Византийские иконы

Источники

  • Бабуин, А. (2001). «Штандарты и знаки различия Византии». Byzantion: Revue internationale des études byzantines . 71 (1): 5–59.
  • Черноводяну, Дэн (1982). «Вклады в л’Этюд де л’еральдика византийского и поствизантийского». Jahrbuch der Österreichischen Byzantinik . 32 (2): 409–422.
  • Деннис, Джордж Т. (1981). «Византийские боевые флаги». Byzantinische Forschungen . 8 : 51–60.
  • Фурлас, А. (1980). «Adler und Doppeladler. Materialien zum» Adler in Byzanz «. Mit einem bibliographischen Anhang zur Adlerforschung». Филоксения: проф. Д-р Бернхард Кёттинг gewidmet von seinen griechischen Schülern (на немецком языке). Мюнстер: Ашендорф. С. 97–120. ISBN .
  • Герола, Г. (1934). «L’aquila bizantina e l’aquila imperiale a due teste». Феликс Равенна (на итальянском). 43 : 7–36.
  • Халдон, Джон (1990). Константин Порфирогенит. Три трактата об имперских военных экспедициях . Вена: Verlag der Österreichischen Akademie der Wissenschaften.
  • Холмс, Уильям Гордон (2003). Эпоха Юстиниана и Феодоры .
  • Каждан, Александр , под ред. (1991). Оксфордский словарь Византии . Оксфорд и Нью-Йорк: Издательство Оксфордского университета. ISBN 0-19-504652-8.
  • Лимберис, Василики (1994). Божественная наследница . Рутледж.
  • Macrides, Ruth J .; Munitiz, Joseph A .; Ангелов, Димитер (2013). Псевдо-Кодинос и Константинопольский двор: офисы и церемонии . Ashgate. ISBN 978-0-7546-6752-0.
  • Соловьев, А.В. (1935). «Иеральдические эмблемы Визанса и рабов». Семинарий Кондаковианум (на французском языке). 7 : 119–164.
  • Цамакда, Василики (2002). Иллюстрированная хроника Иоанна Скилица в Мадриде . Лейден: Александрос. ISBN 978-9-0806-4762-6.
  • Верпо, Жан, изд. (1966). Псевдо-кодино, Traité des Office (на французском). Национальный центр научных исследований.

Современное значение

С течением столетий герб России видоизменялся. У него то
появлялись, то исчезали некоторые элементы. У орла опускались и поднимались
крылья. В царские времена он был черного цвета, в современной России стал
золотым. Впрочем, в геральдике важен не точный внешний вид, а описание герба. И важнейшие
его элементы оставались неизменными.

Головы орла, развернутые в разные стороны, ранее символизировали
единство духовной и светской власти, власти патриарха и царя над русской
землей. По другой трактовке, одна из голов смотрит на Запад, другая на Восток.
Таким образом, они показывают единство и неделимость государства.

Три короны на гербе изначально обозначали завоеванные Московским
государством Астраханское, Сибирское и Казанское ханства. Впоследствии их перестали
так толковать. Сейчас малые короны символизируют множественность субъектов
России. Большая корона указывает на главенство федеральной власти и
федерального законодательства.

На груди орла изображен московский герб — щит со святым
Георгием, побивающим змея. Он символизирует ядро, вокруг которого собиралась
Россия.

Скипетр в одной лапе у орла ранее символизировал земную власть
монарха, сейчас — исполнительную вертикаль власти. Держава в другой лапе ранее —
власть, данную от Бога, сейчас — устойчивость и законность власти, ее способность
функционировать в любых обстоятельствах.

В современной трактовке герба России золотой двуглавый орел должен располагаться
на красном геральдическом щите.

Российские видоизменения

Став символом уже Московского государства (а затем Российской империи, Российской Федерации), двуглавый орел претерпел некоторые изменения:

  • Иван Третий совместил это изображение с московским гербом — Георгием Победоносцем, поражающим копьем змия.
  • В XVII веке в лапах у гербовой птицы стали изображать державу и скипетр. Это были традиционные регалии монархических государств.
  • Федором Иоанновичем между головами орла, увенчанного коронами, размещен православный крест. Это неслучайно — в 1589-м было учреждено патриаршество, что означало церковную независимость России.
  • При Михаиле Романове на грудь орла вновь добавили изображение святого Георгия Победоносца.
  • Павел Первый добавил на российский герб мальтийскую символику — корону и крест. При Александре Первом она была убрана.
  • После Отечественной войны орла стали изображать с расправленными опущенными крыльями. В лапах он стал держать венок, факел и молнии вместо державы и скипетра.
  • При Александре Втором геральдического символа коснулись самые серьезные изменения. Правитель для этого создал специальное Гербовое отделение. Изменили изображение как орла, так и Георгия Победоносца. Новый герб был утвержден в 1857 году. В таком виде он просуществовал вплоть до падения Российской империи в 1917-м.

Ее преемник, СССР, отменил царский геральдический знак. Вместо него стал использоваться совершенно иной герб — серп и молот.

Дополнительные перекладины

Ставротека. Византия. XII век. Италия. Нонантола. Аббатство Нонантола

Но параллельно с такими крестами встречаются и кресты, напоминающие об изначальной исторической форме (чаще всего, это относится к крестам-реликвариям, содержащим частицу Животворящего Древа). И хотя изображения сохраняют известную степень декоративности, но намеки на табличку и подножие исторического Креста, на котором был распят Спаситель, все же присутствуют в виде дополнительных перекладин. Перекладина вверху, таким образом, напоминает о табличке, а внизу – о подножии.

Часто встречается только верхняя перекладина. Этот вариант креста позднее вошел в западноевропейскую геральдику под названием  «патриаршего» или «архиепископского». Его изображение можно увидеть в гербах католических архиепископов (в отличие от гербов епископов, где крест только с одной перекладиной). Такой же крест с двумя перекладинами встречается в гербах великих герцогов Лотарингских (он так и называется – «лотарингский крест»), в современных гербах Венгрии, Словакии и Литвы.

Крест прп. Евфросинии Полоцкой. Изображение из книги «Белоруссия и Литва», 1889

Такую же форму имел исторический крест прп. Евфросинии Полоцкой – реликвия белорусского народа, который, к сожалению, был утрачен во время Великой Отечественной войны.Нижняя же перекладина, символизирующая подножие, могла изображаться в простой форме, как и остальные перекладины креста, но порой ей придавали некий условный объем (в той мере, как средневековое искусство его понимало).

Со временем нижняя перекладина стала эволюционировать и получила наклон, которому много позднее стали придавать отдельное символическое значение.

Крест восьмиконечный процветший. Миниатюра рукописи. Византия. XI век. Испания. Мадрид. Национальная Библиотека Испании

Такой крест со временем получил большее распространение на Руси, и именно эту форму стали позднее именовать «православной».

Разумеется, рассказать обо всех исторических формах креста в небольшой статье невозможно. Но мы и не ставили перед собой такую задачу. Нам бы хотелось донести одну простую мысль – восьмиконечный крест, который называется православным, – это лишь одна из форм крестов, принятых Церковью. Само наименование «православный», использующееся относительно креста, – довольно условное и позднее. И уж если историческая форма данного восьмиконечного креста и называется православной, то нельзя делать автоматический вывод о том, что другие исторические формы уже «неправославные» или того хуже – «масонские».

Церковь одинаково почитает различные формы крестов, которые так или иначе напоминают нам о крестной смерти и искупительном подвиге Господа Иисуса Христа.

Дмитрий Марченко

Примечание:

1. Цитируется по книге «Древнерусское искусство». М., 1975.

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Появление двуглавого орла

Двуглавый орел также считается гербом Византийской империи. Здесь это более распространенный символ. Но этот геральдический образ создали не византийцы. Он был заимствован у народов с более древней культурой.

Сегодня историки знают, что геральдический мотив двуглавого орла все еще принадлежал анатолийской традиции, а его истоки восходят к хеттской культуре. Византийцы начали использовать его как герб Византийской империи в последние годы существования государства.

Некоторые историки относят появление такой эмблемы в Византии к середине XI века. Объясняется, что именно тогда комнины (византийская имперская династия) могли перенять этот символ из рисунков на камнях хеттского периода в их родной Пафлагонии.

Но эта точка зрения по-прежнему считается ошибочной. Да, в декоративном искусстве Византии первые изображения двуглавого орла по-настоящему стали появляться только в 11 веке. Он стал имперским символом, гербом Византийской империи только при Палеологе (последней и наиболее устойчивой имперской династии Византии), уже в 13 веке.

также известно, что в XII веке этот символ использовала не только Византия. Ряд азиатских правителей также приняли эмблему двуглавого орла как элемент дворцового декора, как свою эмблему. Например, султаны Кей-Кубад, Салах-ад-Дин, династии Зангидов и Артукидов.

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

Внутреннее устройство

Все основные аспекты жизни государства решал император, который был, как считали многие в народе того времени, наместником Бога. Он фактически избирался большинством голосов представителей религии и армии в сенате.

Чаще всего корона переходила по наследству, то есть престол занимали династии.

Почему правители Византийской империи называли себя преемниками власти римских правителей? Дело в том, что империя была разделена на Западную (столица г. Рим) и Восточную (столица г. Константинополь). Первая под натиском варваров распалась на отдельные государства (современные Мальта, Испания, Италия, Алжир и др.).

Византийские императоры считали себя наследниками Великого Рима, которого уже не было.

Интересный факт: в государстве существовало так называемое римское правило, которое давало возможность императору самому писать законы.

Несмотря на это, в Византии существовали юридические комиссии. Административно-территориальное управление также было перенято от римлян.

Постоянные войны требовали от государства наличия хорошей армии и могущественного флота. Представители этих категорий имели хорошие условия жизни, да и были в приоритете у императора.

Дипломатия часто была в нейтральной форме. В качестве подарков посланцам других государств преподносилась живопись. Для закрепления союза с другими странами использовался брак между представителями этих государств.

Символ Палеологов

Фото герба Византийской империи вы можете рассмотреть в статье. Но это лишь символичное название двуглавого орла. Большинство историков считают его эмблемой последней византийской династии — Палеологов. Это был символ именно старших членов семьи. Известно, что его изображали на регалиях, вышивали на императорских одеждах. В частности, изображение мифической птицы можно было увидеть на сапогах последнего византийского императора Константина XI Палеолога.

Единожды орла можно было увидеть и на корабельном флаге — судна, на котором Иоанн VII Палеолог плыл к Ферраро-Флорентийскому собору. Свидетельство тому есть у Сфрандзи. Этот корабль изображен также на дверях Филарете, что в соборе Святого Петра.

Появление двуглавого орла в России (adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Заимствование нашим государством византийского герба датируют 1472 г. Именно тогда состоялся брак Великого Московского князя Ивана Третьего и византийской царевны Софьи из рода Палеологов. При этом правителе окончательно завершилось объединение русских земель. Были и другие значительные положительные изменения: полностью сошла на нет зависимость от Золотой Орды, стали налаживаться торговые связи с Западной Европой. Был принят Судебник — единый свод законов всего Московского государства.

Что подвигло Великого князя принять новый герб для государства? Прежде всего, желание выступать на международной арене наравне с западноевропейскими правителями. Кроме того, в гербе он хотел запечатлеть и образовавшуюся родственную связь с императорской династией. Породниться с византийским царственным родом тогда считалось великой честью для правителей даже самых могущественных государств.

Кроме того, такой герб подчеркивал важную для тех времен отечественной истории идею: «Москва — третий Рим, а четвертому — не бывать!»

Одноглавый орел

Обратимся к истории герба Византийской империи. Как преемница Римской империи, она продолжала использовать своим символом одноглавого орла, но достаточно редко.

Существовала даже такая должность, как «орлоносцы». Эти воины исполняли ту же миссию, что и римские аквилиферы. Это знаменоносцы, которые несли в своих руках легионных орлов. В частности, «орлоносцы» упоминаются в военном трактате «Стратегикон Маврикия». Но неизвестно, насколько их штандарты походили на римские аквилы.

На монетах герб Византийской империи, одноглавый орел, стали изображать с VII века. Иногда его можно было встретить на рельефах и печатях. Известно, что в последние века существования империи такой герб вышивали и на дворцовых тканях. Так, в иллюминированных рукописях можно увидеть изображения расшитых императорских подушек именно с одноглавыми орлами.

Священная корона Венгрии

1074–1077 годы. Парламентский дворец, Будапешт

1 / 3
Wikimedia Commons

2 / 3
Wikimedia Commons

3 / 3
Wikimedia Commons

Композиционный центр короны украшают эмалевые пластины с образами Христа и императора Михаила VII Дуки (вероятно, предназначенные для другого, неизвестного предмета, преподнесенного византийским василевсом правителю Венгрии и инкорпорированного в корону позднее). На одной стороне короны восседает Христос, окруженный архангелами Михаилом и Гавриилом и несколькими святыми (Георгием и Дмитрием, Козьмой и Дамианом), обращенными ликами к Царю Небесному. На другой стороне короны, будто отражающей ее фронтальную часть, по сторонам от византийского самодержца восседают его сын Константин и царь Венгрии Геза I. Они взирают на василевса c тем же видом покорности и подчинения, что и святые — на Высшего Судию.

По словам византийских панегиристов, обличье и регалии императора ромеев являлись видимым доказательством его величия и достоинств, подобно тому, как его фигура и движения воплощали идеал блистательной красоты. Любопытно, что в императорское платье, помимо самого Михаила VII, на венгерской короне облачены архангелы — это визуальное продолжение ораторской традиции уподобления императоров ангелам (например, Михаил Пселл в панегирике Константину IX Мономаху сравнивает сущность императора с бессмертными силами небесными, а Михаил Италик в одной из своих речей называет Иоанна II Комнина «ангелом Господним, ниспосланным, дабы проложить дорогу против врага»).

Представления византийцев о двух дворах, земном константинопольском и воображаемом небесном, не были зеркальны: император сравнивается не с Христом, а с ангелами, и лишь Христос восседает на троне, тогда как император и все его сюзерены изображены оплечно. Ясное выражение иерархии власти, заданное византийским художником, фиксировало идею о положении византийского монарха ровно посередине между Христом и прочими земными правителями.

Минологий Василия II

Начало XI века. Ватиканская библиотека

20 тысяч мучеников никомидийских. Миниатюра из Минология Василия II. Начало XI века

X–XI века в Византии стали временем больших агиографических  Агиография — совокупность житий святых и других жанров, посвященных жизни и деятельности святых, таких как чудеса, мученичества и проч. проектов вроде минология  Минологий — сборник житий святых, расположенных в порядке их поминовения в течение литургического года (с сентября по август). Симеона Метафраста, стилистической унификации житийных текстов и составления сборников, свободных от доиконоборческих маргинальных сюжетов.

Рукопись, ныне хранящаяся в Ватикане, была задумана как роскошный иллюстрированный сборник житий святых, преподнесенный императору (976–1025). Каждое житие занимает всего 16 строк на странице, тогда как остальная ее часть отведена под миниатюры. Это уникальный для византийского книгописания случай подчинения текста изображению: миниатюры были написаны первыми (на нескольких страницах область текста так и осталась пустой). Кодекс сохранил имена восьми художников, трудившихся над созданием 430 иллюстраций — беспрецедентный материал для анализа не только почерка мастеров, но и вопроса об их кооперации внутри артели.

Минологий Василия II — блистательный пример зрелого византийского искусства: на миниатюрах с портретами святых и сценами их мученичества найден тонкий баланс между имитацией реальности, характерной для Античности, и средневековой условностью и аскетичностью. Естественные, свойственные природе формы превращаются в геометрические; мягкие полутона — в золотой ассист  Ассист — линии, нанесенные золотом по красочному слою. Символизирует божественный свет.; лица с индивидуально-конкретными чертами — в застывшие симметричные лики.

Откуда пришло изображение двуглавого орла

Двуглавый орел – символ Российской Федерации. Однако на протяжении всей истории он присутствовал во многих культурах: Древней Персии, Римской и Византийской Империи, Скандинавии. Впервые двуглавый орел появился на русских монетах в конце 15 века. Иван III в 1497 году сделал черного орла официальной эмблемой Российского Императорского Двора. Данный символ использовался на официальных и личных гербах, почтовых марках, монетах, военных флагах и знаменах.

Иван III принял двуглавого орла из Византийской культуры после женитьбы на принцессе Софье Палеолог, дочери византийского императора в 1469 году. В 1497 году появилась первая официальная российская печать с двуглавым орлом. Некоторые историки и археологи считают, что символ двуглавого орла появился на Руси раньше, и отмечают, что в Византии он использовался как личный или религиозный символ, а не как государственный. Изображение гордой птицы появлялось на одежде и монетах императоров, символизируя единство. Ученые предполагают, что российские правители переняли этот символ от Священной Римской империи, или же он был завезен в Россию как православный христианский символ, который переняла христианская церковь.

Византийская геральдика

Существовали ли флаг и герб Византийской империи? В первую очередь отметим, что история византийской геральдики охватывает сравнительно небольшой период существования этого могущественного государства. Связано с тем, что геральдика появилась только в XII в.

На официальных государственных мероприятиях нередко использовали некоторые эмблемы и символы. Также их изображали на знаменах и щитах. Самыми распространенными такими символами были лабарум (государственное знамя великого императорского Рима) и крест.

Историкам также известно, что некоторые символы отображались и на печатях. Чаще всего это крест, изображение Богородицы и Иисуса Христа, различных святых. Однако по большей части это была более личная, нежели фамильная символика.

История Византии

Византийская империя является наследницей другой великой империи – Римской. В 395 году, после смерти римского императора Феодосия І произошло разделение Римской империи на Западную и Восточную. Разделение это было вызвано политическими причинами, а именно у императора было два сына, и вероятно, чтобы никого из них не обделить старший сын Флавий стал императором Восточной римской империи, а младший сын Гонорий – соответственно императором Западной римской империи. Сперва разделение это было чисто номинальным, и в глазах миллионов граждан сверхдержавы античности это была все та же одна большая Римская империя.

Но как мы знаем постепенно Римская империя стала клониться к своей гибели, чему в немалой степени способствовали как упадки нравов в самой империи, так и волны воинственных варварских племен, то и дело накатывавшие на границы империи. И вот уже в V веке Западная римская империя окончательно пала, вечный город Рим был захвачен и разграблен варварами, в эпохи античности пришел конец, наступило средневековье.

Но Восточная римская империя благодаря счастливому стечению обстоятельств уцелела, центр ее культурной и политической жизни сконцентрировался вокруг столицы новой империи Константинополя ставшего в средние века самым большим городом в Европе. Волны варваров прошли стороной, хотя, разумеется, тоже имели свое влияние, но например, от свирепого гуннского завоевателя Аттилы правители Восточной римской империи благоразумно предпочли откупиться золотом, нежели воевать. Да и разрушительный порыв варваров был направлен именно на Рим и Западную римскую империю, что спасло империю Восточную, из которой после падения империи Западной в V веке и образовалось новое великое государство Византия или Византийская империя.

Хотя население Византии и состояло преимущественно из греков, они всегда ощущали себя наследниками великой Римской империи и называли соответственно – «ромеями», что по-гречески значит «римлянами».

Само географическое положение Византии, раскинувшей свои владения сразу на трех континентах (Европе, Азии, Африке) сделало из Византийской империи своеобразный мостик между Западом и Востоком, страной, в которой смешались культуры разных народов. Все это наложило свой отпечаток на общественную и политическую жизнь, религиозно-философские идеи и конечно же искусство.

Условно историю Византийской империи историки разделяют на пять периодов, приведем их краткое описание:

  • Первый период первоначального расцвета империи, ее территориальных экспансий при императорах Юстиниане и Ираклии продлился с V по VIII век. В этот период происходит активный рассвет византийской экономики, культуры, военного дела.
  • Второй период начался с правления византийского императора Льва ІІІ Исавра, он продлился с 717 по 867 год. В это время империя с одной стороны достигает величайшего развития своей культуры, но с другой он омрачается многочисленными смутами, в том числе религиозными (иконоборчеством), о чем напишем детальнее дальше.
  • Третий период характеризуется с одной стороны окончанием смут и переходу к относительной стабильности, с другой постоянными войнами с внешними врагами, он продлился с 867 по 1081 год. Интересно, что в этот период Византия активно воюет со своими соседями болгарами и нашими далекими предками, русичами. Да, именно на этот период приходятся походы наших Киевских князей Олега (Вещего), Игоря, Святослава на Царьград (как на Руси называли столицу Византии Константинополь).
  • Четвертый период начался с правления династии Комнинов, первый император Алексей Комнин взошел на византийский престол в 1081 году. Также этот период известен как «Комнинское возрождение», название говорит само за себя, в этот период Византия возрождает свое культурное и политическое величие, несколько поблекшее после смут и постоянных войн. Комнины оказались мудрыми правителями, умело балансируя в тех непростых условиях, в которых оказалась Византия в то время: с Востока границы империи все активнее теснили турки-сельджуки, с Запада дышала католическая Европа, считающая православных византийцев отступниками и еретиками, что немногим лучше неверных мусульман.
  • Пятый период характеризуется упадком Византии, приведшем, в результате, к ее гибели. Он продлился с 1261 года по 1453 год. В этот период Византия ведет отчаянную и неравную борьбу за выживание. Набравшая силу Османская империя, новая, на этот раз мусульманская сверхдержава средневековья, окончательно смела Византию.
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector