20 самых знаменитых российских икон

Как создавались иконы на Руси

Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.


Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.

Ярлыки

  • 10 класс
    (10)
  • 11 класс
    (2)
  • 7 класс
    (19)
  • 8 класс
    (17)
  • 9 класс
    (15)
  • Альтруизм и эгоизм
    (1)
  • анимационный фильм
    (1)
  • Античность
    (1)
  • архитектура
    (5)
  • Архитектура — композиционная организация пространства
    (1)
  • архитектура Киевской Руси
    (1)
  • архитектура Месопотамии
    (1)
  • Архитектура России 18-20вв
    (1)
  • архитектура ХХ века
    (1)
  • Великий подвиг народа
    (1)
  • виды архитектуры
    (1)
  • Виды дизайна
    (1)
  • Виды и жанры пластических искусств
    (1)
  • виды искусства
    (1)
  • Возрождение
    (3)
  • Воспитание
    (2)
  • выдающиеся мастера кино
    (1)
  • Выдающиеся художники театра
    (1)
  • Выразительные средства архитектуры
    (1)
  • выразительные средства живописи
    (1)
  • выразительные средства музыки
    (1)
  • Вятские Поляны
    (1)
  • Графический дизайн
    (1)
  • Дизайн
    (1)
  • для интерактивной доски
    (1)
  • добро и зло
    (2)
  • Документальный
    (1)
  • дружба
    (1)
  • Жанры живописи
    (1)
  • живопись
    (2)
  • живопись Др.Египта
    (2)
  • Живопись России 18-20 вв
    (1)
  • жизнь человека — высшая нравственная ценность
    (1)
  • Закон об образовании
    (1)
  • Законодательство
    (1)
  • Запуск проектов
    (1)
  • знак
    (1)
  • Золотое правило нравственности
    (1)
  • игровой
    (1)
  • Искусство
    (25)
  • Искусство Древней Руси – фундамент русской культуры
    (1)
  • Исторический жанр в живописи
    (1)
  • Классицизм. Баженов
    (1)
  • Клиповое мышление
    (1)
  • Композиция в дизайне и архитектуре
    (1)
  • Компьютерная графика и ее использование
    (1)
  • конструкция здания
    (1)
  • культура и мораль
    (1)
  • Курс «Учимся беречь энергию»
    (1)
  • Литература нач. ХХ века
    (1)
  • любовь и уважение к Отечеству
    (1)
  • Методика
    (4)
  • Мифология Месопотамии
    (1)
  • Мода и вкус
    (1)
  • Модерн и модернизм
    (1)
  • моральный долг
    (1)
  • Москва
    (1)
  • Московский кремль
    (1)
  • музеи
    (1)
  • музеи России
    (1)
  • нравственные идеалы
    (2)
  • Нравственный поступок
    (1)
  • образ
    (1)
  • образцы нравственности в культуре Отечества
    (1)
  • Основы светской этики
    (31)
  • особенности морали
    (1)
  • ОСЭ
    (28)
  • ОСЭ Добродетель и порок
    (2)
  • Первобытное искусство
    (1)
  • Поколение Z
    (2)
  • Примерная программа
    (1)
  • программа для ВУЗа
    (1)
  • Пространственно- временные виды искусства. Театр
    (1)
  • Рабочая программа по ИЗО
    (1)
  • Рабочая программа по ОСЭ
    (1)
  • Реклама в современном обществе
    (1)
  • Религия Др.Египта
    (1)
  • Ресурсы для образования
    (3)
  • Род и семья
    (1)
  • Роль графики в книгопечатании
    (1)
  • Роль изобразительного искусства в кино и театре
    (1)
  • Россия — наша Родина
    (1)
  • Санкт Петербург
    (2)
  • Свобода и моральный выбор человека
    (1)
  • Свобода и ответственность
    (1)
  • семейные праздники
    (1)
  • Сервисы для создания инфографики и интерактивного видео
    (1)
  • символ
    (1)
  • Синтез архитектуры и скульптуры в дворцово — парковых ансамблях
    (1)
  • скульптура
    (2)
  • Скульптура Древней Греции
    (1)
  • совесть
    (1)
  • специфика кино
    (1)
  • Специфика полиграфии. Шрифты
    (1)
  • справедливость
    (1)
  • Старые фото
    (4)
  • стили живописного искусства ХХ века
    (1)
  • стили и направления в архитектуре
    (1)
  • Стыд. Вина. Извинение
    (1)
  • Сценография
    (1)
  • театральный костюм
    (1)
  • Телеизображение. Особенности и возможности
    (1)
  • темы и содержание в искусстве
    (1)
  • Теория и история русского искусства
    (1)
  • Толерантность
    (1)
  • Требования к презентации
    (1)
  • урок
    (18)
  • ФГОСт
    (34)
  • фотография
    (2)
  • фотохудожники
    (1)
  • Фреска. Мозаика. Иконопись.
    (1)
  • Художественные промыслы
    (1)
  • Чарли Чаплин
    (1)
  • честь и достоинство
    (1)
  • Что значит быть моральным
    (1)
  • что такое светская этика
    (1)
  • школьная программа
    (31)
  • элементы зданий
    (1)
  • этикет
    (1)
  • Юмор
    (1)

Иконы святых

Святые — наши большие помощники и заступники перед Господом. Они прожили свою жизнь так, что сподобились наибольшего, что доступно человеку — вечной жизни с Богом. По своему дерзновению они могут помогать нам в наших бедах и напастях, если мы пытаемся вести христианскую жизнь и каяться в своих грехах. Иконы любимых святых можно размещать как в домашних иконостасах, так и молиться перед ними в храмах.

  • Икона преподобному Амвросию Оптинскому – об укреплении в вере
  • Икона святой Великомученице Анастасии Узорешительнице – помощница в родах и покровительница заключенных
  • Икона Александра Невского
  • Икона святой мученице царице Александре
  • Икона святого апостола Андрея Первозванного
  • Икона святого Александра Свирского – об укреплении в вере
  • Икона святых Бориса и Глеба
  • Икона святого Василия Великого – о новом жилье, начале своего дела
  • Икона святой Варвары
  • Икона святой Виктории Кордубской
  • Икона князя Владимира
  • Икона святой Галины
  • Икона Даниила Московского
  • Икона святого мученика Евгения Севастийского
  • Икона святой Екатерины
  • Икона святой Елены
  • Икона святого Илии Муромца
  • Икона святого мученика Иоанна Воина – покровитель военнослужащих
  • Икона святителя Иоанна Златоуста – помогает в обучении и даре слова
  • Икона святой мученицы Ирины
  • Икона святого Кирилла
  • Икона Блаженной Ксении Петербургской – о любых житейских нуждах
  • Икона святого Николая Чудотворца
  • Икона святого Луки Крымского – помощь в медицинском лечении
  • Икона святой Марины
  • Икона святой Марты
  • Икона святой Матроны Московской – помощь в любых житейских делах
  • Икона святой Людмилы
  • Икона святой Наталии
  • Икона святого Пантелеймона Целителя – в болезнях
  • Икона святого Предтечи Иоанна Крестителя Господня – об укреплении в вере
  • Икона Иоанну Кронштадскому
  • Икона Киприана и Иустинии
  • Икона святой великомученицы Ирины Македонской – о даре слова и помощи в проповедовании Христа
  • Икона святого Николая Угодника – в нужде и бедах
  • Икона святой Параскевы Пятницы
  • Икона Петра и Павла
  • Икона святых Петра и Февронии Муромских – о счастье в браке
  • Икона святого Романа Сладкопевца
  • Икона преподобного Серафима Саровского
  • Икона святого преподобного Сергия Радонежского – помогает в учебе и воспитании детей
  • Икона святого Симеона Верхотурского
  • Икона София, Вера, Надежда, Любовь
  • Икона святителя Спиридона Тримифунтского Чудотворца – помощь в семейных вопросах
  • Икона святого Стилиана Пафлагонского
  • Икона святой великомученицы Татьяны – покровительница студентов и учащихся
  • Икона святого Трифона
  • Икона святой Фотинии
  • Икона святой мученицы Юлии Карфагенской

Как создавались иконы на Руси

Процесс написания икон начинался с обработки деревянного полотна. Для росписи использовались доски из дуба, липы и кипариса. Это объяснялось свойствами такой древесины хорошо удерживать свою форму даже во влажных условиях.

Иконотворчество на Руси рассматривалось как дар Божий и духовный подвиг

Сначала полотно высушивалось и выпаривалось. Затем лицевую часть обрабатывали особым образом — делали углубление, а по краю оставляли небольшие выступы. На место, где предполагалось писать лик, наносилась паволока, а на нее — специальная грунтовая смесь, называемая левкас. Далее следовала шлифовка и нанесение самого изображения.

Читайте об иконах:

  • Что такое киот для икон
  • Византийские иконы
  • Иконопочитание в православии

II. История иконописи.

Из первых столетий христианской церкви, гонимой и преследуемой в это время, много дошло до нас условных или символических изображений, однако ясных и прямых напротив — очень мало.

Это произошло потому, что христиане боялись выдать себя этими изображениями язычникам ( во времена зарождения идеи христианства на проповедников этой религии и на ее атрибутику были жестокие гонения со стороны язычников) , а так же потому, что многие христиане сами были против прямых изображений Бога, ангелов и святых.

Больше всего дошло до нас древних символических изображений

Иисуса Христа, как доброго пастыря. Рисунки делались на стенах подземных пещер-усыпальниц, на гробницах, сосудах, лампах, кольцах и других предметах; они встречаются во всех странах христианского мира.

Самые древние изображения доброго пастыря найдены в катакомбах Рима. В этих подземных пещерах христиане спасались от язычников, там они совершали богослужения.

В подземном кладбище Ермия найдены первые картины, с которых, вероятно, начиналась иконопись. Там находятся изображения доброго пастыря исцеляющего “бесноватого отрока”, Ионы выброшенного на берег Китом и другие. В катакомбе Марцеллина и Петра находится изображение поклонения волхвов богомладенцу, держимому Пресвятой Девой.

Кроме изображения Спасителя под видом доброго пастыря так же распространено было его под видом Рыбы. Рыба служила образом Христа, потому что в греческом наименовании ее, состоящем из пяти букв. заключаются первые буквы пяти греческих слов, на русском языке означающих: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Она служила символом Христа, крещающего водой и дающего плоть свою в снеде, то есть, была символом таинств крещения и причащения. Одно из таких изображений находится в подземной римской усыпальнице Люцины в Риме и относится к концу первого или ко второму веку.

Нередко Спаситель изображался под видом агнца. Этот образ был взят из Ветхого Завета. ( Св. Иоанн Креститель назвал Иисуса Христа Агнцем Божиим, вземлющем грехи мира ).

Понятие энкаустики

Энкаустика возникла в Древней Греции. В переводе с древнегреческого языка этот термин означает «искусство выжигания». Это особая техника живописи, для которой применяются краски в горячем, расплавленном состоянии. В качестве связующего вещества для них выступает натуральный воск. Поэтому данное направление искусства часто называют «восковой живописью».

Восковая темпера является разновидностью энкаустики. Ее отличительные особенности — сочность и яркость красок. Именно эта техника повсеместно применялась для написания древних христианских икон. В состав энкаустических красок входят несколько компонентов:

  • воск;
  • смола;
  • красящий пигмент;
  • масло.

В зависимости от количества пигментов и смолы, соединяемых с пчелиным воском, их консистенция может варьироваться от мягкой до твердой и плотной.

Согласно данной технике, куски воска растапливают и смешивают с краской на металлической палитре, которую держат прямо над огнем. Для нанесения такой краски применяются не только кисти, но и металлические палочки, предварительно разогретые.

Продажа старинных икон

Встречаются случаи, когда принимается решение продать хранящуюся в доме старинную икону. Однако, прежде чем совершить непосредственно сделку купли-продажи, нужно предварительно произвести оценку иконы.

Проведение экспертизы по оценке икон:

  1. В первую очередь оценщиком определяется происхождение иконы, ее примерный возраст, название иконописной мастерской или мастера – иконописца.
  2. Следующим этапом считается оценка количества повреждений на иконе – сколов и царапин и уровня этих повреждений, если они имеются.
  3. На последнем этапе определяется непосредственно, рыночная стоимость оцениваемой иконы.

Самостоятельно столь сложное действие выполнить невозможно, необходима помощь квалифицированных специалистов. Сотрудники нашей компании выполняют экспертную оценку икон даже в режиме онлайн

При этом обратите внимание, что оценка изделия выполняется совершенно бесплатно для Вас

Все, что требуется для проведения профессиональной экспертной оценки Вашей иконы, это отправить ее качественное фото на нашу электронную почту или Вотсап. Не забывайте, в случае наличия на иконе штампов, клейма или подписи мастера, следует сделать еще одно, увеличенное фото и отправить его вместе с основным

Фотографируя икону, обратите внимание на отсутствие бликов и посторонних предметов на изображении

Сложность процесса иконы объясняется многочисленными факторами, от которых и зависит ее стоимость. К ним относятся:

  • Сюжетная линия
  • Период написания
  • Мастер или иконописная школа
  • Сохранность изображения или качество работ реставратора
  • Качество письма
  • Наличие оклада
  • Размер
  • Легенда изделия

На многоэтапную экспертизу при необходимости привлекают антикварщиков, сотрудников музея и прочих специалистов. Учитывая совокупность всех оценочных факторов, наши мастера выполнят качественную оценку Вашей иконы в онлайн режиме совершенно бесплатно для Вас.

Древнейшая икона Христа

Самой древней из существующих икон Спасителя, по мнению исследователей, является икона, найденная в Синайском монастыре. Ее появление относят к середине VI века. Вероятно, образ был написан в Константинополе, а затем подарен Синайской обители императором Юстинианом.


Христос Вседержитель. Монастырь св. Екатерины, Синай

Особенностью этого изображения является ассиметричность лица Спасителя. Левая половина — отрешенная, спокойная, созерцающая. Правая — напряженно всматривающаяся, экспрессивная. Автор намеренно пошел на такой прием, показывая тем самым двойственность Богочеловека.

Иконопись после Рублёва и Дионисия

В середине XV века пала Византия. Русские аристократы направили свои взоры на Запад. А там они увидели пышное барокко и невероятный реализм.

Конечно, это их поразило. Они захотели светскости и яркости в своём быту. Это неизбежно отразилось и на иконах. У Богородицы появилась выраженная светотень, и плоское изображение стало объемным.

Симон Ушаков. Богородица Елеуса Киккская. 1626. Третьяковская галерея, Москва. Wikimedia Commons.

Святая Троица наполнилась множеством деталей и декоративных орнаментов. И ощущение инобытия в них просто растворилось.

Cвятая Троица. 1705. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Hermitagemuseum.org.

Та самая бесконечная доброта и любовь, выраженные языком живописи у мастеров XII-XVI веков, отошла на второй план. В угоду внешней детализации и даже декоративности.

Вершиной русской иконописи так и осталась «Святая Троица» Рублёва. И создать что-то подобное так никому и не удалось.

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

*Более распространена версия, что Донская икона Божией Матери была создана Феофаном Греком. Однако я придерживаюсь версии В. Н. Лазарева, что создатель — русский мастер, возможно ученик Феофана Грека.

Искусство иконописи

Ярче всего это видно в образах XV столетия. Некоторые историки считают эту эпоху временем наивысшего развития мастерства иконописи, ведь именно тогда можно было увидеть самые немногосложные, ясные и простые композиции. В этих иконах нет ничего чрезмерного или лишнего, но они поражают и восхищают зрителя своим эмоциональным зарядом, смысловой наполненностью изображения.

Сюжеты этих религиозных картин, как правило, были весьма просты. На них изображались фигуры святых (часто в окружении клейм – небольших миниатюр, в которых показаны сцены из жизни праведника) и эпизоды из Евангелия. Сложные иконы, со многими аллегориями и символами, так популярные в то время в Европе в силу своего дидактического содержания, на Руси не прижились.

Святые на этих иконах показаны словно бы бесплотными – их широкие, свободные одежды полностью скрывают тело, поза статична, черты лица лишены всякой индивидуальности. Портретные изображения в церкви были строго запрещены. Попытки очеловечить святых, приблизить показанные на иконе события к реальному времени, встречающиеся в западной традиции, в русской иконописи были полностью исключены. Другие элементы сюжета также предельно стилизованы, сведены к архетипам. Например, если сюжет иконы требовал изобразить пейзаж, мастер писал его настолько схематично, что он почти утрачивал сходство с реальностью, за исключением символического. Другие вставки – кулисы, драпировки, архитектурные элементы – также условны и лаконичны. Это помогало добиться ощущения, что все показанные на иконе события – умозрительны, что образ – лишь аллегория Небесного Царства.

Материалы для изготовления иконы также были строго регламентированы. Как правило, они писались на липовых или дубовых досках, покрытых меловым грунтом. Для иконописи использовалась темпера – минеральные либо растительные красящие порошки на основе яичной эмульсии. После завершения работы мастер покрывал поверхность образа тонкой плёнкой олифы – масляной жидкости, призванной усилить яркость цветов и предупредить возможные повреждения. Практически повсеместно для изображения фона на иконах, а также передачи нимбов святых использовались тонкие листы сусального золота или же золотой порошок, символизирующие сияние духа, блаженство и гармонию запредельного мира. Чтобы отдать должное святости образа, иконы украшали накладки из драгоценных металлов, самоцветы, изделия из янтаря, узоры и орнаменты.

При этом и материалы, и сам процесс написания образа были проникнуты мистическим смыслом. Мастер погружался в особое душевное состояние, постоянно поддерживая своё сосредоточение молитвой и постом. Его краски, кисти, другие орудия – даже вода для разведения пигментов – освящались специальными молитвами. Именно поэтому у древних иконописцев получалось создавать столь возвышенные, проникнутые святостью и аскезой лики.

Золотой век русской иконописи

Во времена правления Владимира Святославича было завершено формирование территории Киевской Руси. С XIV в. начался стремительный рост Московского княжества, возглавившего процесс объединения русских земель в единое государство.

Власть, а с ней и лучшие мастера-иконописцы сконцентрировались в Москве. В 1453 г., когда пал под натиском турок Константинополь, закончилась эпоха могущества Византийской империи, что способствовало перемещению центра власти с юга Московского княжества на север Руси — в Новгород и Владимир.

Параллельно этим политическим изменениям происходило развитие русского иконописного искусства, которое со временем выработало черты, сюжеты и стили, обособившие его от традиций византийской иконописи. Кроме того, в тот период наблюдалась разнонаправленность местных иконописных школ. За XV-XVII вв. русская иконописная традиция приобрела яркое художественное своеобразие.

Николай Чудотворец. XIII век. Третьяковская галерея.

Святитель Николай Чудотворец. Первая половина XIII века (происхождение: Великий Новгород). Третьяковская галерея, Москва. Ar.culture.ru. На иконе изображен один из самых известных святых, покровитель моряков, усмиритель враждующих и спаситель от напрасной смерти. Он благословляет одной рукой, а в другой держит Евангелие.

Русский мастер вновь берет византийский канон. Но добавляет нечто особенное. Это легко увидеть при сравнении двух икон.

Слева: Николай Чудотворец с житием. Первая половина XIII века. Монастырь святой Екатерины, Синай в Египте. Icon-art.info.

Новгородский художник удлиняет и расширяет череп, делает пальцы тоньше. Сильно утончает нос. При этом губы делает пухлее. Все это зрительно наделяет святого ещё большим умом и добротой.

Но главное — в лице Святого Николая заметна иллюзия движения: искривлённые брови, завиток в бороде, асимметричные глаза.

Кстати, о глазах

Обратите внимание, насколько и правда глаза святого разные!. Изначально такой приём взят у византийцев

Они в свою очередь переняли античное наследие. Ещё древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам

Изначально такой приём взят у византийцев. Они в свою очередь переняли античное наследие. Ещё древние греки заметили, как оживает образ, если добавить лицу немного асимметрии. Это мы знаем благодаря сохранившимся фаюмским портретам.

Фаюмский портрет мужчины (фрагмент). 95-100 гг. н. э. Бруклинский музей, Нью-Йорк.

Но русский мастер особенно вольно пользуется этим приемом. И глаза не только делает разными по размеру, но и располагает один выше другого.

Русский мастер создает уникальный образ очень мудрого человека с живыми глазами. Они наполнены пониманием чего-то запредельного, недоступного обычному человеку.

Психология иконы.

Лица святых на иконах — это лики, то есть лица тех, кто вне времени, кто в вечности. И именно поэтому индивидуальные черты лица, понимаемые как случайные атрибуты временной земной жизни, оставляются лишь как признаки, необходимые для узнавания. Лик — это лицо, освободившееся от печати мирских страстей и праздных треволнений и обретшее статус зримого символа свершившегося духовного преображения.

Узнать или отличить того или иного святого можно лишь по канонизированному набору признаков (книга, одежда, борода, усы и т. д.). Этот набор — своего рода иконографическая константа, код, воспроизводимый и повторяемый без изменений при изображении данного святого на разных иконах в разные эпохи.

Но иконы не прославляют плоть, как это делало искусство языческой античности. Они воссоздают лишь те зримые ее черты, которые выражают собой незримые свойства Первообраза, такие как смирение, доброта, терпимость, нестяжание, кротость.
Как говорил один из отцов церкви Григорий Нисский: «Божественная красота проявляется не в каком-либо наружном виде и не в прелести внешнего образа, обуславливаемой каким-либо изяществом красок, но усматривается в неизреченном блаженстве сообразно с добродетелью».

Иконописцы и иллюстраторы древних рукописных христианских книг были убеждены в несовершенстве человеческого зрения, которому нельзя доверять из-за его плотской природы, и потому считали для себя обязательным пытаться изобразить мир не таким, каким они его видят, а таким, каков он есть на самом деле. Вопрос же о том, каков мир на самом деле, мог решаться только умозрительно, когда в качестве аксиомы принимается не опыт земной телесной жизни, а догматы веры.

Ошибается тот, кто ищет в иконе внешней красивости. Церковное творчество отличается несколько иным пониманием красоты. Красота духовная выше телесной, и цель христианской жизни заключается в восхождении к Первоисточнику красоты — Богу. Природа — одно из средств познания Бога, через созерцание ее красот человек призывается прославлять Бога-Творца и созидать красоту своего внутреннего образа, возрастая и обновляясь во Христе в новую тварь, преображенную, искупленную для новой, Вечной Жизни во Христе. Но мыслить духовно человеку в земных условиях очень трудно, и Церковь установила некое посредство, как бы мост от мира вещественного к духовному, создав символ — наглядное изображение истин веры, выработав при этом и особые, только ему свойственные формы. Это и есть древняя икона. Поэтому перед иконой «не писаному лику поклоняемся в молитве, а восходим к Первообразу»

Язык иконы — это то же, что грамота. Ребенка учат сначала писать отдельные буквы, потом дают списывать с книги, далее — писать изложение и, наконец, сочинение. Так и в иконописи есть своя грамота, своя школа, своя последовательность работы, через которые ученику даются особые знания, особая подготовка и особое воспитание. Программа и постепенность обучения также традиционны и проверены опытом многих поколений.

«Как некое Богооткровение, как плод духовного опыта, как предание и творение отцов Церкви, как их свидетельство вечности древняя икона несет на себе все черты небесного: неразвлекаемую молитвенную собранность, глубину тайн веры, гармонию духа, красоту чистоты и бесстрастия, величие смирения и простоты, страх Божий и благоговение. Перед ней затихают страсти и суета мира; она высится над всем в ином плане бытия. Икона есть великая святыня и по содержанию, и по форме. Некоторые иконы написаны перстом Божиим, некоторые — Ангелами. Ангелы служили иконам, перенося их с места на место (Тихвинская икона Божией Матери и др.); многие остались целыми и невредимыми при пожарах; некоторые, будучи пронзены копьями и стрелами, источали кровь и слезы, не говоря уже о других бесчисленных знамениях, как исцеления и прочее. Евангелие проповедует Царствие Божие словом, икона то же вещает образом.»

Андрей Рублев. Святая Троица. XV век.

Андрей Рублев. Святая Троица. 1425. Третьяковская галерея, Москва. Icon-art.info. Перед нами трое Ангелов. Они сидят вокруг стола, на котором стоит лишь одна чаша. Позади ангелов высятся скала, дерево и здание.

Этот канонический образ возник на основе ветхозаветного сюжета «Гостеприимство Авраама».

Авраам со своей женой Саррой встретили трёх странников, прекрасных юношей. Пригласили их в дом и угощали в своём саду. А также принесли для них в жертву тельца.

Мастера до XV века изображали детали этого сюжета. Как минимум, прислуживающих Авраама и Сарру. Но Рублев внёс существенные изменения.

Давайте сравним его «Троицу» с византийской иконой.

Слева: Троица (Гостеприимство Авраама). Конец XIV века. Музей Бенаки, Афины. Icon-art.info.

Рублев убирает Авраама и Сарру. А также все яства со стола, кроме одной чаши с головой принесённого в жертву тельца

Тем самым он сосредотачивает все внимание на трёх Ангелах

И вот уже «Гостеприимство Авраама» превращается в попытку изобразить Триединство Бога.

У Византийского мастера ангелы тоже очень похожи. И он тоже пытается тем самым показать то самое триединство: Бог Отец, Бог Сын и Святой Дух неотделимы друг от друга.

Но Рублеву это удаётся лучше. Он объединяет три фигуры в круговую композицию. А также одна чаша символизирует то самое единство. Ведь она одна на всех! И даже в очертаниях Ангелов мы видим объединяющую их чашу.

Рублев намеренно не указывает явно, кто есть кто. Ведь триединство Бога невозможно познать ни человеку, ни даже ангелу.

Но мы все же попытаемся, ибо в этой попытке мы можем услышать… их разговор. Но для этого нужно очень внимательно посмотреть на их позы и жесты.

Ангел посередине предлагает чашу тому, что слева (для зрителя). Он говорит: «Прими эту чашу, прими роль жертвенного тельца, и я благословляю тебя на это». Мы видим, как он наклоняется в его сторону и благословляет чашу. Дерево за его спиной тоже нагнулось в его сторону, как символ рождения на Земле.

Левый ангел выпрямился, то есть он готов принять эту чашу. И вторят ему прямые колонны здания. Он принимает с радостью благословение Отца Своего, главного архитектора этого мира.

Правый же ангел сильно наклонился вперёд, как бы уверяя в своей готовности поддержать.

Рублев изображает молчаливый диалог, без слов и свойственных человеку опасений и сомнений. Поэтому возникает ощущение инобытия.

Все позы еле отличаются друг от друга, но они о многом говорят. Никогда ещё не было создано столь молчаливого и одновременно красноречивого образа.

Виды старинных икон

Еще издавна русская икона является тем единственным, что в абсолютной форме выражает феноменальность русской культуры, реальную русскую историю, герои и важные события которой отражались в иконах.

Это не удивительно, ведь до XVIII века памятников не возводили – ни православным людям, ни знаменательным событиям. Приходила победа над врагом на праздник Покрова – строили Покровский храм, а самых выдающихся людей признавали святыми – канонизировали. Затем писали их идеальный образ, чтобы молиться перед ним. Все это определило высочайшую значимость икон в настоящее время

Иконы с окладом

Специальное накладное украшение на иконе, прикрывающее практически всю иконную доску, называют окладом. На юге и западе России его еще называли шата или цата.

Оклад наносится поверх красочного слоя, исключая некоторые элементы – кисти рук, лики. Для этих элементов в окладе выполнялись прорези. Оклады занимают значительное место в российском декоративно-прикладном искусстве.

По материалу изготовления различают оклады из металла:

  • Обнизь из жемчуга
  • Шитье бисером
  • Эмалью
  • Драгоценными камнями
  • Цветными стеклами

Обратная сторона оклада чаще всего оббивалась бархатом красного или малинового цвета. На Руси оклады представляли собой отдельное направление декоративно-прикладного искусства. Поэтому именно русские оклады отличались роскошью и размахом.

Иконы с серебряным окладом

На территории Руси иконы в серебряных окладах появились еще в XII веке. Тогда они стоили очень дорого. В 1730-м году были открыты уральские серебряные копи. Найденные серебряные залежи удешевили производство серебряных окладов.

Серебряный оклад служит не только для того, чтобы защитить икону от внешних воздействий, хоть это и немаловажный фактор появления кладов. Еще одним предназначением такого своеобразного покрова из драгоценного металла является выражение почтения и благодарности святым, изображенным на иконе.

Для этого серебряный оклад мог дополнительно покрываться драгоценными камнями, эмалью, золотом и филигранной чеканкой.

На сегодняшний день оклад атрибутируют (определяют его ценность как произведения искусств) по клейму. Учитывая то, что практически все серебряные оклады изготавливались из 84-й пробы серебра, основными признаками определения его ценности считаются клеймо и менник. На клейме обозначается город, где была произведена икона, а именник – специальный штамп, указывающий на мастера. Дополнительно указана и дата изготовления иконы.

Складни металлические

Складни, еще именуемые полиптихами известны со времен Древней Руси. Это своеобразные переносные многостворчатые алтари, имеющие способность складываться. В некоторых случаях они изготавливались как реликварии для хранения частичек святых мощей.

Металлические складни имеют не менее двух створок, они украшались разными элементами, расписывались эмалью. В зависимости от количества створок классифицируются следующим образом:

  • Две створки – диптих
  • Три створки – триптих
  • Четыре створки – квадриптих

Складни с более чем четырьмя створками встречаются очень редко и называются полиптихами. Наиболее популярными были у старообрядцев и казаков.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector