15 лучших российских фильмов 2020 года

«Неадекватные люди 2»

MEGOGO Studios

Первая часть «Неадекватных людей» Романа Каримова, собравшая десять лет назад все мыслимые призы фестиваля «Окно в Европу», была хоть и местами взаправду неадекватной, но в целом вполне традиционной комедией о горестях и прелестях незрелых отношений. Тем поразительнее тот путь, который проделали герои и режиссер за декаду, потому что «Неадекватные люди 2″ — это уже настоящая семейная сага. Трусливый лев (Игорь Любимов) и вчерашняя школьница (Ингрид Олеринская) расстаются, а их общий друг — жестокий психолог (Евгений Цыганов, которому наконец-то есть что играть) — советует им не сближаться как можно дольше. И из этой предпосылки вдруг рождается серьезная драма с размахом «Брачной истории» и «Ла-Ла Ленда» (серьезно!). Причем нелинейное повествование и постоянная смена рассказчиков превращают ее в хронологическую головоломку с логикой «Довода» (и снова серьезно!). А то обстоятельство, что героиня решает перековать свою свободу в карьеру, еще и делает фильм российским производственным романом, который оказался ближе всех к «Социальной сети» (да, это тоже серьезно). В общем, «Неадекватные люди 2″ — это и правда самый неожиданный сюрприз года.

Режиссер и съемки

Режиссером фильма «Доктор Лиза» выступает Оксана Карас (“Выше неба”, “У ангела ангина”, “Хороший мальчик”). На ее счету победа на одном из престижнейших фестивалей отечественного синематографа «Кинотавр» в 2016 году.

Оксана Карас

Карас в своем новом фильме основывается не только на сценарии, написанном Натальей Кудрашовой («Утро Лизы», «Петербург. Только по любви», «Аничков мост»), Алексеем Илюшкиным («Ноль») и Аленой Санько («Саквояж со светлым будущим», «Защита», «Никита Михалков»), но и на воспоминаниях близких друзей Глинки.

Продюсируют кинокартину Джаник Файзиев, Рафаел Минасбекян и Александр Бондарев. По некоторым данным, часть средств на съемочный процесс было выделено Министерством культуры.

В конце мая 2019 года создатели закончили съемки (длительность – 35 дней) и приступили к монтажу картины. В фильме показаны места, где сама доктор Лиза проводила много времени, например, штаб-квартира организации “Справедливая помощь” и даже квартира, где проживала Елизавета Глинка.

Помощь в России и за рубежом

Елизавета Глинка родилась 20 февраля 1962 года в Москве. По первому образованию она детский реаниматолог-анестезиолог. Позже Глинка получила диплом по специальности паллиативная медицина. В начале 1990-х она некоторое время жила в США, где изучала опыт создания хосписов, который позже использовала в России.

В 2007 году Глинка основала общественную организацию «Справедливая помощь». Её сотрудники занимались широким спектром гуманитарных вопросов, помогая неизлечимо больным людям, малообеспеченным категориям граждан и бездомным. 

Если в стране случалась беда, Доктор Лиза и «Справедливая помощь» никогда не оставались в стороне. Во время пожаров 2010 года организация занималась сбором средств для пострадавших. Не оставили они и тех, кого затронуло наводнение в Крымске в 2012 году.

Гуманитарная деятельность Доктора Лизы в Донбассе получила поддержку со стороны российского руководства. Благодаря этому в проект были вовлечены МЧС, Минздрав и Следственный комитет Российской Федерации.

После начала военной операции России в Сирии Глинка стала заниматься организацией гуманитарной помощи жителям этой арабской республики. Она привозила туда лекарства и помогала наладить работу медиков на месте.

  • Исполнительный директор фонда «Справедливая помощь», член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при президенте РФ Елизавета Глинка в Республиканской клинической больнице в Донецке перед отправкой тяжелобольных детей из Донецкой народной республики (ДНР) на лечение в Россию
  • РИА Новости

25 декабря 2016 направлявшийся в Сирию авиалайнер Ту-154Б-2 ВВС России, на котором находилась Елизавета Глинка, разбился недалеко от Сочи. Никто из 92 человек, находившихся на борту, не выжил.

После гибели Глинки её имя было присвоено ряду учреждений. Среди них — Евпаторийский военный детский клинический санаторий, Республиканская детская клиническая больница в Грозном и Средняя общеобразовательная школа №214 в Новосибирске.

«Прожила одну жизнь как десять»

Автором идеи и продюсером фильма про Доктора Лизу стал её друг, волонтёр фонда «Справедливая помощь» Александр Бондарев. По его собственному признанию, после гибели Глинки он долгое время публиковал краткие рассказы о дружбе с ней в социальной сети. 

«Неожиданно мне позвонил глава дирекции игрового кино телеканала НТВ Вадим Островский и сказал, что прочитал мои посты, предложил сделать кино. И настолько это предложение для меня было неожиданно, с одной стороны, а с другой — абсолютно правильно, что буквально через неделю мы встретились и всё обсудили», — отметил Бондарев. 

Позднее к проекту подключились генеральный продюсер НТВ Тимур Вайнштейн и гендиректор группы компаний ГПМ КИТ (в которую входит «Киностудия КИТ») Рафаел Минасбекян. Своё согласие на проект дал и муж Доктора Лизы Глеб Глинка. Самым сложным, признался Бондарев, было найти сценариста фильма. 

Как отметил генеральный директор «Киностудии КИТ» Джаник Файзиев, художественный фильм о Докторе Лизе — это прежде всего возможность отдать дань уважения её деятельности и стремлениям.

«Лиза Глинка — это человек с безразмерной душой и стальным характером. Её труд был обращён к той части населения, которую общество старается не замечать, — отметил он

— Об этой незаметной, но бесконечно важной работе, о делах, которые устремлены в сердца людей, которым предельно нужна помощь, — об этом мы хотим сделать наше кино, которое внутренне мы все воспринимаем как кинематографический панегирик светлому и невероятно сильному человеку». 

«Нам бы очень хотелось, чтобы получился фильм, посмотрев который зритель мог разделить наше светлое чувство благодарности к женщине, которая чувствовала чужую боль острее своей, — сказал генеральный директор группы компаний ГПМ КИТ Рафаел Минасбекян. — Я думаю, в наше время именно неравнодушие даёт шанс миру сохранить себя и стать лучше».

  • Константин Хабенский на съёмках фильма о Докторе Лизе

Постановкой фильма занимается режиссёр картины «Хороший мальчик» Оксана Карас. Главные роли в ленте исполняют Чулпан Хаматова и Константин Хабенский.

По признанию Чулпан Хаматовой, играть Доктора Лизу она согласилась не сразу, поскольку воплощать такую личность на экране — «слишком большая ответственность». 

«Такой объём личности, и столько дел в её жизни, поэтому эта роль очень воодушевляет, а с другой стороны — пугает. Интересно показать этот азарт: почему человек помогает другому, почему Лиза не проходит мимо, почему в принципе человек не должен проходить мимо чужого горя», — отметила Хаматова. 

В касте также значатся польский актёр Анджей Хыра, Андрей Бурковский, Тимофей Трибунцев, Юлия Ауг, Татьяна Догилева и Елена Коренева.

Интересные факты

Несмотря на то, что на территории страны и широко за ее пределами практически нет людей, не знакомых с деятельностью Доктора Лизы, стоит напомнить следующие факты:

  • Елизавета Глинка являлась создателем уникальной организации «Справедливая помощь» и самостоятельно протягивала руку всем нуждающимся несмотря на социальные статусы, степень и серьезность заболеваний;
  • Она помогала Первому Московскому хоспису, принимала участие в создании хосписа в Киеве. Елизавета Глинка оказывала помощь бездомным, онкобольным и малообеспеченным людям;
  • Доктор Лиза погибла при крушении самолета Ту-154 в Черном море. Женщина везла медикаменты для пострадавших в Сирии людей. На борту также был знаменитый ансамбль имени Александрова и журналисты. В общей сложности погибло 84 человека;
  • 25 декабря 2016 года на территории Белоруссии и РФ был объявлен траур в память о погибших.

В 2019 году началась работа над фильмом «Доктор Лиза», дата выхода назначена на 22 октября 2020 года, трейлер появился в сети, актеры наверняка покажут высший пилотаж в этой новой кинокартине о женщине, потерю которой оплакивала вся страна.

«Пугало»

ПРОвзгляд

История деревенской знахарки, которая впитывает чужую боль, чтобы заплатить за свой грех; пронзительная притча о сельской юродивой, о суровой земле и о благородной душе в неказистом теле. А еще — долгожданное признание якутского кинематографа «Кинотавром», случившееся, правда, уже после того, как якуты победили на омском «Движении» и ММКФ и оставили свой след на фестивалях в Выборге, Торонто, Берлине и южнокорейском Пусане. Но лучше поздно, чем никогда. При этом «Пугало» — не лучший фильм якутского учителя Дмитрия Давыдова: в сельском «Костре на ветру» было больше живописи и поэзии, а в городском «Нет бога кроме меня» было больше отважных экспериментов с камерой и повествованием. Но на «Кинотавре» режиссер в очередной раз доказал, что у него (как и у героини) есть дар, поэтому с жадностью ждем того, что он снимет дальше.

«Спутник»

Медиа-Телеком

Как и боди-боевик «Папа, сдохни» год назад, сайфай-хоррор «Спутник» был прохладно встречен на родине, но удивил всех за границей: картина была успешно продана в самые разные страны, объехала все значимые фестивали и какое-то время возглавляла чарты iTunes. В сценарии фильма о том, как советский космонавт (Петр Федоров) в собственном теле привез на Землю паразита, женщина-психолог (Оксана Акиньшина) помогла летчику-герою разобраться в себе, а военный (Федор Бондарчук) потерял голову от амбиций, и правда много досадных нестыковок. Но режиссерский талант дебютанта Егора Абраменко поражает — так работать с пространством, светом, музыкой и вообще каждым кадром у нас не умеют и многие ветераны. Так что «Спутник» — честная «бэшка». Да еще и с сеттингом, который уравновешивает многие ее сюжетные недостатки.

«Распутье»

МетрономФильм

«Распутье» — двойник «Текста», снятый чуть раньше, но до зрителя до сих пор не добравшийся: пока что его показывали лишь на декабрьском кинофестивале «Окно в Европу». При этом дебют Георгия Лялина мало чем уступает работе опытного Клима Шипенко, а актер Роман Евдокимов (которого уже прославил «Перевал Дятлова») — и вовсе ровня Александру Петрову. Завязка такая: честолюбивый, но нечистоплотный парень из провинциального Советска пытается преуспеть в Москве. Тайком сливает из фур бензин для бандитов, готовится жениться на дочери чиновника и деловито оформляет себе то ли красный диплом, то ли кандидатскую диссертацию. Но родная земля помнит, а корни тянут — и герой на пару дней едет в Советск, чтобы похоронить отца и продать его дом. И оказывается в вестерне с серым снегом, по которому уже не раз шагали Юрий Быков, Петр Буслов и Алексей Балабанов. Да еще и с нечужой гражданской войной по соседству: события происходят то ли в конце 2014, то ли в начале 2015 года. Больше всего в «Распутье» удивляет мастерски написанный сценарий. Ставки каждые пару минут повышаются, новые обстоятельства постоянно усложняют жизнь героя, и если бы не пара откровенных промашек (ну кто берет свою девушку и водителя «Яндекс.Такси» на стрелку с двумя бандами сразу?), то этот лихой фильм был бы достоин и первого места в нашем рейтинге. Но на нем, как водится, якуты.

«Китобой»

ПРОвзгляд

Еще один финалист «Кинотавра» — прошедший настоящий производственный ад (работа над лентой шла почти десять лет) дебютный фильм Филиппа Юрьева о чукотском мальчике, который влюбился в американскую вебкам-модель и ради этой химеры пустился в заокеанскую одиссею. Трогательный роман воспитания, затейливая географическая мистификация, остроумный комментарий по поводу нашего влечения к Америке — и просто красивое и поэтичное кино. А еще это своего рода анти-«Левиафан», смешная тень несмешного чудовища. Что тоже полезно.

Якутское «Пугало» и чукотский «Китобой» — триумфаторы «Кинотавра». Почему они?

«Конференция»

Планета Информ

Чрезвычайно важный и просто удачный фильм, благодаря которому современная культура (а ютьюб-фильмы Катерины Гордеевой и Юрия Дудя — ее авангардная часть) продолжает разрушать заговор молчания вокруг табуированных тем нашего прошлого, в том числе и совсем недавнего. «Конференция» — история о жертвах «Норд-Оста», которые в годовщину теракта собираются в ДК на Дубровке, чтобы отрефлексировать свою коллективную травму, выработать общий язык для разговора о боли, вине, стыде и страхе. К концу истории становится ясно, что сам «Норд-Ост» — только обрамление для частной семейной драмы, но от этого даже лучше. Когда о ценности каждого отдельного человека неохотно вспоминает не только государство, но и искусство, каждый такой фильм нужен и дорог.

Память, говори: «Конференция» Ивана И. Твердовского — пронзительный фильм о «Норд-Осте»

«Черный снег»

Для нас это лучший российский фильм года — и не из снобских соображений, что больше его никто толком не видел, а из-за того необычайного достоинства, которое исходит от каждого его кадра. Это снова лаконичная притча из Якутии — история о дальнобойщике, который наживы ради спаивает водкой родную деревню и не замечает, как судьба выставляет ему счет. После очередного рейса герой окажется в ловушке у собственного «камаза» в ночной степи — и в борьбе за жизнь пройдет через те же испытания, что и персонажи «Выжившего» и «127 часов». Обычно якутское кино скрывает свои производственные огрехи с помощью живописных пейзажей, причудливого языка и наивной витальности, но «Черный снег» Степана Бурнашева (к слову, это уже десятый фильм режиссера) — не тот случай: здесь выверен каждый кадр и каждый звук. И зрителю в зале будет и страшно, и больно, и грустно, и холодно — но точно не скучно.

Актерский состав

В кинофильме «Доктор Лиза» примут участие актеры, которые не только занимают достойные места на отечественном звездном Олимпе, но и были лично знакомы с этой великой женщиной:

  • Елизавету Глинку сыграет Чулпан Хаматова («Доктор Живаго», «Страна глухих», «72 метра», «Гуд бай, Ленин»). Режиссер утверждает, что главная роль досталась Хаматовой не только из-за того, что у них с Глинкой есть внешнее сходство, но и по той причине, что Чулпан и Елизавета были знакомы лично;
  • Доктора Шевкунова исполнит Константин Хабенский («Небесный суд», «Домовой», «Адмирал», «Метод», «Статский советник»);
  • Мужа Глинки сыграет Анджей Хыра («Ведьмак», «Катынь», «11 минут»);
  • Одна из ролей в проекте досталась бывшему квнщику и талантливому молодому актеру Андрею Бурковскому («Трезвый водитель», «Звоните ДиКаприо», «Адаптация», «Последний из Магикян»).

В фильме также задействованы:

  • Алексей Агранович («Русский бес», «О чем говорят мужчины», «Затворник», «Частица Вселенной»);
  • Тимофей Трибунцев («Одесса-мама», «Пелагия и белый бульдог», «Домашний арест», «Старое ружье»);
  • Елена Коренева («Тот самый Мюнхаузен», «Романс о влюбленных», «Сватовство гусара»);
  • Юлия Ауг («С чего начинается Родина», «Екатерина», «Ученик», «Нарушение правил»); Татьяна Догилева («Участок», «Забытая мелодия для флейты», «Восток-запад», «Покровские ворота»)
  • Алексей Вертков («Анна Каренина», «Сын отца народов», «Палата №6»);
  • Татьяна Догилева (“Забытая мелодия для флейты”).

«Блокадный дневник»

Киностудия «Сентябрь»

Победитель ММКФ, который так странно смотрелся на фоне блокбастера «Серебряные коньки», фестиваль открывшего: в одном фильме зимний Петербург яркий, нарядный и пышущий жизнью, в другом — черно-белый, замерзший и отданный на растерзание смерти. Но близость к ней обостряет все человеческое — и в героях, и в авторе (предыдущий фильм режиссера Андрея Зайцева — подростковая мелодрама «14+», так что двухчасовое полотно про блокаду — его личный подвиг), и в зрителе. «Блокадный дневник» описывает один день из жизни Ольги Берггольц, легендарной поэтессы, которую называли «ленинградской Мадонной» и которая, выступая на радио со своими стихами, не давала городу уснуть и замерзнуть. Во время войны Берггольц потеряла мужа. Фильм начинается с ее попытки похоронить его, а продолжается страшной и медленной одиссеей через обледеневший и обезлюдевший город. «Блокадный дневник» невозможно воспринимать как кино: любые художественные приемы в разговоре на такую тему попросту бессильны и неуместны. Но этот фильм в свое время сам станет важным документальным свидетельством того, что люди в 2020 году думали и чувствовали (или не думали и не чувствовали) о блокаде. Его нужно посмотреть — даже и через силу.

«Дорогие товарищи»

Дисней Студиос

Черно-белая реконструкция трагедии, случившейся в Новочеркасске в 1962 году, когда обреченные на нищету и голод рабочие захватили завод, а власти ответили на мирную демонстрацию ружейным огнем и советским судом. Режиссер Андрей Кончаловский чувствует, что не ему рассказывать о случившемся с точки зрения бунтующего народа, — и выбирает своим проводником в этой истории партийную работницу. Ее с волчьей силой играет Юлия Высоцкая, сама родившаяся в Новочеркасске. И получается не столько злободневный комментарий, сколько вневременная, античная по структуре и масштабу трагедия, деморализующая и своей выразительной мощью, и коварной мыслью, что в России в отношениях людей и власти не изменится ничто и никогда. Разве что станет хуже.

«Серебряные коньки»

Централ Партнершип

Редкий российский «святочный» фильм, который не страшно рекомендовать всем: и взрослым, и подросткам; и тем, кто не доверяет отечественному кино, и тем, кто только его и смотрит; и почвенникам, в конце концов, и либералам. Настоящая рождественская сказка, которая не теряет связи с реальностью, но все равно предоставляет убежище от нее. Подражание «Титанику», «Анастасии» и всем остальным — но невольное (потому что архетипы едины для всех) и самобытное (потому что такого Санкт-Петербурга, как здесь, нет нигде). Сознательно упрощенная драма — но с одним по‑настоящему трагическим героем (его играет Юрий Борисов), который уже месяц не выходит у зрителей из головы. В общем, честная новогодняя ярмарка и аттракцион неслыханной щедрости — и все это в одном фильме.

«Анастасия» — на «Титанике», а «Холоп» — на «Льду». Почему «Серебряные коньки» — самый симпатичный в этом году праздничный фильм

Сюжет

Если говорить об описании сюжета новой, уже посмертной, художественной картины об этой сильной женщине, то по режиссерской задумке фильм опишет один день Доктора Лизы. Глинка с супругом Глебом собираются отпраздновать годовщину свадьбы с самыми близкими людьми – близкими друзьями и приехавшими к родителям сыновьями. В этот день у Лизы, как общественного деятеля и создателя благотворительной организации «Справедливая помощь» всего одно дело – прием пациентов у Павелецкого вокзала. Но в случае, когда ты филантроп и Врач с большой буквы, даже такое простое мероприятие может таить в себе массу неожиданностей.

Человек из Подольска

Жанр: комедия, драма
Зрительский рейтинг: ️ 7.2 (КиноПоиск)
Режиссёр: Семён Серзин
В ролях: Вадик Королев, Виктория Исакова, Владимир Майзингер, Михаил Касапов

О чем: Обыкновенный человек попадает в полицейский участок и отвечает на странные вопросы

Николай живёт в подмосковном Подольске, работает в районной газете, мечтает стать музыкантом и съездить в Амстердам.

Однажды его задерживает московский полицейский патруль и в отделении начинается страшный, временами смешной аттракцион: полицейские оказываются настоящими интеллектуалами, которые задают странные вопросы, и кажется, что они знают о герое вообще всё. Как такое может быть и чем всё закончится?

Смотреть фильм в ТНТ Premier

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector