Уходящая красота: деревянное зодчество русского севера

Содержание:

Русь деревянная. Изба — макрокосм русского масштаба

Архитектура Древней Руси — уникальное явление в истории архитектуры. Несмотря на мощь каменных форм и зачастую крепостной характер белокаменных монолитов, она не может не восхищать своей красотой. Пожалуй, сейчас это единственные сооружения, которые дают почувствовать аромат давно ушедших веков с былинными богатырями и варварскими племенами монголо-татар. Но путь до белокаменной архитектуры был очень непростым и долгим. А начинался он с деревянной избы.

Не каждый житель современного мегаполиса был в настоящей русской избе. Большинство старых деревенек безвозвратно уходят в прошлое, некоторые же, наоборот, застраиваются особняками, иногда в неорусском стиле: многие не хотят расставаться с духом старины.

Если же говорить о конструкции настоящей русской избы, то она представляет собой деревянный сруб (или два сруба), покрытый двускатной, реже — четырехскатной крышей. Четыре бревна, сложенные в прямоугольник, соединялись по углам дома с помощью врубок, образуя венец. Существовало два типа врубок: «в обло» («в чашу»), который встречается в очень старых зданиях и деревенских избах, и «в лапу» — сложнее первого, но более экономный. Венцы накладывались друг на друга, и получался сруб. Для постройки больших зданий соединяли несколько срубов.

Рубленые дома-избы часто украшались, особенно на севере, резьбой. Наличники окон, ставни, ворота — на них в кружевной деревянный орнамент включались причудливые фигуры фантастических существ. Изба становилась очень нарядной!

Большая часть деревянных домов, которыми застраивались древнерусские города, мало чем отличались от крестьянской избы. Некоторые дома строились двухэтажными, многие ставились на подклет — полуподвальный этаж, служивший для хозяйственных целей. В простом одноэтажном деревянном доме помимо основного помещения — горницы — было еще дополнительное — жилое. А к срубу примыкали сени — входная часть дома. Интересно, что сейчас слово «сени» мы почти не употребляем. Зато в обиходе французский вариант — вестибюль!

В центре избы ставилась большая печь, обогревавшая всю постройку и получившая наименование русской. От нее зависело все — и тепло, и благополучие человека.

Вышгороды и оборонительные постройки

«Оборонное зодчество — одна из ветвей русской деревянной архитектуры, ее неотъемлемая часть. Большинство деревянных крепостей стали основой для развития на их базе русских городов.» (Н. П. Крадин. Русское деревянное оборонное зодчество., М., 1988) Наиболее известные строения оборонительного деревянного зодчества — башни сибирских острогов, а также проездная башня Николо-Карельского монастыря (вторая половина XVII века). Крепости более раннего времени изучаются в основном по материалам археологов, старинным гравюрам, чертежам и изображениям на иконах.

Для русских деревянных укреплений характерны такие части как ров, насыпной вал и городские стены. Крепости, как правило, строились на естественном возвышении, чаще всего на мысу при впадении одной реки в другую. Поэтому во многих славянских землях городские укрепления и крепости именовались «вышгородами».

Примитивные ограждения VIII—IX вв. лишали врагов возможности внезапно ворваться в поселение и служили прикрытием защитников крепости. Деревянные стены русских укреплений, появившиеся с середины X века, были значительно более прочными. Они представляли собой бревенчатые срубы, скрепленные на определенных расстояниях короткими отрезками поперечных стенок, соединенных с продольными «вобло».

Стены достигали в высоту примерно 3—5 м. В верхней части их снабжали боевым ходом в виде балкона или галереи, проходящей вдоль стены с ее внутренней стороны и прикрытой снаружи бревенчатым же бруствером.

В основе любого северного храма лежит четырехгранный, восьмигранный или крещатый в плане сруб. А иногда сразу несколько

Многообразие и внешняя сложность северных храмов наводят на мысль, что разобраться в их архитектуре под силу только профессионалам. Но на самом деле, на базовом уровне принципы их строительства понять не так сложно.

Во-первых, в основании любой деревянной церкви лежит сруб. На Севере встречаются квадратные, восьмигранные и крещатые срубы. Самый распространенный тип храмов на Севере — имеющий в основе четверик (четырехгранный или, как его еще называют, четырехстенный сруб), на который сверху поставлен восьмерик (то есть восьмигранный сруб) — обыкновенно более высокий. Эта конструкция называется «восьмерик на четверике».

Кижи во время реставрации. Колокольня  — типичный образец восьмерика на четверике.

Во-вторых, бывают случаи, когда в основании храма лежат два или три разных по размеру восьмигранных сруба — тогда они ставятся один на другой, что придает храму сужающуюся кверху форму. Обычно каждый последующий восьмерик меньше предыдущего — за счет чего и достигается сужение кверху (как например, в храме Преображения Господня в Кижах).

И наконец, есть еще один вариант расположения восьмериков. Он называется «восьмерики с повалом» и распростанен в Прионежье. В этом случае каждый следующий восьмерик чуть шире предыдущего, за счет чего зодчие добивались сильного зрительного эффекта. Так была построена, например, Успенская церковь в Кондопоге.

4

8 характеристик русского деревянного зодчества

  1. Бережное отношение к окружающей среде.
  2. Единственность строительного материала.
  3. Следование традиционным способам и приёмам возведения построек.
  4. Взаимосвязь дерева с мироощущением и потребностями человека.
  5. Сочетание эффективного, логичного и творческого использования природных форм дерева в сооружении.
  6. Слияние практичности и красоты.
  7. Способность постройки длительно выполнять требуемые функции в определённых условиях.
  8. Возможность разборки и перевозки.

Отношение к дереву русских зодчих

Не каждое дерево могло стать строительным материалом

Кроме породы леса, времени и способа заготовки строители-«древодели» обращали внимание на все естественные конструктивные, эстетические качества дерева и на его мифологическое значение

Например, конструктивная деталь безгвоздевой крестьянской крыши — «курица». В.И.Даль дает точное функциональное определение: «курица в значении крюка, кокоры на кровлю». Делали их из тонкоствольной ели, крюк (окручье) вытесывали из её корневища. Кроме практической, она выполняла декоративную функцию и оберегательную. Мифологически ель относится к миру предков, а живущие обращались к предкам с просьбой о защите. (Кликайте на картинку для увеличения изображения)

Это же можно говорить в отношении повала сруба, который увеличивает свес крыши и защищает стены от осадков, подчёркивая в то же время красоту и выразительность завершения бревенчатых стен. Консольные выпуски брёвен, несущие крыльца, гульбища, балконы и другие детали украшали символами магического узорочья.

Как создавались неповторимые памятники деревянного зодчества

Традиционные архитектурно-конструктивные приёмы деревянного зодчества Руси выработаны и отточены веками. Из сочетания многократно повторяющихся форм создаётся разнообразие и неповторимость построек. Живописные силуэты зданий, удивительно гармонирующих друг с другом и окружающим ландшафтом, складывались в замечательные архитектурные ансамбли.

Многие постройки очень похожи, но двух совершенно одинаковых не найти.

Музей деревянного зодчества в Суздале

Музей деревянного зодчества в Суздале находится недалеко от Суздальского Кремля. Это один из самых интересных музеев в России. В нем собраны деревянные дома и церкви с разных районов Владимирской области.

Воскресенская церковь с колокольней (1776 год) в Музее Деревянного зодчества Суздаля

Ветряные мельницы из села Мошок, Владимирской области в Музее Деревянного зодчества Суздаля

Из Суздальского района, а затем из всей Владимирской области, сюда стали привозить красивые образцы деревянного зодчества: церкви и жилые дома, а также хозяйственные постройки – амбары, мельницы и т.д. Около входа в Музей можно полюбоваться двумя красивыми деревянными церквями – Воскресенской церковью и Преображенской церковью.

Музей деревянного зодчества Костромская Слобода

Музей Деревянного зодчества Костромская слобода был создан в 1955 году, когда к стенам Ипатьевского монастыря стали привозить наиболее интересные экспонаты русского деревянного зодчества. При входе в музей расположен пруд, где можно покататься на лодках, а на его берегу стоит красивая ярусная церковь Собора Богородицы из села Холм, срубленная в 1552 году. 

Церковь Спаса Всемилостивого 1712 года из села Фоминское в музее Костромская слобода

Улица среди жилых крестьянских домов 19 века в музее Костромская слобода

Остальные экспонаты, в основном жилые избы 16-18 веков расположены вдоль главной улицы Музея Костромская слобода. Здесь представлены как избы зажиточных крестьян и купцов, так и самые простые избы крестьян – всего 28 домов и построек. Можно посмотреть их быт жилых помещений, а также хозяйственных построек.

Разнообразие музеев деревянных построек в России

Музеев деревянного зодчества на территории России очень много, среди них самые известные и посещаемые туристами:

  • Малые Корелы и Кенозерский национальный парк, расположенные в Архангельске и области.
  • Витославлицы — музей в Великом Новгороде.
  • Архитектурно-этнографический музей «Семенково» в Вологодской обл.
  • Ибресинский этнографический музей в Чувашии.
  • Архитектурно-этнографический заповедник «Лудорвай» в Удмуртии.
  • «Новый Иерусалим» в Истре Московской обл.
  • Кижи в Карелии.
  • Музей деревянного зодчества г. Суздаля.
  • Костромская слобода — историко-архитектурный и ландшафтный музей в Костроме.
  • Музей-заповедник им. И. Самойлова в Нижней Синячихе Свердловской обл.
  • Усадьба Богословка в С.-Петербурге.
  • Лесная Крепость в с. Спас-Клепики Рязанской обл.
  • Щелоковский Хутор в Нижнем Новгороде и др.

Ильинская церковь в Белозерске

1 / 5

Церковь Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

2 / 5

Две иконы в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годLibrary of Congress

3 / 5

Икона в церкви Ильи Пророка. Фотография Сергея Прокудина-Горского. Белозерск, 1909 годПроект «Наследие Прокудина-Горского»

4 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 1978 год Витольд Муратов

5 / 5

Церковь Ильи Пророка. Белозерск, 2008 годWikimedia Commons

Не сельский, а городской ярусный храм, 1690 года, с выразительным больше­головым силуэтом. Особую ценность представляет уникальная настенная роспись петровского времени. Сцена Распятия с предстоящими, пейзажем и домиками, написана на криво отесанных бревнах сруба. Сейчас эти бревна сложены на полу Спасо-Преображенского собора, стоящего в кольце валов бывшей Белозерской крепости. В далеком 2009 году Ильинскую церковь разобрали, чтобы реставрировать, через год начали собирать, используя для замены нижних венцов не подобающую сосну, а ель — менее качественную и более тонкую. Поднялся скандал, и рабочий процесс окончательно остано­вился. С 2012 года периодически приходят новости о том, что чиновники продолжают работать над корректировкой проектно-сметной документации. 

Эксперты винят во всем систему ежегодных тендеров, проводимых Минкуль­том. Подрядчик выбирается не на весь проект, а лишь на год, по итогам которого проходят новые конкурсы, акцентированные на рациональные сроки и стоимость работы, а не на ее добросовестность. Одной из жертв этой системы стала Варваринская церковь 1650-х годов из карельского Яндомозера, которую в 2016-м разобрали для перевозки в соседнее село по зимнику, но, не поспев к весне, бросили лежать вдоль дороги  В 2018 году оставшиеся бревна наконец прибыли в пункт назначения, начата сборка нижних венцов. По оптимистичным прогнозам, реставрация окончится в 2021 году при сохранности не более 40 % подлинного материала..

Значение слова «зодчество»

Так что же это за мастера, которые были способны создать такую красоту, что сам царь завидовал их умению? Почему их стали называть зодчими?

Зодчество – это искусство сооружать. Современная энциклопедия предлагает своим читателям считать синонимом этому слову архитектуру. Владимир Даль называет зодчего в своём толковом словаре строителем и архитектором.

А само слово «архитектура» в переводе с латинского языка означает строительство и зодчество. Круг замкнулся? Нет, стало понятно, что создание красивых и удобных сооружений лежит в основе красивого слова, которым пользовались в Древней Руси – «зодчество».

Музей деревянного зодчества Щелковский хутор

Этнографический музей деревянного зодчества Щелковский Хутор расположен на южной окраине Нижнего Новгорода. Здесь можно посмотреть деревянные церкви и дома, привезённые с разных деревень Нижегородской губернии. Рядом находятся три Щелковских озера с пляжами и большая парковая зона, где летом любят отдыхать нижегородцы.

Большая деревянная Покровская церковь в музее Щелковский хутор была построена в 1731 году

Самая старая небольшая Покровская церковь в Музее Щелковский хутор была построена в 1672 году

Большая часть домов, церквей и хозяйственных построек музея располагается на ближнем от входа склоне оврага, по дну которого течет ручей. Но обязательно нужно пройти на другую сторону оврага, чтобы увидеть большую Покровскую церковь. Всего у музее Щелковский Хутор находится 16 построек различного назначения.

Главные школы древнерусской архитектуры 9 — 13 веков

В древнерусской культуре выделился ряд архитектурных школ со своими особенностями и традициями: киево-черниговская, галицкая, новгородско-псковская и владимиро-суздальская.

Архитектура киево-черниговского круга тесно связана с византийской церковью. Её памятники отвечают лишь своему функциональному назначению. «Это строгие и суховатые по своим формам церковные здания.» (Н. Н. Воронин)

Галицкая архитектура, судя по немногочисленным сохранившимся строениям, обладала теми же качествами, что и владимиро-суздальская:

  • превосходная белая кладка,
  • строгая геометричность форм,
  • творческое использование декоративных элементов романской архитектуры,
  • влияние светских вкусов на церковные здания.

Новгородско-псковская школа выражала культуру боярской республики и вкусы жителей Новгорода. Она разительно противоположна владимирской своей пластичностью, суровостью и скупостью декора. От киевской отличается влиянием романского стиля.

Владимиро-суздальская школа чрезвычайно близка только галицкому зодчеству. Для неё особенно характерна гражданственность

Внимание уделялось дворцовому и военному строительству. Союз сильной княжеской власти и горожан, объединительные тенденции и борьба за самостоятельность русской культуры определили направление развития данной школы

Как храм устроен внутри

Христианские храмы — наследники ветхозаветных построек. Сакральные сооруже­ния авраамических религий, в том числе православные, до сих пор создаются в соответствии с трехчаст­ной схемой, начало которой положили скиния — походное хранилище ковчега Завета, созданное Моисеем по прямому указанию Господа, — и храм Соломона (подробнее о скинии и храме Соломона можно прочитать в материале «Инструкция от Господа по устройству храма»).

Композиция развивается с запада на восток, от входа — к алтарю. Она символи­зи­рует путь, который должен пройти христианин, чтобы соединиться с Богом. Первое помещение, притвор (в западной традиции — нартекс), означает мир, еще не обновленный, лежащий во грехе. Во время службы здесь стоят верую­щие, отлученные от причастия и находящиеся под епитимьей, а также огла­шенные — только готовящиеся принять крещение. Далее следует основной объем, неф, — символ Ноева ковчега и святилища скинии. Это место, где обре­тают спасение крещеные миряне, допущенные к причастию. Наконец, самая важная часть храма, доступ в которую для большинства людей ограничен, — алтарь с престолом. Там происходит главное событие литургии — хлеб и вино становятся телом и кровью Иисуса Христа.

Хозяйственно-производственные сооружения

Отдельно
стоящие постройки предназначались для хранения запасов продовольствия и
инвентаря, производства сельскохозяйственных продуктов. Это — амбары, бани,
риги и мельницы.

Амбары —
простейшие срубные постройки, где крестьяне хранили запасы зерна, рыбы, мяса,
охотничьи и рыболовные принадлежности, домашнюю утварь. Амбары подразделялись
на однокамерные, двухкамерные и реже трехкамерные и двухъярусные. К числу однокамерных
амбаров относятся простые четырехстенки, стоящие на земле или на ножках.

Если амбары в
Архангельской области ставились у домов или же группировались у въездов в
селение, то расположение амбаров в районе Карельской АССР, и в частности в
Заонежье, было совсем иным. Ввиду изобилия водных пространств — озер и рек,
служивших основными транспортными артериями между отдельными селениями, жители
для удобства погрузки и разгрузки сооружали амбары либо прямо на берегу, либо
над водой — одна сторона сруба упиралась в берег, а другая стояла на столбах
над водой…

Многообразие
вариантов архитектуры амбаров объяснялось не только мастерством плотников, но и
зависело от зажиточности его владельцев.

Бани на
территории русских поселений появились с давних времен и получили повсюду
широкое распространение. Архитектура и техническое устройство древних бань нам
неизвестны, но следует полагать, что эти бытовые постройки мало изменялись в
силу специфичности своего назначения.

Мельницы
являлись одним из древних и оригинальных произведений народной архитектуры.
Широкое распространение мельниц в Древней Руси подтверждается рядом
иконографических материалов XVII — XVIII веков (рисунки Мейерберга, изображения
на старых иконах). Ветряные мельницы в большом числе были распространены в XIX
— XX веках в Новгородской, Костромской, Владимирской областях.

Тройник в Ратонаволоке

1 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 1942 год Соборы.Ру

2 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. До 1970 года Соборы.Ру

3 / 5

Церковь Николая Чудотворца. Ратонаволок. 1975 год Соборы.Ру

4 / 5

Храмовый комплекс. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

5 / 5

Церковь Петра и Павла. Ратонаволок. 2017 годWikimedia Commons

В Емецком районе Архангельской области существует не вполне традиционный тройник, в котором отдельная колокольня была заменена на каменный храм с колокольней. Таким образом, над речкой Ваймугой выстроились две деревян­ные церкви 1720-х годов — Петропавловская и Никольская — и еще одна Николь­ская, кирпичная, 1870-х.

В ХХ веке каменная церковь лишилась колокольни и пятиглавия. Петропавлов­ская, увенчанная необычной ярусной башней под шатром, более-менее уверенно стоит до сих пор, хотя и не действует. А вторая Никольская, ранее также бывшая шатровой, лежит в руинах. Верх ее обвалился давно, того гляди рухнет оставшаяся часть из восьмерика на четырехгранном основании. Может показаться, что здесь уже совсем ничего не поделать, однако опыт ряда рестав­раций, в частности церкви Цыпинского погоста с провалившимся верхом, показывает, что безнадежных памятников не бывает. 

Основная форма деревянной постройки

Начальной формой деревянной постройки являлся сруб.Если в плане сруб был в виде четырехугольника, то его называли «четверик». Сруб в виде шести- или восьмиугольника — «шестерик» или «восьмерик» соответственно. Горизонтальные ряды брёвен — это «венцы».Строение любой высоты с квадратным планом называлось клетью.

Ставя друг на друга четверики и восьмерики, складывал древнерусский зодчий пирамидальное строение церкви или богатые хоромы.

Четверик на восьмирике (фото: https://arzamas.academy/)

Что такое горница, хоромы, изба

Если клеть предназначалась для жилья и в ней была печь, то она именовалась «избою» или «истопкою». Помещение над нижней клетью называли «горницею». Нижние клети чаще всего использовали для хозяйственных целей. Как выглядело жилище русского крестьянина описано в статье Устройство русской избы внутри и снаружи.

Изображение сруба-клети на плане Тихвинского посада, составленного в 1678 г. Иваном Зелениным и Петром Евстафьевым

Несколько клетей, стоящих рядом и связанных в одно целое, назывались, в зависимости от их числа, «двойней», «тройней» и т.д., или «хороминой». Так же называли совокупность клетей, поставленных одна на другую. Хоромина, конечно, появилась впоследствии, а первоначально древние довольствовались одною клетью.

Клетский верх и крещатые бочки

«Верхом» в древности называли любое завершение постройки. Наиболее простым был «клетский» верх — простая двускатная крыша на клети. Большие хоромы могли иметь шатровый верх в виде высокой четырёх- или восьмигранной пирамиды (№ 1 на нижнем рисунке Коломенского дворца).Довольно сложной в работе была «бочка» — двускатное покрытие с плавными криволинейными очертаниями и острым гребнем (№ 3).Делали еще и «крещатую бочку» — две пересекающиеся простые бочки (№ 2).Затейливым был «кубоватый верх», напоминающий массивную четырехгранную луковицу (№ 4).

Чем крыли крыши в Древней Руси

Крышу деревянных строений крыли соломой, увязанной в снопы (пучки). Их укладывали вдоль ската кровли и прижимали жердями.Расщепляли осиновые поленья на дощечки (гонт, дранку) и, словно чешуей, укрывали строение в несколько слоев.Делали дерновые крыши, когда покрытием служил перевёрнутый корнями кверху слой почвы с травой, уложенный на бересту.Самым же дорогим покрытием считался «тёс» — обтёсанные доски.

Деревянные храмы в Астраханской и Нижегородской областях

1 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 1985 год Храмы Ахтубинской епархии

2 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год Wikimapia

3 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2012 год Wikimapia

4 / 4

Храм Покрова Пресвятой Богородицы. Деревня Ивановка Енотаевского района, 2018 год Ахтубинская епархия

Наибольшее число русских деревянных храмов сохраняется на просторах Севера. Тем более, казалось бы, должны дорожить своими немногочисленными памятниками прочие регионы. Одна из старейших деревянных построек в Астраханской области расположена в Ивановке Енотаевского района. Ее датируют 1781–1786 годами, хотя в саму Ивановку она попала не так давно: в 1885 году была куплена у соседней станицы Сероглазки, в которую также попала из вторых рук. Церковь выстроена по подобию каменных восьмерико­вых ярусных храмов, широко распространенных в XVIII веке, и имеет образ простой, но стройный и выразительный. С 1930-х годов использовалась под склад, после долго стояла заброшенной. В 2018 году обрушилось завершение храма, сохранявшее остатки росписи свода. Практически одновременно обрушилась и Никольская церковь в селе Богомолово Городецкого района Нижегородской области, выстроенная в стиле деревянного классицизма, с трогательными расписными ромашками на своде. О консервации оставшихся частей памятников речи пока не идет.

другие редкие архитектурные памятники, которые вот-вот могут исчезнуть

8 исторических городов, исчезающих у нас на глазах

Почему нужно срочно спасать Вышний Волочек, Кимры, Вологду и другие городские поселения

7 древних палат

Старинные каменные дома Москвы, Новгорода и других городов

7 старинных мостов

Древние плотины в Царицыно, валунная дамба на Соловках и мост, под которым Лермонтов пугал прохожих

10 дореволюционных имений и дач

Где увидеть останки эклектики и модерна конца XIX — начала XX века

12 старинных усадеб, погибающих в российской провинции

Елизаветинский дворец под Дмитровом, роспись Брюллова в Ступино и Кваренги под Воронежем

8 уникальных русских храмов, которые еще можно успеть увидеть

Итальянский Ренессанс в Тверской области, калининградская готика и рококо под Липецком

Путеводитель по промышленной архитектуре

Куда ехать смотреть прекрасные, но ветхие заводы

микрорубрики
Ежедневные короткие материалы, которые мы выпускали последние три года

Этикетка дня

ПеченьеВидеоигра дня

SimCity (1989)Объявление дня

О ненависти к латиноамериканцам

Архив

Музей деревянного зодчества Шушенское

Музей деревянного зодчества Шушенское в селе Шушенское, находится в 500 километрах на юг от Красноярска, находится один из самых интересных в России музеев деревянного зодчества, сравнимый с музеем в Кижах (Карелия). На 16 гектарах полностью сохранена сибирская деревня конца 19 века.

Дом волостного правления и частокол тюрьмы за ним в Шушенском

Вид на усадьбу Прасковьи Петровой в Шушенском, где жили Ленин и Крупская во время ссылки

Расположение этого музея в столь отдаленном месте связано с тем, что в 1897-1900 годах в деревне Шушенское отбывал ссылку Владимир Ильич Ульянов (Ленина), который затем возглавил революцию 1917 года. В мемориальной части экспозиции расположено 29 домов, 23 из которых оригинальные, сохраненные с конца 19 века. Особый интерес представляют дом Зырянова, где Ленин прожил первый год своей ссылки, и дом Прасковьи Петровой, куда он переехал, когда к нему приехала Н.К.Крупская.

Деревянное зодчество Томска

Деревянное зодчество Томска является одной из наиболее интеерсных достропримечательностей города. На протяжении столетий Томск оставался главным центром, откуда осуществлялось освоение Западной Сибири. Являясь столицей сибирского региона, богатого деревом, в Томске на протяжении столетий, с момента основания в 1604 году до конца 19 века, преобладали деревянные дома.

«Дом с жар-птицами» в усадьбе купца Желябо — один из красивейших деревянных домов в Томске

Самые красивые деревянные дома Томска – на улице Шишкова

Даже когда на центральных улицах стали появляться каменные дома, абсолютно большая часть жилых домов оставались деревянными. Со временем здесь сформировался свой архитектурный стиль, который часто называют «Томские кружева». Речь идет о богатом декоре с резьбой по дереву наличников на окнах и карнизы под крышами, а также различных резных элементов, которые крепились на стенах домов.

Десятинная церковь

Десятинная церковь, возведенная в Киеве по инициативе святого и равноапостольного князя Владимира в 988-996 годах, стала первым каменным храмом Киевской Руси. Первоначально на постройку и содержание этого здания, его служителей и причта князь определил десятую часть своего годового дохода, за что Собор Рождества Богородицы (официальное название этого сооружения) и получил свое название. В настоящее время этого храма не существует, но он располагался на Старокиевской возвышенности, в непосредственной близости от верхней части Андреевского спуска, спускающегося к Подолу.

Историческая справка

Десятинная церковь (ее первое здание) была построена в первые годы после Крещения Киевской Руси на месте гибели христиан, растерзанных толпой язычников и освящена уже в 996 году. Первое здание по типу византийской базилики было построено из местного камня – оно имело размер 32 на 42 метра. В нем было устроено шесть ярусов, а само строение имело форму византийского креста. В первом храме было устроено три предела – главный престол был посвящен Рождеству Богородицы, а два других — св. Николаю и св. Владимиру. Именно в этом храме первоначально был похоронен Святой Владимир (его могила была обнаружена в ходе археологических раскопок). За время существование первое здание храма, несмотря на то, что оно было построено из камня, несколько раз горело (в 1017 году, 1203 году). Именно этот храм стал последним пунктом обороны Киева во время осады города ордой Батыя и рухнул в ходе штурма, погребя под своими стенами защитников города в 1240 году. За годы своего существования, до постройки собора Святой Софии, этот храм оставался усыпальницей великокняжеской семьи – уже после постройки храма в него были перенесены останки святой Ольги, бабки Владимира Великого, его жены греческой царевны Анны и некоторых других потомков Крестителя Руси.

Здание Десятинной церкви стало образцом для постройки многих христианских храмов Киевской Руси – кафедрального собора Чернигова, Софии Киевской.

Первая попытка восстановления храма была предпринята под руководством Петра Могилы, и на месте Десятинной церкви был построен небольшой деревянный храм Успенья Богородицы, в котором митрополит был и похоронен и он просуществовал до средины 18 века

Второе здание Десятинной церкви было построено только через 600 лет – в 1824 году на месте его постройки были начаты первые в Киеве археологические раскопки, которые находились под патронатом Церкви Во время этих изысканий были найдены фрагменты мозаичного пола, фрески и мозаики стен, практически весь фундамент. Непосредственно возле фундамента были найдены руины дворца великого князя, домов его бояр, ремесленные мастерские, первое христианское кладбище на территории Киева.

Возведение второго здания Десятинной церкви заняло период от 1828 до 1842 годов и во многом финансировалось царской семьей. В ней был установлен иконостас, который был точной копией иконостаса Казанского собора Санкт-Петербурга — его иконы были точной копией работ Боровиковского.

Здание Десятинной церкви, как и Владимирский собор Киева, были разрушены в период массовых гонений на церковь в 1936 году и полностью разобрано на кирпич, использованный для построек в городе. Несмотря на то, что в голы независимости Украины было принято решение о восстановлении Десятиной церкви, после нескольких научных конференций было принято решение отказаться от восстановления здания. Комплекс археологических раскопок находится, как и весь комплекс Софии Киевской, под защитой ЮНЕСКО.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector