешних эффектов, зато есть душа. Разными намеками он вызывает у зрителя ассоциации и побуждает к размышлению.

А ещё Левитан вряд ли был меланхоликом. Ведь как тогда у него появились такие мажорные работы, как «Берёзовая роща» или «Золотая осень»?

Он обладал повышенной чувствительностью и испытывал очень широкий диапазон эмоций. Поэтому он мог безудержно радоваться и бесконечно грустить.

Эти эмоции буквально раздирали ему сердце – он не всегда мог справиться с ними. И оно не выдержало. Художник не дожил до своего 40-летия буквально несколько недель…

Но после себя он оставил не просто красивые пейзажи. Это отражение его души. Нет, на самом деле, наших душ.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Известные работы художника

  • Осенний день. Сокольники (1879)
  • Вечер на Волге (1888, Третьяковка)
  • Вечер. Золотой Плёс (1889, Третьяковка)
  • Золотая осень. Слободка (1889, Русский музей)
  • Берёзовая роща (1885—1889, Третьяковка)
  • После дождя. Плёс (1889, Третьяковка)
  • Тихая обитель (1890, Третьяковка)
  • У омута (1892, Третьяковка)
  • Владимирка (1892, Третьяковка)
  • Вечерний звон (1892, Третьяковка)
  • Над вечным покоем (1894, Третьяковка). Собирательный образ. Использован вид на оз. Островно и вид с Красильниковой горки на озеро
  • Удомля, Тверская губ.
  • Свежий ветер. Волга (1895, Третьяковка).
  • Март (1895, Третьяковка). Вид ус. «Горка» Турчанинова И. Н. близ с. Островно. Тверская губ.
  • Осень. Усадьба.(1894, Омский музей). Вид ус. «Горка» Турчаниновых близ с. Островно. Тверская губ.
  • Весна — большая вода (1896—1897, Третьяковка). Вид реки Съежа в Тверской губ.
  • Золотая осень (1895, Третьяковка). Река Съежа вблизи ус. «Горка». Тверская губ.
  • Ненюфары (1895, Третьяковка). Пейзаж на оз. Островно у ус. «Горка». Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Третьяковка). Церковь в с. Островно. Тверская губ.
  • Озеро Островно (1894—1895, ус. Мелихово). Пейзаж от ус. Горка. Тверская губ.
  • Осенний пейзаж с церковью (1893—1895, Русский музей). Церковь в с. Островно от ус. Островно (Ушаковых). Тверская губ.
  • Последние лучи солнца (Последние дни осени) (1899, Третьяковка). Въезд в деревню Петрова Гора. Тверская губ.
  • Сумерки. Стога (1899, Третьяковка)
  • Сумерки (1900, Третьяковка)
  • Озеро. Русь (1899—1900, Русский музей)

Над вечным покоем

Картина Над вечным покоем написана в 1894 году. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

А на переднем плане – заброшенное кладбище и храм, за которым, собственно, и располагается погост. Есть ли на могилах упоминание о тех, кто захоронен в этих местах – остается лишь догадываться.

Серого цвета на холсте много. По ощущениям именно он создает тоскливое настроение, тоску, скорбь и печаль. Безнадежно трагический колорит. Небо солидарно с землей, оно как бы возмущается о незаслуженно забытых людях. Такое впечатление, что художник «кричит» от боли за этот «вечный покой». За забвение.

По воспоминаниям современников, художник, работая над полотном, слушал музыку Бетховена, что, безусловно, усилило драматический настрой картины. Совсем неприметен купол церковки с крестом. Он как духовный маяк, дает направление душам как живым, так и покинувших эту землю.

Вечерний звон

Картина Вечерний звон написана в 1892 году. В настоящее время является собственностью Третьяковской галереи.

На холсте изображены два берега. Берег ближний – сумрачный, темный. Через гладь реки другой берег – яркий везде, куда зритель кинет взгляд. Как будто маленький кусочек земли освящен светом, исходящим от храма, сочной зелени, нежных розово-фиолетовых облаков.

По центру реки движется лодка, наполненная людьми. Как только небольшое суденышко подойдет к берегу – они ступят на широкую дорогу, ведущую к храму.

Не прост этот путь. От узкой дорожки сугубо материальных ценностей смельчаки пустились в путь по реке к свету духовного перерождения.

Полное ощущение, что зритель слышит, как льется нежный колокольный перезвон со звонниц храмов.

Атмосферные явления

Завершая рассмотрение характерных для левитановской симфонии тем-«мотивов» (хотя список получился неполным — в него не вошли такие важнейшие для художника темы, как дорога, русская деревня, тишина и пр.), отметим то, как он изображал «атмосферные явления». Они, как и везде у Левитана, не являются застывшими «знаками», но всякий раз одушевлены тем или иным настроением самого живописца. Это касается, например, дождя — если в ранних подмосковных пейзажах Левитана дождь всегда рифмовался с унынием и некоей слезливостью, то на Волге он научился ценить тихие дожди, почувствовал в них особенную красоту. Эта перемена отношения зафиксирована в работе «После дождя. Плёс», 1889. Увидев это полотно, Чехов сказал художнику: «Ты знаешь, на твоих картинах даже появилась улыбка». Кстати, это одно из немногих чисто пленэрных произведений Левитана — он написал картину за четыре часа, стремясь зафиксировать редкое освещение, которое могло в любой момент исчезнуть. Разным у художника бывает и ветер: тоскливым, печальным, грозным, радостным. В последнем качестве ветер стал героем левитановской работы «Свежий ветер. Волга», 1895, относящейся к циклу его мажорной лирики 1895-96 гг.

Тихая обитель

Тихая обитель – год написания – 1890. Река Волга и приволжская обитель. Мирная размеренная жизнь христианских храмов на другом берегу. Никто и ничто не нарушает их покой.

Легкая рябь речной глади, в которой отражаются маковки церквей. Пришедший к Богу человек умиротворен и спокоен. Отец Небесный взял его под свою защиту и бережет его. А если путь житейский будет труден, то возьмет на руки.

Дорога с берега на берег проходит по шаткому опасному мосту. Чем дольше живет человек, тем все меньше и меньше вещей в его жизни имеет настоящую ценность, или эта ценность настолько быстро ветшает, как эта разваливающаяся переправа.

Весна

Большая вода. Картина Весна написана в 1897 году. Хранится в Третьяковской галерее.

На картине время года – весна. Произошло уже массовое таяние снегов. Зритель видит разлив реки, когда береговая территория размылась, и под воду начали уходить деревья, деревянные постройки.

Наверно, это первое буйство в природе. Ведь в противном случае человек успел бы спасти жилища. Но ощущения катастрофы нет. Весна идет! Весне дорогу! Уйдет вода из заливных лугов, удобрит почву. И жизнь вспыхнет с новой, неизбежной силой.

Контрастное сочетание разных оттенков голубого передает ощущение безбрежности, дивной глубины неба. Сквозь прозрачность воздуха льются солнечные потоки, согревающие землю.

Такое впечатление, что художник, заполняя каждую часть натюрморта, сам любуется созданными моментами и дарит зрителю радость сопричастности к празднику жизни, кусочек которого запечатлен в его творении.

«Вечерний звон» (1892)

Эта работа была написана в тот период, когда в Бога одинаково верили все слои русского населения, и любование красотой природы тоже происходило через призму религиозного мировосприятия. Левитан стремился в своей картине передать ту блаженную атмосферу, которую создает вид белокаменного монастыря в свете закатного солнца и разносящийся на всю округу звон колоколов, что зовет на вечернюю службу.

Хотя центральную и самую обширную часть картины занимает река, главным акцентом «Вечернего звона» является монастырь, расположенный на заднем плане. Передний же план с берегом и лодками и сама река за счет сгущающихся сумерек остаются в тени, но расположенный на возвышенности монастырь выглядит величаво и торжественно уже лишь благодаря яркому вечернему солнцу. Удивительно, как Левитан сумел передать на полотне безветренную погоду и спокойствие матушки-природы, которая готовится ко сну и греется в лучах заката.

Этот благодатный пейзаж Левитан рисовал «из головы»: место, изображенное на картине, в реальности не существует. Вдохновением, однако, послужил вид Саввинско-Сторожевского монастыря, который художник увидел еще во время проживания в Слободке, а также Кривоезерский монастырь в Юрьевце.

«Вечерний звон», так же как и «Тихую обитель», считают церковным пейзажем. А своеобразным синтезом этих работ стала картина Левитана «Над вечным покоем» – настоящий шедевр русской живописи XIX века.

Личная жизнь

Первой любовью Исаака была Мария Чехова, которая приходилась сестрой знаменитому писателю. Он часто рассказывал девушке о живописи, к которой та проявляла большой интерес. Когда парень решил сделать ей предложение, девушка расплакалась и убежала.

В результате, они так и не стали супругами, однако продолжали близкую дружбу до самой кончины Левитана. Интересен факт, что накануне смерти он признался Марии, что если бы и решился когда-либо вступить в брак, то только с ней.

Левитан с Кувшинниковой

Позднее Исаак познакомился с Софьей Кувшинниковой, которая была хозяйкой салона, где собирались деятели искусства. Женщина была на 10 лет старше художника, но это не помешало их роману. Согласно распространенной версии, их отношения окончились по причине влюбленности Левитана в Анну Турчанинову.

После продолжительных выяснений отношений Софья возвратилась к мужу, а Исаак стал жить в доме Анны. Вскоре на их пути стала дочь Турчаниновой – Варвара. Юная девушка до беспамятства влюбилась в Левитана, вследствие чего между матерью и дочерью разразилась продолжительная борьба, отравившая оставшиеся годы жизни живописца.

«Осенний день. Сокольники», 1879

Этот осенний пейзаж, с грустным настроением дождливого серого дня, Левитан написал в 19 лет. В это время его, как лицо иудейского вероисповедания, по высочайшему повелению выселили из Москвы. Поселившись в селе Салтыковка, Левитан пишет грустные виды. Огромное рваное серое небо, тёмные, качающиеся от ветра сосны, длинная, уходящая вдаль парковая дорожка, покрытая шуршащей листвой и одиноко идущая по ней маленькая женская фигурка.

Это единственный пейзаж Левитана, на котором изображена фигура человека. Он интересен ещё и тем, что её дописал совсем другой художник, Н.П. Чехов, брат знаменитого писателя и драматурга А.П. Чехова.

2

[править] Карьера

Родился 3 октября (15 октября) или 18 августа (30 августа) 1860 года в м. Кибарты в Августовской губернии (Сувалкской губернии) в бедной, но образованной еврейской семье. Отец, Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан (1827—1877), сын раввина, после окончания Виленского раввинского училища самостоятельно изучил французский и немецкий языки, работал на разных станциях железной дороги (работал переводчиком во время постройки железнодорожного моста, которую вела французская компания), а примерно в 1870 году перевёз семью в Москву и зарабатывал частными уроками. В семье Эльяша и Баси Левитан было два сына Авель и Исаак и две дочери Тереза и Эмма. Один из братьев — Авель Ильич Левитан — также стал художником. Существует мнение о сефардском происхождении Левитана со стороны отца.

Около середины 1870-х годов был принят в Императорское училище живописи и ваяния, которое и окончил по классу профессора Саврасова. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (с 1873 года) у А. К. Саврасова и В. Д. Поленова, в 1880—1881 годах окончил натурный класс училища, а в 1884 или 1885 или 1886 году окончил училище с дипломом учителя рисования (чистописания).

После смерти матери (1875) и отца (1877) для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды, они даже остались без крова. Левитан часто ночевал тайком в училище и жил впроголодь, получая эпизодически пособия, а с октября 1879 года — небольшую стипендию.

В марте 1877 года две работы молодого художника, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, Левитан получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Много лет бедствовал и не имел собственного жилья (лишь в конце 1889 года богатый художник-любитель С. Морозов уступил Левитану свою мастерскую с квартирой при ней).

С мая 1879 года, в связи с изгнанием евреев из Москвы, был вынужден (вместе с братом, сестрой и зятем) жить в деревне Салтыковка в Подмосковье, где написал картину «Осенний день. Сокольники», приобретённую П. М. Третьяковым для своей галереи.

В 1880 году впервые был допущен на передвижную выставку.

В апреле 1885 года поселился в глухой деревне Максимовке. По соседству, в Бабкине в имении Киселёвых гостили Чеховы. Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

С марта 1891 года — член Товарищества передвижных художественных выставок.

В 1892 году как «лицо иудейского вероисповедания» снова был вынужден оставить Москву и некоторое время жил в Тверской и Владимирской губерниях. Затем, благодаря хлопотам друзей, художнику «в виде исключения» позволили вернуться. К этому времени относится картина «Владимирка» (1892), на которой изображена дорога, по которой гнали в Сибирь каторжан.

В 1898 году — академик пейзажной живописи Императорской Академии художеств. Стал преподавателем.

С 1898 года, с возникновением кружка художников, сгруппировавшихся вокруг журнала «Мир искусства», стал участвовать в их выставках.

В последние годы тяжело болел.

Автор более 1000 работ.

22 июля (4 августа) 1900 года скончался в Москве.

Был похоронен на Дорогомиловском еврейском кладбище.

В 1949 году, в период борьбы с космополитами, в журнале «Искусство» № 5 утверждалось, что творчество Левитана ведёт в «опасные лабиринты индивидуализма».

«Над вечным покоем»

Художник Исаак Левитан, картины которого появлялись на всех крупнейших выставках, по мнению многих, написал самую русскую картину. Так критики отзываются о его творении «Над вечным покоем», созданном в 1894 году.

Работать над этим полотном художник начал еще под Вышним Волочком, а продолжил в Плесе.

Ее сюжет хорошо известен любому знатоку живописи. Над землей нависают тяжелые свинцовые облака. В центре композиции широкое озеро, которое выглядит так же мрачно и сурово.

Сам художник признавался, что, когда смотрит на эту картину, чувствует себя одиноким перед громадным водным пространством.

Небо и вода на этом полотне будят в человеке мысли о его ничтожности и быстротечности жизни. Единственное строение на картине — деревянная церковь, рядом с которой — старое кладбище с покосившимися заброшенными могилами.

Суровому величию природы на картине противостоит только одинокий огонек, который светит в церквушке.

«Сумерки. Стога» (1899)

Это произведение было создано Левитаном в Крыму, куда он приехал навестить своего друга Антона Чехова, болеющего туберкулезом. В то время художник и сам страдал от болезни сердца, которая в итоге и стала причиной его смерти. Он хотел порадовать друга, который скучал по родной природе, и написал эту картину в качестве подарка.

На ней изображен летний луг со скошенным сеном, убранным в крупные стога, чьи мрачные силуэты темнеют на фоне сумеречного неба. Вокруг ни души, а на небосклоне ярким пятном уже горит круглая луна. Уже почти стемнело, воздух становится густым, отчего все предметы теряют свой объемный вид.

В тот период Левитан хотел сделать язык живописи как можно более простым, уходя от подробного повествования и сосредотачивая внимание лишь на самой сути. Возможно, именно передачи чувств и эмоций через художественное произведение хотел добиться находящийся рядом с больным товарищем и предчувствующий свою неизбежную кончину художник

Предлагаем насладиться и другими картинами Исаака Левитана и посмотреть эту видеогалерею:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector