8 мая. апостола и евангелиста марка

Содержание:

Опыт прочтения

Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином. Он взял эту книгу в руки подростком с совсем противоположной целью — собирался раз и навсегда покончить с верой в Бога. Ничего хорошего ни от одного из Евангелий он не ожидал, поэтому решил прочесть самое короткое. «Я сидел, читал… и вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда».

Марк (имя)

Марк

лат.
Род: муж.
Этимологическое значение:

«Молот»

Отчество: Маркович
Марковна
Другие формы: Марко, Маркус
Производ. формы: Маркуха, Маркуша, Маркуся, Мася, Мартуся, Туся, Мара, Мака
Иноязычные аналоги:

См. ниже

Связанные статьи: начинающиеся с «Марк»

все статьи с «Марк»

Марк — мужское личное имя латинского происхождения.

Происхождение

  • Предположительно произошло от лат. Marcus (молоток)[источник не указан 362 дня].
  • Другая версия сводится к тому, что имя берёт начало от Марса — бога-покровителя людей и стад, впоследствии бога войны.

Иноязычные аналоги

  • англ. Mark
  • араб. ﻣرقس ‎
  • арм. Մառկոս
  • баск. Marco
  • белор. Марк
  • болг. Марк
  • брет. Mark
  • валл. Marc
  • венг. Márk
  • греч. Μάρκος
  • груз. მარკოზ
  • дат. Markus
  • ивр. ‏מרק‏‎
  • ирл. Mairc, Marcas
  • исп. Marcos
  • итал. Marco
  • кат. Marc
  • кит. 马克, 马可
  • корнск. Margh
  • лат. Marcus
  • латыш. Marks
  • лит. Markas
  • нем. Markus, Marcus
  • нидерл. Mark
  • норв. Mark
  • польск. Marek
  • порт. Marco, Marcos
  • рум. Marcu
  • сард. Marcu
  • серб. Марко
  • словацк. Marek
  • словен. Marko
  • тайск. มาร์ค
  • укр. Марко
  • фин. Markku
  • фр. Marc
  • хорв. Marko
  • чеш. Marc, Marek
  • швед. Mark
  • швед. Markus
  • эспер. Marko
  • эст. Markko
  • яп. マルコ

Носители, известные по имени

Святые

  • Марк — один из четырёх евангелистов, апостол от семидесяти.
  • Марк — апостол от семидесяти.
  • Марк-Иоанн — апостол от семидесяти.
  • Марк (III в.) — мученик.
  • Марк Подвижник (IV век) — монах, автор аскетических сочинений.
  • Марк Гробокопатель (конец XI в. — начало XII в.) — монах Киево-Печерской лавры.
  • Марк Эфесский (1392—1444) — святой Православной церкви, святитель, участник Ферраро-Флорентийского собора, не принявший унию.

Правители

  • Марк — византийский император-соправитель в 475—476 годах.
  • Марк — римский император-узурпатор (406—407).
  • Марк ап Мерион (480—555) — король Корнубии (500—550-е).

Епископы

  • Марк — папа римский с 18 января по 7 октября 336.
  • Марк Диадох (IV век) — епископ Фотики в Эпире Иллирийском, писатель.
  • Марк III (XII в. — начало XIII в.) — патриарх Александрийский.
  • Марк (Арндт) (род. 1941) — епископ Русской православной церкви заграницей, архиепископ Берлинский и Германский.
  • Марк (Боголюбов) (1879—1935) — епископ Русской православной церкви, епископ Забайкальский и Читинский.
  • Марк (Головков) (род. 1964) — епископ Русской православной церкви, митрополит Рязанский и Михайловский.
  • Марк (Гринчевский) (род. 1978) — епископ Украинской православной церкви Киевского патриархата, епископ Одесский и Балтский.
  • Марк (Кимев) (род. 1977) — епископ Охридской архиепископии Сербской православной церкви, епископ Брегалницкий, местоблюститель Битольской епархии.
  • Марк (Липа) (1919—1982) — епископ Константинопольской православной церкви, епископ Левкийский, правящий архиерей Албанской православной епархии в Америке.
  • Марк (Мэймон) (род. 1958) — епископ Православной церкви в Америке, епископ Филадельфийский и Восточно-Пенсильванский.
  • Марк (Петровцы) (род. 1951) — епископ Украинской православной церкви (Московского патриархата), митрополит Хустский и Виноградовский.
  • Марк (Тужиков) (род. 1961) — епископ Русской православной церкви, митрополит Вятский и Слободской.
  • Марк (Форсберг) (род.1934) — епископ Православной церкви в Америке на покое.
  • Марк (Шавыкин) (1910—1989) — епископ Русской православной церкви, епископ Ладожский, викарий Ленинградской епархии, настоятель Николаевского собора в Сан-Франциско.

Прочие

  • Марк Диакон (IV—V вв.) — диакон церкви в Газе и писатель, автор сочинения «Житие святого Порфирия, епископа Газского».
  • Марк (Лозинский) (1939—1973) — священнослужитель Русской православной церкви, профессор Московской духовной академии.
  • Марк (Святогоров) (род. 1980) — иеромонах Русской Православный Церкви.

В составе сложного имени

  • Марк Аврелий (значения)
  • Марк Анний
  • Марк Антоний (значения)
  • Марк Аппулей (значения)
  • Марк Ацилий
  • Марк Валерий
  • Марк Гавий
  • Марк Клавдий
  • Марк Нуммий
  • Марк Октавий
  • Марк Перперна
  • Марк Помпей
  • Марк Понтий
  • Марк Туллий
  • Марк Фульвий
  • Марк Эмилий
  • Марк Юний Брут (значения)
  • Марк Юний Силан

Именины

  • Православные (даты даны по григорианскому календарю): 11 января, 15 января, 17 января, 27 января, 1 февраля, 23 февраля, 18 марта, 23 марта, 11 апреля, 18 апреля, 8 мая, 27 мая, 18 июня, 16 июля, 17 июля, 24 августа, 10 октября, 11 октября, 20 октября, 9 ноября, 12 ноября, 5 декабря, 7 декабря, 31 декабря
  • Католические: 27 февраля, 24 марта, 29 марта, 25 апреля, 28 апреля, 14 июня, 18 июня, 3 июля, 15 июля, 25 сентября, 28 сентября, 4 октября, 22 октября, 22 ноября

ru.wikipedia.org

Изображение на иконах святого Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом. Об этом изображении сделано примечание к началу Евангелие Марка. Евангелие его начинается повествованием о явлении Иоанна Крестителя. Предтеча своею проповедью о покаянии и приближении Царства Божия огласил пустыню иудейскую. Это был глас вопиющего в пустыне. В сем отношении Марк уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне.

На иконах апостол и евангелист Марк изображается со львом

Александрийские патриархи, справедливо почитают святого Марка основателем и покровителем своей Церкви. А также и первым патриархом Александрийским, в своих посланиях преподают благословение сими словами:

Апостол и евангелист Марк День памяти: 8 мая

Святой Марк — автор одного из четырех Евангелий. Написал он его незадолго до разрушения Иерусалима римлянами в 70 году. Больше всего о святом Марке говорится в Деяниях апостолов. Из этой книги мы знаем, что первоначальное имя Марка было Иоанн и что был он племянником апостола Варнавы, спутника апостола Павла.

Впервые мы встречаемся с Марком в Иерусалиме. Здесь у его матери Марии был дом, нередко служивший местом встречи апостолов после того, как Христос вознесся на Небо. Есть, однако, предположение, что в этом же доме находилась горница, в которой Господь совершил Тайную Вечерю накануне Своих страданий.

«Евангелист святой Марк», деревянная рельефная миниатюра. Германия, 1200-1225

В Евангелии от Марка мы находим незначительный, казалось бы, эпизод. Последняя трапеза Иисуса с учениками завершена, в Гефсиманский сад уже вошли воины — и вдруг некий юноша, завернутый в покрывало по нагому телу, устремляется за Иисусом, Которого уводят на суд. Воины хватают его, но тот изворачивается и, оставив покрывало, бежит. Зачем евангелист рассказывает об этом? Возможно, он и был тем самым юношей, и история эта была дорога ему как воспоминание о личной причастности к гефсиманским событиям. По-человечески это вполне понятно: в Тайной Вечере Марк не участвовал (он не входил в круг 12 ближайших учеников Христа — может, был еще слишком юн), вероятно, он уже спал, как вдруг услышал шум, выбежал из дома, накинув на себя что попалось, — и застал развязку событий. Не разобравшись спросонья, в чем дело, он поспешил за Учителем, был задержан воинами, испугался и улизнул…

Первое время Марк был особенно близок с апостолом Петром, неформальным лидером апостольской общины. От него он получил наставление в вере — недаром Петр называет Марка своим сыном, очевидно, имея в виду духовное родство. И Евангелие свое Марк запишет, по преданию, именно со слов Петра.

Собор Сан-Марко, Венеция

Довелось Марку путешествовать и с апостолом Петром. Он сопровождал первоверховного апостола в Рим — тогдашнюю столицу мира, а набравшись опыта, отправился проповедовать в Аквилею, богатый город на берегу Адриатического моря неподалеку от нынешней Венеции.

Затем по указанию Петра Марк отправился в Египет, где стал основателем целой Поместной Церкви. В египетской Александрии с давних пор жило множество иудеев. Более того — еще в III-II веке до Р. Х. жившие в Александрии иудейские книжники перевели на греческий язык Ветхий Завет. Все это стало хорошим основанием для проповеди Евангелия, с которым апостол Марк познакомил и Египет, и соседние страны вроде Ливии.

Святой Марк был убит на Пасху, совпавшую в тот год с праздником в честь языческого бога Сераписа. Язычники схватили апостола и поволокли на веревке по улицам и предместьям Александрии. От полученных ран Марк вскоре скончался. Предание гласит, что язычники хотели сжечь его тело, но их остановили страшный гром и землетрясение. Христиане предали тело апостола земле, а в IX веке, когда Египет подпал под власть мусульман, перевезли его мощи в Венецию.

Между Римом и Александрией

В Книге Деяний мы видим святого апостола Марка неутомимым миссионером, совершающим длительные и тяжелые путешествия, ближайшим сподвижником и помощником апостола Варнавы — своего двоюродного брата, а также апостолов Петра и Павла. География его странствий весьма обширна: Рим, Малая Азия, Александрия, Африка. Мы видим, что этот путь давался апостолу Марку с большим трудом. Особенно тяжелым для него оказалось путешествие по горам Памфилии: подвижник не выдержал тягот дороги и возвратился в Иерусалим, а его спутники — апостолы Варнава и Павел — продолжили свой путь. Позднее, когда Варнава и Павел вновь захотели посетить основанные ими христианские общины в Малой Азии, между ними вышел спор из-за апостола Марка. Апостол Варнава хотел взять его с собой, потому что видел в нем верного и незаменимого помощника, но апостол Павел сомневался, что у Марка хватит сил совершить это путешествие до конца. Отсюда произошло огорчение, так что они разлучились друг с другом; и Варнава, взяв Марка, отплыл в Кипр (Деян. 15:39). Библейское свидетельство не сохранило для нас, как было уврачевано это «огорчение», однако в своем Послании к Колоссянам апостол Павел пишет об апостоле Марке: Приветствует вас Аристарх, заключенный вместе со мною, и Марк <…>, также Иисус, прозываемый Иустом, оба из обрезанных. Они — единственные сотрудники для Царствия Божия, бывшие мне отрадою (Кол. 4:10–11).

Мы видим, что перед апостолами стояла не только сложнейшая задача свидетельствовать Духом Святым о вере, но и в каком-то смысле задача не менее сложная — сохранить мир, единство и согласие между собой, что так редко удается нам и должно служить нам назиданием.

Впоследствии святой Марк на несколько лет стал спутником апостола Петра. Они вместе посетили Рим и Александрию, где им удалось основать христианскую общину. Проповедь в Александрии была успешной, потому что легла на подготовленную почву: здесь была большая община иудеев, которые легко и радостно приняли весть о том, что Мессия наконец-то пришел, да и язычники, проживающие в этих краях, имели возможность знакомиться с Ветхим Заветом на греческом языке. Позднее апостол Марк основал в Александрии первое в истории христианское училище, в котором получили образование такие блестящие проповедники, отцы и учители Церкви, как Климент Александрийский и святитель Григорий Чудотворец. Святой апостол Марк составил для своей паствы чин Литургии, который совершался в Александрии вплоть до XII века. Но самым ценным, наверное, было то, что он в этот период вел беседы с апостолом Петром, узнавая от него многие важные подробности земной жизни Гос­пода. Именно эти беседы стали основой Евангелия от Марка.

Молитвословия

Тропарь апостола Марка

глас 3

Апостоле святый и Евангелисте Марко,/ моли Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Кондак апостола Марка

глас 2

С высоты приим благодать Духа,/ риторская плетения разрушил еси, апостоле,/ и, языки вся уловив, Марко всеславне,/ твоему Владыце привел еси,// Божественное проповедав Евангелие.

Молитва святому апостолу и евангелисту Марку

О, преславный апостоле Марко, душу за Христа предавший и кровию твоею пажить Его удобривший! Услышь чад твоих молитвы и воздыхания, сердцем сокрушенным ныне приносимыя. Се бо беззаконьми омрачихомся, и того ради бедами, якоже тучами, обложихомся, елеа же добраго жития обнищахом зело, и не возможем противитися волком хищным, иже расхищати наследие Божие дерзостно тщатся. О, сильний! Понеси немощи наша, не отлучайся духом от нас, да не разлучимся в конец от любве Божия, но крепким заступлением твоим нас защити, да помилует Господь всех нас молитв твоих ради, да истребит же рукописание безмерных грехов наших, и да сподобит со всеми Святыми блаженнаго Царствия и брака Агнца Своего, Емуже честь и слава, и благодарение и поклонение, во веки веков. Аминь.

Конец земной жизни апостола Марка

По возвращении в Александрию, он совершает чудесное исцеление местного сапожника, в доме которого поселился. Это становится известно жителям города и привлекает к христианству новых сторонников, а также и возбуждает ярость в язычниках. Они принимают решение убить Апостола Марка. Нечестивцы напали на него во время Богослужения, и избитого бросили в темницу. Когда на другой день обезумевшая топа повлекла его по улицам города, то святой апостол скончался, предав свою душу в руки Божии.

Совершив своё злодеяние, виновники его кончины попытались сжечь тело праведника, но при этом вдруг померк дневной свет, и под раскаты грома город постигло страшное землетрясение. Язычники в ужасе бежали, а христиане города похоронили своего учителя в каменной гробнице. Память этого события отмечается церковью 25 апреля. В этот день по традиции читаются строки Евангелия и Акафист Апостолу Марку.

Евангелие от Марка

Самое древнее свидетельство о втором Евангелии приводит епископ Папий Иерапольский: «Марк, истолкователь Петра, с точностью записал то, чему учил и что творил Господь, хотя и не по порядку, ибо сам он не слушал Господа и не сопутствовал Ему. Пётр излагал учение с целью удовлетворить нуждам слушателей, а не с тем, чтобы беседы Господни передавать по порядку. Поэтому Марк нисколько не по- грешил, описывая некоторые события так, как припоминал их. Он заботился только о том, как бы не пропустить чего-нибудь из слышанного или не переиначить». Апостол Марк писал своё Евангелие для римских христиан, мало знакомых с историей и бытом еврейского народа, поэтому там мало ссылок на Ветхий Завет, зато часто объясняются иудейские обычаи, описывается география Палестины, объясняются арамейские выражения, часто употребляются латинские термины. Евангельская история написана кратко и сжато, чтобы облегчить её восприятие не- давним язычникам. Евангелист, со слов апостола Петра, подробно описывает его слабости и прегрешения, но почти умалчивает о тех событиях, которые бы могли служить к его славе.

Апостол и евангелист Марк

Святой апостол и евангелист Марк был племянником святого апостола Варнавы. Дом его матери Марии примыкал к Гефсиманскому саду. Как говорит церковное Предание, в ночь крестных страданий Господа Иисуса Христа святой Марк следовал за Спасителем, завернувшись в плащ, и убежал от схвативших его воинов (Мк. 14:51–52). После Вознесения Господня дом матери святого Марка стал местом молитвенных собраний христиан и пристанищем для некоторых из апостолов (Деян. 12:12). Святой Марк сопровождал святого апостола Павла в Первом миссионерском путешествии (Деян. 13:6–12). Впоследствии святой Марк вместе со святым апостолом Петром был в Риме, откуда по его повелению отправился в Египет, где основал Александрийскую Церковь. Затем апостол Марк вернулся в Рим, где написал святое Евангелие со слов апостола Петра.

По преданию, заботясь об устроении церковного богослужения, святой апостол Марк составил чин литургии и передал его христианам Александрийской Церкви. Этот чин литургии сохранялся в Александрийской Церкви вплоть до XII века. Главным отличием евхаристической молитвы — анафоры литургии апостола Марка — от анафор хорошо известных литургий святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста является её структура. После вступительной части следуют различные поминовения, которые в византийских анафорах произносятся после освящения Святых Даров. Завершается анафора литургии апостола Марка славословием. Наиболее древние папирусы, которые донесли до нас тексты анафоры святого апостола Марка, датируются IV-VII веками. Также существуют многочисленные рукописи XI-XIV веков с полным текстом литургии апостола Марка.

Строительство храма над мощами святого Марка

Над мощами святого Марка в 310 году построен был храм. И они оставались в Александрии до IX века. В первой половине сего века, когда владычество арабов-магометан и ересь монофизитов совершенно ослабили православие в Египте, мощи святого евангелиста перенесены были в Венецию. Именно близ нее(в Аквилее) он некоторое время подвизался в проповеди Евангелия. Там они почивают и до сего времени в храме, посвященном его имени. Здесь хранится весьма древняя рукопись Евангелия от Марка. Она написана на тонком египетском папирусе, по преданию, рукою самого евангелиста.

Святое Евангелие от Марка, по Уставу Православной Церкви, кроме особенных случаев, читается на литургиях с 11 до 17-й недели по Пятидесятнице. Потом с 29 до 34-й, исключая дни субботные и воскресные. А также и в субботные и воскресные дни Святой Четыредесятницы, кроме воскресенья первой седмицы.

Крылатый лев — символ евангелиста Марка

На иконах евангелист Марк часто изображается вместе со львом или в виде крылатого льва, держащего в лапе Евангелие. Поскольку он писал своё Евангелие для римских христиан, недавно обращённых из язычников, его главной целью было утвердить в них веру в Божество Иисуса Христа, показать Его Царём вселенной, Владыкой и Повелителем всей твари. В своём Евангелии Марк часто рассказывает о чудесах, которые творил Господь, об изгнании Им бесов. Поэтому в иконографии символом апостола Марка является лев — царь зверей, символ мощи и силы. Также, по толкованию блаженного Иеронима, «святой евангелист Марк изображается обыкновенно вместе со львом, потому что начинает своё Евангелие рассказом о явлении Иоанна Крестителя, который своею проповедью огласил пустыню Иудейскую, был “гласом вопиющего в пустыне” и в этом отношении уподобился льву, живущему и рыкающему в пустыне».

Слово Святейшего Патриарха Кирилла

Мы Церковь нашу называем Апостольской именно потому, что апостолы стояли у ее истоков, потому что они передали первым общинам верующих людей основы православной христианской веры, которая есть вера апостольская. Мы называем Церковь Апостольской как потому, что она была создана апостолами, так и потому, что в ней хранится апостольская вера, воспринятая святыми апостолами от самого Спасителя. А это значит, что в Церкви хранится истина. Когда мы празднуем память святых апостолов, то сугубо должны молиться им, чтобы они помогли всем нам сохранять веру православную, чтобы они научили нас, полагая эту веру в основу жизни, правильно устроять свои отношения с теми, кто нас окружает.

Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года

Деян. З, 11-16; Ин. З, 22-33

Две у нас жизни, плотская и духовная. Дух наш как будто погребен во плоти. Когда, оживши благодатию Божьею, начнет он извлекать себя из сорастворения с плотью и являться в духовной чистоте своей, тогда он воскресает или воскрешает себя часть за частью. Когда же он всего себя исторгнет из этой связности, тогда исходит как из гроба, в обновленной жизни, и, таким образом, дух становится, сам по себе, жив и действен; а гроб плоти, сам по себе, мертв и бездействен, хотя то и другое в одном и том же лице. И вот тайна того, что говорит апостол: «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. З, 17). Это — свобода от облежащего нетленный дух наш тления или от страстей, растлевающих естество наше. Этот дух, вступивший в свободу чад Божиих, то же, что привлекательно разцвеченный мотылек, выпорхнувший из своего клубочка. Вот его радужное разцвечение: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5, 22). Неужели подобная красота совершенства не сильна возбудить в нас соревнования?

Благая весть для римских христиан

Свое Евангелие Марк написал по просьбе новообращенных римских христиан. В этот момент он снова находился в Риме и был, вероятнее всего, свидетелем мученической кончины обоих своих учителей — великих апостолов Петра и Павла.

Евангелие от Марка не случайно открывается словами: Начало Евангелия Иисуса Христа, Сына Божия (Мк. 1:1). Выражение «начало Евангелия» употребляется в Новом Завете — в частности, в Посланиях апостола Павла — в значении «начальная ступень евангельской проповеди». Апостол Марк тоже стремится дать новообращенным римским христианам начальные, базовые знания о том, Кто такой Иисус Хрис­тос, Сын Божий, и в чем заключается вера в Него. Люди, к которым обращается апостол, воспитывались как язычники: они не читали Ветхого Завета, они, скорее всего, вообще слабо представляли себе, где находится Иудея, они никогда не поклонялись Единому Богу, они не ждали никакого Мессию. Чем их можно зацепить? Что тронет их сердца? И апостол Марк, выросший под сенью ветхозаветного закона, встает на точку зрения своей паствы, как бы забывая всё, что знает он сам. Главная весть, которую он всеми силами стремится донести до христиан, совсем недавно оставивших языческий обычай, — это то, что Христос пришел как Победитель смерти. Он умер и воскрес из мертвых.

Для цели, которую ставит перед собой апостол Марк, более всего подходит та краткость, сжатость повествования, которую он избрал. Действие развивается стремительно, одна картина сменяет другую, и везде мы видим Господа-Победителя, упраздняющего болезнь, страдание и корень страдания — грех. Марк, в отличие от других евангелистов, сосредоточен не на учении Христа, не на Его словах, а на Его делах.

Апостол Марк бережно хранил в своей памяти подробности, переданные ему апостолом Петром. Он чувствовал себя не столько автором евангельского повествования, сколько переводчиком, точнее, истолкователем воспоминаний своего учителя. В тексте Евангелия от Марка мы слышим живой и пламенный голос апостола Петра, слышим его горький плач покаяния в холодную ночь, предшествующую Крестным страданиям Спасителя.

Евангелие от Марка написано на греческом языке, однако видно, что создано оно для тех, кто говорит на языке латинском: Марк несравненно чаще, чем другие евангелисты, приводит в тексте латинские слова — такие, как «центурион», «спекулятор», «легион», «ценз» — и объясняет греческие выражения через латинские термины.

Автор Евангелия — уроженец Палестины, и ему доставляет удовольствие показать своим римским читателям красоту родного языка, поэтому в Евангелии от Марка мы часто слышим слова Господа так, как они звучали в Его родном наречии. Вот Он исцеляет глухого косноязычного и, прикасаясь к его языку, говорит: еффафа (отверзись) (Мк. 7:34). Он берет недавно умершую девочку за руку и говорит: талифа куми, что значит: «девица, тебе говорю, встань» (Мк. 5:41). Он претерпевает мучительную смерть на Кресте и говорит: Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит «Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?» (Мк. 15:33).

Житие

Святой Марк, родом еврей. Он происходил из колена Левиина, от племени священнического. Жил первоначально в Иерусалиме. По-еврейски Марк назывался Иоанном; имя же его Марк – латинское. Это имя он присовокупил к еврейскому, когда с апостолом Петром отправился для проповеди Евангелия в Рим.

Апостол и евангелист Марк входил в число 70 учеников Христа

Он был из числа 70-ти учеников Господа. И, следовательно, являлся очевидцем некоторых событий из жизни Господа Иисуса Христа. В повествовании евангелиста Марка о предании Господа нашего Иисуса Христа на смерть в Гефсиманском саду упоминается некий юноша. Он в то время, как все ученики Господа оставили Его, один следовал за Божественным Узником. При этом обернулся полотном по нагому телу, но, будучи схвачен воинами, оставил в руках их полотно и бежал от них (Мк. 14:51–52). Одеяние юноши показывало, что он внезапно ночью выбежал на шум из того дома, которому принадлежал сад.

Еще в древности составилось предание, что означенный юноша был сам Марк. И что вертоград Гефсиманский принадлежал его семье. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что мать евангелиста Марка Мария имела в Иерусалиме свой дом. Именно в нем нашел пристанище апостол Петр после чудесного изведение из темницы Ангелом (Деян. 12:1–12). После вознесения Господа на небо этот дом служил местом молитвенных собраний для многих верующих. А также и местом пристанища для апостолов. Поэтому святой Марк в доме своей матери имел возможность постоянно находиться в общении с христианами. Он участвовал в их молитвенных собраниях, и сблизился с самими апостолами.

Ближайшие именины Марка

Как правильно определить духовного покровителя и день именин Марка по православному календарю? В качестве вариантов можно рассматривать:

  • по дню рождения;
  • по дню наречения (восьмой день жизни);
  • по дню крещения (сороковой день жизни);

Случается, что в конкретный день не указаны имена святых или день рождения Марка не совпадает с днем поминания “его” святого. Тогда просматривают святцы на три дня вперед от дня рождения или крещения, и определяются с выбором — днем именин Марка по церковному календарю будет считается ближайший поминальный день святого Марка.

Именины Марка в декабре

Традиционно христиане называли детей строго по уставу церкви, поэтому путаницы между Именинами с Днем Ангела не было. Сегодня не все различают эти две памятные даты.

День Ангела Марка – это день его крещения. Называется так, потому что после Таинства у крещеного появляется Ангел Хранитель, который сопровождает и оберегает подопечного.

А Именины имени Марка – это день почитания одного из святого с именем Марк.

Близкий круг общения святого Марка

В особенно близкое общение вошел он с апостолом Петром, питавшим к нему отеческую любовь и расположение. Это видно из слов самого апостола Петра, который в своем послании пишет: 

Святому Марку доводился дядей святой апостол Варнава, по происхождению левит, родом с острова Кипр. Чрез него святой Марк сделался известным и другому верховному апостолу – святому Павлу, когда тот, после своего чудесного обращения к вере во Христа (Деян. 9), в первый раз прибыл в Иерусалим.

Начало апостольских трудов

В 44 или 45 году по Рождестве Христове христиан иерусалимских постигло большое бедствие. Разжигаемые ненавистью, иудеи набросились на их дома и беспощадно разграбили их имущество. Поэтому христиане терпели великий голод. Услыхав об этом, антиохийские христиане тотчас пришли им на помощь. Они сделали сбор между собой. Затем поручили лично Варнаве и Павлу, пребывавшим в то время в Антиохии, доставить пособие в Иерусалим. Исполнив поручение, апостолы Варнава и Павел возвратились в Антиохию и взяли с собою Марка (Деян.12:25). С этого времени Марк, сделавшись сотрудником Варнавы и Павла, взял на себя великий подвиг апостольских трудов по благовестию веры Христовой иудеям и язычникам.

Первое апостольское путешествие

Вместе с Павлом и Варнавою святой Марк в тот же год принял участие в первом апостольском путешествии из Антиохии. Его взяли в качестве ближайшего их помощника для проповеди Евангелия. Вместе с Павлом и Варнавою Марк был в приморском городе Селевкии. Отсюда отплыл на остров Кипр и прошел его с востока на запад от Саламина до Пафа. В Пафе Марк был очевидцем чудесного поражения слепотою, по слову апостола Павла, волхва иудеянина Вариисуса, по имени Елима. Он старался отвратить от веры в Господа проконсула Сергия, призвавшего Варнаву и Павла для слушание слова Божия (Деян. 13:6–12). Но прибыв в город Пергию, Марк оставил апостолов Павла и Варнаву и возвратился в Иерусалим в дом своей матери.

Святой Марк в Риме

По прибытии в Иерусалим, Марк присоединился к апостолу Петру и в скором времени отправился вместе с ним для проповеди Евангелия в Рим. В это время в Риме уже были верующие во Христа. Книга Деяний апостольских свидетельствует, что между очевидцами необыкновенной перемены, происшедшей в апостолах по сошествии на них Святого Духа и слушателями первой проповеди апостола Петра о Христе Спасителе были пришедшие из Рима иудеи и прозелиты, то есть, обращенные в иудейство язычники (Деян. 2:10–41).

Эти люди, по возвращении своем в Рим принесли туда веру свою во Христа. Без сомнения, что и после сего многие иудеи, жившие в Риме в большом количестве, посещая ежегодно на праздниках Иерусалим и слыша там проповедь о Христе, возвращались в Рим христианами. Наконец, в Рим, как столицу мира, отовсюду приходили по гражданским и другим делам многие христиане и содействовали умножению там числа верующих во Христа. Святой апостол Петр своею проповедью и чудесами, при содействии святого Марка, еще более распространил и утвердил Церковь Христову в Риме, обратив ко Христу множество людей как из иудеев, так и язычников, из которых около 3 000 мужей приняли крещение.

Что такое апофатическое богословие?

Апофатическое богословие (от греч. Απόφασις (апофасис) — отказ, отрицание) — направление богословия, в рамках которого истины о Боге и Его отношении к миру обозначаются и раскрываются при помощи отрицательных терминов и выражений, то есть таких, которыми отрицается то, чем (кем) Бог не является, что Ему не присуще, что не характерно для Него. 

Апофатическое богословие не является совершенно обособленным теологическим направлением. Апофатические термины и выражения используются в формате Православного богословия наряду с катафатическими. 

Преимущество апофатического богословия перед катафатическим (использующим положительные термины и выражения) усматривается в том, что используя катафатические термины и выражения, мы рискуем привнести в восприятие истин о Боге своё субъективное понимание, связанное с личным осмыслением этих терминов и выражений. Используя же метод отрицаний, мы ограничиваем себя от такого рода субъективизма. Например, говоря, что Бог есть любовь, мы можем вкладывать в это понятие своё ограниченное понимание любви, хотя Бог, как Всесовершенный Дух, есть Любвь в самом возвышенном, в исключительном смысле. Говоря же, например, что Бог бестелесен, мы совершенно отрицаем за Ним какую-либо телесность и при этом не погрешаем против истины. 

Наряду с преимуществом апофатическое богословие имеет и свои недостатки. Положим, если говорить о Боге только при помощи отрицаний, можно долго перечислять, Кем Он не является, но при этом иметь крайне смутное представление, Кем Он всё же является. 

Примеры апофатических терминов и выражений: Бог невидим, не зависит от условий пространства и времени, не имеет возраста, размера, объёма, геометрической формы, не вершит зло, ни от кого и ни от чего не зависит.

Опыт прочтения

Митрополит Сурожский Антоний рассказывал, как Евангелие от Марка помогло ему стать христианином. Он взял эту книгу в руки подростком с совсем противоположной целью — собирался раз и навсегда покончить с верой в Бога. Ничего хорошего ни от одного из Евангелий он не ожидал, поэтому решил прочесть самое короткое. «Я сидел, читал… и вдруг почувствовал, что по ту сторону стола, тут, стоит Христос. Помню, что я тогда откинулся и подумал: если Христос живой стоит тут — значит, это воскресший Христос. Значит, я знаю достоверно и лично, в пределах моего личного, собственного опыта, что Христос воскрес, и значит, все, что о Нем говорят, — правда».

Даты именин Марка в 2019 году по православному календарю

Святые с именем Марк в 2019 году почитаются 25 раз. Одна из этих дат – День Ангела человека, носящего имя Марк.

Январь
11 января Марк Печерский , Гробокопатель
15 января Марк Глухой , преподобный
17 января Марк Иоанн Евангелист , священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский 70 апостолов
27 января Марк Синайский , преподобномученик
Февраль
1 февраля Марк Евгеник , архиепископ, Ефесский
23 февраля Марк
Март
18 марта Марк Нитрийский , Египетский, Келлийский, Постник
23 марта Марк , преподобный
Апрель
11 апреля Марк Арефусийский , исповедник, епископ
Марк Псково-Печерский , преподобный
18 апреля Марк Афинянин , Фракийский, преподобный
Май
8 мая Марк (Иоанн) Евангелист , священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
27 мая Марк Критский , мученик
Июнь
18 июня Марк , мученик
Июль
16 июля Марк , мученик
17 июля Марк , преподобный
Август
24 августа Марк , мученик
Октябрь
10 октября Марк (Иоанн) Евангелист , священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
11 октября Марк Клавдиопольский , мученик
20 октября Марк , папа, Римский
Ноябрь
9 ноября Марк Фиваидский , мученик
12 ноября Марк (Иоанн) Евангелист , священномученик, епископ, Александрийский, Аполлониадский, Вавилонский
Декабрь
5 декабря Марк Махров , преподобномученик, инок
7 декабря Марк Триглийский , преподобный
31 декабря Марк Римский , священномученик, диакон

Кончина в Александрии

Александрийская община была особенно дорога сердцу апостола Марка. Сюда он возвращался несколько раз и именно здесь претерпел жестокие гонения от язычников, гордящихся своей «просвещенностью». Они не постеснялись напасть на апостола в момент, когда он совершал богослужение. Его жестоко избили, а потом разъяренная толпа, опьяненная видом крови и беззащитностью жертвы, выволокла его на улицу. Апостол оказался в тюрьме. Не было никакого сомнения, что его ждала мучительная казнь. Как будто он вновь оказался в Гефсиманском саду против безжалостной и тупой машины уничтожения… Но теперь святой апостол был не один. Согласно преданию, Сам Господь явился к нему в темницу и укрепил его перед страданиями. Казнь не состоялась. Святой апостол и евангелист Марк умер по дороге на судилище со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector