Биография ильи глазунова

Портрет Ф.М. Достоевского (1992)

Фото: mos.ru

На полотнах Ильи Глазунова часто появлялись классики русской литературы и персонажи их произведений. Особое место в творчестве Ильи Сергеевича занимал Федор Михайлович Достоевский – его любимый писатель.

Художник полюбил Достоевского на четвертом курсе института. Работы, вдохновленные творчеством Федора Михайловича, появились на первой выставке в ЦДРИ. Среди них были портреты главных героев романа «Идиот»: князя Мышкина, Парфена Рогожина и Настасьи Филипповны. Но и образ самого писателя вдохновлял Глазунова не меньше, чем его персонажи.

«Большой лоб с могучими, как у новгородских соборов своды, надбровных дуг, из-под которых смотрят глубоко сидящие глаза, исполненные доброты и скорби, глубокого раздумья и пристального волевого напряжения. Болезненный цвет лица, сжатый рот, сокрытый усами и бородой. Его трудно представить смеющимся», – описывал художник Достоевского в своей книге «Россия распятая».

Глазунов создал несколько портретов писателя. Каждый из них изображал Достоевского на фоне объединявшего их города – Санкт-Петербурга.

Илья Сергеевич рассказывал, что проиллюстрировал все написанное Достоевским – за исключением его дневников. Несмотря на устоявшееся представление о Достоевском как о писателе мрачном, Илья Сергеевич называл его самым оптимистическим в русской литературе – тот верил в возрождение души человека. Ценности, проповедуемые Федором Михайловичем, были очень близки художнику, и неслучайно Глазунова называют «Достоевским в живописи».

«Раскулачивание» (2010)

Фото: mos.ru

Русская история всегда была источником вдохновения для Ильи Глазунова. Художник изображал важных исторических персон и поворотные события в истории государства. Темой одной из картин стал период, когда в СССР проводилась политика раскулачивания. 1930-е годы стали также временем жесточайших гонений на религию, и Илья Сергеевич глубоко переживал этот период истории.

«Раскулачивание» Илья Глазунов писал около пяти лет, закончив в 2010 году, хотя идея появилась у него еще во время учебы в институте. На огромном полотне живописца около 100 фигур – убитый священник, испуганная мать с новорожденным ребенком, комиссар, со злобной улыбкой смотрящий на зрителя сквозь серебряный оклад иконы «Спас Нерукотворный». Многие образы крестьян пришли из поездок художника по русской глубинке. «Раскулачивание» стало последним монументальным произведением Ильи Глазунова.

Семья

Ещё в 1922 году в России Александр Константинович тайно обвенчался с Ольгой Николаевной Гавриловой – она работала в доме Глазуновых помощницей матери композитора. Пара не афишировала свои отношения, т.к. у Гавриловой была дочь Елена. Глазунов удочерил девочку, дал ей свои отчество и фамилию и всегда относился к ней, как к собственному ребенку. Елена тоже крепко полюбила своего приёмного отца. Он занимался с девочкой музыкой, они часто вместе выступали в концертах.

В 1936 г. в Париже Александр Константинович и Ольга Николаевна официально вступили в брак. Супруги 15 лет прожили в любви и уважении. После смерти мужа Ольга Николаевна ушла в монастырь и приняла сан схимонахини Александры – имя взяла в память о супруге. С 1960 г. жила в женском монастыре в Иерусалиме.

С женой Ольгой

Дочь Елена Александровна (в замужестве Гюнтер-Глазунова) стала блестящей пианисткой. В 2001 г. она основала Фонд им. Глазунова в Мюнхене, куда перевезла личные вещи и архив своего отца из Парижа, а в 2002 г. Фонд переехал в Россию.

Александр Глазунов с дочерью Еленой. Ленинград. 1920-ые

Звания и награды

Во время церемонии награждения Орденом«За заслуги перед Отечеством»I степени, 9 сентября 2010 года.

Заслуженный деятель искусств РСФСР () — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Народный художник РСФСР () — за заслуги в области советского изобразительного искусства

Народный художник СССР () — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени () — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени () — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени () — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени () — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами

Орден Трудового Красного Знамени () — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства

Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 850-летия Москвы»

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» () — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования

Почётная грамота Правительства Москвы () — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения

Знак «Жителю блокадного Ленинграда»
Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» ()
Знак ордена святого Александра Невского «За труды и Отечество» ()

Национальная премия «Имперская культура» имени Эдуарда Володина (2009, в номинации «Публицистика» — за книгу «Россия распятая»)
Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» (2010) — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс»

Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ, ) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения

Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ () — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества

Орден Крыла Святого Михаила (Португалия)
Орден Вишну (Лаос)
Премия имени Д. Неру

«Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ ()
Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру»
Почётный член объединения «Русское знамя» ()
Почётный член Королевских Академий художеств Мадрида и Барселоны (1979)
Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре ()
Действительный член Российской академии художеств ().

Общественная деятельность

В начале 1960-х годов Глазунов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы Глазунов выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.

Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.

Один из создателей Петровской академии наук и искусств.

По инициативе Глазунова в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания Глазунов являлся её ректором.

Творчество

Ранние живописные работы середины 1950-х — начала 1960-х годов выполнены в академической манере, отличаются психологизмом и эмоциональностью. Иногда заметно влияние французских и русских импрессионистов и западно-европейского экспрессионизма («Ленинградская весна», «Ада», «Нина», «Последний автобус», «1937 год», «Двое», «Одиночество», «Метро», «Пианистка Дранишникова», «Джордано Бруно»).

Работа «Дороги войны», изображающая отступающую Красную армию в 1941 году (1957). Не сохранилась до наших дней; художником позднее исполнена авторская копия.

Автор цикла графических работ, посвящённых жизни современного города. Цикл начат в студенческие годы. На листах того времени, исполненных чёрным соусом, художник изображает личные переживания своего лирического героя на фоне улиц и интерьеров Ленинграда («Двое», «Размолвка», «Любовь»). В более поздних графических листах художник изображает наступление урбанизации на старую архитектуру и человека.

Автор живописного полотна «Мистерия XX века» (1978). В картине представлены наиболее выдающиеся события и герои прошедшего столетия с его борьбой идей, войнами и катастрофами.

Автор живописного полотна «Вечная Россия», представляющего историю и культуру России за тысячу лет (1988).

Автор исполненных в графически стилизованной манере произведений, посвящённых русской старине: циклы «Русь» (1956), «Поле Куликово» (1980) и др.

Автор серии работ на темы основных произведений Фёдора Достоевского (триптих «Легенда о Великом Инквизиторе»). Создал живописные панно «Вклад народов Советского Союза в мировую культуру и цивилизацию» (здание ЮНЕСКО, Париж, 1980). Автор картины «Внуки Гостомысла: Рюрик, Трувор и Синеус».

Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, писателей, людей искусства (Сальвадор Альенде, Индира Ганди, Урхо Кекконен, Федерико Феллини, Давид Альфаро Сикейрос, Джина Лоллобриджида, Марио дель Монако, Доменико Модуньо, Мирей Матьё, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов, Леонид Брежнев, Николай Щёлоков).

Автор серии работ «Вьетнам», «Чили» и «Никарагуа».

Театральный художник (создал оформление к постановкам опер «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» Николая Римского-Корсакова в Большом театре, «Князь Игорь» Александра Бородина и «Пиковая дама» Петра Чайковского в Берлинской опере, к балету «Маскарад» Арама Хачатуряна в Одесском оперном театре и др.)

Создал интерьер советского посольства в Мадриде. Участвовал в реставрации и реконструкции зданий Московского Кремля, в том числе Большого Кремлёвского Дворца.

На последних выставках в московском Манеже (2010) и Санкт-Петербургском Манеже (2011) выставил новые полотна «Раскулачивание», «Изгнание торговцев из Храма», «Последний воин», а также ряд новых пейзажных этюдов с натуры маслом, выполненных в свободной технике; также зрители увидели лирический автопортрет художника «И снова весна».

Детство

Родина И. Глазунова – Ленинград. Он из семьи потомственных петербургских дворян. Родился 10 июня 1930 г.

Отец – Сергей Фёдорович Глазунов, учёный-историк. Мать – Ольга Константиновна Глазунова (Флуг). Происходила из семьи петербургского фабриканта Г. Флуга, немца по национальности.

В роду Глазуновых-Флугов – учёные, врачи, любители искусства, коллекционеры живописи.

Художественный талант мальчика проявился рано, до войны он учился в детской школе искусств, а позже – в художественной школе.

Илья Глазунов в детстве (1938)

Счастливое детство было прервано войной. Блокада Ленинграда длилась 872 дня (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г., хотя блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 г.). Ребёнком он видел, как от голодной смерти мучительно умирали его родственники: отец, бабушка, тётя.

11-летнего Илью эвакуировали по «Дороге жизни», а мама осталась в Ленинграде. Он получил от нее 3 письма. В 1942 г. связь с ней навсегда оборвалась. Его отправили в село Гребло Новгородской области. Здесь он вёл обычную крестьянскую жизнь: пас скот, сгребал сено, работал в поле. Но и продолжал учёбу – учился в школе, рисовал.

Из эвакуации возвратился в 1944 г. и сразу же продолжил прерванное войной художественное образование.

Илья Глазунов в годы студенчества (1953)

Детские годы

29 июля (10 августа) 1865 года в Петербурге, в богатой дворянской семье Глазуновых родился первый ребенок – сын Александр. Отец Константин Ильич был потомственным книгоиздателем; дед Саши сотрудничал с А.С. Пушкиным в процессе издания «Евгения Онегина». Мама будущего композитора Елена Павловна была пианисткой, брала уроки у М. Балакирева и Н. Римского-Корсакова.

Маленький Саша рос способным и усидчивым, рано начал изучать иностранные языки под руководством немецкой и французской гувернанток. В доме постоянно звучала музыка – все члены семьи и прислуга играли на различных инструментах и по вечерам исполняли классические произведения разными ансамблевыми составами.

Ещё в детстве у Александра проявилась феноменальная музыкальная память: прослушав какое-либо произведение один раз, он мог в точности воспроизвести его мысленно.

Александр Глазунов в юности

Музыка

В 1883 году меценат Митрофан Беляев обратил внимание на Александра Глазунова. При его поддержке молодой композитор впервые побывал за границей и познакомился с Францем Листом

Вскоре после этого Беляев создал Беляевский кружок — аналог «Могучей кучки». Союз объединил Глазунова, Римского-Корсакова, Витольда Малишевского, Анатолия Лядова, Феликса Блуменфельда и других известных музыкальных деятелей того времени. «Беляевцы» нацеливались на сближение с творчеством Запада.

В 1886 году Глазунов дебютировал как дирижер, представив на Русских симфонических концертах свои произведения. Годом позже композитору выпала возможность укрепить свои позиции в мире классиков.

В 1887 году умер Александр Бородин, не успев окончить оперу «Князь Игорь». Перенести произведение на партитуру доверили Глазунову и Римскому-Корсакову. Глазунов однажды слышал оставшиеся фрагменты оперы в исполнении Бородина. Он смог восстановить мелодию по памяти и оркестровать ее.

В 1899 году Глазунов стал профессором Петербургской консерватории. Композитор посвятил этому учебному заведению 30 лет своей биографии. В 1905-м его повысили до директора.

При Глазунове-директоре консерватория расцвела: появились оперная студия, оркестр, ужесточились квалификационные требования к студентам и педагогам. Александр Константинович сам принимал вступительные и выпускные экзамены, писал для студентов рекомендательные письма.

С легкой руки Глазунова Малишевский занял место директора Императорских музыкальных классов в Одессе. Назначение оказалось стратегическим: в 1913 году Малишевский основал и возглавил первую Одесскую консерваторию.

Глазунов сумел приспособиться к советскому строю, даже подружился с наркомом просвещения Анатолием Луначарским и получил звание «Народный артист РСФСР» (1922). Но все же новая страна претила композитору. В 1928 году он выехал в Вену, чтобы судить музыкальный конкурс, посвященный 100-летнему юбилею смерти Франца Шуберта, и больше не вернулся.

Глазунов сочинял музыку до последнего дня. На его счету свыше 100 симфонических произведений: сонаты, увертюры, кантаты, фуги, романсы и пр. Среди самых известных — «Симфония № 8», балет «Раймонда», поэма «Стенька Разин».

Звания, награды

Полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством».

Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени (10 июня 2010 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность.

Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (11 октября 2005 года) — за выдающиеся заслуги в области отечественного изобразительного искусства и образования.

Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (9 июня 2000 года) — за выдающийся вклад в развитие отечественного изобразительного искусства.

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (29 мая 1995 года) — за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.

Орден Трудового Красного Знамени (24 сентября 1985 года) — за заслуги в развитии советского изобразительного искусства Почётное звание «Народный художник СССР» (6 июня 1980 года) — за большие заслуги в развитии советского изобразительного искусства Почётное звание «Народный художник РСФСР» (29 июня 1979 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства Почётное звание «Заслуженный деятель искусств РСФСР» (28 ноября 1973 года) — за заслуги в области советского изобразительного искусства Государственная премия Российской Федерации (1997 год) — за реставрацию Московского Кремля.

Знак отличия «За заслуги перед Москвой» (Москва, 9 июня 2010 года) — за большие заслуги в области изобразительного искусства и художественного образования.

Почётная грамота Правительства Москвы (8 июня 2005 года) — за большой вклад в развитие отечественного изобразительного искусства, активную общественную деятельность и в связи с 75-летием со дня рождения.

Знак «Жителю блокадного Ленинграда» Премия Фонда Андрея Первозванного «За веру и верность» (13 декабря 2007 года) Знак ордена Александра Невского (2005 год) Всероссийская историко-литературная премия «Александр Невский» 2010 года — за книгу «Россия распятая» издательства «Голос-Пресс».

Орден преподобного Андрея Рублёва I степени РПЦ (4 декабря 2010 года) — во внимание к выдающемуся вкладу в развитие русского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения. Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ (1999 год) — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества

Орден Преподобного Сергия Радонежского РПЦ (1999 год) — в связи с 40-летием творческой деятельности и в ознаменование 10-летия создания возглавляемой им Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Орден Крыла Святого Михаила (Португалия) Орден Вишну (Лаос) Премия имени Д. Неру Почётный член объединения «Русское знамя» (1989 год). Действительный член Академии менеджмента в образовании и культуре (1997 год). «Самый выдающийся художник XX века» по опросу ВЦИОМ (1999 год). Золотая медаль ЮНЕСКО «за выдающийся вклад в мировую культуру». Действительный член Российской академии художеств (2000 год).

Библиография

Сочинения
  • Дорога к тебе: из записок художника // Молодая гвардия. 1965. № 10-12. 1966. № 2-3;
  • Россия распятая. — М.: Роман-газета ,1996 г.; 496 страниц; ISBN: 5-88155-540-6
  • Россия распятая. — М.: Агентство КРПА Олимп; 2006 г.;792 страниц Издание 2-е, доп., ISBN: 5-7164-0538-X
  • Россия распятая. В 2 т., в 4 кн. — М.: Голос-Пресс, 2008. — ISBN 978-5-7117-0052-4.
  • Россия распятая. — 3-е изд. дополн. М.: АСТ, 2017. — 1104 с. илл. фото. репродукц. — 2000 экз. ISBN 978-5-7117-0052-4 (Большая биография)
Литература
  • И. С. Глазунов (Каталог выставки). М., 1957;
  • Ricci P. I. Glazunov. Napoli, 1959;
  • Языкова И. В. И. Глазунов. М., 1972;
  • И. Глазунов. Фотоальбом. М., 1978;
  • Писатель и художник. Произведения русской классической литературы в иллюстрациях И. Глазунова. М., 1979;
  • И. Глазунов. Альбом. М., 1986;
  • И. Глазунов. Русский интерьер. М., 1998;
  • Колодный Л. Е. Любовь и ненависть И. Глазунова. М., 1998;
  • Новиков В. С. И. Глазунов. Русский гений. М., 2005.

Личная жизнь

Первая жена – Нина Александровна Виноградова-Бенуа (1936-1986), из династии художников Бенуа. Художник, художник-декоратор, график, искусствовед, специалист по истории русского народного костюма, иллюстратор, акварелист. Была его музой, её образ присутствует во многих картинах Глазунова.

С женой Ниной в молодости (1957)

Погибла при странных обстоятельствах, упав с балкона. Версии: самоубийство, убийство.

Дети:

  • Сын Иван Ильич (р. 1969) – заслуженный художник РФ. Ректор основанной отцом Академии.
  • Дочь Вера Ильинична (р. 1973) – художник.

С первой женой и детьми

Вторая жена – Инесса Дмитриевна Орлова. В настоящее время – директор галереи Глазунова.

Со второй женой Инессой

Прочие сведения

10 июня 2009 года Председатель Правительства Российской Федерации Владимир Путин посетил галерею Ильи Глазунова и поздравил его с 79-летием. Рассматривая картину «Князь Олег и Игорь» (1972), Владимир Путин высказал пожелание, чтобы меч князя Олега был несколько увеличен, «а то выглядит, как перочинный ножик. <…> Им как будто колбасу режут». Художник обязался картину и похвалил главу правительства за «хороший глазомер».

По воспоминаниям Станислава Куняева, Илья Глазунов перестал сотрудничать с «Нашим современником» и диаметрально изменил мнение о Вадиме Кожинове после публикации в журнале следующего заявления последнего: «Картины Ильи по-своему хороши, и вот если бы их размножить и вывесить, как плакаты на железнодорожных станциях, эффект был бы великолепен!» и неосторожного замечания, что некоторые «работы художника последних лет — это китч…», до этого момента Глазунов тепло отзывался о Кожинове и приглашал читать лекции в Суриковский институт.

Общественная деятельность

С президентом России Владимиром Путиным в Музее сословий России, 2 июня 2015 года

В начале 1960-х годов создал патриотический клуб «Родина», который вскоре был ликвидирован.

В 1970-е годы выступил против Генерального плана реконструкции Москвы, угрожавшего практически полным разрушением исторической части города. Вместе с единомышленниками создал альбом, посвящённый «старой» Москве и отражающий утраты, понесённые в результате градостроительной деятельности коммунистического руководства. Ему и композитору Вячеславу Овчинникову удалось собрать подписи деятелей науки и культуры под письмом в Политбюро ЦК КПСС. Генплан был выставлен на обозрение в Манеже и раскритикован общественностью. После чего план был отозван, а при ГлавАПУ Москвы был создан общественный совет, без решения которого разрушения исторической застройки не могли быть допущены.

  • Участвовал в создании Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, давшего законную возможность вести борьбу за сохранение русских архитектурных памятников.
  • По инициативе художника в Москве в 1987 году была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества, в которой ведётся обучение по специальностям «живопись», «скульптура», «реставрация и технология живописи», «архитектура», «история и теория изобразительного искусства». Со дня основания являлся её ректором.
  • В 1991 году был одним из инициаторов создания Петровской академии наук и искусств
  • По некоторым источникам был агентом КГБ; помог завербовать посла Испании в СССР Самаранча.

История Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова — РАЖВиЗ

Сегодня в мире существует только одно учебное заведение, которое, по мнению многих деятелей культуры, сохраняет традиции европейской и русской школы высокого реализма.

Созданное учебное заведение — Российская Академия живописи, ваяния и зодчества — следует традициям Императорской Академии художеств Петербурга, давшей миру великих русских художников — Александра Иванова, Илью Репина, Михаила Врубеля, Василия Сурикова и многих других.

Академия расположена в Москве в священных стенах Училища живописи, ваяния и зодчества, в котором учились и работали Алексей Саврасов, Аполлинарий Васнецов, Михаил Нестеров, Исаак Левитан, Константин Коровин и другие великие русские художники.

В наше время, когда большинство Академий мира под натиском авангардизма утратили понятие «школы», определяющее уровень высокого профессионализма художника и критериев подлинного искусства, мы утверждаем принципы высокого мастерства, реализма и духовности, без которых не может быть настоящего великого искусства.

Российская Академия живописи, ваяния и зодчества располагается в здании, построенном по проекту выдающегося русского архитектора В.И. Баженова по Мясницкой улице, дом 21, — историческом памятнике XVIII века.

Построенный в 1780-1790 годах для генерал-поручика И.И. Юшкова дом стал популярным великосветским салоном столицы. После смерти супругов Юшковых дом принадлежал П.И. Юшкову, их сыну. К этому времени финансовые дела этой семьи пришли в упадок, что вынудило владельца сдать в 1838 году часть помещений под рисовальный класс Московскому художественному обществу. С этой даты и начинается новая жизнь дома Юшкова, связанная с Московской общедоступной школой художеств.

Руководителями и организаторами Московской (общедоступной) школы художеств в то время были М.Ф. Орлов, А.Д. Чертков, Ф.Я. Скарятин, Е.И. Маковский. В подготовленном ими проекте «публичного художественного класса» было определено, что создаваемая московская школа художеств должна предоставить возможность развиваться талантам из народа.

Главным выборным директором художественного класса и самым деятельным членом Художественного общества стал генерал М.Ф. Орлов, герой Отечественной войны 1812 года.

Правительственными органами художественный класс был признан только в 1843 году. В делах Московского учебного округа он начинает фигурировать с 1844 года, когда Московское художественное общество приобрело все здание.

В конце XIX века Училище фактически имело статус высшего учебного заведения, а в 1905 году последовало высочайшее распоряжение за подписью Николая II о предоставлении Московской художественной школе прав высшего учебного заведения с полной самостоятельностью по учебной части.

Московское Училище живописи отличалось от других учебных заведений демократическими условиями приема и подлинно творческой обстановкой. Эта художественная школа объединяла творческую молодежь, для которой главным принципом творчества в искусстве был реализм.

Многие из преподавателей Училища стали членами Товарищества передвижных художественных выставок.

С 1865 года в связи с присоединением Московской архитектурной школы Училище стало называться Училищем живописи, ваяния и зодчества.

Ведущим классом Училища был натурный класс. Его возглавляли В.Г. Перов, А. Рябушкин, С. Коровин и многие другие. Пейзажный класс вел академик живописи А.К. Саврасов. Среди его учеников были И.И. Левитан и К.А. Коровин — величайшие мастера русского пейзажа. После смерти А.К. Саврасова пейзажный класс вел П.Д. Поленов, а потом А.М. Васнецов. В 1870— 1890-е годы в Училище преподавали В. Пукирев, Е. Сорокин, Н. Неврев, С. Коровин, Л. Пастернак и другие.

В конце 1920 года мастерские были объединены в Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС, декрет об образовании которых был подписан В.И. Лениным. Эти мастерские заполнили люди, пренебрегавшие художественными традициями, настроенные против академической и старой живописи. Их ЛОЗУНГОМ было разрушение старого мира «до основания».

С 1942 года в здании находился Московский механический институт, который готовил инженеров-физиков и инженеров-механиков. В 1953 году этот вуз был переименован в Московский инженерно-физический институт (МИФИ). В 1960 году он переехал в новое здание на Каширском шоссе, а в доме 21 обосновались Всесоюзный научно-исследовательский и проектный институт по отраслевым автоматизированным системам управления (ВНИПИОАСУ) и организация ЦНИИТЭИМС со своими отделами, службами и лабораториями.

Краткая биография

Родился 10 июня 1930 года в Ленинграде. Отец — Сергей Фёдорович Глазунов, историк; дядя по отцу — патологоанатом и коллекционер живописи М. Ф. Глазунов. Мать — Ольга Константиновна Глазунова (Флуг); дядя по матери — востоковед К. К. Флуг.

Пережил блокаду Ленинграда, а отец, мать, бабушка и другие родственники погибли. В 12-летнем возрасте вывезен из осаждённого города через Ладогу по «Дороге жизни».

Жил в деревне Гребло под Новгородом. После снятия блокады в 1944 году вернулся в Ленинград. Учился в ленинградской средней художественной школе, в ЛИЖСА имени И. Е. Репина в мастерской профессора Бориса Иогансона (1951—1957).

В 1956 году женился на Нине Александровне Виноградовой-Бенуа.

В начале февраля 1957 года в Центральном Доме работников искусств в Москве состоялась первая выставка работ Глазунова, имевшая большой успех.

Его долгие годы опекал поэт Сергей Михалков, как вспоминал о нём сам Глазунов: «которому я обязан буквально всем».

В 1977 году выставка, содержащая картину «Дороги войны» (работа 1957 года), была закрыта как «противоречащая советской идеологии». Картина была уничтожена. Впоследствии художник написал авторскую копию.

C 1978 года преподавал в МХИ. В 1981 году организовал в Москве Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором.

С 1987 года и вплоть до своей смерти являлся ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества. Скончался 9 июля 2017 года от сердечной недостаточности. Соболезнование в связи с кончиной выразил Президент России Владимир Путин. Соболезнование с кончиной выразил Дом Романовых. Прощание с художником прошло в Сретенском монастыре; отпевание состоялось в Богоявленском соборе в Елохове. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

Илья Глазунов

Личная жизнь

Первая супруга — Нина Александровна Виноградова-Бенуа (15 июля 1936 — 24 мая 1986), по официальной версии покончила жизнь самоубийством. Сам же художник считал, что её смерть — убийство.

Сын — Иван Глазунов (род. 1969), заслуженный художник РФ, автор полотна «Распни его!», картин из жизни русских святых, пейзажей русского севера.

Дочь — Вера Глазунова (род. 1973), художник, автор картины «Великая княгиня Елисавета Феодоровна перед казнью в Алапаевске». Будучи женат первым браком, имел роман со студенткой ВГИКа Ларисой Кадочниковой.

«Глазунов поклонялся Достоевскому и хотел, чтобы его окружали и страсти по Достоевскому. На пределе человеческих возможностей. Только тогда он мог работать, это вдохновляло его. Он бесконечно требовал от меня признаний в любви. К нему, гению. Мне в любви он не признавался, но я видела, как горят его глаза. Понимала, что ему необходима. Да, он любил меня. И терзал…»

Вторая жена — Инесса Дмитриевна Орлова (род. 1970), директор картинной галереи Ильи Глазунова.

Ранний период творчества

  • 17 марта 1882 г. состоялась премьера 1-й симфонии Глазунова. Событие происходило в концертном зале Петербургской Бесплатной музыкальной школы, за дирижёрским пультом стоял сам М.А. Балакирев. Симфония имела большой успех, и когда слушатели устроили овации, на поклон вышел смущённый 17-летний юноша. В августе произведение было исполнено в Москве, дирижировал Римский-Корсаков.
  • Глазунов вошёл в круг выдающихся музыкально-общественных деятелей того времени. Он общался с П.И. Чайковским, С. И. Танеевым, композиторами «Могучей кучки». Но особенно важным стало знакомство с меценатом М.П. Беляевым, который высоко оценил творчество юного дарования и захотел пропагандировать его в Европе.
  • В 1884 г. Глазунов вместе со своим покровителем Беляевым отправился в Германию в г. Веймар, где была исполнена его 1-я симфония. Здесь молодой композитор познакомился с Ф. Листом. Путешественники посетили «Вагнеровские торжества» в Байрейте, затем отправились во Францию, Испанию, далее – в Марокко. В поездке Глазунов получил яркие впечатления от национальных музыкальных культур, которые позднее отразились в его произведениях.

Дороги войны» (1985)

Фото: mos.ru

Илья Глазунов родился в Ленинграде. Когда началась Великая Отечественная война, будущему художнику едва исполнилось 11 лет. В блокаду погибли его отец, мать, бабушка, дедушка, тетя и дядя. По Дороге жизни в Новгородскую область увезли единственного выжившего из Глазуновых – мальчика Илью. После снятия блокады в 1944 году он вернулся в родной город.

В 1951-м Илья Глазунов поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина. Его первая выставка прошла в Центральном доме работников искусств (ЦДРИ) в Москве в 1957 году, во время учебы на последнем курсе института. Работы, которые Илья Сергеевич представил публике, поразили и простых зрителей, и художников.

Выбирая тему дипломной работы, он не сомневался. Он давно решил, что его картина будет посвящена непростому периоду Великой Отечественной войны, когда Красной армии приходилось отступать, а победа над врагом еще была очень далека. «Дороги войны» – так Глазунов решил назвать работу. Через много лет в своей автобиографической книге «Россия распятая» Илья Сергеевич вспоминал:

«Я помню, словно это было вчера, как сквозь клубы пыли и дыма нескончаемым потоком шли солдаты, беженцы, стада овец, словно гонимые бурей войны. Каждую минуту из разорванных грозовых туч могли появиться немецкие самолеты. Смерть, горе, рев моторов… Золотая рожь вдавлена в землю гусеницами танков…»

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Фото: mos.ru

Узнав о теме работы студента Глазунова, профессора из экзаменационной комиссии настоятельно рекомендовали ему отказаться от нее – мысли, которые он хотел выразить на картине, многие посчитали антисоветскими и пораженческими. Давление на молодого художника было велико, и ему пришлось согласиться с требованиями преподавателей. На экзамене он представил работу «Рождение теленка» – трогательную бытовую сцену он написал по этюду, сделанному несколько лет назад в деревне. Через несколько лет он все же закончил «Дороги войны» и представил ее на выставке в московском Манеже в 1964 году. Вновь вмешалась цензура – картину изъяли прямо из зала. Ее судьба до сих пор остается загадкой.

В 1980-х годах художник сделал авторское повторение утраченного полотна – картина сегодня хранится в алма-атинском Государственном музее искусств имени А. Кастеева. Сегодня на сайте Галереи Ильи Глазунова открыта выставка «Дороги войны. История одной картины», на которой можно увидеть не только эту работу, но и этюды и эскизы к ней. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector