Город и люди. благовещенский переулок

Современное состояние

В настоящее время данный храм не действует и отчасти разрушен:

  • С северной стороны имеется пролом в крыше.
  • С одной стороны разрушена стена.
  • На крыше наблюдается наличие растительности.
  • С внешней стороны штукатурка в значительной степени облетела.
  • В окнах присутствуют решётки.
  • Двери утрачены.
  • Внутри церкви штукатурное покрытие сохранилось в большем объёме.
  • На стенах присутствуют фрагменты росписи.

Здание, по видимости, используется для молитв, поскольку в нём размещены иконы.

Церковь относится к епархии Рязани Русской Православной Церкви (канонической — Московской Патриархии).Храм входит в число объектов наследия культуры Российской Федерации.

Благовещенский храм вошёл в перечень претендующих на место в конкурсе “семь чудес Рязанской области”, который проводился туристским управлением этой административно-территориальной единицы.

В 1960-е годы церковь была перечислена к архитектурным памятникам РСФСР, которые подлежали охране и являлись значимыми для государства.

Архитектура

Храм выполнен в стиле барокко. Для строительства применялся красный кирпич, который сверху был покрыт белой штукатуркой.

Над притвором, расположенным с западной стороны, построена колокольня, отличающаяся сравнительно большой высотой и наличием нескольких ярусов. Каждый ярус выделяют из общего вида фальшокна, имеющие форму усечённого овала и целого овала. Место для размещения колоколов и игры на них находится на третьем ярусе ротонды колокольни.

Над этим местом сделан ярус с резонаторными отверстиями, которые нужны для усиления звука от колоколов. На вершине ротонды колокольни устроен декоративный барабан, наверху которого прикреплена купольная луковица с крестом.

Свод храма выполнен в виде двухъярусной ротонды, второй ярус которой намного меньше по своему диаметру, чем первый. На обоих ярусах данной ротонды имеются окна. На вершине устроен декоративный барабан с размещённым наверху крестом, закреплённым на купольной луковице.

Ротонды аналогичны гармонируют друг с другом по дизайну.Крыша северной и южной части постройки имеет угловую форму, характерную для времени возведения.

Северная и южная части храма симметричны между собой. На них имеются окна и фальшокна в форме усечённого овала, которые находятся с западной стороны церкви.

Апсидная часть здания характеризуется большими размерами и занимает примерно одну третью длины храма. Она имеет два яруса. На втором ярусе окна меньшего размера относительно первого.

Кресты отличаются сложной формой и имеют в своём составе украшения в виде лучей, звёзд и ангелов, а также полумесяц в основании, который называется цатой и несёт в себе разные смыслы. Цвет крестов и луковиц — тёмный.

На кресте купола написаны годы, в которые этот храм строился.

Особенности архитектуры и внутреннего убранства Благовещенского собора

Живописный собор давно признан выдающимся памятником отечественной архитектуры. Так как строили его псковские мастера, во внешнем облике собора традиции московской архитектуры тесно переплетены с опытом храмового зодчества древнего Пскова. Нарядное здание украшено типичными для псковского зодчества поясками «бегунок» и «поребрик» и имеет характерные полукруглые ниши. Московские традиции выдают выразительные кокошники и ярусы килевидных закомар.

Основной объём стоит на квадратном подклете, сложенном крупными блоками известняка, и окружён тремя каменными галереями. Пристроенные при Иоанне IV Грозном приделы удачно дополняют пирамидальное здание. Угловые церкви совсем небольшие и окружены стенами толщиной всего в один кирпич. Венчают собор девять аккуратных золочёных куполов. Они делают церковь похожей на знаменитый Покровский собор (Василия Блаженного) и подчёркивают державное положение московского правителя.

Очень красиво оформлено южное крыльцо собора. Раньше оно выводило в сад при княжеском дворце и по нему можно было пройти к Архангельскому собору. Сейчас крыльцо закрыто. До наших дней сохранились каменный портал и фрагмент фриза, вырезанные в середине XV в. Внутри храма находятся иконостасы, созданные в 1560-е годы. Кроме того, здесь можно увидеть много резных колон и кованые двери, за оформление названые «златыми вратами».

Одной из главных достопримечательностей Благовещенского собора в Московском Кремле считается цветной кремниевый пол с вкраплениями яшмы и агата. По легенде, камни для этого пола были доставлены в Москву из Византии. Совсем недавно реставраторы вскрыли в южной галерее керамический пол, выложенный во время правления Иоанна IV Грозного.

Необычайно красивы храмовые светильники. Некоторые их них были специально изготовлены для собора, а другие попали сюда в качестве даров. В наши дни перед иконостасом, расположенным возле центральной главы собора, висит крупное медное паникадило, рассчитанное на 24 свечи.

Иконостас

Ценители древнерусской живописи приходят в древний собор, чтобы полюбоваться на старинный иконостас и работы знаменитых изографов Феофана Грека и Андрея Рублёва. Главный иконостас имеет шесть рядов и состоит из почти ста икон, некоторые из которых очень древние — специалисты относят эти иконы к XIV-XV вв. и признают одним из главных памятников московской иконописной школы.

Настенные росписи

Очень интересно посмотреть на внутреннее оформление стен собора. Летописи рассказывают, что впервые Благовещенский собор был расписан в 1508 году мастерами под руководством изографа Феодосия — сына знаменитого иконописца Дионисия. Однако после пожара, случившегося в середине XVI века, настенные росписи пришлось делать заново.

В центральной части храма сохранились фрески, раскрывающие сюжеты Евангелия и росписи, рассказывающие об Апокалипсисе. В галереях помещены фрески по библейским тестам. Здесь же можно увидеть несколько изображений античных философов и портреты московских князей.

На центральной главе храма, по христианской традиции являющейся символом неба, помещено изображение Спасителя. Богатые росписи также сохранились над хорами и в скрытом за иконостасом алтаре.

Музейные экспозиции

Выставка в подклете собора посвящена истории заселения Боровицкого холма. Здесь можно увидеть уникальные клады, обнаруженные во время археологических раскопок, проведённых в Кремле в XIX и XX веках.

Наиболее ценным разделом экспозиции считают 250 предметов домонгольского искусства XII-XIII веков — ювелирные украшения из серебра и золота. В подклете храма хранятся воинские доспехи и оружие XII-XVI веков: белокаменные ядра, стремена, боевые топоры, шлемы, наконечники, копья, шпоры, меч XII века и кольчуги. Здесь также экспонируются слитки и монеты XI-XVII веков.

В южной галерее собора открыта выставка икон XVI-XVII веков, которые когда-то входили в убранство храма. А в шести витринах выставлены иконы, находившиеся прежде в приделах собора.

Как побывать в соборе

Старинный храм стоит на бровке возвышенного Боровицкого холма к северу от Тайницкой башни. Кремлёвская территория — режимный объект, попасть сюда можно по билетам, которые продаются в кассах Александровского сада. По единому билету можно осмотреть не только Благовещенский собор, но и другие соборы древней площади, побывать в красивом храме Ризоположения и увидеть экспозиции, выставленные внутри Патриарших палат.

История Благовещенского собора

За времена существования Благовещенского собора Московского Кремля его много раз перестраивали, реконструировали и достраивали. Первое упоминание о храме датируется 1291 годом. Из древнего предания известно, что указание о начале строительства было дано сыном Александра Невского Андреем. На территории Кремля была построена деревянная Благовещенская церковь. Существует версия, что изначально собор называли храмом Рождества Богоматери. В 1397 году в церковь из Византии была доставлена икона «Спас в ризе белой». По некоторым историческим источникам считается, что церковь строилась в XIV веке по приказу вдовы Александра Невского, принявшей постриг и посвятившей последние годы жизни богу.

В XV веке Иван III, подверженный влиянию европейских архитекторов, начал грандиозную перестройку и реконструкцию Кремля. Благовещенскую церковь тоже решено было перестроить. На месте деревянного здания на белокаменном подклете вырос трехкупольный храм. Освящение состоялось 7 апреля 1489 года. Церемония была приурочена к празднованию великого церковного праздника Благовещения и проводилась митрополитом Геронтием.

В 1547 году в Кремле случился знаменитый славный пожар, в котором пострадало много зданий, и погибли люди. Благовещенскому собору также был причинен значительный ущерб. Восстановительные работы продолжались до 1564 года. Храм был немножко расширен. С западной стороны к нему сделали пристройку, увенчанную двумя главами.

Грозненское крыльцо было пристроено к собору в 1572 году. Его строительство началось по приказу Иван Грозного. После четвертого развода с женой он был отлучен от церкви. Стоя на новом крыльце, он мог слушать литургии, проходящие в храме.

Примечательно, что в конце XVI века в соборе работал священником известнейший композитор того времени Фёдор Крестьянин. Вплоть до XVIII века Благовещенский храм был личным приходом русских государей и их семей. Настоятель собора всегда был личным духовником царя. В стенах храма хранились святые реликвии правителей: мощи, древние книги и ценные сосуду, особо почитаемые образа.

Во времена правления династии Романовых храм оберегался и украшался. Во время первой мировой войны разрушительным снарядом было значительно повреждено крыльцо собора.

После революции Благовещенский собор был закрыт и в нем сделали музей. Главной целью работников культуры было сохранение внутреннего убранства и архитектуры здания, его изучение и реставрация. В 1989 году собору исполнилось пятьсот лет. В честь этого значимого события была устроена выставка исторических ценностей и предметов обихода служителей и знаменитых прихожан церкви.

Работа храма была возобновлена в 1993 году. Первое богослужение состоялось на престольный праздник собора Благовещение. Торжественную церемонию проводил патриарх всея Руси Алексий II. С тех пор стало традиционным приглашать главного священнослужителя страны на проведение службы в престольный праздник собора.

Подклет храма на сегодняшний день является одной из древнейших архитектурных построек Кремля. В настоящее время в нем устроен музей «Клады и древности Московского Кремля», открытый для посещения жителями и гостями города. Здание храма представляет собой образец русского зодчества и имеет большую историческую ценность. К сожалению, внутреннее убранство стен храма с течением лет значительно пострадало: часть древних фресок не удалось сохранить. Сохранилась роспись художника Феодосия, сделанная в 1508 г. Современная роспись с точностью воспроизводит утерянные рисунки прошлых лет. Примечательно то, что наряду с иконами стены собора украшают портреты русских царей.

Благовещенский собор считается одним из самых значимых храмов царских семей. Благодаря многочисленным переходам и галереям он является частью дворцового комплекса. Многие иностранные делегации, чтобы попасть в Московский Кремль, проходили через соборные галереи. Думные палаты бояр размещались сразу за храмом. Главная роль собора состояла в том, что он был домовой церковью царских семей. Здесь венчали и крестили государевых отпрысков, отпевали умерших членов семьи, причащали и исповедовали главных лиц державы. Протопоп собора в обязательном порядке был духовным лицом царя. Также в его обязанности входило обучение и духовное просвещение государевых детей и составление завещания.

История создания Благовещенского собора Кремля

Собор называется Благовещенским, потому что по окончании строительства митрополит Геронтий освятил его в честь праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Воздвигнут он не на пустом месте. Ранее здесь находилась деревянная церковь, построенная сыном Александра Невского князем Андреем на своем дворе. Позже её сменил храм каменный. Он был примечателен тем, что росписи в нём делал иконописец Андрей Рублёв. После этого храма был ещё один каменный, а уж затем построен ныне стоящий Благовещенский собор. Но выглядел он по завершению строительства иначе, потому, что после Ивана III каждый последующий князь вносил свою лепту в украшение собора.

Так князь Василий III Иванович в 1508 году повелел позолотить верх и обложить иконы собора серебром  и золотом, а стены расписать.

При Иване IV Грозном собор из трехглавого стал девятиглавым: царь пристроил по углам четыре небольшие церкви, добавил две главки и все купола покрыл позолоченными медными листами. Поэтому роскошный Благовещенский собор стали именовать ещё и «Златоверхим». По традиции девять глав символизируют образ Матери Божией. Современный облик собора сложился как раз в эпоху Ивана IV Васильевича. В дальнейшем храм реставрировали, покрывали росписями и всячески украшали, что особенного влияния на внешние контуры собора не оказало.

Так Федор Иоанович установил  золотой крест на центральной главе храма. Впоследствии Наполеон Бонапарт искал этот крест на кремлевских храмах, но в итоге вместо него свалил позолоченный с колокольни Ивана Великого.

Забота властителей о Благовещенском соборе связана с тем, что он был первым домовым храмом. Сначала для великих князей, а затем царей. Здесь они молились, крестили детей, венчались. Поэтому для удобства перехода членов семьи правителя из жилых покоев в храм, одну из стен собора сделали примыкающей к государевым палатам.

Основанием, на котором стоит собор, служит высокий древний подклет XIV века. Предположительно в нём хранилась государева казна.

В революционном ноябре 1917 года собор подвергся артиллерийскому обстрелу. Тогда от снаряда пострадало «грозненское» крыльцо.

Интерьер Благовещенского собора

Каменные порталы храма обрамлены сдвоенными колоннами. В начале 16 века входы украшены резьбой итальянских умельцев, а в конце 19 века — росписями.

Внутренние стены собора покрыты фресками, которые приписывались кисти сыновей Дионисия и датировались 1508 годом. Но в начале 1980-х годов произведено полное раскрытие живописи, а после выдвинто предположение, что росписи были сделаны после крупного пожара 1547 года в Москве. Кроме библейских и праздничных сцен, что удивительно, фрески изображают языческих мудрецов, живших до Рождества Христова.

Кроме стен внимание привлекает необычный пол, сложенный из мелких кремниевых плиток с кусочками агата и яшмы. Существуют интересная легенда: плитки для пола по указанию Ивана Грозного привезли из Ростова Великого, а туда они попали из Византии

На самом деле покрытие пола было создано на сто лет позже — в середине 17 века, а не в середине 16.

История Благовещенского собора Московского кремля

Уникальный облик Благовещенского храма на Соборной площади в Кремле складывался на протяжении нескольких веков. Благовещенский собор более 5 столетий слыл домовым храмом московских государей. Каждый новый российский правитель ставил перед собой задачу преобразить Благовещенский собор в связи с изменениями приоритетов двора и положением царствующего дома (от эпохи Дмитрия Донского до Ивана IV Грозного и эпохи империи XIX века). Одной стороной здание Благовещенского собора примыкало к великокняжескому дворцу, а с другой было связано с комплексом казенного двора правителей Москвы (позднее сооружением Казенной Палаты). Благовещенский собор имеет небольшие размеры, но роскошное убранство. Девятиглавый Благовещенский собор получил название Златоверхий. Реставрационные работы в Благовещенском соборе в Москве проводились в 1863-1867 годах (архитектор Ф.Ф. Рихтер), в 1947 году под руководством архитектора Л.А. Петрова, с 1980 по 1984 годы, с 2006 по 2010 годы. В конце мая 2011 года закончилась первая масштабная научная реставрация Благовещенского храма на Соборной площади Московского Кремля. Она длилась более 5 лет. Специалисты установили, как менялся облик храма с XV века: первые строители создали порталы, на которые наслаивалась более поздняя кладка. Фрагменты старинных фасадов, окладов икон можно увидеть на археологической выставке в подклете собора.

Благовещенский собор в Московском Кремле.

В XXI веке белоснежный живописный сверкающий золотом куполов девятиглавый Благовещенский собор замыкает юго-западный угол Соборной площади Московского Кремля. Благовещенский собор находится напротив Архангельского собора и примыкает к торцу Большого Кремлевского дворца. В настоящее время Благовещенский собор несет сакральную функцию. Один раз в год в Благовещенском соборе совершается патриаршее богослужение 7 апреля в день престольного праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Со ступеней Благовещенского собора патриарх выпускает из клетки на волю белых голубей.

Соборная площадь в Московском Кремле.

Благовещенский собор имеет историческую, культурную, художественную ценность и входит в состав Музеев Московского Кремля. С дворцовой церкви Благовещения москвичи впервые стали узнавать время (1404 год). Отсюда началась история Кремлевских курантов, позже перенесенных на Спасскую башню кремля (1624 год). Архитектурное отличие Благовещенского собора – верхний пояс на барабанах куполов в виде «бегунков» под глубокими трехступенчатыми нишами.

Благовещенский собор – единственный православный храм Московского Кремля, вход в который устроен с востока (по канону нужно с запада). Он размещается в северо-восточном углу галереи-гульбища со сходом на Соборную площадь. Благовещенский собор в Кремле Москвы имеет 4 придела в память: собора Архангела Гавриила (северо-восточный придел), собора Пресвятой Богородицы (северо-западный), Входа Господня в Иерусалим (юго-западный), Александра Невского (юго-восточный). Они были возведены в XVI веке над углами галерей и представляют собой 4 небольшие одноглавые бесстолпные церквицы. Крыльцо Ивана Грозного (Грозненское крыльцо, 1572 год) находится на юго-восточном углу Благовещенского собора. После реставрации 2010 года можно увидеть элементы южной паперти XVI века.

Крыльцо Ивана Грозного в Благовещенском соборе Московского Кремля.

Убранство Благовещенского собора

С северной, западной и южной сторон в храм ведут ворота. Галереи с северной и западной стороны украшены итальянским золоченным орнаментом на синем фоне. В южной части — нарядная многоцветная роспись. Знаменитые росписи храма упоминаются еще в начале 15 века. Выполнены они были в 1405 г. известными мастерами Фео­фаном Греком, Андреем Рублевым и Прохором из Городца. Следует отметить, что созданные Андреем Рублевым росписи храма под руководством Феофана Грека стали его первой известной работой. Основное место в росписях занимают иллюстрации Евангелия, представленные циклами — праздники и страсти, чудеса и притчи, явления Христа по воскресении. При рассмотрении росписей мы видим множество евангельских композиций и иллю­страцию «Апокалипсиса». Здесь представлена «Жития» Ва­силия Великого и Иоанна Златоуста, «Древо Иессеево» и фигуры святых. Частично сохранились фрески храма, выполненные в 1508 году под руководством Феодосия, талантливого сына и ученика великого Дионисия. Росписи храма неоднократно обновлялись: при Алексее Михайловиче, при Екатерине II и три раза — в 19 веке.

Поскольку храм был государевой домовой церковью, в росписи уделено много места теме преемственности власти великих князей и царей. Мы видим  изображения прославленных византийских императоров и русских князей. Это Владимир Мономах и Александр Невский, Даниил Московский и Иван Калита, Дмитрий Донской и Иван III.

Выдающиеся мастера выполнили не только стенные росписи, но и иконы для иконостаса, который по праву можно назвать шедевром русского искусства. Общий замысел пятиярусного иконостаса и прориси икон принадлежат Феофану Греку. Он же написал три центральные иконы деисусного чина: «Спас», «Богоматерь» и «Иоанн Предтеча», а также «Апостол Павел». Андрей Рублев написал Икону «Архангел Михаил» и семь икон праздничного чина. Грандиозность иконостаса определена тем, что деисусная композиция выполнена на досках высотой более двух метров и шириной более одного метра.

Несмотря на то, что храм несколько раз перестраивался, работы, сделанные великими мастерами, сохранялись. Иконостас и иконы старого храма снимались и переносились в новый. Новая роспись храма была исполнена по точному образцу прежней. Расписывал храм мастер Федор Едикеев.

Пол храма состоит из небольших блоков кремня с вкраплениями агата и яшмы. По легенде пол был привезен Иваном Грозным из Ростова Великого, куда он был доставлен из Византии.

Текущая деятельность

В соборе служит 7 священников и 4 диакона. При храме работает воскресная школа. Здесь дети учатся не только основам православия, но и осваивают нотную грамоту. Учебный год начинается 10 сентября, а завершается 27 мая, что ознаменовывается особыми молебнами.

Кроме освоения ряда дисциплин, включая церковнославянский язык или историю церкви, дети принимают участие в храмовых службах и приходской жизни. Также проводятся беседы с родителями учеников о правильном воспитании и устройстве семьи. Родители могут получить консультацию священника об особенностях воспитания ребенка в православии.

Благовещенский собор и… куранты

Можно сказать, что не только Москва, но и вся Россия обязана Благовещенскому собору одним интереснейшим фактом — именно отсюда начинается история знаменитых курантов

. В 1404 году Лазарь Сербин, искусный умелец и одновременно монах с Афона, создал механические часы с фигурой человека. Эти часы были установлены на башне великокняжеского дворца, которые после каждого часа звонили в колокол. Часы были на то время дико дорогие — история до нас донесла даже точную их стоимость: 30 фунтов чистого серебра. По сути это и были первые московские часы городского масштаба. Затем были установлены часы на Спасской башне (много позже): в 1624 году их спроектировали и изготовили отечественные мастера Ждан и Шумило в сотрудничестве с англичанином Христофором Галовеем.

Храм Благовещенья сквозь века

В начале XIV века на месте современного храма стояла деревянная церковь на каменном основании, построенная сыном Александра Невского – Андреем Александровичем. В 1397 году по велению великого князя Василия I, сына Дмитрия Донского, на ее месте построили деревянный Благовещенский собор.

История возникновения

В конце XV века великий князь Иван III, перестраивая храмы и стены Кремля, повелел возвести домашнюю церковь для православных служб в узком кругу близких царю людей. В реконструкции Кремля работали итальянские скульпторы, но построить домовую церковь по высшему повелению пригласили русских мастеров из города Пскова.

Перед зодчими поставили трудную задачу – гармонично вписать русский храм в скульптурные сооружения итальянских архитекторов. Так появился белокаменный храм, сохранившийся до наших дней. У восточной стороны храма для хранения государственной казны возвели двухэтажное хранилище – Казенный двор.

Собор – домовая церковь русских правителей

Собор являлся частью обширного дворцового хозяйства, и вход посторонним был закрыт. Здесь венчались высочайшие особы и крестили своих детей, в том числе наследников престола, праздновали именины цариц и царевен. Особые переходы соединяли Благовещенский собор с великокняжескими хоромами, так что они проходили из дворца в церковь, не выходя на улицу.

В торжественные дни отсюда начинались шествия на Соборную площадь, через крыльцо Благовещенского собора выносили царские регалии во время церемонии венчания на царство, здесь хранились ценности из царской сокровищницы. По ступеням крыльца Благовещенского собора через галерею следовали во дворец послы, прибывшие из христианских государств.

Вклад русских государей в развитие собора

Великий князь Василий III, сын и преемник Ивана III, повелел благолепно украсить иконы Благовещенского собора золотыми и серебряными окладами и расписать его. К работе привлекли лучших иконописцев: Андрея Рублева и Феофана Грека. В настенных росписях собора на паперти появились изображения языческих мудрецов, живших до рождения Христа: Аристотеля и Фукидида, Птоломея и Зенона, Плутарха, Платона и Сократа со свитками в руках, содержащими философские изречения.

В 1547 году Благовещенский собор пострадал от пожара. Тогда по указу Ивана Грозного в 1654 году храм восстановили, расписали и украсили более пышно, чем при отце Ивана Грозного, Василии III.

Паперти украсили резные порталы из белого камня, выполненные итальянскими мастерами. Медные двери украсили золотом, к собору пристроили крыльцо, названное Грознинским. Украшенное резьбой крыльцо построено специально для Ивана Грозного.

После четвертого брака по православным канонам царь не имел права находиться в храме. С этого крыльца он слушал проповеди. Во время торжественных церемоний на Соборной площади из храма на крыльцо выходил царь со свитой.

Во времена Ивана Грозного на башенной стене чудесно явился образ иконы Благовещенья. Легенда гласит, что по приказу царя несправедливо обвинили воеводу. В ожидании смертного часа, потеряв надежду на спасение, узник беспрестанно молился.

Однажды во сне ему явилась Пресвятая Богородица и велела попросить царя об освобождении. Не поверив сну, заключенный не стал просить о помиловании. Сновидение повторилось: Царица Небесная велела просить, обещая помощь.

Царю передали прошение обвиняемого. Взбешенный дерзостью осужденного, Иван Грозный повелел привести к нему пленника. Явившиеся за смертником стражники увидели на стороне башни, обращенной к царскому дворцу, явление иконы Благовещения. Потрясенный знамением, царь повелел немедленно освободить узника.

История храмовой Колокольни

После постройки храма первоначально около него была сооружена деревянная колокольня – так называемая звонница. В первую половину 17 века вместо нее воздвигли 50-ти метровую пятиярусную колокольню из белого кирпича, очень напоминающую  колокольню Ивана Великого в Москве и немного уступающую по высоте Башне Сююмбике.

Колокольня Благовещенского собора была красива и высока

Первый ярус сооружения был оснащен  полуторапудовым колоколом – самым большим в Казани. Между четвертым и пятым ярусами были расположены три  ряда ступенчатых кокошников, заменяющих собой крышу. Высокая позолоченная глава колокольни своей формой напоминала русский шлем Московского царства, и это было основное отличие казанской колокольни от московской. В 18 веке на колокольне находились часы с боем. Считается, что в ее архитектурном стиле сочетались элементы Башни Сююмбике в качестве татарских мотивов, и русского зодчества в виде кокошников и шлема.

Колокольня находилась около трапезной храма, примыкая к ее крыльцу. Еще в путеводителе по Казани, датируемым 1927 годом, колокольню Благовещенского собора описывают как хорошо сохранившееся архитектурное сооружение 17 века. А вот уже в 1928 году ее уничтожают по идеологическим соображениям. До нас ее облик сохранили только немногочисленные старинные гравюры, литографии и фотографии.

Но и без Колокольни древний собор является старинной жемчужиной Казанского Кремля

Увидеть Благовещенский собор, посетить его, а также заглянуть в Музеи истории храма надо обязательно. А узнать о других достопримечательностях Казанского Кремля можно здесь.

Автор статьи: Касаткина Татьяна

Как добраться до Благовещенского собора в Москве

Благовещенский собор расположен в самом центре Москвы, на территории Кремля, поэтому добраться до него не составит труда. Сделать это можно разными способами.

Наиболее удобный и быстрый способ перемещения по Москве — метро. Ближе всего расположена станция «Александровский сад» (4 линия, голубая). Также рядом находятся станции «Библиотека им. Ленина» (1 линия, красная), «Боровицкая» (9 линия, серая), «Арбатская» (3 линия, синяя). От них до Александровского сада (кассы) — около 4–5 минут пешком.

Схема московского метрополитена

Добраться до Благовещенского собора поможет и наземный транспорт. Например, автобусы № 144, Н2, Н11, м1, м2, м3, м6, м27. Они курсируют по разным районам Москвы и останавливаются рядом с входом в Александровский сад и Кремль. Остановка их называется «Метро «Библиотека им. В. И. Ленина». От нее до цели — около 5 минут пешком.

График движения и маршруты автобусов Москвы

Доехать до Благовещенского собора можно и на автомобиле, либо воспользовавшись мобильными приложениями такси: Яндекс. Такси, Uber, Gett, Maxim и другими.

Благовещенский собор в Кремле — Панорама Google Maps:

Видео-обзор Московского Благовещенского собора (с 1:03 минуты):

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector