Золотые, голубые и зеленые: о чем говорит цвет купола православного храма

Про золотые купола Кремля в свете неизвестного прошлого России.

Главная » Новая хронология » Про золотые купола Кремля в свете неизвестного прошлого России.

Новая хронология

boroda 08.10.2011 234

в Избранноев Избранномиз Избранного 0

В своём посте – «Несвоевременные технологии «древних» цивилизаций» коллега Иван Баранов поднял тему, так сказать, менее заметных и обсуждаемых технологий и умышленно обошёл своим вниманием архитектуру. А я, вот, хочу остановиться на архитектуре, из так сказать, неописанной истории человечества

Я думаю, все сегодня наблюдают такую зависимость, что чем богаче и развитей государство тем величественней и сложней на его территории строят дома. Первые небоскрёбы появились в Америке. Потом уже по мере развития и роста богатства в других странах они стали строится и у них. Совсем недавно построены небоскрёбы в ОАЭ, Китае, Корее и т.д. Причём существует некое соревнование между строителям

А я, вот, хочу остановиться на архитектуре, из так сказать, неописанной истории человечества. Я думаю, все сегодня наблюдают такую зависимость, что чем богаче и развитей государство тем величественней и сложней на его территории строят дома. Первые небоскрёбы появились в Америке. Потом уже по мере развития и роста богатства в других странах они стали строится и у них. Совсем недавно построены небоскрёбы в ОАЭ, Китае, Корее и т.д. Причём существует некое соревнование между строителям.

Затевая очередной архитектурный шедевр, стараются сделать что бы он хоть на какое то время был самый – самый. В основном сегодня соревнуются в высоте небоскрёбов, хотя, есть и другие параметры.

А теперь я предлагаю взглянуть с этой точки зрения на Московский Кремль. Это однозначно самый величественный и дорогой комплекс для своего времени. Чего только стоят золотые купола его церквей. Это вообще за гранью понимания. Это что-то сродни золотым унитазам у новых русских.

Укрыв купола церквей, по сути крышу, золотом строители хотели показать всем просто неприличное богатство. Они давали посыл, что золото нам просто девать некуда, вон даже крыши им покрываем. И, при этом, ни о каких золотых рудниках в России из истории неизвестно.

А что мы знаем из официальной истории. А то, что в это время Россия была таким себе захолустьем. Отсталой страной, находящейся под гнётом диких кочевников и платящая им дань. При таком раскладе, у наших завоевателей должны быть здание не только с золотыми куполами а, вообще, сделанные целиком из золота. Чего мы естественно не находим. Мы не находим вообще ни каких следов хоть какого то богатства наших «угнетателей». Куда же татары всю дань девали, которую получали с Руси и других покорённых земель? На что они её тратили?

Кстати, возникла шальная мысль. А Золотая Орда своё название получила не из-за этих ли золотых куполов Московского Кремля?

Но это я отвлёкся. Резюмирую. Я не сторонник теории Носовского и Фоменко об огромной Русской Империи. Так как она не имеет ни каких доказательств и является такой же выдумкой как и история Скалигера. Но то что Россия, в так сказать, доскалигеровские времена была одной из мощнейших и богатейших стран мира, в этом нет ни каких сомнений. Жаль, что просто у нас в стране не нашлось своего Скалигера который бы смог всё это увековечить.

НАРОД ОЦЕНИЛ

По словам иеромонаха Николая, подобным смелым дизайнерским решением не может похвастать ни один храм в мире. Местные жители тоже оценили неоновую подсветку.

– Храм имеет абсолютно классическую форму, а цветные купола лишь привлекают внимание, – продолжает Летуновский. – Но так и задумывалось

Мы хотели, чтобы люди, заметив внешнюю красоту церкви, потянулись в нее на богослужение.

Священник приводит в пример храм Василия Блаженного, храм Спаса на Крови в Санкт-Петербурге, но эти религиозные сооружения используют только праздничное оформление, так что аналогов у Никольской церкви нет.

– Раньше не было возможности применить современные технологии в том объеме и масштабе, которые смогли использовать мы, – объясняет иеромонах Николай.

Цвет храма: значение

В отличие от цвета облачений у священника и в некоторой степени от цвета куполов у церкви, цвет, в который окрашен сам храм, не несет в себе никакого символического смысла или значения.

Синия церковь или она белая, или она красная, или она желтая — все это продиктовано исключительно вкусом того, кто строит и проектирует храм. Цвет храма даже может меняться со временем.

Единственное, что более или менее очевидно, это то, что на Руси до какого-то времени все церковные постройки были белыми. Но и это было вызвано исключительно практичностью, а затем традицией.

Никитский собор Никитского монастыря в Ярославской области.

Дело в том, что особенности архитектуры тех или иных стран или направлений (иными словами — архитектурные стили) изначально бывают продиктованы, как правило, исключительно климатом, а также теми строительными и отделочными материалами, которые когда-то были у людей «прямо здесь», «под рукой», — и ничем иным.

Например, православие на Руси ведет свои истоки с киевских земель, а архитектуре там — не только храмовой, но любой вообще, — были характерны «мазанки» — когда дом снаружи покрывался смесью вроде извести: например, чтобы скрывать кладку, которая не всегда получается красивой и аккуратной. Первые каменые храмы начали воздвигать такими же. Построили, убедились: удобно, практично, красиво — и после по тому же принципу стали отделывать снаружи храмы повсюду в России.

Церковь Спаса на городу в Ярославле.

Позже белый цвет (или белокаменность — если стены не покрывались снаружи ничем) перешел из разряда практичности в разряд традиции, которую старались блюсти. Во-первых, потому что белый храм или монастырь — это красиво. А во вторых, потому что в те времена традиции были практически равны правилам — слишком сильна была идея о том, что духовная сторона жизни — это не место для самовыражения. То же касалось и цвета храма.

Вот Спасо-Преображенский собор в Переслявле-Залесском. Построен позже белокаменных «мазанных» соборов. Но все равно белый:

Или куда позже — храм Симеона Столпника на Новом Арбате.

Сейчас в новостроящихся храмах белый цвет — это «отсылка» к древней Руси. Таким образом демонстрируется и уважение к традициям, и возможность еще раз зримо напомнить о них — в нашем суетном мире, где все постоянно меняется и сама жажда перемен становится чуть ли ни главной ценностью.

Зачатьевский монастырь на Остоженке в Москве

Крест на куполе напоминает людям о спасении, его может дополнять полумесяц

Крест на куполах церквей иногда выглядит непривычно, и тогда возникают вопросы.

Зачем вообще нужен крест на храме? Он сообщает о главной идее православия — о спасении души верующего христианина. Крест возвышается на церкви, как спасительный парус на корабле. Этот символ обращён к верующему, чтобы тот не забывал основное предназначение церкви.

Что за полумесяц находится на кресте? Конечно, ничего общего с мусульманством он не имеет. Просто бытуют версии, будто крест в таком положении будто доминирует над исламским символом. Нет, это не так и здесь вообще не причём. Называется это изображение «цата».

Полумесяц на кресте пришёл из книги Откровения.

Это символ царской власти. Он известен ещё со времён Византии. Встречается цата не только на крестах, но и на иконах. Очень часто она украшает изображения святого Николая Чудотворца.

Есть цата и на других иконах:

  • Святой Троицы;
  • Иисуса Христа;
  • Божией Матери.

В цате стоит видеть символ власти — но власти духовной. Она напоминает верующим, что глава Церкви — это Иисус Христос

Это важно, чтобы люди не забывали, что церковь — это не только земная организация со своей иерархией, а нечто большее, духовное

Но можно проследить образ цаты ещё глубже — найти его прототип в священном писании. Апостол Иоанн Богослов описывает одно из своих видений в книге Откровения:

Иоанн Богослов

апостол

Дешифровка книги Иоанна Богослова — это предмет даже не отдельной статьи, но, пожалуй, целой науки. Но всё же нельзя пропустить самые очевидные соответствия:

  • двенадцать колен Израиля;
  • двенадцать апостолов.

И вот теперь двенадцать звёзд и луна под ногами женщины. Уж не церковь ли Христова — эта самая женщина? А может, душа каждого человека? Не исключено, что апостол вложил многоуровневый смысл и подразумевал все интерпретации сразу.

Но важен этот отрывок потому, что именно такой крест, с полумесяцем и звёздами, увенчивает купола многих православных храмов. Например, Свято-Троицкого собора Верхотурья.

Полумесяц и двенадцать звёзд на куполах храма отсылают к символам из книги Откровения

Есть и другие объяснения полумесяца, но это выглядит наиболее убедительным.

Оставляя комментарий, Вы принимаете пользовательское соглашение

Суеверия и мифы, связанные с нательным крестиком

Говоря о крестике, многие считают, что если человек исповедует православную веру, то ни коем образом ему нельзя надевать католический крестик. Многие священники считают этот вопрос спорным и однозначного ответа не дают.

Но все — таки большинство людей убежденны,  что крест несет в себе символ, а католический крест не имеет никакой символики. Но утверждать, что надеть на себя крестик другой веры это грех – также никто не берется.

Но вопреки всем убеждениям и спорам, все священники без исключения твердят, что крестик должен быть на верующем человеке всегда. Даже, несмотря на некоторые суеверия. Такие, например как, его потемнение.  Также есть и другие вопросы, которые могут возникать насчет крестика. А именно:

  • Крестик нужно носить только на веревочке или ленточке, но не на цепочке. На самом деле это далеко не так. В святых писаниях нигде не сказано, на чем должен быть крестик. Поэтому это скорее вопрос  комфорта и привычек.
  • Носить крестик нужно только под одеждой на голое тело. Это утверждение является верным. Дело в том, что крестик считается символом веры и защиты. Скрывая крестик человек, показывает всю чистоту и искренность своей веры. В случае, когда его носят поверх одежды – он выполняет роль украшения. В таких случаях он не несет в себе силу защиты.
  • Запрещено дарить крестик. Это все предрассудки. Крестик является прекрасным подарком для родных и близких. Тем более если он будет освященным в церкви.
  • Нельзя дарить свой крестик. Если крестик вам достался от родителя или от близкого человека, то почему бы и не носить его.  Тем более если у вас его нет. Многие люди утверждают, что отдавая крестик, вы отдаете частичку своей судьбы. На самом деле такого поверья в православной вере нет.

Так что дарите крестики родным и близким, деткам и взрослым и будьте счастливы.

Господь всегда с Вами!

Смотрите так же видео о значении православного креста:

  • Интересное в православии
  • Это необходимо знать каждому

Откуда пришел обычай?

Традиция покрывать купола золотом пришла на Русь из Византии. В то время на русских христиан большое впечатление произвел самый огромный храм в Константинополе, называемый собором Святой Софии. Представьте себе, что на его возведение ушли доходы империи за три года. Таким образом император Юстиниан хотел превзойти самого царя Соломона, построившего храм в Иерусалиме. У императора было желание покрыть золотом фундамент, стены и купола Софии. Но от подобного шага его предостерегли мудрецы, предрекшие приход в Константинополь бедных царей, которые уничтожат храм до основания.

Две высокие гульки и еще 9 причесок, которые не стоит делать на работу

Неясные цели без прогнозов на будущее: наиболее частые причины неудач в бизнесе

Снятие коронавирусных ограничений спровоцировало рост конфликтов в бизнесе РФ

Сохранилось описание Софии епископа Антония, посещавшего Византию в тринадцатом веке. Священнослужитель восхищался внутренним убранством и золотым иконостасом, крестом с жемчугом и драгоценными каменьями.

Почему купола православных церквей бывают разного цвета?

Традиция куполов пришла к нам из Византийской Империи. Они для верующих людей являются символами небесного (сфера) и вечного (круг). На Руси всегда самым востребованным был золотой цвет куполов, кроме него в храмах встречаются синие, зеленые и даже черные купола.

Что символизирует золотой цвет куполов?

Золотой цвет в православной традиции — символ небесной славы. Именно поэтому золотые купола в нашей стране были у главных храмов и у храмов, посвященных Христу и двунадесятым праздникам. Закономерно, что и у главного храма современной России — московского Храма Христа Спасителя купола именно такого цвета. Были золотыми изначально и купола у Храма Покрова Божией Матери (собор Василия Блаженного) — главного храма Красной площади.

Золочение куполов присутствует только в православных традициях, в других конфессиях вы этого не встретите. Для православного человека золото в первую очередь является символом вечности, нетления, царственности и небесной славы. В этой связи можно вспомнить, что одним из трех даров, принесенных волхвами младенцу Иисусу, наряду с ладаном и смирной было именно золото.

Что символизируют синие купола?

Синие купола со звездами говорят о том, что храм посвящен Богородице. Голубой, или синий цвет символизирует небесную чистоту и непорочность, а звезды напоминает о Вифлеемской звезде, возвестившей рождение Христа от Девы Марии.

Какие храмы имеют зеленые купола?

Купола зеленого цвета венчают храмы, посвященные Святой Троице, потому что зеленый в православной традиции — цвет Святого Духа. Также зеленые купола могут свидетельствовать о том, что церковь посвящена какому-то святому. Кроме того, купола храма, посвященные святому, могут быть ещё серого, либо серебряного цвета.

В каких храмах можно встретить купола черного цвета?

Черные купола присутствуют на монастырях. Это цвет монашества. Их можно увидеть, например, на знаменитом Покровском монастыре, где покоятся мощи святой блаженной Матроны Московской, и куда ежедневно стекаются тысячи паломников.

Что означает количество куполов на храме?

Не только цвет, но и количество куполов на храме имеет определенную символику. Так, один купол символизирует Единого Бога, три — Святую Троицу.

Пять куполов обозначают Спасителя и четырех евангелистов. Семь куполов говорят о семи таинствах Церкви (крещение, миропомазание, причащение, покаяние, священство, венчание и елеосвящение).

Девять куполов символизируют девять ангельских чинов. Тринадцать – Спаситель и 12 апостолов. И 33 купола (да, бывают и такие храмы) возводят в память о 33 годах земной жизни Спасителя.

О чем говорит цвет храма?

Цвет храма часто дает ответ на вопрос – какому празднику, или какому святому посвящена та, или иная церковь.

Белый цвет храма означает, что он освящен в честь Преображения или Вознесения Господня.

Голубые стены – церковь построена в честь Пресвятой Богородицы.

Красный храм обычно бывает посвящен мученику (мученикам).

Если цвет церкви зеленый, то она, скорее всего, освящена в честь преподобного, а если желтый, то строилась в честь святителя.

Впрочем, надо понимать, что в данном случае речь идет о традициях, а не о правилах. В нашей жизни бывает, что покрытие купола зависит от материальных возможностей прихода. А бывает, что свои коррективы вносят и климатические условия. Например, православный храм в честь Святой Троицы в Антарктике, неподалёку от российской полярной станции Беллинсгаузен, не имеет зеленых куполов. Он полностью выполнен из дерева, и его цвет натуральный. Дерево в Антарктике не гниет, поскольку на этой территории нет бактерий, опасных для этого материала. Соответственно нет нужды для дополнительной обработки. Храм этот является Патриаршим подворьем Троице-Сергиевой Лавры и самым южным православным храмом в мире.

По материалам «АиФ»

История происхождения татуировки купола

Происхождение тату берет начало в период окончания Гражданской войны 1917-1922 гг. После прихода к власти в России большевистской партии. Поскольку идеология коммунизма отвергала многие нормы, в том числе и религию, проводилось массовое уничтожение церквей и священников.

Неповинное духовенство из церквей было отправлено в Специальный Лагерь Особого Назначения (СЛОН). Это крупнейшее исправительное учреждение истории СССР. В дальнейшем получившее продолжение в Главном управлении лагерей и мест заключения (ГУЛаГ), которое стало единственным пристанищем 1920-х годов для такого числа священнослужителей.

В результате, духовенство, потеряв свой дом божий, выразило протест против новой идеологии, набив на своих телах церковь с куполами, контекст которого говорит о преданности своему делу и непобедимости духа. Ведь то, что находится под кожей, нельзя снять и уничтожить, нежели постройку или атрибутику, как церковный крестик.

Преступление «атеизм», по законам РСФСР, относилось к государственным. Вследствие чего священнослужители стали приравниваться в понимании законов тюрьмы к криминальным авторитетам. Таким образом, была создана и продвинута в массы целая культура. Исходя из чего следует, что тату купола означают, первично, протест, несогласие с правилами.

Форма: не только луковицы

Елоховский собор в Москве. Фотография: gurumustsee.ru

Сферический купол в православной традиции символизирует вечность. Возводить храмы с подобными куполами начали римляне: во II веке они научились строить перекрытия большой площади без опор. До наших дней дошел построенный таким образом римский пантеон 128 года н. э. В России сферические купола венчают московский Елоховский собор — место крещения Александра Пушкина.

Успенский собор во Владимире. Фотография: bankgorodov.ru

Шлемовидный купол отсылает к словам апостола Павла: «Облекитесь во всеоружие Божие…и шлем спасения возьмите, и меч духовный, который есть Слово Божие». Такие купола типичны для русской домонгольской архитектуры: ими украшены, например, Успенский собор во Владимире и церковь Петра и Павла в Смоленске.

Церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе. Фотография: turbina.ru

Купол-луковица в православной архитектуре — воплощение молитвы, стремления к небесам. По мнению исследователя Евгения Трубецкого, такой купол на основании барабана напоминает пламя свечи. Луковицеобразные главы характерны для русской архитектуры XVI–XVII веков. Примеры храмов с подобными куполами — это церковь Рождества Иоанна Предтечи в Угличе и церкви Ростовского кремля.

Церковь Вознесения в Коломенском. Фотография: mgomz.com

Шатер вместо традиционного купола трактуется в христианстве как образ Богородицы или Свет небесный. Шатровые храмы были распространены в XVI веке, хотя подобные церкви строились и раньше. Возводили их обычно из дерева: повторить конструкцию шатра в камне было очень сложно. Самый знаменитый образец шатровой архитектуры — церковь Вознесения в Коломенском. Ее построили по указу князя Василия III в честь рождения долгожданного наследника престола, будущего царя Ивана IV Грозного.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector