Иоанн дамаскин

Жизнь в монастыре и кончина

По уставу этой обители каждый вновь прибывший инок должен был поступать под надзор опытного в духовной жизни старца. Игумен стал искать такого наставника для Иоанна, но большинство монахов отказалось, не желая быть учителем человека, чья ученость была известна всему Востоку. Наконец один из них согласился наставлять Иоанна и прежде всего решил отучить его от мирской гордыни: запретил ему писать послания и даже вести разговоры о светских науках. Иоанн повиновался этому запрету и стал добросовестно исполнять все возложенные на него поручения. Однажды старец велел ему отнести корзины на дамасский рынок и продать их там, хотя и знал, что Иоанну тяжело заниматься таким презренным делом в городе, где все хорошо помнили его величие. Иоанн беспрекословно исполнил это поручение. Отдохновение он нашел в церковной поэзии и в короткий срок сочинил несколько надгробных тропарей, отличавшихся исключительной трогательностью (многие из них до сих пор употребляются при отпевании умерших). Наставник Иоанна увидел в этом занятии еще одно проявление гордыни и наложил на него строгую епитимью (наказание), повелев очистить своими руками все отхожие места в лавре. Иоанн смиренно выполнил и это неслыханное требование теми самыми руками, которые прежде умащал дорогими ароматами. После этого старец простил его, но по-прежнему запрещал писать. Видя его непреклонную суровость, Богородица явилась однажды к нему в ночном видении и сказала: «Зачем ты заграждаешь источник, могущий источать сладкую и изобильную воду? Не препятствуй источнику течь. Пусть жаждущие стремятся к этой воде». Старец смутился и больше не запрещал Иоанну писать.

О преподобном узнал Иерусалимский Патриарх, рукоположил его во священника и сделал проповедником при своей кафедре. Но преподобный Иоанн вскоре вернулся в Лавру преподобного Саввы, где до конца своих дней проводил время в писании духовных книг и церковных песнопений, и покинул монастырь только для того, чтобы обличить иконоборцев на Константинопольском Соборе года. Его подвергли тюремному заключению и пыткам, но он всё перенес и по милости Божией остался жив. Представился Св. Иоанн около г. ста двух лет от роду. VII Вселенский собор, собравшийся в Никее в г. и осудивший иконоборчество, высоко поставил и оценил его деяния.

При византийском императоре Андронике II (–) его святые мощи были перенесены в Константинополь.

Почитание

Когда имя Иоанна Дамаскина было внесено в Общий римский календарь в 1890 году, оно было назначено на 27 марта. Праздник был перенесен в 1969 году на день смерти Иоанна, 4 декабря, день, когда его праздник отмечается также в календаре византийского обряда , лютеранских поминаниях, англиканской общине и епископальной церкви.

Иоанн Дамаскин является вспомнил в Церкви Англии с празднованием на 4 декабря .

Хоровое произведение 1884 года « Иоанн Дамаскин» («Русский реквием»), соч. Святому Иоанну посвящена 1 для четырехголосного смешанного хора и оркестра русского композитора Сергея Танеева .

В 1890 году он был объявлен Учителем Церкви по Папе Льву XIII .

Использованные материалы

  • «Житие преподобного Иоанна Дамаскина» // Страница сайта «Милости прошу», 12 января 2004 года:

  • «Преподобный Иоанн Дамаскин» // Страница календаря портала Православие.Ru:

  • Дмитриева, Надежда, «Икона Божией Матери «Троеручица»», из книги «О Тебе радуется!»:

  См. обсуждение вопроса даты кончины в тексте.

  Минея — Декабрь, т. 1, Изд. Московской Патриархии.

  Й. Патрих. Монашество Иудейской пустыни в византийский период. Изд-во «Яд Ицхак Бен-Цви», Иерусалим, 1995 (на иврите). Й. Патрих. «Карта Дир Мар-Саббы (109/7)». (J. Patrich. “Map of Deir Mar Saba (109/7)”). Israel Antiquities Authority. Иерусалим, 1994 (на англ. и иврите).

  Епископ Мефодий (Кульман). «Святая Земля». 1961. Электронное издание журнала «Русский инок», Джорданвилль, США

  «Иудейская пустыня, Вади Кедрон. Часовня Иоанна Крестителя и келья Иоанна Дамаскина» // Сайт Соборы.Ru —

  «Шуйца прп. Иоанна Дамаскина» // Сайт «Монастырский вестник» —

  Перевод Наталии Бахаревой. «Тропари и кондаки еллинстии. Декемврий (2)» // Блог в ЖЖ пользователя Natalia Bakhareva (ulita_n) —

Современные английские переводы

  • На святых изображениях; затем последовали три проповеди о Успении Пресвятой Богородицы , переведенные Мэри Х. Эллис (Лондон: Томас Бейкер, 1898 г.)
  • Изложение православной веры в переводе преподобного С.Д.Ф. Салмонда в Избранной библиотеке никейских и постникейских отцов. 2-я серия, том 9. (Oxford: Parker, 1899)
  • Сочинения , переведенные Фредериком Х. Чейзом. Отцы церкви, том 37, (Вашингтон, округ Колумбия: Издательство Католического университета Америки, 1958) [ET of the Fount of Knowledge ; О ересях ; Православная вера ]
  • Дэниел Дж. Сахас (редактор), Иоанн Дамаскин об исламе: «Ересь измаильтов» (Лейден: Brill, 1972)
  • О божественных образах: извинения против тех, кто нападает на божественные образы , перевод Дэвида Андерсона (Нью-Йорк: St. Vladimir’s Seminary Press, 1980).
  • Три трактата о божественных образах . Народная патристика. Перевод Эндрю Лаута. Крествуд, Нью-Йорк: Издательство Св. Владимирской семинарии. 2003. ISBN. 978-0-88141-245-1.Лаут, который также написал введение, был в Даремском университете профессором патристики и византинистики.

Существуют два перевода житийного романа X века Варлаам и Иосафат , традиционно приписываемого Иоанну:

  • Варлаам и Иоасаф , с английским переводом Г. Р. Вудворда и Х. Маттингли, (Лондон: Heinemann, 1914)
  • Драгоценная жемчужина: жития святых Варлаама и Иоасафа, заметки и комментарии Аугустина Н. Кантиота; Предисловие, введение и новый перевод Астериоса Геростергиоса и др. (Бельмонт, Массачусетс: Институт византийских и новогреческих исследований, 1997)

Перевод на арабский

Икона Михаила Анагносту Хомаца (1734 г.)

Считается, что проповедь на Благовещение была первым произведением, переведенным на арабский язык. Большая часть этого текста находится в рукописи 4226 Страсбургской библиотеки (Франция), датируемой 885 годом нашей эры.

Позже, в X веке, Антоний, настоятель монастыря св. Симона (близ Антиохии) перевел корпус Иоанна Дамаскина. Во введении к сочинениям Иоанна патриарх Антиохийский Сильвестр (1724–1766) сказал, что Антоний был монахом в Святой Сабе. Это могло быть неправильным пониманием титула Настоятеля святого Симона, вероятно, потому, что монастырь святого Симона был в руинах в 18 веке.

В большинстве рукописей содержится текст послания Косме, философские главы, богословские главы и пять других небольших работ.

В 1085 году Михаил, монах из Антиохии, написал на арабском языке житие Хризорроаса. Эта работа была впервые отредактирована Бача в 1912 году, а затем переведена на многие языки (немецкий, русский и английский).

Чудесное исцеление

Находясь вне пределов досягаемости византийских властей, Иоанн разослал различным христианским церквам много посланий в защиту иконопочитания. Уязвленный ими император повелел найти какое-нибудь из посланий Иоанна, написанное его собственной рукой, а затем приказал опытным писцам подделать его почерк. Те составили как бы от имени Иоанна письмо к императору Льву, в котором он обещал при удобном случае передать Дамаск в руки христиан. Это письмо Лев переслал в Дамаск к халифу. Тот пришел в гнев и приказал отсечь Иоанну правую руку. Как свидетельствует легенда, вечером Иоанн, взяв свою усеченную руку, стал молиться перед иконой Пресвятой Богоматери, а потом заснул. Во сне он увидел, как Богоматерь с иконы сказала ему: «Рука твоя теперь здорова, не скорби об остальном, но усердно трудись ею — сделай ее тростью скорописца». Проснувшись, Иоанн увидел свою руку исцеленной. Когда халиф узнал об этом чуде, он понял, что Иоанн стал жертвой клеветы, и предложил ему вернуться к себе на службу, но Дамаскин отказался. Около г. он оставил свою доходную должность, удалился в монастырь Саввы Освященного под Иерусалимом и постригся там в монахи. Икону Богоматери, пред которой он истово молился и получил исцеление, Иоанн Дамаскин взял в обитель, а в нижнюю ее часть дописал третью руку.

Молятся преподобному Иоанну Дамаскину об укреплении веры и здоровье

В России икона святого Иоанна Дамаскина хранится в Зачатьевском женском монастыре в Москве, образ святого есть и в армянской церкви Ростова-на-Дону.

Икона Иоанна Дамаскина помогает в укреплении веры и духовности, также святого просят об исцелении заболеваний и увечий рук и ног

Молитва Иоанну Дамаскину

О священная главо, преподобне отче, преблаженне авво Иоанне!

Не забуди убогих твоих до конца, но поминай нас всегда во святых и благоприятных молитвах к Богу:

помяни стадо твое, еже сам упасл еси, и не забуди посещати чад твоих, моли за ны, отче священный, за дети твоя духовныя, яко имеяй дерзновение к Небесному Царю:

не премолчи за ны ко Господу, и не презри нас, верою и любовию чтущих тя:

поминай нас недостойных у Престола Вседержителева, и не престай моляся о нас ко Христу Богу, ибо дана тебе бысть благодать за ны молитися.

Не мним бо тя суща мертва: аще бо телом и преставился еси от нас, но и по смерти жив сый пребывавши, не отступай от нас духом, сохраняя нас от стрел вражиих и всякия прелести бесовския и козней диавольских, пастырю наш добрый.

Аще бо и мощей твоих рака пред очима нашима видима есть всегда, но святая твоя душа со ангельскими воинствы, со безплотными лики, с небесными силами, у престола Вседержителева предстоящи, достойно веселится, ведуще убо тя воистину

и по смерти жива суща, тебе припадаем и тебе молимся: молися о нас

Всесильному Богу, о пользе душ наших, и испроси нам время на покаяние, да невозбранно прейдем от земли на небо, от мытарств же горьких, бесов воздушных князей

и от вечныя муки да избавимся, и Небеснаго Царствия наследницы да будем со всеми праведными, от века угодившими Господу нашему Иисусу Христу:

Ему же подобает всякая слава, честь и поклонение, со Безначальным Его Отцем, и с Пресвятым и Благим и Животворящим Его Духом, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Реакция на иконоборчество

За государственными делами он не терял живого интереса к делам своих единоверцев и написал несколько посланий к восточным христианам с обличением еретических учений. Как раз тогда Восточная церковь переживала очередную смуту. Начало ей положил в г. император Лев III Исавр, подвергший гонениям святые иконы и мощи. Всех бывших до него императоров и архиереев он объявил идолопоклонниками, нарушившими главную заповедь Моисея (который, как известно, строго запретил изображать Божество). Духовенство, а в особенности монахи, отнеслось к иконоборчеству очень враждебно. С годами сопротивление почитателей икон становилось все упорнее, а борьба против них принимала все более ожесточенный характер. Многие за свою ревность к иконам были наказаны усечением членов, плетьми, изгнаниями и лишениями имений. Церковные училища были закрыты.

Спор об иконах не был только обрядовым спором. Это был догматический спор, и в нем вскрывались богословские глубины. Иоанн живо откликнулся на него в трех словах «Против отвергающих святые иконы» (726—730). Здесь он писал, что запрет Моисея «делать всякое подобие» Божества имел временное значение и был воспитательной мерой для пресечения склонности евреев к идолопоклонству. Но с началом христианской эпохи воспитание кончилось, и в царстве благодати не весь Закон сохранил силу. Иконоборчество было для Иоанна равносильно нечувствию Богочеловеческой тайны. Конечно, Бог, по чистейшей духовности Своего естества, невидим и потому неизобразим — Он не имеет действительного образа в вещественном мире. Однако по благости Своей Бог открыл Себя людям в Боговоплощении, сделавшись таким образом видим и изобразим. «В древности Бог, бестелесный и не имеющий вида, никогда не изображался, — писал Иоанн, — теперь же, когда Бог явился во плоти и жил среди людей, изображаем видимого Бога». Никакого идолопоклонства в почитании икон нет и не может быть, ибо христиане поклоняются «не естеству дерева и красок», но «образу Воплотившегося», через который обнимают и поклоняются Самому Христу.

Икона Пресвятой Богородицы Троеручица

биография

Икона XIX века (арабская надпись)

Изображение Иоанна Дамаскина в Нюрнбергских хрониках

Джон вырос в Дамаске, и согласно арабскому христианскому фольклору, в подростковом возрасте Джон общался с будущим халифом Омейядов Язидом I и придворным христианским поэтом Таглиби аль-Ахталом .

Одно из витэ описывает желание отца, чтобы он «изучал книги не только мусульман, но и греков». На основании этого было сделано предположение, что Джон, возможно, вырос двуязычным. Джон действительно демонстрирует некоторое знание Корана , которое он резко критикует. (См. Христианство и Ислам .)

Другие источники описывают его образование в Дамаске как проводимое в соответствии с принципами эллинского образования , которое один источник назвал «светским», а другой — «классическим христианским». В одном из рассказов его наставником был монах по имени Косма, который был похищен арабами из своего дома на Сицилии и за которого отец Джона заплатил высокую цену.

Под руководством Космы, который также обучал друга-сироту Джона, Косму из Майумы , Джон, как говорят, добился больших успехов в музыке, астрономии и теологии, вскоре соперничая с Пифагором в арифметике и Евклидом в геометрии . Как беженец из Италии, Косма принес с собой научные традиции латинского христианства .

Возможно, Иоанн до своего рукоположения работал государственным служащим у халифа в Дамаске.

Затем он стал священником и монахом в монастыре Мар Саба недалеко от Иерусалима. Один источник предполагает, что Иоанн покинул Дамаск, чтобы стать монахом около 706 года, когда аль-Валид I усилил исламизацию администрации Халифата. Это сомнительно, поскольку мусульманские источники только упоминают, что его отец Сарджун (Сергий) примерно в это время покинул администрацию, и вообще не называют имени Иоанна. В течение следующих двух десятилетий, кульминацией которых стала осада Константинополя (717-718 гг.) , Омейядский халифат постепенно оккупировал окраины Византийской империи. Редактор произведений Иоанна, отец Ле Куен , показал, что Иоанн уже был монахом в Мар-Сабе до спора из-за иконоборчества, описанного ниже.

В начале 8 века иконоборчество , движение против почитания икон, получило признание византийского двора. В 726 году, несмотря на протесты Константинопольского патриарха Германа , император Лев III (который заставил своего предшественника Феодосия III отречься от престола и сам вступил на престол в 717 году непосредственно перед осадой) издал свой первый указ против почитания изображений. и их выставка в общественных местах.

Все согласны с тем, что Иоанн Дамаскин энергично защищал святые изображения в трех отдельных публикациях. Самая ранняя из этих работ, его « Апологетические трактаты против осуждающих святые образы» , обеспечила ему репутацию. Он не только напал на византийского императора, но и принял упрощенный стиль, который позволил простому народу продолжить полемику, вызвав восстание среди иконоборцев. Спустя десятилетия после его смерти сочинения Иоанна сыграли важную роль во время Второго Никейского собора (787 г.), созванного для разрешения спора об иконах.

Биография Джона рассказывает по крайней мере об одном эпизоде, который считается невероятным или легендарным. По сообщениям, Лев III отправил халифу поддельные документы, в которых говорилось о причастности Иоанна к заговору с целью нападения на Дамаск . Затем калиф приказал отрезать правую руку Джона и повесить его на виду у всех. Через несколько дней Иоанн попросил вернуть ему руку и горячо молился Богородице перед ее иконой: после этого его рука, как говорят, была чудесным образом восстановлена. В благодарность за это чудесное исцеление он приложил серебряную руку к иконе, которая впоследствии стала известна как « Трехрукая », или Трихейруса . Эта икона сейчас находится в Хиландарском монастыре Святой Горы .

Жизнь преподобного Иоанна Дамаскина до принятия монашества

О биографических подробностях детства и юности преподобного Иоанна Дамаскина достоверно известно немного. Есть основания утверждать, что святой Иоанн родился в Дамаске, во второй половине VII века.

Происходил он из известной и очень обеспеченной семьи. Его предки имели непосредственное отношение к высшим властным структурам, управлявшим на территории Сирии. Дед преподобного, Мансур ибн Серджун, занимал должность руководителя аппарата налоговой службы Дамаска, причём, благодаря своим личностным качествам он сохранял этот пост даже при смене властителей.

О его сыне, Серджуне ибн Мансуре, в одной из хроник конца VII века сообщается и как о христианине, и как о хранителе сокровищ. Судя по оценкам исследователей, предки Иоанна, вероятно, имели сирийское, а не арабское происхождение.

Считается, что существенную роль в обучении преподобного сыграл хорошо образованный инок из Калабрии, выкупленный отцом Иоанна Дамаскина, Сергием (ибн Серджуном), из плена. В своё время увидев этого невольника, обливавшегося горькими слезами, и спросив у него, в чём заключается причина столь безутешного плача, Сергий услышал в ответ, что тот сожалеет, что ему, возможно, придётся умереть, так и не успев никому передать своё духовное богатство (накопленный опыт).

Как выяснилось, инок обладал обширными познаниями в области богословия, философии, музыки, диалектики, риторики, физики, астрономии. Чему именно он учил своего подопечного, неизвестно, но исходя из составленных впоследствии богословских и песнотворческих произведений Иоанна Дамаскина не трудно догадаться, что он сумел вложить в его душу много полезного. Вместе с Иоанном у инока обучался и приемный сын Сергия, Косма (будущий святой Косма Маюмский).

Получив надлежащее образование, Иоанн, как сын высокопоставленного подданного, занял место во властной иерархии, соответствовавшее положению его отца. В отношении рода его профессиональной деятельности нет единогласного мнения. По одним источникам, Иоанн служил в руководстве службы по сбору налогов, а по другим — занимал должность дамасского градоначальника, первого министра халифа.

Будучи окружен привилегиями и почетом, Иоанн Дамаскин, тем не менее, не считал путь светской карьеры и материального благополучия лучшим путём. Его сердце уже тогда было устремлено ко Христу. Утверждают, что уже в те времена он вставал на защиту Православной веры от различных еретиков.

Но вот, Промыслом Божьим ему было суждено встать перед окончательным выбором между мирским счастьем и полным отречением от дел мира сего. Когда при императоре Льве Исаврянине разразились иконоборческие споры, а затем, после 728 года, развернулись и жестокие гонения на почитателей православных икон, Иоанн Дамаскин направил мощь своего таланта, свои знания, свою ревность на борьбу с иконоборческой ересью.

Его устные увещевания и письменные сочинения имели колоссальный успех, что, конечно же, не могло проскользнуть мимо внимания власть имущих поклонников ереси, сильных мира сего (первоначально он написал одно слово в защиту святых икон и отправил его в Константинополь, а затем написал ещё два; см. подробнее: Три защитительных слова против порицающих святые иконы).

Монашеский подвиг

В конце концов деятельность преподобного стала известна и начала раздражать даже самого императора-иконоборца. И тогда еретики воспользовались для борьбы с борцом за чистоту веры излюбленным еретическим оружием — ложью. Только на этот раз ложь была направлена не на догматы веры, а на подрыв репутации их защитника. Иоанна Дамаскина оболгали перед халифом, обвинив в заговоре и измене. Причем, для этого был выбран сколь изощренный, столь и постыдный способ клеветы. Писарь, подделав почерк святого, написал от его имени письмо императору с обещанием сдать город Дамаск. Затем это письмо было передано халифу. В результате Иоанн был подвергнут позору и жестокому наказанию: отсечению руки.

Но особым Божественным вмешательством после слёзной, сердечной молитвы страдальца перед иконой Божьей Матери отрубленная рука, прислоненная к ране и перевязанная платком, чудесным образом была исцелена (в это время он пребывал словно во сне), поруганная честь восстановлена, а хулители посрамлены. Впоследствии, в память и благодарность об этом событии преподобный приложил к иконе образ руки, изготовленный из серебра. В честь этого события в иконографии утвердился образ Богородицы «Троеручица»

Иоанну вновь было предложено место при дворе, но он отказался от должности и, раздав всё своё имущество, освободив рабов, удалился от мира сего, вступив в ряды монашеского братства. Известно, что монашеский постриг осуществлялся в одном из палестинских монастырей. Существует предание, что этим монастырем стала лавра Саввы Освященного. Вместе с монашеством Иоанн принял и новое имя, под которым прославился перед Богом и Церковью — Иоанн (до этого его звали, как деда: Мансур).

Рассказывают, что поначалу монахи относились к нему с настороженностью, ведь всё-таки бывший вельможа. Многие отказывались брать его под своё наставничество. Наконец, нашёлся один суровый подвижник, согласившийся взять его в послушание. Правда, при этом Иоанну было поставлено твёрдое условие, чтобы он решительно отказался от занятий каким-либо литературным трудом. И он отказался.

Но вот случилось, что у одного инока умер родственник, после чего тот, объятый скорбью, стал упрашивать Иоанна написать по этому поводу что-нибудь утешительное. Иоанн долго отказывался, но потом всё же решился и составил надгробные стихи. Стихи оказались прекрасными, однако наставник святого, старец, запретивший ему заниматься писательской деятельностью, вознегодовал и даже выгнал его из кельи. Тогда Иоанн стал просить его о прощении. К этой просьбе подключились и прочие монастырские братия. Наконец, старец согласился простить преподобного, однако тот, по его слову, должен был собственноручно очистить обитель от нечистот.

Иоанн, проявив искреннее смирение, исполнил поручение, чем тронул сердце сурового духовника. Между тем за Иоанна вступилась Сама Божья Матерь, явившись старцу в видении. После этого случая старец благословил Иоанна на литературное творчество во славу Православия.

По некоторым источникам, в своё время Патриарх Иерусалимский Иоанн вызвал Иоанна Дамаскина к себе и посвятил его в сан пресвитера. Вскоре Патриарх почил и Иоанн возвратился в свой монастырь. Шел 735 год.

После того как престол самодержца перешёл к Копрониму, борьба с иконами вспыхнула с ещё большей ожесточенностью. Иоанн Дамаскин, прибыв в Константинополь, смело обличал императора и заглядывавших ему в рот епископов-еретиков. Утверждается, что на Соборе 754 (755) года в адрес святого Иоанна Дамаскина было произнесено анафематствование. Согласно некоторым сведениям, он подвергался даже и заточению в темницу.

Год смерти преподобного точно не установлен. Полагают, что Иоанн Дамаскин почил о Господе около 775-780 годов.

Письменное наследие

В период с 705 по 716 гг. святитель достиг высшей власти, он являлся ближайшим советником правителя. Однако И. Дамаскин никогда не забывал о своей истинной миссии на земле — служении во имя Всевышнего Господа.

Важно! Главная цель в жизни преподобного — проповедь христианского учения и изобличение всяческих ересей и лжеучений. Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей

Как только Иоанн получил такую возможность, он сразу же принялся искоренять вредные идеи из умов простых людей при помощи рукописей.

И. Дамаскин считается знаковым богословом и систематизатором христианского учения. Главный его труд имеет название «Источник знания», состоящий из трех разделов. Он также писал сочинения, в которых разоблачал различные ереси (монофизитов, манихеев, несториан). Иоанн составил несколько проповедей о Пречистой Деве, сочинял каноны (жанр гимнографии).


«Точное изложение православной веры» Иоанна Дамаскина

Самое значимое сочинение И. Дамаскина называется «Источник знания».

Рукопись состоит из трех частей:

  • первая содержит основы христианской эпистемологии (знания как такового), основные термины учения;
  • во второй святитель пишет об истории более сотни еретических направлений;
  • в третьей он рассматривает главные догматы Православия.

Исследователи предполагают, что этот монументальный труд начал создаваться ближе к концу жизни святителя Иоанна

Созданная им богослужебная книга под названием Осмогласник (Октоих) и до настоящего времени вселяет радость в истинных последователей Церкви. В основании первой торжественной песни он вложил благодарственную молитву Моисея, за ней пошли и другие религиозные гимны. Октоих еще при жизни святого Иоанна распространился в землях Востока, а вскоре покорил сердца верующих Запада.

Важно! Эта книга придала богослужениям особенную определенность и единство, она позволила привнести необходимый систематизированный порядок при исполнении гимнов. Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства

Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения

Иоанн писал жития святых, праздничные и умилительные молитвословия, излагал догматы христианства и описывал многие божественные таинства. Все его сочинения считаются полезными для становления праведного мировоззрения.

К созданию рукописей его поощрял и близкий друг Косма, который любил помогать преподобному в составлении церковных гимнов. В почтенном возрасте И. Дамаскин получил от патриарха Иерусалима чин пресвитера, однако, он недолго носил это звание и, спустя время, возвратился в обитель Саввы Освященного. Здесь старец уединился в собственной келье, продолжал заниматься изучением Писаний и созданием книг.

Перед самой кончиной преподобный собрал все свои рукописи и решил проверить их на наличие ошибок и неточностей, он хотел, чтобы каждое слово могло легко входить в умы читателей и не вызывать разногласий.

https://youtube.com/watch?v=RjISbUNAQ20

Житие преподобного Иоанна Дамаскина

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector