1905, 17 окт. издание манифеста «об усовершенствовании государственного порядка»
Содержание:
- Содержание Манифеста
- Содержание
- Основные положения Манифеста 17 октября 1905
- Предыстория Манифеста: Цензура XIX века
- Еще по теме 54. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г:
- Последствия Манифеста
- Вспышка насилия
- Предпосылки
- Предыстория
- Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября
- Булыгинская дума
- Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия
- Результаты подписания Манифеста
- Примечания
Содержание Манифеста
После длительных сомнений, которые были вызваны тем, что зачастую присяга, которую дал Николай II при вступлении на престол, нарушалась, им все-же была поставлена подпись под Манифестом, который подготовил С. Ю. Витте, и который был обнародован 17 октября 1905 года. Смысл манифеста сводился преимущественно к трем основным нововведениям:
- даровании народу гражданской свободы, в основе которой находились буржуазно-демократические принципы – о личностной неприкосновенности, о свободе слова, совести, организаций и собраний.
- обеспечении участия в выборах той части населения, которая, в соответствии с указом от 6 августа 1905 года была лишена права голосования из-за нового закона о порядке проведения выборов.
- введения нового неприкосновенного правила, в котором для того, чтобы закон вступил в силу, он должен в обязательном порядке быть одобренным Государственной думой, что является необходимым для контроля законности действий императора.
В сравнении с законодательными актами от 18 февраля и от 6 августа, данный Манифест выступал в качестве значительного прорыва, однако, он также не решал и многие насущные вопросы, в частности, о месте и роли самодержавия в новых политических условиях, совместно с окончательными полномочиями Государственной думы и о смысловом содержании конституционных порядков.
Содержание
17 октября 1905 года Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». В начале этого документа упоминалось о том, что царь и власти, понимая «печаль народную», готовы принять все необходимые меры для прекращения «смут» и умиротворения «государственной жизни». В связи с этим на правительство возлагались следующие обязанности:
- даровать гражданам свободу совести, слова, неприкосновенности личности, собраний и союзов.
- привлечь к участию в Думе социальные классы, ранее лишенные избирательных прав.
- установить, что законы вступают в силу после одобрения Госдумы.
Манифест завершался призывом «ко всем верным сынам России» вместе с царем «напрячь все силы» для восстановления порядка и мира на Родине.
Основные положения Манифеста 17 октября 1905
«Послали за манифестом.В нём были замечательные слова: “Благо российского Государя неразрывно с благом народным: и печаль народная – Его печаль”. Это было именно так, как Николай истинно понимал и постоянно хотел бы выражать, да не было умелых посредников. Он искренно недоумевал, отчего не утихали злобные смуты, отчего не установится взаимное миролюбие и терпение, при которых жилось бы хорошо всем мирным людям и в деревне, и в городе, и множеству верных чиновников, и множеству симпатичных сановников, гражданских и военных, а также императорскому Двору и императорскому Дому, всем великим князьям и княгиням, – и никому не надо было бы ничем поступаться или менять образ жизни. (Особенно, всегда истаивала Мама, чтоб никто не касался вопроса о кабинетских и удельных землях, которые эти свиньи хотят отобрать по программам разных партий).А ещё в манифесте были: все свободы, на которых настаивал Витте, и расширение избирателей уже объявленной Думы, и как будущий идеал – всеобщее избирательное право, а также – бессилие впредь каждого закона, не одобренного Государственной Думой.Конечно, понимал Государь, что русский народ ещё не готов к представительству, он ещё в невежестве и необразованности, а интеллигенция между тем преисполнена революционных идей
Но ведь и уступка будет – не улице, не революции, а умеренным государственным элементам, для них это и строится.И не совсем же это получалась конституция, если шла от царского сердца и его добрым движением была дана?Все присутствующие оказались согласны – но из осторожности Николай не подписал и тут, оставил у себя, помолиться и подумать.И посоветоваться с Аликс. И посоветоваться же ещё с кем-нибудь, с Горемыкиным, с другими
Составилось ещё два проекта манифеста. Однако Витте предупредил, уезжая, чтобы с ним согласовали каждое изменение, иначе он не берётся осуществлять. В воскресенье ночью послали старого Фредерикса в Петербург к Витте. Тот не принял ни единой поправки, увидел в этом недоверие к себе и уже отказывался от поста первого министра.А решительно иного выхода – никто за эти дни не предложил: кроме верного Трепова, все во главе с Николашей убедились в необходимости дарования свобод и ограничения царской власти.Решение было страшное, Николай это сознавал. Такие же муки и недоумение, как с японским миром: хорошо ли это получилось? или плохо? Ведь он изменял пределы царской власти, неущербно полученные от предков. Это было – как государственный переворот против самого себя. Он чувствовал, что как бы теряет корону. Но утешение было, что такова воля Божья, что Россия хотя бы выйдет из невыносимого хаотического состояния, в котором она уже год. Что этим Манифестом Государь умиротворяет свою страну, укрепляет умеренных против всяких крайних.И благоугодно стало ему – даровать свободы.Пришлось это – на понедельник 17 октября, и как раз в 17-ю годовщину от железнодорожного крушения, где едва не погибла династия (тоже поминали каждый год). Посетил праздник Сводно-гвардейского батальона. Отслужили молебен. Потом сидели ждали приезда Витте. Николаша был что-то слишком весёлый. И ещё убеждал, что всё равно все войска в Манчжурии, устанавливать диктатуру нечем. А у Николая голова стала совсем тяжёлой и мысли путались, как в чаду.Ещё помолясь и перекрестясь – подписал. И сразу – улучшилось состояние духа, как всегда, когда решение уже состоялось и пережито. Да теперь-то, после Манифеста, всё должно было быстро успокоиться».(А. И. Солженицын. Август Четырнадцатого)
Газетная публикация Манифеста 17 октября 1905
Предыстория Манифеста: Цензура XIX века
Формальной основой цензурной политики до 1905 г. был еще николаевский Цензурный Устав 1828 года. В ходе реформ Александра II 1860-х гг. цензурное управление перешло от Министерства народного просвещения к Министерству внутренних дел, что повлекло значительные изменения законодательстве, отражённые во «Временных правилах о печати» от 6 апреля 1865 года. С одной стороны, это было смягчение старого Устава, соответствовавшее либеральному духу александровской эпохи – от предварительной цензуры освобождалась столичная научная литература и периодика, а судебные разбирательства по делам цензуры переходили в ведомство Министерства юстиции – наиболее либерального органа власти вследствие реформ. Однако при этом цензурное управление полностью оказалось во власти бюрократического аппарата. Ушла эпоха хорошо образованных цензоров, часто – писателей и поэтов, которые стремились не столько ограничить печать, сколько минимизировать нападки правительства на литературу и выступали в роли редакторов (в их числе были, например, известные русские писатели Федор Иванович Тютчев, Иван Александрович Гончаров).
Постепенно снизился и приоритет суда, закрепленный во «Временных правилах»: вереница дополнительных указов в 60-70-е годы наделила цензурный аппарат рядом возможностей административных взысканий (право министра внутренних дел на запрет розничной продажи от 1868 г., необходимость предоставлять в цензурный комитет книги, печатаемые без предварительной проверки, после выпуска от 1874 г. и т.д.).
Все эти меры сформировали крайне запутанный механизм цензурного управления к началу XX века. Неповоротливость бюрократической машины была обусловлена не только сумбурностью законов, но и включением в ход цензурного регулирования множества различных инстанций (Министерства внутренних дел, Министерства юстиции, Министерства народного просвещения и даже Священного Синода), которые должны были согласовать друг с другом свои действия – что, конечно, в разы увеличивало срок рассмотрения дел.
При этом штат цензоров и их финансирование не росли, в отличие от объёма печати. Тем временем техническая сторона издательского дела переживала новый подъём: изобретение американским инженером Отмаром Мергенталером в 1884 году нового полиграфического оборудования – линотипа – в четыре раза увеличило скорость печати и сделало её значительно выгоднее, поэтому, наряду с литераторами, в борьбу с цензурными ограничениями активно включились предприниматели.
Еще по теме 54. Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 г. Основные государственные законы 1906 г:
- 53. Порядок формирования государственной Думы (1905–1907 гг.)
- 4.8. Закон Красноярского края о праве граждан на информацию о деятельности и решениях органов государственной власти Красноярского края и порядке предоставления информации органами государственной власти Красноярского края
-
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ПОЛОЖЕНИЙ ПУНКТА 5 СТАТЬИ 18 И СТАТЬИ 30.1 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ (ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ», СТАТЬИ 108 КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН, СТАТЬИ 67 КОНСТИТУЦИИ (ОСНОВНОГО ЗАКОНА) РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) И ЧАСТИ ТРЕТЬЕЙ
СТАТЬИ 3 ЗАКОНА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) - ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЕЙ 48, 51, 52, 54, 58 И 59 ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОСНОВНЫХ ГАРАНТИЯХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ ПРАВ И ПРАВА НА УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» В СВЯЗИ С ЗАПРОСОМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ
- 66. РАЗГЛАШЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЫ. УТРАТА ДОКУМЕНТОВ, СОДЕРЖАЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)
- 2.2.4. Закон Российской Федерации о государственной тайне1997-200
- § 5. Закон о государственном бюджете: понятие и особенности
- 6.6. Ответственность за нарушение Закона о государственных закупках
- 87. ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО РФ О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТАЙНЕ. ПЕРЕЧЕНЬ СВЕДЕНИЙ, СОСТАВЛЯЮЩИХ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ТАЙНУ
- Ч а с т ь 1 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ:СОДЕРЖАНИЕ И РОЛЬ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ
- 69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг
- 16.2. Государственный контроль как метод государственного регулирования предпринимательства
- 20.3 Государственные ценные бумаги как инструменты формирования государственного долга
- 1.3 Основные элементы государственных финансов
- 54. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ
- Г л а в а 1 Государственные финансы в системе финансовых отношений1.1 Государственный сектор экономики и его роль в развитии национального хозяйства
- 6.4. Надзор прокурора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов РФ
- Г л а в а 2 Государственный бюджет в системе государственного регулирования
- 1.2. Государственные информационные ресурсы. Государственные программы, документы учета, отчетности, регистрации и лицензирования, реестры, регистры, каталоги, кадастры, мониторинга
- 43. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Последствия Манифеста
Манифест стал первой попыткой в истории России расширить права и свободы граждан. Отныне законодательным правом обладал не только император, но и Государственная дума. Однако Император оставил путь к отступлению — за монархом оставалось право любой момент распускать дума, воспользовавшись правом вето.
После принятия Манифеста в империи активизировалось образование различных политических партий, самыми влиятельными стали:
- Конституционные демократы (кадеты),
- Партия 17 октября или октябристы,
- Партия социалистов-революционеров или эссеры,
- Союз русского народа,
- Союз Михаила Архангела,
- большевики,
- меньшевики.
Вспышка насилия
Антиправительственные и антимонархические выступления сопровождались массовыми еврейскими погромами в истории Российской империи — 690 погромов в 660 населенных пунктах. В результате столкновений по меньшей мере 1600 человек погибло и 3500 было искалечено. Погромы даже не всегда имели исключительно этническую направленность — их жертвами становились прежде всего интеллигенты, студенты — все те, к кому подходило определение «демократ», ненавистное для консервативной толпы.
Исследователь истории этого противостояния историк М. Л. Размолодин полагал, что насилие стало возможным из-за устранения местных властей от выполнения своих функций — причиной тому была полная растерянность местных и центральных властей. Манифест подготавливался в полной тайне, на места не было послано никаких предуведомлений, а после опубликования Манифеста — никаких разъяснений. Даже министр внутренних дел узнал о нём «одновременно с прочими обывателями». Губернаторы и полицмейстеры не зная, как вести себя в новых, небывалых условиях, не решались отдавать запретительские приказы, не зная, можно ли запрещать что-то в условиях «конституции», и слали запросы в столицу. Столичные чиновники также не были проинструктированы и отвечали с опозданиями в несколько дней. Как противовес революционным демонстрациям некоторые сановники, страшась запретить их, решили организовывать контрреволюционные, иногда даже возглавляя последние.
Предпосылки
Принятию Манифеста предшествовало начала Первая русская революция 1905 — 1907 годов, которая началась в январе 1905 года
Также важно помнить ее причины, чтобы сформировалась целостная картина
Непосредственно принятию документа предшествовала Всероссийская политическая стачка, которая началась в сентябре и продолжалась весь октябрь. Это был пик стихийного этапа революции. 19 сентября стачка подобралась к Москве: начали бастовать печатники, затем все остальные.
Николай II (Кровавый) 1968 — 1918. Русский самодержец с 1894 по 1917 год
Для тех, кто не понимает — стачка — это такая форма протеста, когда рабочие прекращают работать и выдвигают чисто экономические требования: повышение зарплаты, нормальный 8-часовой рабочий день и пр. Так вот особенность этих стачек в том, что вслед за экономическими требованиями люди стали выдвигать политические, которые были провозглашены еще в январской петиции царю.
Самое интересное и примечательное то, что верхи понимали, что надо проводить преобразования, чтобы выйти из кризиса, но какие конкретно — тут никто ничего предложить не мог, кроме одного человека.
Вот, например, современник А.А. Маслов писал:
«Все признавали необходимость реформ, но почти никто не отдавал себе отчета в том, в высказывались за введение либеральной конституции, другие – за создание совещательного органа, третьи – за диктату-ру по назначению, а четвертые считали, что порядок и умиротворение должны быть водворены государем диктаторскими приемами»
Только один человек — граф Сергей Юльевич Витте — прекрасно понимал, что нужно народу. Да, это понятно — землю и волю, но в данной конкретной ситуации, он представил царю записку. В ней было четко написано, что народу надо представительство, чтобы оно принимало участие управлении страной. Нужны демократические свободы. Нужно такое правительство, чтобы народ знал, что оно знает о его нуждах и стремится их реализовать.
Граф Сергей Юльевич Витте (1849 — 1915). Министр финансов, дипломат, государственный деятель, председатель Совета Министров
Кстати, напомню, что вам надо знать Витте и по его реформам в ходе индустриализации, особенно про денежную реформу.
Вот слова С.Ю. Витте:
«Идея гражданской свободы восторжествует, если не путем реформы, то путем революции… Русский бунт, бессмысленный и беспощадный, все повергнет в прах. Какою выйдет Россия из беспримерного испытания – ум отказывается себе представить; ужасы русского бунта могут превзойти все то, что было в истории… Попытки осуществить идеалы теоретического социализма – они будут неудачны, но они будут несомненно – разрушат семью, выражение религиозного культа, собственность, все основные права. Как в 50-х гг. правительство объявило освобождение крестьян своим лозунгом, так и в настоящий, несоизмеримо более опасный момент государственная власть не имеет выбора: ей надлежит смело и открыто стать во главе освободительного движения»
Таким образом, именно Витте и являлся подлинным составителем текста Манифеста. Кстати, Витте также был тем самым дипломатом, который заключил Портсмутский мир с Японией в том же 1905 году.
Предыстория
В начале XX века Российскую империю охватил сильнейший кризис. Он начался в легкой промышленности, а затем поразил отрасли тяжелой индустрии (металлургию и машиностроение). В результате сотни предприятий были разорены, а тысячи рабочих лишились работы.
Кризис совпал с очередным российским неурожаем. Некоторые регионы жили впроголодь. В связи с этим крестьяне и рабочие, находящиеся в трудном положении, все чаще бунтовали и требовали проведения реформ. Их поддерживали сотни нелегальных политических партий, групп и организаций.
В январе 1905 года армия расстреляла мирное шествие рабочих, следующих к царю с Петицией о рабочих нуждах. Применение оружия против граждан вызвало взрыв возмущения в российском обществе и стало толчком к началу Первой русской революции.
Демонстрации и восстания охватили большинство крупных российских городов и национальные окраины России. А летом взбунтовали матросы броненосца «Потемкин». В связи с этим правительство пошло на первые политические уступки. В августе был опубликован Манифест об учреждении Государственной Думы и Положение о выборах, устанавливающее правила выборов в Думу. Однако правом голоса наделялись лишь некоторые категории граждан.
Эта уступка со стороны царя и правительства оказалась запоздалой и недостаточной, поэтому не смогла остановить народные волнения. Кульминационным моментом революции стала политическая стачка, охватившая всю Россию. В октябре забастовало более 2 миллионов человек.
В условиях революции правительство решило дать народу демократические свободы. Глава Кабинета министров Витте по поручению царя подготовил соответствующий законодательный акт.
Предпосылки к созданию Манифеста 17 октября
Манифест стал одним из наиболее заметных событий первой русской революции (1905-1907). К началу 20-го в. страна находилась в довольно плачевном состоянии: произошел промышленный спад, экономика находилась в состоянии кризиса, государственный долг продолжал расти, а неурожайные годы вызвали в стране массовый голод. Отмена крепостного права во второй половине 19-го в. сильно повлияла на экономику, однако действующая система управления в стране не могла адекватно реагировать на изменения.
Находящиеся в трудном положении крестьяне и рабочие, которые не могли себя прокормить и к тому же обладали ограниченными гражданскими правами, требовали проведения реформ. Недоверие к действиям императора Николая 2-го привело к росту революционных настроений и популяризации лозунга «Долой самодержавие».
Спусковым крючком в началу революции стали события «Кровавого воскресенья», когда императорские войска расстреляли мирную демонстрацию рабочих 9 января 1905 г. По всей стране начались массовые беспорядки, забастовки и бунты — люди требовали отнять единоличную власть у императора и дать ее народу.
В октябре забастовки достигли своего пика, в стране бастовало более 2 млн человек, регулярно проводились погромы и кровавые столкновения.
Булыгинская дума
Первым проектом, целью которого было остановка революционных движений в стране, был проект министра внутренних дел Александра Булыгина, разработанный в августе 1905 года о созыве Государственной думы. Новый государственный орган должен был ликвидировать революционные выступления народа, основными положениями были:
- от выборов отстранялись рабочие, бедное крестьянство, женщины, военнослужащие, студенты,
- для крестьян предусматривались 4–х ступенчатые, для дворян 2-х ступенчатые выборы,
- Дума имела лишь совещательный характер при царском правительстве.
Проект Думы вызвал возмущение в обществе и созвана она так и не была.
Итоги Манифеста 17 октября 1905 года
Несмотря на то, что принятие Манифеста остановило революцию и стало важным шагом в перестройке российского общества, шаг этот был лишь промежуточный, так как он не удовлетворял требований общества полностью.
Манифест давал избирательное право практически всем гражданам, провозглашал ряд демократических свобод и ознаменовал собой переход России на новый уровень государственного управления. Единоличная власть монархии значительно ослабла, появился более современный законодательный орган, который должен был учитывать интересы народа.
К сожалению, нежелание императора отпускать власть привело к тому, что он оставил за собой единоличное право распустить Думу в любой момент, что, фактически, сводило на нет все принятые изменения. Манифест прослужил несколько лет, однако не смог полностью удовлетворить требования народа. В 1917 году произошла новая революция и монархия была свергнута.
Это интересно: 2637,Маньчжуры (народ) (видео)
Манифест 17 октября 1905 и Думская монархия
Общие начала, изложенные в Манифесте 17 октября 1905, были вскоре развиты в целом ряде конкретных юридических актов. К ним относились:
– Указ Сенату 11 декабря 1905, сильно расширивший избирательное право в городах, в первую очередь для тамошней интеллигенции.
– «Учреждение Государственной Думы» от 20 февраля 1906, определившее права этого нового законодательного органа, а также порядок его роспуска и перерыва занятий.
– «Учреждение Государственного Совета», которое преобразовало это прежде законосовещательное учреждение в верхнюю палату Думы.
– подытожившие все эти реформы «Основные законы» 23 апреля 1906 – фактически Конституция, которая прямо не получила такого названия лишь из консервативной осторожности. – многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы
– многочисленные законы, упрочившие и расширившие гражданские права и свободы.
Это исходившее из принципов Манифеста 17 октября законодательство заменило прежнее российское самодержавие строем Думской монархии, который существовал до Февральской революции 1917 года. Новое государственное устройство имело немало недостатков. Избиравшиеся с 1906 четыре Государственных Думы не стали демократическими органами. В них господствовала олигархия богатых слоёв и партийных вождей, показавшая себя не лучше той царской бюрократии, с которой она самозабвенно враждовала.
Манифест 17 октября 1905 вдохновлялся чуждыми русским традициям идеями абстрактно-просветительского западного парламентаризма. Попытки внедрить их в российскую политическую практику потерпели, по сути, жестокий провал. Дума не смогла предотвратить катастрофической революции 1917 и даже сознательно содействовала её началу. Русским условиям и русской истории гораздо больше соответствовал , а не та отвлечённая «свобода», которая провозглашалась Манифестом.
Результаты подписания Манифеста
Революция была продолжена. Царским правительством, которое с успехом воспользовалось расколом в оппозиционных силах не было сдержано большинство из тех обещаний, которые были отражены в Манифесте от 17 октября 1905 года. Декабрьское вооруженное восстание, которое началось в Москве, было с успехом купировано прибывшей регулярной воинской частью. Поражение восстания отражало поражение социальной революции.
Благодаря закону о выборах, который был принят 11 декабря 1905 года был смягчен избирательный ценз, однако при этом, выборы оставались многоступенчатыми, а права избирателей не были всеобщими и по-прежнему оставались неравными. Всех избирателей можно было разделить на четыре курии: помещиков, городских собственников, рабочих и крестьян.
Нужна помощь преподавателя?
Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Описать задание
В каждой из них были выбраны собственные выборщики для определенного избирательного округа. Законом о выборах, который был очень сложным и запутанным прежде всего обеспечивались помещичьи права, тогда как полномочия Государственной Думы не были сильно ограниченными.
Прежде чем началась предвыборная кампания, правительством была проведена реформа Государственного совета, который из органа совещаний о законах, участники которого ранее были назначены царем, превращался в верхнюю парламентскую палату (будущую), которая имела такие же законодательные полномочия, как и Дума.
Изменения также коснулись и состава Государственного совета. Количество его участников было увеличено в три раза, и половина состава, как и прежде была утверждена царем, а другую половину избирали на основе высоких имущественных цензов.
Замечание 1
Состав государственного совета преимущественно состоял из поместного дворянства, совместно с крупной буржуазией. 19 октября 1905 года был создан еще одно правительственное объединение – Совет министров, который фактически являлся преобразованным С. Ю. Витте высшим исполнительным органом страны. Также, как и раньше, императором назначались и смещались министры, которые отвечали исключительно перед ним и не имели никакого отношения к Думе.
В избирательном законе ставка делалась на националистические и монархические чувства крестьян. Однако в реальном положении дел, крестьяне были склонны поддерживать партии оппозиции. Большая часть крестьян, вместо ожидаемого выбора и поддержки местных государственных служащих, либо помещиков, голосовали либо за оппозиционных кандидатов, либо за собственных.
Результаты выборов наносили тяжелый удар по основной идее самодержавия – единству народа с царем, которое должно быть нерушимым. Так, неизбежным становился конфликт между императором, который претендовал на роль носителя монархической и исторической основы закона и Думой, которая имела явные оппозиционные настроения.
В качестве одного из важнейших итогов революции 1905—1907 годов стало появление политических партий. В качестве одного из важнейших видов свободы, который выделался в Манифесте было право объединения людей в союзы. В результате революции было создано около 50-ти партий, которые отстаивали различные варианты государственного развития.
В значительной мере была увеличена численность партий с социальными и радикальными настроениями, которые ранее находились в глубокой опале. Также сильно проявлялись расхождения между социал-демократическими направлениями – меньшевизмом и большевизмом.
Всё ещё сложно?
Наши эксперты помогут разобраться
Все услуги
Решение задач
от 1 дня / от 150 р.
Курсовая работа
от 5 дней / от 1800 р.
Реферат
от 1 дня / от 700 р.
Примечания
- Высочайший манифест от 6 августа 1905 г.
- Артём Кречетников. Сто лет манифеста 17 октября (рус.). Русская служба Би-би-си (30 октября 2005). Проверено 1 декабря 2011. Архивировано 5 февраля 2012 года.
- Глава II. Черносотенные союзы и организации (С. А. Степанов) // Политические партии России: история и современность / Под ред. проф. А. И. Зевелева, проф. Ю. П. Свириденко, проф. В. В. Шелохаева. — М.: РОССПЭН, 2000. — 631 с. — ISBN 5-8243-0068-2.
- Размолодин М. Л. Некоторые мысли по поводу т.н. «еврейских погромов» (рус.). Сайт «Хронос». Проверено 11 апреля 2012. Архивировано 15 мая 2012 года.