Дмитровский борисоглебский монастырь
Содержание:
- История
- История монастыря
- Борисоглебский монастырь в Дмитрове: расписание служб
- История обители
- Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря
- Как добраться
- Борисоглебский монастырь в Ростове
- История Борисоглебского монастыря в Дмитрове
- История монастыря Аносиного монастыря
- История Борисоглебского монастыря
- Обитель в XVIII веке
История
В первый раз в документальных источниках монастырь как уже имеющийся упоминается в завещании князя Юрия Васильевича в 1472 году.
До XVII века монастырь был княжеским и зависел в управлении и содержании только от собственных покровителей — дмитровских и столичных князей. Может быть, уже с XV века настоятель монастыря носит чин архимандрита. Первым, известным по документам, архимандритом был архимандрит Феодосий (1519 год). В 1652—1664 указом царя Алексея Михайловича обитель приписана к Новгородскому Архиерейскому дому (предназначалась властелину Никону, будущему патриарху для Подмосковной резиденции). В 1682 собирались Борисоглебский монастырь приписать к Заиконоспасскому монастырю, но приписка не свершилась и Дмитровский монастырь остался самостоятельным. В 1724—1726 годы вновь приписан к Новгородскому Архиерейскому дому. В обоих случаях утраты самостоятельности монастырь управлялся строителями-новгородцами.
К началу XVIII века монастырь обладал конюшенным двором к югу от монастыря, где до 2009 года размещалась воинская часть, территорией с хозяйственными постройками за северной монастырской стенкой, слободой из 14 дворов и мельницей на Березовце.
После революции в 1918 монахи из Борисоглебского были переведены в Николо-Пешношский монастырь, а в нём разместились сёстры Турковицкого дамского монастыря, эвакуированные с западной Украины. С 1921 года к ним присоединились сёстры из Зарайской Богородицкой Бахрушинской женской общины Рязанской епархии. В 1926 Борисоглебский монастырь совсем закрыли и дали его строения краеведческому музею.
В 1932 музей переведён в Успенский собор, а в монастыре было расположено управление Дмитлага ОГПУ (НКВД) — отделение ГУЛАГа для строительства канала Волга-Москва. Прилегающие улицы: Комсомольская, Инженерная, Чекисткая, Большевистская, Шлюзовая — образовали «городок Дмитлага», где селились вольнонаёмные работники.
С 1940-х по 1970-е в монастыре находилась воинская часть, позднее — разные учреждения и организации. Братский корпус употреблялся под жильё.
С 1993 года начинается восстановление монастыря. В 2003 в нём было 8 насельников: настоятель архимандрит Роман (Гаврилов), 3 иеромонаха, 2 иеродиакона, 2 послушника. 31 августа 2003 года состоялся визит патриарха Алексия II. 6 августа 2004 года митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий вновь освятил возрожденный и отреставрированный Борисоглебский собор. К 2008 году число насельников возросло до 9.
История монастыря
Основан пришедшим из Новгородской земли иноком Феодором и присоединившимся к нему позднее Павлом по благословению Сергия Радонежского в 1363 году. Согласно «Повести о Борисоглебском монастыре», Сергий Радонежский сам выбрал место для обители. Основатели монастыря прославлены как преподобные и входят в Собор Ростово-Ярославских святых. Их погребение находится в северо-западном углу Борисоглебского собора и служит местом почитания этих святых.
Южная стена монастыря
Особую известность получил преподобный Иринарх Затворник, живший в монастыре в конце XVI — начале XVII веков. Его мощи под спудом сберегаются в паперти соборного храма монастыря. Согласно житию святого, у него в 1612 году получили благословение на защиту Москвы от поляков князь Дмитрий Пожарский и нижегородский посадский человек Кузьма Минин.
Среди церковных деятелей, подвизавшихся в Ростовском Борисоглебском монастыре, — архиепископ Ростовский и Ярославский Тихон (Малышкин). Настоятелем монастыря уже в Новое время некоторое время являлся археограф и палеограф, собиратель и исследователь памятников древнерусской письменности Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), будущий епископ Угличский.
Монастырь стал духовным и экономическим центром, вокруг которого возникли Борисоглебские слободы — крупное торговое село Ростовского уезда Ярославской губернии, центр Борисоглебской волости. В 1764 году слободы из владения монастыря были переданы Екатериной II своему фавориту графу Григорию Орлову. В дни памяти святых Бориса и Глеба у стен монастыря традиционно проходила богатая ярмарка.
В 1924 году монастырь был разорён и осквернён. В советский период в зданиях монастыря были размещены различные учреждения районного центра — почта, отделение госбанка, склады организаций по заготовке льна и зерна.
Богослужения в храмах уже упразднённого монастыря продолжались до октября 1928 года. 8 ноября 1928 года в помещениях бывшего монастыря был открыт краеведческий музей (филиал Ростовского музея-заповедника). Он был закрыт приказом по Ярославскому управлению культуры от 8 февраля 1954 года. Краеведческий актив посёлка Борисоглебского объединился, итогом объединения стал образованный 29 сентября 1961 года народный музей. Этот музей позднее вновь стал филиалом Ростовского музея-заповедника, такой статус он сохраняет в настоящее время.
С 1994 года музей делил помещения с возрождённым монастырём вплоть до 2015 года, когда последнему было возвращено всё имущество. Здания монастыря как составляющие значительный памятник истории и культуры находятся под охраной государства.
Борисоглебский монастырь в Дмитрове: расписание служб
После реставрации помещений монастыря мастера приступили к воссозданию фресок. На сегодняшний день все художественные работы окончены, стены и купол храма изнутри расписаны живописью на библейские темы.
Среди православных христиан эта обитель высоко почитается, и все стараются сюда попасть. На территории монастыря хранятся различные святыни. Это ковчег с мощами Андрея Первозванного, а также Матфея и Луки, написавших Евангелие, Георгия Победоносца, святителя Иоанна Златоуста и других. Особо почитается хранящаяся здесь частица Креста Господня.
Богослужения в монастыре проводятся каждый день, утром и вечером. В воскресенье с 7:00 до 19:00, в будние дни с 6:00 до 19:00. Однако в Великие православные праздники расписание может изменяться.
Борисоглебский монастырь, безусловно, является одной из главных достопримечательностей не только Дмитрова, но и памятником русскому церковному зодчеству. Приехав в Дмитров, обязательно нужно посетить эту обитель и насладиться ее красотой.
История обители
Николо-Пешношский монастырь в Дмитрове — один из древнейших русский монастырей. Основал его в 14 веке преподобный Мефодий — один из учеников Сергия Радонежского, когда-то выбравший эти места для строительства своей кельи. И хотя места эти были заброшены, о духовном подвиге Мефодия стало известно в миру, откуда и стали приезжать в эти места будущие послушники, вознамерившись впоследствии на этом месте устроить обитель.
Николо-Пешношский мужской монастырь в Дмитровском районе Московской области
В честь первой деревянной церкви, посвященной святому Николаю Чудотворцу, был назван и монастырь, а название «Пешношский» получил он от того, что Мефодий, помогаю строить церковь, носил через маленькую реку бревна, а так как ходил он пешком, да с ношей, то и вышло слово — Пешношский, которое закрепилось также и за именем преподобного.
В XV веке пожаром были уничтожены все деревянные храмы монастыря, но уже в 16 веке, благодаря щедрой поддержке весьма богатых и знатных благотворителей, среди которых был и Иван Грозный, удалось восстановить большинство сгоревших храмов в камне. Именно в этой обители услышал царь Иван Грозный важные наставления от епископа Вассиана о том, что поможет царю удержать власть среди вельмож. Но, как свидетельствует история, царем наказ епископа был понят превратно, о чем говорят участившиеся в то время казни и кровопролития по велению царя.
Однако в смутное время монастырь был разграблен и уничтожен вражескими войсками поляков, а монахи, до последнего защищавшие родную обитель, погибли. Об этом стало известно только лишь в XIX веке, при перестройке главного Никольского храма монастыря, когда были найдены камни, с высеченными на них именами погибших иноков.
В Петровские времена, при посещении обители государем Петром I, было решено передать монастырь в подчинение Троице-Сергиевой лавры, лишив тем самым его самостоятельности, но в конце XVIII века, к величайшей радости игумена, монастырю была возвращена свобода.
Обитель в XX веке
Многих потерь и бед удалось избежать Пешношскому мужскому монастырю, но XX век в истории обители называют временем самых тяжелых испытаний. Дело в том, что после революции 1917 года, власти решили в стенах нескольких зданий монастыря обустроить филиалы Дмитровского краеведческого музея.
Историческое фото Николо-Пешношского монастыря
И это еще было полбеды, ведь часть храмов так и осталось принадлежать обители, но вот в начале 30-х годов закрыли и музеи, и сам монастырь. Все ценности из этих мест были предварительно вывезены и распроданы. В этот же год монастырские помещения были заняты Домом инвалидов, а сам монастырь был разгромлен, сотрудники же его подверглись репрессиям.
В период Великой Отечественной войны в селе, где расположился монастырь, проходили активные военные действия, вся местность вокруг обители были заминирована. Но, даже в этот страшный для России период, монастырь выстоял, пострадали лишь его стены. И вот спустя 20 лет, в 60-х годах, в обитель переселили Психоневрологический интернат, в этот период в Никольском соборе была оборудована кухня, а стены всех зданий монастыря покрыл толстый слой побелки, за которым оказались похоронены древние фрески.
Со временем некоторые храмы монастыря все же были отреставрированы, но второе рождение обители началось лишь в 2007 году, когда Синод принял решение вновь открыть монастырь во имя святителя Николая Чудотворца в поселке Луговом.
На заметку! В 2008 году в Николо-Пешношском монастыре проходили съемки фильма Карена Шахназарова «Палата № 6» по рассказу А.П. Чехова.
Современное состояние
Сегодня монастырская жизнь идет своим чередом — совершаются утренние и вечерние богослужения. При монастыре открыт зоопарк, который можно не только посетить в качестве зрителя, но и помочь в уборке территории, где проживают звери, либо в их кормлении.
Вход в собор Николая Чудотворца в Николо-Пешношском монастыре
Хотя в 2014 году были официально закончены все реставрационные и ремонтные работы на территории монастыря, но повседневный труд — основная деятельность монахов. Так, в монастырской лавке можно приобрести продукцию с подворья монастыря: яйца, молочные продукты, мясо.
Служителями храма и монахами ведется социальная работа. В находящемся рядом помещении Психоневрологического интерната проводятся духовно-просветительские мероприятия, ведутся душеспасительные беседы с больными.
Фотографии Борисоглебского Дмитровского монастыря
У монастырских стен, в сквере по улице Минина, в 2006 году был установлен памятник князьям Борису и Глебу, автор — Александр Рукавишников. Он уникален тем, что на одном постаменте стоят две конные статуи.
Памятник благоверным князьям Борису и Глебу около Борисоглебского монастыря
Борисоглебский монастырь окружает четырехметровая ограда, построенная в 1685-1689 годах, в углах которой высятся башенки. В нее включен корпус братских келий и трапезной. Сама ограда имеет толщину 0,9 метров.
Здание братских келий и трапезной
Здание братских келий и трапезной, фрагмент
Святые ворота и надвратная Никольская церковь датируются XVII – XIX веками. Сейчас здесь работает трапезная, где голодный путешественник ежедневно с 9.00 до 18.00 может перекусить и набраться сил.
Святые ворота и надвратная церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца
Когда входишь на территорию монастыря, то первое, что бросается в глаза — это огромный Борисоглебский собор с колокольней и приделом Алексия человека Божия и часовня Сошествия Святого Духа, перед которыми раскинулся роскошный цветник.
Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа
Борисоглебский собор представляет собой четырехстолпный, одноглавый, крестово-купольный храм. Вероятнее всего, он был построен в 1537 году, о чем свидетельствует настенная плита с надписью. В храме сохранились узкие щелевидные окна. В XVII столетии были «обновлены» закомары, стены скреплены железными связями. Если внимательнее присмотреться к собору, то можно заметить, что его барабан чуть наклонен. В 1656 году у западной части южного фасада собора на средства Прасковьи Чаплиной, вдовы стольника Семена Васильевича Чаплина был пристроен Алексеевский придел с одной главой и маленьким притвором. Стены внутри храма были расписаны в 1824 году, обновлены в 1887 и 1901 годах, однако позже их забелили.
Собор Бориса и Глеба
Собор Бориса и Глеба, фрагмент
Вход в собор Бориса и Глеба
Колокольня собора Бориса и Глеба
Собор Бориса и Глеба
Собор Бориса и Глеба
Часовня Сошествия Святого Духа была построена между 2003-2004 годами в честь 850-летия города Дмитрова.
Часовня Сошествия Святого Духа
Часовня Сошествия Святого Духа
Неподалеку находится ажурная Водосвятная часовня:
Водосвятная часовня
Водосвятная часовня, крест
На территории Борисоглебского монастыря
На территории монастыря также много других интересных построек, в том числе и современных, выполненных в русском стиле.
Монастырский птичник
Хозяйственные постройки и Настоятельский дом
Что меня особенно поразило на территории Борисоглебского Дмитровского монастыря — это обилие деревьев и цветов. Собиралась очередная гроза, и монастырские постройки как-то особенно пронзительно смотрелись на фоне темнеющего неба.
Собор Бориса и Глеба
Собор Бориса и Глеба
Собор Бориса и Глеба и часовня Сошествия Святого Духа
Адрес: 141800, Московская область, г.Дмитров, ул.Минина, 4.
Сайт «Дорогами Срединного Пути», 2009-2021. Копирование и перепечатка любых материалов и фотографий с сайта anashina.com в электронных публикациях и печатных изданиях запрещены.
Как добраться
Пустынь находится в селе Борисоглебском, что в Ярославской области, по адресу: улица Советская площадь, дом № 10. Чтобы добраться до поселения на собственном автомобиле из Ростова Великого, следует ехать в сторону города Углича. Из Москвы до Ростова доставляют экспресс-поезда, отправляющиеся ежедневно в 8:20 и 16:20. Транспорт находится в пути примерно три часа. От ростовского автовокзала до самого поселка идут рейсовые автобусы.
Борисоглебская обитель радушно принимает паломников и туристов, здесь проводятся богослужения, а также открыта музейная экспозиция. На территории идет медленная реконструкция, что утверждает для приезжих людей атмосферу глубокой старины. Православные верующие стремятся прикоснуться к здешним святыням и получить исцеление от материалистических наклонностей.
Ростовский Борисоглебский монастырь
Борисоглебский монастырь в Ростове
Сотни паломников ежегодно приезжают в село Борисоглебское, расположенное на пути из Углича в Ростов Великий. Данное место популярно и у туристов, совершающих путешествие по российскому Золотому кольцу. Привлекает их всех сюда известный многим Борисоглебский монастырь, чье существование неразрывно связано с несколькими православными святыми.
Этот величественный мужской монастырь находится в удивительно красивых местах, на возвышенности, окруженной извилистым руслом реки Устье. Известен он со времен Дмитрия Донского. В 1363 году пустынниками Феодором и Павлом здесь началось строительство церкви, посвященной русским святым страстотерпцам князьям Борису и Глебу. Это место отшельникам указал преподобный Сергий Радонежский, с благословения которого возводилась церковь.
Архитектура монастырского комплекса очень разнообразна. Сюда включается собор в честь Бориса и Глеба, храм Благовещения, с располагающейся там палатой для трапез, надвратная церковь во имя Сергия Радонежского, храм, посвященный Иоанну Предтече со звонницей, келья, в которой жил Иринарх Затворник.
Жизнь Борисоглебского монастыря тесно переплеталась с жизнью князей из Москвы и царских семей. Он был для них почти «домашним», поэтому недостатка в средствах на его содержание не было. До XVII века обитель была одной из самых богатых в Ростовской митрополии.
Борисоглебский монастырь имел важное значение для религиозной жизни, но, кроме того, играл значительную роль в экономической жизни Ростова. Первоначально сюда устремлялись верующие со всех городов
В свою очередь это притягивало купеческую братию, ведь они понимали, что у паломников есть не только духовные интересы. Так со временем около Борисоглебской обители разрослись Борисоглебские слободы, ставшие центром Борисоглебской волости. В этом большом селе Ростовского уезда Ярославской губернии по великим праздникам проводились широкие ярмарки.
В советскую эпоху российской истории Борисоглебская обитель была преобразована в Народный музей. Позже — филиал Ростовского музея-заповедника. В наши дни обитель и музей успешно сосуществуют, словно олицетворяя собой единство божественной и земной жизни.
В Борисоглебском монастыре до сих пор сохраняется не одна святыня, чтимая православными людьми. Например, крест, сделанный из дерева, — благословение преподобного Сергия Радонежского, тяжелые вериги из железа преподобного Иринарха, которые хранятся в алтаре и выносятся для поклонения православным.
В обители находятся мощи основавших его святых преподобных Феодора и Павла, обладающие чудотворной силой. Под спудом на паперти соборной церкви обители размещаются мощи преподобного Иринарха Затворника, который жил здесь в период Смутного времени. В описании жития преподобного указано, что в 1612 году к нему за благословением обращались князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, которые отправлялись на спасение Москвы от польских захватчиков. По свидетельствам православных христиан, когда святой почил, около его гроба происходило большое количество чудесных исцелений людей, которые были больны или одержимы бесом. При соприкосновении с крестами и цепями, которые находились на святом при жизни, люди исцелялись.
На расстоянии 40 километров от обители находится источник преподобного Иринарха, расположенный рядом с родным для святого селом под названием Кондаково. Ежегодно накануне праздника Ильи Пророка от стен монастыря к источнику верующие идут крестным ходом.
Верующие люди прибывают в Борисоглебский монастырь помолиться и приобщиться к миру духовному, здесь можно получить исцеление от болезней и недугов и наполнить свою душу умиротворением и радостью. Но и обычные туристы, некоторые из которых далеки от веры, не останутся равнодушными к этому удивительному месту, впечатлений здесь можно получить массу.
История Борисоглебского монастыря в Дмитрове
- Основан Борисоглебский мужской монастырь практически в одно время с самим Дмитровом, в XII веке, и сделал это, по преданию, Юрий Долгорукий. Точных сведений об этом нет, поскольку в начале XVII века обитель вместе с архивом сожгли польско-литовские банды.
- В ранний период своей истории монастырь подчинялся князьям московским дмитровским, однако позже перешел под руку Патриарха и митрополита. Именно в это время здесь возвели каменный Борисоглебский собор.
- Позже, уже после восстановления монастыря, он стал резиденцией Новгородского патриарха Никона в Подмосковье, однако в конце XVII века новое возгорание уничтожило значительную часть обители, многие деревянные строения. Возводили их уже из камня, и делали это достаточно оперативно. Таким образом, в девяностых годах XVII века архитектурный облик монастыря стал таким, как сегодня. В это время соорудили и каменную стену с башнями вокруг обители.
- В следующем столетии темпы строительства несколько сократились – как и другие монастыри, Борисоглебский пострадал в результате екатерининских реформ, существенно ущемлявших права обителей.
Знаете ли вы? В Борисоглебском монастыре вели рукописную летопись практически до конца XIX века.
- В самом начале XX столетия обитель начали реставрировать на средства местных фабрикантов. Однако результат реконструкции радовал верующих Дмитрова недолго: с приходом революции для монастыря начались черные дни. Изначально его насельники организовали сельхозартель, но вскоре ее упразднили, а монахов перевели в одну из соседних обителей. В Дмитров же переехали инокини из одного из западноукраинских монастырей, а также сестры общины из Рязанской епархии.
- Служения в обители окончательно прекратились в 1926 году, и здесь открыли краеведческий музей. Через время территорию монастыря заняло управление «Дмитлага». В этот период были разрушены многие памятники.
- В дальнейшем в монастыре квартировали воинские части, размещали разнообразные организации и конторы. Лишь в середине девяностых началось возвращение обители верующим. Постепенно восстановили храмы, часовни, трапезную, очистили и облагородили территорию, библиотеку. Сегодня монастырь впечатляет своим ухоженным видом, отстроенными сооружениями, уютным подворьем.
История монастыря Аносиного монастыря
В 1799 г. Евдокия Николаевна Мещерская (в девичестве Тютчева, родная тётя поэта Фёдора Тютчева) приобрела деревню Аносино, что на берегу Истры. Уже в 1810 г. она получила благословение Московского митрополита на создание храма Живоначальной Троицы. В память о покойном супруге Борисе, Евдокия освятила придел церкви в честь святых Бориса и Глеба.
При храме в 1820 г. сформировали богадельню, где стали жить 11 женщин. Уже в 1822 г. она была переделана в женское общежитие имени Бориса и Глеба, попечительницей которого была Евдокия Мещерская. Ещё через год община стала монастырём, а Евдокия постриглась в монахини и стала игуменией Евгенией.
Маргарита Кушниренко
В общине был установлен строгий ионический устав. Наставником стал святитель Филарет. Посторонние люди не могли попасть на его территорию, а монахини выйти за неё. Милостыня не собиралась и вещи из мира не принимались. За строгость устава монастырь и стали называть Оптиной пустынью.
Сюда стали привозить на покаяние и исправление грешниц: тех, кто злоупотреблял алкоголем, прелюбодействовал, а также совершал обряды по старому стилю. Настоятельницы не одобряли эту практику, но вынуждены были принимать послушниц.
До февраля 1837 г. обителью управляла игуменья Евгения. Затем её земной путь завершился. Она похоронена у северного придела храма Живоначальной Троицы.
Следующие 20 лет монастырём управляла игуменья Анастасия. Она была крестницей и воспитанницей Евгении, а до этого крепостной княгини Мещерской. После её отъезда в Серпуховский Владычий монастырь игуменьей стала внучка Евдокии-Евгении, также принявшая после пострига имя Евгения, и управляла монастырём до 1875 г. После её перевода в Москву в Страстной монастырь её преемницей стала монахиня Рафаила.
Маргарита Кушниренко
С 1879 г. игуменьей была матушка Ионанна. Она управляла обителью до самой смерти в возрасте 90 лет. Это была сама строгая игуменья, при этом она сама неукоснительно соблюдала устав. К ней на беседу часто приезжал схиигумен Герман — старец Зосимовой пустыни. По свидетельствам современников, он считал, что у матушки Иоанны можно «поучиться монашеству».
До 1928 г. обитель существовала как монастырь. Из-за больших налогов монахиням приходилось много работать и отдавать производимую продукцию на продажу. Ещё в 1917 г. здесь было 180 насельниц, а тогда в обители осталось всего 130 сестер.
В 1928 г. действующую игуменью Алипию арестовали вместе с несколькими сестрами. Их сослали в трудовые лагеря, а остальных женщин из обители просто выгнали. Монастырь использовался как сельскохозяйственная коммуна, пока в нём не закончились запасы продовольствия. Ценные вещи и святыни начали вывозиться ещё с 1922 г., а колокола были переплавлены.
Панорама Аносиного Борисоглебского монастыря на Яндекс-картах
Из церкви святой Анастасии сначала сделали клуб, а затем жилой барак. Дмитровский храм работал как магазин. Война ударила по колокольне и Троицкому собору так, что сохранилась только часть храма, которую использовали для ремонта сельхозтехники.
Восстанавливать обитель начали в 1992 г. по просьбе схимонахини Анны к Святейшему патриарху. До 1999 г. это было патриаршее подворье. Но зимой того же года ему был возвращён статус монастыря, причём ставропигиального, что означает подчинение самому патриарху.
Сюда заселились женщины из Троицкого монастыря в Риге, основательницей которого была Сергия — духовная дочь игуменьи Евгении, внучки основательницы храма Живоначальной Троицы в Аносино. А с 2005 г. здесь управляет игуменья Мария.
Маргарита Кушниренко
История Борисоглебского монастыря
Возникновение в этих местах монастыря связывают с именем князя Юрия Долгорукого, являющегося основателем Дмитрова. В 1154 г. князь заложил здесь город, который назвал в честь покровителя своего сына — святого Дмитрия. До нас дошли предания, согласно которым, Юрий Долгорукий одновременно с городом приказал возвести и монастырь. Однако по современным находкам археологов нельзя научно доказать подобные предания. Официально же монастырь уже стоял в Дмитрове в 1472 г. Именно этим годом датировано завещание князя Юрия, в котором он упоминает Борисоглебскую обитель. Со времени основания (примерно в середине XV века) и до XVII столетия монастырь считался княжеским — это значило то, что всеми делами комплекса (как религиозными, так и светскими) управляли князья из Москвы и Дмитрова. Ситуация эта мало устраивала монахов и прихожан, ведь князья не могли постоянно находиться при дворе монастыря и контролировать его жизнь. Хотя это положение дел не мешало обители иметь собственного настоятеля. Примерно с XV века руководитель комплекса имел право быть в чине архимандрита, но первый документально подтвержденный настоятель с таким званием был здесь лишь в 1519 г. — его звали Феодосий.В середине XVII века (1652-54 гг.) царь московский Алексей своим указом приписывает Борисоглебский монастырь к Новгородскому Архиерейскому дому. Событие это означало утрату монастырским комплексом самостоятельного управления. Отныне контроль над жизнью обители осуществлялась новгородскими строителями. Чуть меньше чем через 100 лет — в 1724-26 гг. — православное сооружение снова приписано к тому же самому Архиерейскому дому. Между этими событиями — в 1682 г. — его собирались приписать к еще одному комплексу в Москве — Заиконоспасскому. Но этого не произошло, поэтому в те годы обитель была самостоятельной.
В XVIII век монастырь в Дмитрове входит с внушительной территорией. Помимо собственно архитектурного комплекса в центре города, обитель владела конюшенным двором, вспомогательными постройками к северу от строения, небольшой деревней в 14 домов и водяной мельницей. В 1764 г. собор миновала печальная участь соседей, попавших «под сокращение» Екатерины II. Таким образом, Борисоглебский монастырь остался единственным в городе. К середине столетия старинные постройки комплекса начинают приходить в упадок и ветшать, но прихожане и настоятель собирают средства на реставрацию и новое строительство. К концу XVIII века отстраивается Покровская церковь, которая не сохранилась до нашего времени, в первой половине следующего столетия строится настоятельский дом. В конце XIX — начале XX веков реставрируется центральный собор Бориса и Глеба, также возводится здание духовной управы.Монастырь, как и многие подобные учреждения, был закрыт с приходом советской власти — произошло это в 1926 г. Здания комплекса были переданы Дмитровскому краеведческому музею (ныне расположен в Кремле города). В 1932 г. музейное учреждение переехало в здание Успенского собора, а Борисоглебский монастырь стал центром управления Дмитровского исправительно-трудового лагеря. Окружающие его улицы стали домом для многих наемных рабочих, которые впоследствии создавали канал «Волга — Москва».С началом Второй мировой войны сакральный комплекс отдали под военную часть, где она находилась до 1970-х гг., а в здании упомянутого выше конюшенного двора — до 1990-х гг. В последние годы СССР Борисоглебский монастырь являлся центром многих управленческих юрисдикций и организаций, в Братском же корпусе были размещены квартиры. В 1993 г. монастырь восстанавливается и снова начинает действовать. Активно проводятся работы по реконструкции. В 2004 году митрополит Ювеналий освящает отстроенный собор Бориса и Глеба.
Обитель в XVIII веке
С 1724 по 1726 год монастырь опять подчиняется Новгородскому архиерейству и временно утрачивает самостоятельность. В XVIII веке обитель разрастается, она владеет достаточно большим конюшенным двором, который располагается в ее южной части. В собственности монастыря находится мельница, различные хозяйственные постройки и слобода (небольшой поселок с некрепостными жителями) на 14 дворов.
В 1764 году Екатерина II издает указ, согласно которому, большинство монастырей в России упраздняются. Так, например, Никитская и Пятницкая обитель были закрыты, а Борисоглебский монастырь остается единственным в Дмитрове.
К концу XVIII века обитель переживает достаточно сложные времена. Постройки обветшали и постепенно стали приходить в упадок. Однако к самому концу Борисоглебский монастырь (Дмитров) находит немалые средства для реконструкции Покровской церкви.