8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть

Синодальный период

Начало XVIII века ознаменовалось для России радикальными реформами Петра I. Реформа коснулась и Русской Церкви: после кончины в году Патриарха Адриана Петр I задержал выборы нового Предстоятеля Церкви, а в году учредил коллегиальное высшее церковное управление в лице Святейшего Правительствующего Синода, который оставался высшим церковным органом в течение почти двухсот лет. Члены Святейшего Синода назначались императором, управляли Синодом светские государственные чиновники — обер-прокуроры. Превращение в государственное учреждение и лишение самостоятельности самым пагубным образом сказались на состоянии Русской Церкви.

XIX век дал великие образцы русской святости: выдающихся иерархов митрополитов Московских Филарета и Иннокентия, преподобного Серафима Саровского, старцев Оптиной и Глинской пустынь.

Собор Василия Блаженного в Москве

Построенный по приказу царя Ивана Грозного пять веков назад Собор Василия Блаженного, является одним из старейших в мире. Первоначально построенные 25 куполов со временем были утрачены. Сейчас можем наслаждаться видом куполов 9 церквей, куполом одной колокольни  и одного церковного придела. Ни один купол не повторят рисунок и форму другого. Храм красуется на Красной площади Москвы, поражая своим великолепием. Настоящее имя его Собор Покрова пресвятой Богородицы слегка забыто, и он носит имя юродивого Василия, который почитался москвичами как святой и  ясновидящий. Уникальность собора в том, что стоя перед ним с любой стороны кажется, что Вы находитесь напротив главного входа. Акустика в храме удивительная благодаря тому, что при строительстве в стены было заложено большое количество глиняных горшков, горлышками вовнутрь. Считалось, что под землей  собора был прорыт потайной ход в царскую сокровищницу.

Спасо-Преображенский собор Мирожского монастыря

Спасо-Преображенский собор возвели на берегу реки Великой в Пскове по заказу новгородского архиепископа Нифонта. Точную дату постройки установить не удалось, однако известно, что в 1156 году храм уже существовал.

Здание построено практически без фундамента, местами зодчие даже не стали снимать верхний слой почвы с травой. Дело в том, что берег сложен из песчаника — очень подвижного материала, который сильно расширяется в зимнее время. Фундамент со временем мог треснуть. Вместо него строители подсыпали бутовый камень, а стены укрепили специальным раствором с известью. Поэтому здание не разрушалось, несмотря на процессы в почве.

Храм расписали в 30-х годах XII века греческие мастера. Фрески были выполнены минеральными красками и схожи с византийскими иконами. В XVII веке изображения закрыли штукатуркой и забелили. По случайности это помогло сохранить около 80% рисунков. Сегодня росписи Спасо-Преображенского собора — наиболее полный памятник средневековой фресковой живописи в России.

Подробнее о Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря.

Успенский собор во Владимире

Памятник древнерусского белокаменного зодчества, пятиглавый красавец  Успенский собор — один из старейших храмов России, построенный в 12 веке по приказу сына Юрия Долгорукого,Андрея Боголюбского. Изначально строительство храма символизировало независимость от метрополии Киева и планировалось на самом высоком месте Владимира для того, чтобы ещё издали просматривалась его мощь и красота. Мастера для строительства были вызваны со всех концов света, что прослеживается в архитектуре собора. Он был задуман монументальным и уникальным. Стены храма были сделаны из белого известняка, присутствовали элементы резьбы по белому камню, а центр покрыт червонным золотом. Владимирская икона Богоматери, находившаяся в храме, являлась главной святыней со времен правления Андрея Боголюбского. Считается, что она была написана самим Евангелистом Лукой. Однозначно уникально и то, что в храме  сохранились фрески, расписанные Андреем Рублёвым. По подобию Успенского собора позже был построен Успенский собор в Москве. Мы можем сказать, что  строительство храма в дальнейшем повлияло на архитектуру Москвы в целом.

Казанский кафедральный собор

Один из главных символов архитектуры Санкт-Петербурга является Казанский кафедральный собор, который поражает своей красотой и монументальностью. А знаете ли Вы, что Павел 1 устроил конкурс на лучшее архитектурное решение и даже выбрал лучший проект, но граф Строганов убедил рассмотреть работу молодого неизвестного архитектора и оказался прав.

В результате, в строительстве собора принимали участие только русские мастера, причем, использовались только российские материалы, а на его создание ушло 10 лет. Высота собора приблизительно равна высоте двадцати пяти этажного дома, а купол в диаметре составляет 17 метров. Архитектором Андреем Воронихиным, который, кстати, был крепостным, было впервые задумано использовать в отделке купола металлические конструкции.

Собор по праву можно назвать музеем природного камня. Главным материалом для декорирования стен, капителей фризов, стал пористый известковый туф. Вся мощь и великолепие собора представлена во внешней колоннаде, состоящей из 96 колонн, а также  во внутренней колоннаде в 56 колонн. Мастера использовали карельский мрамор, яшму и порфир. Одними из самых знаменитых мастеров того времени, в духе эпохи  возрождения, Карлом Брюлловым и Федором Бруни, расписан Казанский собор изнутри. По сей день храм привлекает множество людей, любующихся его красотой и великолепием.

В России имеются и разрушенные храмы, которые ждут восстановления

В России есть и старые, и даже разрушенные храмы. Один из таких — это церковь Антипия Пергамского. Русскую церковь построили в конце 18 начала 19 века при помощи одного из купцов.

В 1930 году церковь закрыли и начали использовать ее под различные склады. Храм в 1999 году был возвращен русской православной церкви, но ремонтные работы в нем не начались. Если посмотреть на фото ниже, то можно увидеть, что от храма осталось только внешний вид здания.

Церковь Антипия Пергамского была построена на средства одного из богатых купцов

В деревне Шилово Можайского района, есть разрушенный храм Дмитрия Солунского. Храм был построен в стиле классицизма, и повторял московский храм Косьмы и Дамиана на Маросейке.

Один из известных храмов в честь Дмитрия Солунского, который по внешнему виду был схож с храмом Косьмы и Дамиана на Маросейке

О судьбе его практически ничего неизвестно. После событий 1917 года, этот храм был полностью закрыт, а колокольня была разобрана. В настоящее время храм находится в аварийном состоянии.

Будем молиться и надеяться, что те православные храмы России, которые еще не получили ремонтных работ, в итоге с помощью Божией будут восстановлены, и снова будут пускать к себе местных жителей для совершения молитв.

Собор эпохи Ивана Грозного в калужском селе

1 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1898 годГосударственная публичная историческая библиотека России

2 / 6

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 1941 год«Соборы.ру»

3 / 6

Вид собора с юга. 1969 год «Архнадзор»

4 / 6

Северо-восточная часть собора. 1960-е годы «Архнадзор»

5 / 6

Южный фасад собора. Вариант проекта реставрации 1991 года «Архнадзор»

6 / 6

Проект главы и постамента собора. Вид и разрез. 1991 год «Архнадзор»

Успенский собор бывшего города Перемышля (теперь тут село) — памятник, уникальный для провинции XVI века — и масштабом, и хитростью внутреннего устройства. Исследовавший собор реставратор Юрий Мосунов писал: «Перво­начально собор представлял собой необыкновенно сложную развитую струк­туру, которая по составу помещений, частей и элементов едва ли имела себе подобную среди построек времени Ивана Грозного».

Пятиглавый собор с трех сторон был окружен открытыми галереями. Под храмом находился подклетный  Подклет — нижний этаж храма. этаж, а еще ниже — подвалы, где были кладовые. Внутристенная лестница вела на хоры с двумя особыми палатами, предназначав­шимися для молитвы. Над апсидой находился тайник, основание центральной главы было решено в виде маленького храма, стоящего на сводах, и так далее. Исследователи отмечали странное сочетание сложности замысла и простоты фасадов, архаики и модных конструк­тивных приемов: судя по все­му, заказ князя выполнял «опытный зодчий, ментально принадлежащий ушед­шей эпохе». А может быть, напускная архаика является знаком опричнины, уважавшей строгость старых канонов: в 1562 году Иван Грозный отобрал Перемышль у героя взятия Казани, опального Михаила Воротынского, взяв город «на себя», то есть в свое оприч­ное владение, но через четыре года простил князя и вернул ему вотчину.

1 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2016 год Ducat 606 / Google maps

2 / 8

Собор Успения Пресвятой Богородицы в Перемышле. 2011 год Лобготт Пипзам / CC BY-SA 4.0

3 / 8

Внутри собора gorod.kaluga.ru

4 / 8

Фрагмент пилона и северного фасада в интерьере основного объема собора gorod.kaluga.ru

5 / 8

Внутри трапезной Wikimapia

6 / 8

Фрагмент интерьера подклета трапезной Wikimapia

7 / 8

Фрагмент фасада трапезной gorod.kaluga.ru

8 / 8

Внутри собора Wikimapia

В 1969 году был подготовлен проект срочных работ на аварийном памятнике, но едва работы начались, рухнули своды. С 1972 года собор лежит в руинах, и с тех пор не принималось никаких попыток консервации трех сохранившихся стен, расколотых трещинами на отдельные сегменты. В 2016 году стало извест­но о начале восста­новления храма, однако дело ограничилось молебном и во­дружением креста на колокольню.

Среди других пропадающих памятников XVI столетия (а сохранившиеся по­стройки этого времени редки для России) — разрушенные в войну и с тех пор позабытые Предтеченская церковь в селе Каменные Поляны, которое уже не существует, на окраине Ленинградской области и Ильинская в Конёчках, всего в 8 км от Пскова.

Русские храмы удивительны и неповторимы по своей архитектуре

В Кижи есть уникальная церковь, которая имеет 22 главы. По некоторым данным считается, что ранее было 25 глав. Это церковь в честь праздника Преображения Господня. Во внутренней отделке храме находилась и краска, и доски, и даже обои.

22
столько глав установлено на Преображенской церкви в Кижах

Реставраторам предстояла довольно тяжелая задача, так как необходимо было привести храм в подобающий вид, и убрать все временные наслоения. Они справились, православная архитектура этого храма была воссоздана.

В 1580 году состояние храма признали аварийным, и из него были вынесено все убранство.

В настоящее время церковь Преображения Господня в Кижи закрыта, так как находится в аварийном состоянии. Фото: zastavki.com

В настоящее время церковь находится на реконструкции и внутри нее попасть невозможно, но на территории есть музей-заповедник, в котором и расположена церковь

Стоит обратить внимание, насколько старые и одновременно величественные главы имеет этот храм

Храм на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия

Каменный храм недалеко от Нижнего Архыза в Карачаево-Черкесии возник в X веке, возможно еще до Крещения Руси. В этих местах находилась столица древнего государства Алания — жители этого города приняли христианство в 916 году.

Стены храма построены из песчаника, а крыша выстлана тонкими каменными плитами. Под ними находилась прослойка из бересты — такой прием не встречался ни в одном храме на территории Северного Кавказа. Внутри зодчие устроили единственную в Алании в те времена купель для крещения, а за храмом появилось кладбище. Церковь посвятили святому Николаю — небесному покровителю Николая Мистика, который тогда был константинопольским патриархом.

За всю историю здание ни разу не перестраивали, сейчас оно выглядит так же, как и 10 веков назад. На скалах недалеко от храма можно увидеть лик Иисуса Христа, написанный прямо на камнях.

В наше время храм пустует. Богослужения здесь проходят только раз в году — 6 мая, в день памяти Георгия Победоносца, самого почитаемого святого на Кавказе.

Подробнее о храме на Нижне-Архызском городище (Северный) в Республике Карачаево-Черкесия.

Рококо в Липецкой области

1 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 1930-е годыWikimedia Commons

2 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1947 годarch-heritage.livejournal.com

3 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годыe-Wiki

4 / 4

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 1970-е годы

Видны остатки скульптуры архангела в нише на фасаде.

e-Wiki

Покровская церковь в селе Репец (нынешняя Липецкая область) выстроена в 1760-е годы в усадьбе отставного гвардейца Кожина. Это постройка совер­шенно столичного уровня и один из немногих в России примеров рококо в архи­тектуре. Храм украшен уникальной, невероятно богатой лепниной с объем­ными растительными украшениями. Краеведы предполагали, что к постройке могли быть причастны знаменитые мастера уровня Растрелли или Ринальди, но почерк настолько своеобразен, что вероятнее предположить авторство неизвестного европейского мастера. Образ райского сада в интерьере Покров­ской церкви трактован почти буквально — вместо колонн в храме рас­ставлены гипсовые стволы деревьев. Среди памятников русской архитектуры XVIII века не сохранилось ничего подобного.

1 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы в селе Репец Липецкой области. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

2 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2015 год Артем Меньшиков / «Соборы.ру»

3 / 6

Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

4 / 6

Строительные леса вокруг церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

5 / 6

Строительные леса внутри церкви Покрова Пресвятой Богородицы rustemple.narod.ru

6 / 6

Усадебный дом Кожина. 2007 год Дмитрий Васильков / «Соборы.ру»

К сожалению, уцелело немногое. Стены стоят до сих пор, но разру­шение купола в 1942 году повлекло за собой медленную гибель интерь­ерной лепнины. В 2010 году были установлены леса и вычинены своды трапезной, но на том все и кончилось.

В 2014 году закрылась школа, располагавшаяся в главном доме, и усадьба стала совсем бесхозной. Драгоценный подлинник может убить не только разруха, но и некачествен­ная реставрация — опыта бережной консер­вации руин в России практически нет.

Еще один памятник, разрушенный настолько, что его остатки можно сохранить лишь с помощью консервации, — церковь Троицы в Пятой Горе, которая находится в 50 км к югу от Петербурга, в безлюдном и очень живописном месте. Разрушение кровли в 1960-е годы привело к размыванию стен. С 2010-х памятник словно стекает в землю, недавно рухнули западная и восточная полуротонды, обвалился фронтон одного из портиков. Многочисленные обращения общественников к Церкви и государству ни к чему не привели. Потрясающий опыт волонтеров, остановивших разрушение столь же пропащей церкви-руины в вологодском Крохино, вселяет надежду, но Ленинградская область пока не решилась на подобный поступок.

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Собор Василия Блаженного)

Яркий, словно игрушечный собор, расположенный в самом сердце России — на Красной площади, по праву считается символом Москвы.

О постройке собора в середине XVI века до сих пор ходят легенды, поскольку если заказчик известен, то на роль исполнителя претендуют сразу три человека. Известная версия об ослепленном мастере не подтверждена документально, но весьма распространена среди экскурсоводов.

Ставший в СССР музеем, храм долго был в бедственном положении, но в 1946 году был полностью восстановлен. С недавних пор здесь снова начали проводить богослужения, но и как музей его также можно посетить.

История

Раннее христианство распространялось на территории Римской империи в первых веках нашей эры, берущей начало от Рождества Христова. На территории бывшей Римской империи было два центра христианства: на западе — Рим и на востоке — Константинополь (Византия). На Русь христианство пришло из Византии. Там приняла веру первая христианская правительница Киевской Руси — княгиня Ольга, причисленная позднее к лику святых. После Крещения Руси в 988 году русская церковь пять столетий была метрополией Константинопольского патриархата.

Благодаря православию книги и грамотность распространялись на Руси. Проповедники христианства Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку и церковнославянский язык. Старославянская азбука стала основой для современных кириллических алфавитов, в том числе и русского.

В 1054 году произошёл великий раскол христианства на две ветви: Римскую католическую церковь и Православную с центром в Константинополе. Слово «православие» является переводом-калькой с греческого слова ὀρθοδοξία («ортодоксия») и означает «правильное славление», «правильное суждение», «правильное учение».

В 1438—1445 прошёл Ферраро-Флорентийский собор с участием западных и восточных иерархов с целью устранить разногласия между католицизмом и православием. После колебаний православные иерархи согласились признать нововведения Римской церкви. Была подписана Уния, воссоединяющая западную и восточную церкви. Однако уния была отвергнута духовенством и народом. В Византии по политическим соображениям сторонниками Унии стали только двор императора и патриарх, назначенный двором.

В 1441 году митрополит Киевский и всея Руси — Исидор был фактически свергнут, за то, что упомянул на литургии папу римского и зачитал документ о Флорентийской унии.

В 1448 году Московским Собором был избран митрополитом рязанский епископ Иона без согласования с Константинополем. Получив фактическую независимость, Русская Церковь оказалась в изоляции и попала под влияние светских властей.

В 1453 году Константинополь пал под напором турок-османов и Византийская империя прекратила существование.

Примерно в это время начала выкристаллизовываться великая религиозная и политическая идея «Третьего Рима», которая отчасти не потеряла значение и сегодня: «Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвёртому не бывать». Для русских вторым Римом был Константинополь, и после его падения Москва была названа третьим Римом. Миссия России — сохранение истинной веры и борьба с её врагами. Стало устойчивым словосочетание «Святая Русь». Римские папы тоже пропагандировали мысль, что русские цари — законные наследники Византии и должно бороться с турками. Двуглавый орёл — герб Византии был унаследован Россией.

В 1589—1593 годах Русская Церковь получила формальное признание своей независимости. Первым русским патриархом стал Иов и вплоть до петровских времён Русская Церковь управлялась патриархами.

В 1650—1660-х гг. патриарх Никон провёл реформу русского православия с целью унификации его с греческой обрядовой традицией. Многие верующие не приняли реформу, их стали называть староверами или старообрядцами.

Количество действующих храмов/приходов на территории РИ, СССР и на постсоветском пространстве, 1900—2000

С приходом к власти большевиков Православная церковь подверглась жесточайшим репрессиям. Коммунисты ставили целью полное уничтожение религии. Основная часть духовенства была расстреляна или находилась в лагерях. Церкви закрывались, разрушались или приспосабливались под хозяйственные нужды. Единая церковная структура была полностью уничтожена. Однако остались так называемые подпольные «катакомбные церкви», никак не связанные между собой.

В советские времена русская церковь не была уничтожена полностью во многом благодаря сотрудничеству с властями.

Предстоятели

  • свт. Иона (наречённый митрополит с 1442/1443, рукоположен Собором русских епископов 15 декабря 1448, + 31 марта 1461)

Московские и всея Руси митрополиты

  • свт. Феодосий (Бывальцев) (3 мая 1461 — 13 сентября 1464)
  • свт. Филипп I (11 ноября 1464 — 5 апреля 1473)
  • свт. Геронтий (29 июня 1473 — 28 мая 1489)
  • Зосима Брадатый (26 сентября 1490 — 9 февраля 1495)
  • свт. Симон Чиж (20/22 сентября 1495 — 30 апреля 1511)
  • Варлаам (3 августа 1511 — 18 декабря 1521)
  • Даниил Рязанец (27 февраля 1522 — 2 февраля 1539)
  • свт. Иоасаф (Скрипицын) (6 февраля 1539 — январь 1542)
  • свт. Макарий (19 марта 1542 — 31 декабря 1563)
  • Афанасий (5 марта 1564 — 16 мая 1566)
  • ? Герман (1566)
  • свт. Филипп II (Колычев) (25 июля 1566 — 4 ноября 1568)
  • Кирилл IV (11 ноября 1568 — 8 февраля 1572)
  • Антоний (май 1572 — нач. 1581)
  • Дионисий (февраль 1581 — 13 октября 1586)
  • свт. Иов (11 декабря 1586 — 23 января 1589)

Патриархи Московские и всея Руси

  • свт. Иов (23 января 1589 — 10 июня 1605)
  • Игнатий Грек (24/30 июня 1605 — 17 мая 1606)
  • сщмч. Ермоген (3 июня 1606 — 20 марта/1 мая 1611)
  • Игнатий Грек, 2-й раз (март — ? 1611)
    • Ефрем (Хвостов) (август 1611 — 26 декабря 1613/1614) управляющий, митр. Казанский.
    • Иона (Архангельский) (1614 — 21/24 июня 1619) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Филарет (Романов) (24 июня 1619 — 1 октября 1633)
  • Иоасаф I (6 февраля 1634 — 28/29 ноября 1640/1641)

    свт. Серапион (Сысоев) (28 ноября 1640 — 27 марта 1642) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иосиф (Дьяков) (27 марта 1642 — 15 апреля 1652)
  • Никон (Минин-Ларионов) (25 июля 1652 — 10 июля 1658 (12 декабря 1666))
    • Питирим (10 июля 1658 — 6 августа 1664) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Иона (Сысоевич) (6 августа — 20 декабря 1664) управляющий, митр. Ростовский
    • Павел III (24 декабря 1664 — февраль 1667) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
  • Иоасаф II (10 февраля 1667 — 17 февраля 1672)
  • Питирим (6/7 июля 1672 — 19 апреля 1673)

    Павел III (1673 — 1674) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)

  • Иоаким (Савелов) (26 июля 1674 — 17 марта 1690)
  • Адриан (24 августа 1690 — 16 октября 1700)
    • Трифиллий (Инихов) (16 октября 1700 — 16 декабря 1701) управляющий, митр. Крутицкий (Сарский)
    • Стефан (Яворский) (16 декабря 1701 — 14 февраля 1721) администратор, блюститель, викарий и экзарх патриаршего престола, митр. Рязанский
    • 1721 — 1917 — Святейший Правительствующий Синод
  • свт. Тихон (Белавин) (21 ноября 1917 — 7 апреля 1925)
    • сщисп. Агафангел (Преображенский) (13 мая 1922 — 25 июня 1923) доверенный патриаршими полномочиями
    • сщмч. Петр (Полянский) (12 апреля 1925 — 10/11 октября 1937) местоблюститель, управлял до 6 декабря 1925
      • Сергий (Страгородский) (6/14 декабря 1925 — 8 декабря 1926) заместитель местоблюстителя
      • Иосиф (Петровых) (8 декабря — 29 декабря 1926) заместитель местоблюстителя, митр. Ростовский
      • сщмч. Серафим (Самойлович) (29 декабря 1926 — 12 апреля 1927) заместитель местоблюстителя, архиеп. Угличский
      • Сергий (Страгородский) (12 апреля/20 мая 1927 — 27 декабря 1936) заместитель местоблюстителя
    • Сергий (Страгородский) (27 декабря 1936 — 12 сентября 1943) местоблюститель
  • Сергий (Страгородский) (12 сентября 1943 — 15 мая 1944)

    Алексий I (Симанский) (15 мая 1944 — 2 февраля 1945) местоблюститель, митр. Ленинградский

  • Алексий I (Симанский) ((2 февраля) 4 февраля 1945 — 17 апреля 1970)

    Пимен (Извеков) (18 апреля 1970 — 3 июня 1971) местоблюститель, митр. Крутицкий

  • Пимен (Извеков) ((2 июня) 3 июня 1971 — 3 мая 1990)

    Филарет (Денисенко) (3 мая — 7 июня 1990) местоблюститель, митр. Киевский

  • Алексий II (Ридигер) ((7 июня) 10 июня 1990 — 5 декабря 2008)

    Кирилл (Гундяев) (6 декабря 2008 — 27 января 2009) местоблюститель, митр. Смоленский

  • Кирилл (Гундяев) (с (27 января) 1 февраля 2009)

Исторические титулы предстоятеля

  • митрополит града Москвы и всеа Русии (? — 1589 )
  • патриарх града Москвы и всеа Русии или града Москвы и Великого Росийского царствия (упом. май 1589 )
  • патриарх Московский и всеа Росии (краткий титул, для полного добавляется: «и всех северных стран», упом. 1690 )
  • архиепископ Московский и всея России и всех Северных стран патриарх (упом. 1700)
  • патриарх Московский и всея России (1917 — упом. 1925)
  • патриарх Московский и всея Руси (с 1943)

Восстановление Патриаршества. Советские гонения

В начале XX века началась подготовка к созыву Всероссийского Церковного Собора. Созван был Собор только после Февральской революции — в году. Крупнейшим его деянием было восстановление Патриаршего управления Русской Церковью. Митрополит Московский Тихон был избран на этом Соборе Патриархом Московским и всея Руси (-).

Святитель Тихон прилагал все усилия, чтобы успокоить разрушительные страсти, раздутые революцией. В Послании Священного Собора от 11 ноября года говорилось: «Вместо обещанного лжеучителями нового общественного строения — кровавая распря строителей, вместо мира и братства народов — смешение языков и ожесточенная ненависть братьев. Люди, забывшие Бога, как голодные волки бросаются друг на друга… Оставьте безумную и нечестивую мечту лжеучителей, призывающих осуществить всемирное братство путем всемирного междоусобия! Вернитесь на путь Христов!»

Для большевиков, пришедших к власти в году, Русская Православная Церковь априори была идеологическим противником. Именно поэтому многие епископы, тысячи священников, монахов, монахинь и мирян были подвергнуты репрессиям вплоть до расстрела и потрясающих своей жестокостью убийств.

Когда в — годах советское правительство потребовало выдачи ценных священных предметов, дело дошло до рокового конфликта между Церковью и новой властью, решившей использовать ситуацию для полного и окончательного уничтожения Церкви.

В мае г. Патриарх Тихон (Белавин) был арестован и под контролем власти возник т.н. «обновленческий раскол», провозгласивший полную солидарность с целями революции. В раскол ушла значительная часть духовенства, однако массовой поддержки в народе он не получил. В июне г. Патриарх был освобожден и обновленческое движение пошло на убыль.

К началу Второй мировой войны церковная структура по всей стране была почти полностью ликвидирована. На свободе осталось лишь несколько епископов, которые могли исполнять свои обязанности. Во всем Советском Союзе было открыто для богослужений лишь несколько сотен храмов. Большая часть духовенства находилась в лагерях, где многие были убиты или пропали без вести.

Катастрофический для страны ход боевых действий в начале II Мировой войны заставил Сталина мобилизовать для обороны все национальные резервы, в том числе Русскую Православную Церковь в качестве народной моральной силы. Для богослужений открылись храмы. Священнослужители, включая епископов, были выпущены из лагерей. Русская Церковь не ограничилась только духовной поддержкой дела защиты находящегося в опасности Отечества — она оказала и материальную помощь, вплоть до обмундирования для армии, финансирования танковой колонны имени Димитрия Донского и эскадрильи имени Александра Невского.

Кульминацией этого процесса, который можно охарактеризовать как сближение государства и Церкви в «патриотическом единении», был прием Сталиным 4 сентября года Патриаршего Местоблюстителя митрополита Сергия (Страгородского) и митрополитов Алексия (Симанского) и Николая (Ярушевича).

На Соборе епископов г. митр. Сергий был избран Патриархом, а на Поместном Соборе г.- митр.Алексий. После этого большая часть т.н. «катакомбной церкви» по призыву еп. Афанасия (Сахарова), которого многие катакомбники считали своим духовным лидером, воссоединилась с Московской Патриархией.

С этого исторического момента начался короткий период «потепления» в отношениях Церкви с государством, однако Церковь непрестанно пребывала под государственным контролем, и любые попытки расширения ее деятельности вне стен храма встречали непреклонный отпор, включая административные санкции.

В в Москве было созвано масштабное Всеправославное совещание, после чего Русская Церковь была привлечена к активному участию в развернутому по инициативе Сталина международному движению «борьбы за мир и разоружение».

Трудным стало положение Русской Православной Церкви в конце так называемой «хрущевской оттепели», когда в угоду идеологическим установкам были закрыты тысячи церквей на всей территории Советского Союза. В «брежневский» период активное гонение на Церковь прекратилось, но никакого улучшения отношений с государством также
не имело места. Церковь оставалась под жестким контролем власти и верующие рассматривались как «граждане второго сорта».

Самый большой российский храм

Самый большой российский храм – главный храм столицы, в котором традиционно проводит церковные праздники патриарх Московский и Всея Руси. Это восстановленный храм Христа Спасителя.

Он производит впечатление идейного центра, возвышаясь на берегу Москвы-реки, недалеко от Кремлевской стены и Цветаевского музея.

Его золотые купола в сочетании с белоснежными стенами, украшенными лепными орнаментами, представляют идеальный образ «Дома Божьего». Созданный в «русском стиле», храм изначально строился в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 года.

Восстановленный в 2000 году, храм располагается на месте взорванного в 1931 г., в общей волне борьбы с религией и уничтожения соборов и церквей. В советские годы на этом месте располагался бассейн. Сегодня же традиция почитания Бога в праздничные дни влечет тысячи москвичей, и огромные очереди с вечера выстраиваются вокруг храма, например, в Рождественский сочельник и на Пасху.

Смольный собор Воскресения Христова построен в стиле барокко

Рассмотрим и другие соборы России. Один из них — это Смольный собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге. Это еще и один из жемчужин северной столицы

Если обратить внимание, то храм построен в стиле барокко, его величие и красота просто захватывает дух

Смольный собор в Санкт-Петербурге построен в стиле барокко. Фото: w-dog.ru

Это поистине уникальное здание, которое было построено по указу императрицы Елизаветы на месте Смольного дворца.  Именно в Смольном дворце никогда она сама и жила.

Также с высоты птичьего полета можно увидеть, что по плану этот храм представляет собой крест, в углах которого стоят 4 церкви. На фото ниже вы можете в этом убедиться. Архитекторы планировали построить только один купол, но Елизавета настояла на его пятиглавии.

Собор Воскресения Христова с высоты птичьего полета

Храм получился довольно необычным, так как все купола его совсем разных размеров и формы. Нижняя часть фасада похожа на дворец, чем на храм.

Также еще стоит обратить внимание на то, что визуально при приближении, здание немного уменьшается в размерах, но от этого оно не становится менее богатым и величественным

Казанский собор в Санкт-Петербурге

Дата постройки: 1801 год

Где находится: Санкт-Петербург, Казанская площадь, 2.

Как используется в настоящее время: кафедральный собор РПЦ.

Казанский собор был построен для хранения списка иконы Божией Матери Казанской, но стал памятником русской воинской славы в Отечественной войне 1812 года. В 1813 году в соборе был похоронен Михаил Кутузов, здесь хранились военные трофеи — французские знамена и штандарты, ключи от крепостей и городов.

Казанский собор был построен по указу императора Павла по мотивам собора Святого Петра в Ватикане, строительство осуществлялось уже при Александре I. Грандиозная колоннада в виде полукруга из 96 колонн высотой 13 метров стала украшением Невского проспекта. Над рядами колонн парит на 70-метровой высоте высокий купол. Величественный храм украшен рельефными панно, каменной резьбой, барельефами и статуями на фасадах собора.

Исаакиевский собор в Санкт Петербурге

Самый монументальный в северной столице и четвёртый по величине в мире Исаакиевский собор был построен по приказу императора Николая первого. Удивительная история возведения собора переносит нас  в самое начало 18 века, когда была построена церковь Исаакия Далмацкого, в которой венчался Петр 1 с Мартой Скавронской. По мере ветшания, на площади были заложены вторая и третья церкви. И только в начале 19 века к строительству нового собора был привлечён французский архитектор Огюст Монферран со своим новым проектом в стиле классицизм.

Возведение Исаакиевского собора было трудным и длилось почти на 40 лет. Только на возведение фундамента ушло 5 лет, так как болотистый грунт, на котором шло строительство, требовал большого внимания. Было вбито более 12 000 штук свай, которые призваны были держать собор на болотистой почве. Высота собора составляла 101,5 метр, а масса 300 тысяч тонн. Главный купол сделан не из дерева, а из металла, который был значительно легче. А внутреннее убранство храма было потрачено более 400 кг золота. Примечательно, что храм считается музеем, но в нем проходят богослужения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector