Андрей рублёв. первый русский художник и целая эпоха в русской истории

Чудо сотворимое образом

Чудотворный лик давно славится своими свойствами, которые подтверждаются многими историями, одна из таких связана с именем всеми известного царя русского Иоанна Грозного:

Перед тем как отправиться в военный поход на царство Казанское Иоанн Грозный направился к божественной святыне в Троице-Сергиеву Лавру. Из найденных летописей известно, что царь очень горячо и продолжительно взывал в молебне перед Святым ликом, прося о защите и благословении для взятия Казани.

В итоге противник был действительно повержен, а вернувшись с триумфом обратно на Русь, Иоанн вновь посетил Лавру, где провел не один час в слезах и молитвах, выражая свою благодарность перед Господом Богом.

Сообщение о Андрее Рублеве

Андрей Рублев сообщение 5 класс кратко изложенное в этой статье, расскажет Вам много полезной информации о жизни и деятельности русского иконописца. Доклад о Андрее Рублеве можно дополнить интересными фактами.

Андрей Рублев доклад

Иконописец появился на свет на территории Московского княжества в 1360 году. Некоторые источники указывают, что местом его рождения был Великий Новгород. Сведений о семье, детстве и юности художника практически нет. Отталкиваясь от его фамилии, историки предполагают, что предками мастера были ремесленники.

В 1405 году было найдено первое письменное упоминание о нем. Согласно летописи чернец Рублев вместе с Прохором-старцем и Феофаном Греком, прибывшим из Кафы, расписал в Московском кремле стены Благовещенского собора. Поскольку такую работу могли доверить только талантливому и уважаемому мастеру, то ученые предполагают, что юный Рублев уже имел опыт художественной славянской иконописи. После работы с Греком и Прохором-старцем, он перенял некую технику мазков и выработал свой стиль иконописи. До наших дней в соборном иконостасе Благовещенского храма сохранилось 7 икон, написанных его рукой.

Еще одно письменное упоминание о художнике датируется 1408 годом. В начале XV века вместе с Даниилом Черным Андрей Рублев расписал под Звенигородом Успенский собор и Владимирскую церковь. В конце этого же года на Русь напало полчище татарского хана Едигея. Они разрушили Переславль, Серпухов, Ростов и Нижний Новгород, подошли к Москве. Татарское войско разрушило Троицкий монастырь, а в 1410 году разорили Успенский собор. Поэтому большинство работ Андрея Рублева было уничтожено.

Последующие 20 лет об иконописце ничего не слышно. Возможно, он пребывал все время в Андрониковом монастыре. В 1422 году началось восстановление Троице-Сергиева монастыря. Для росписи стен игумен Никон приглашает Рублева. Он создал икону «Троица» для собора, которая стала вершиной и шедевром творческого наследия мастера.

Великий иконописец Андрей Рублев скончался в 1428 году в Москве, где бушевала эпидемия чумы. Он умер в Андрониковом монастыре, где трудился с Даниилом Черным над фресками Спасского собора. Некоторые ученые утверждаю, что его не стало весной 1930 года.

Андрей Рублев интересные факты

  • Какое мирское имя было у Рублева неизвестно (Андреем он стал после монашеского пострига в монастыре на левобережье Яузы). Единственное о чем можно точно утверждать, так это то, что его отчество Иванович: на иконе того времени была найдена подпись «Андрей Иванов сын Рублев».
  • Художник в основном писал фигуры архангела Михаила и апостола Петра, мучеников Георгия и Дмитрия, святых Флора и Лавра. Его кисти принадлежат три фрески «Звенигородского чина», фреска «Преображение», икона «Спас», иллюстрации к «Евангелию Хитрову», иконы Владимирская Богоматерь», «Архангел Михаил» и«Апостол Павел».
  • В молодости он отказался от семьи и желания иметь детей, так как принял монашеский постриг.
  • После смерти Андрея Рублева вскоре умер и его друг Даниил Черный. Перед кончиной ему явился Рублев и призывал пойти с собой в рай.
  • Художника в 1988 году канонизировали и причислили к лику святых. Церковь учредила день его памяти 17 июля.

Надеемся, что сообщение о Андрее Рублеве помогло Вам подготовиться к занятию, и Вы узнали много полезной информации об этом человеке.

Датировка и происхождение

Датировка Троицы неясна. Исторических данных по этому поводу немного, и даже в начале ХХ века историки не осмеливались утверждать какие-либо факты, а могли только делать предположения и предположения. Впервые икона упоминается в 1551 году в «Книге ста глав» , сборнике церковных законов и постановлений Стоглавого синода . Среди прочего, в Книге излагались решения Синода, которые были приняты в отношении иконографии Святой Троицы, в частности детали, которые считались канонически необходимыми для таких икон, такие как кресты и нимбы .

Из этого текста видно, что участникам Стоглавого Синода была известна некая Троицкая икона, созданная Андреем Рублевым, которая, по их мнению, соответствовала каждому церковному канону и могла быть взята за образец.

Следующий известный источник , который упоминает о Троице является Легендой о Святом иконописцев ( русский : Сказание о святых иконописцев ) , составленных в конце 17 — го века-начале 18 — го века. В нем много полулегендарных рассказов, в том числе упоминание о том, что Никон Радонежский , ученик Сергия Радонежского , попросил Андрея Рублева «написать образ Святой Троицы в честь отца Сергия». К сожалению, этот поздний источник рассматривается большинством историков как ненадежный. Однако из-за отсутствия других фактов эта версия создания Троицы является общепринятой. Вопрос о том, когда произошел разговор с Nikon, остается открытым.

Первоначальная деревянная Троицкая церковь, находившаяся на территории Троицкой лавры, сгорела в 1411 году, и Никон Радонежский решил построить новую церковь. К 1425 году был возведен каменный Троицкий собор , который стоит и по сей день. Считается, что Никон, ставший настоятелем после кончины Сергия Радонежского, почувствовал его грядущую смерть и пригласил Андрея Рублева и Даниила Черного завершить отделку недавно построенного собора. Иконописцы должны были изготовить фрески и создать многоярусный иконостас. Но ни в житии преподобного Сергия , ни в житии его жизни, ни в житии преподобного Никона Троицкая икона не упоминается , она написана лишь в убранстве собора 1425–1427 годов.

Единственная сохранившаяся фреска Андрея Рублева в Успенском соборе .

Эта датировка основана на датах постройки обеих церквей. Тем не менее искусствоведы, учитывая стилистику иконы, не считают вопрос решенным. Игорь Грабарь датировал Троицу 1408–1425 гг., Юлия Лебедева — 1422–1423 гг., Валентина Антонова — 1420–1427 гг. Неизвестно, была ли «Троица» создана на пике творчества Рублева в 1408–1420 годах или в конце его жизни. Стилистический анализ показывает, что он мог быть создан около 1408 года, поскольку стилистически похож на его фрески в Успенском соборе (созданные примерно в то же время). С другой стороны, «Троица» демонстрирует стойкость и совершенство, которым не могли сравниться даже лучшие иконы Троицкого собора, написанные между 1425 и 1427 годами.

У советского историка Владимира Плугина была теория, что икона не имела ничего общего с Никоном Радонежским, а была принесена в Троицкую лавру Иваном Грозным. Он предположил, что все предыдущие ученые после известного историка Александра Горского ошибочно полагали, что Иван Грозный только «покрыл золотом» икону, которая уже хранилась в Троицкой лавре. Плагин сказал, что икона была принесена в Лавру самим Иваном, и что Троица была создана намного раньше, вероятно, за 150 лет до этой даты. Однако еще в 1998 году Борис Клосс указал, что в так называемой « Троицкой повести об осаде Казани» , написанной до июня 1553 года, есть четкая ссылка на то, что Иван Грозный лишь «украсил» существующую икону для Лавры.

Краткая биография иконописца

О жизни Андрея Рублева доподлинных данных не сохранилось. Предполагается, что Андрей Рублев родился во второй половине XIV века на территории Московского княжества или Великого Новгорода.

Происхождение

О родовых корнях художника существует догадка, что Рублев был из сословия ремесленников, если отталкиваться от фамилии. На некоторых иконах сохранилась подпись, где фигурирует отчество Иванович. Информации о родственниках не имеется.

Творческий путь

В письменных источниках имя Андрея Рублева упоминается первый раз в 1405 году. В исторической записи засвидетельствовано, что монах Рублев, совместно с Феофаном Греком и старцем Прохором, закончил оформление стены Благовещенского собора в Московском кремле. Стенная монументальная картина была утрачена. В иконостасе храма сохранилось 7 икон, приписываемых кисти Рублева.

Иконописец Феофан был родом из Константинополя, отчего получил прозвище Грек. В 1370 году он прибыл в Новгород, сопровождая митрополита Киприана. Его творческая манера оказала большое влияние на русских иконописцев, в том числе на Андрея Рублева.

Старец Прохор, монах Городецкого мужского монастыря, считается наставником Андрея Рублева в иконописи. Манера Прохора близка к византийской: с сочными красками, бликами. Отличительная черта иконописных изображений – изящество фигур, заостренные носы, маленькие руки. Второе известие об иконописце датируется 1408 годом. В нем упоминается о начале работы Андрея Рублева и Даниила Черного в Успенском храме под Звенигородом.

В этот период золотоордынский хан Едигей предпринял попытку восстановить власть над русскими княжествами, в частности над Московским. На пути к Москве были разрушены Ростов, Нижний Новгород, Серпухов, Переславль. В 1410 году был разграблен и сожжен Владимир, в том числе и Успенский собор. Татары подошли к Москве, но взять ее не смогли.

Война русских князей с ордынцами продолжалась с переменным успехом. Окончательное освобождение от татаро-монгольского ига датируется 1480 годом. Горячая фаза военных действий продолжалась 10 лет. Исследователи биографии Андрея Рублева предполагают, что он в это время спасался в монашеской обители Андроникова.

Следующая дата упоминания имени гениального художника – 1422 год. Начинается воссоздание Троице-Сергиевской монашеской обители под Москвой, разрушенной татаро-монголами. На месте пепелища от деревянного храма над могилой Сергия Радонежского возводится каменный собор. Андрею Рублеву предлагают украсить церковь фресками и иконами.

Окончание жизненного пути

Датой смерти художника считается 1428 год, когда в Московском княжестве вспыхнула эпидемия чумы. В этот период он работал с Даниилом Черным в Андрониковом монастыре над росписью фресок Спасского собора (до настоящего времени не сохранились). Похоронен был рядом с колокольней Спасского собора. Исследователь творческой деятельности Андрея Рублева, Барановский, оспаривает дату смерти, принятую Православной Церковью, утверждая, что он скончался в январе 1430 года.

Биография Андрея Рублева: живописец, Иванов сын

Об этом человеке, кроме его нетленного творчества, известно действительно мало. Лучшие годы его жизни напрямую связаны с двумя монастырями: Спасо-Андрониковым, а также Троице-Сергиевым в Москве. Впервые в летописных источниках имя Андрея Рублева, знатного художника и иконописца, упоминается в 1405 году. Именно тогда, вкупе с прославленным Феофаном Греком занимался росписью Благовещенского собора, находящегося в Московском Кремле. Сам этот факт уже является явным подтверждением его мастерства и таланта. Так кто же такой Андрей Рублев на самом деле, и каком его жизненный путь в историческом срезе? Давайте разберемся вместе.

Важно

Согласно сведениям, почерпнутым из Новгородских и Владимирских летописей, уже в 1408 году, иконописец Андрей Рублев был привлечен для росписи Успенского собора в городе Владимире. Вместе с ним работал также Даниил Черный, с которым спустя двенадцать-пятнадцать лет потрудился еще и в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря.

Все творчество этого художника буквально пропитано московской традиционной школой живописи

Однако, судя по работам Андрея Рублева, был прекрасно знаком с традицией южнославянской, а также византийской живописи, что немало важно для понимания личности этого человека. Иконы и другие работы живописца уже в древности оценивались очень высоко

При этом они считались настоящим образцом для подражания. По умолчанию, они не могли продаваться, но их можно было выменять. Как мы уже говорили, средняя стоимость животворной иконы могла достигать целой деревни, вместе с людьми.

Сведения о детских годах иконописца

Большинство историков склоняются к мысли, что родился Андрей, Иванов сын Рублев, родился либо в Великом Новгороде, либо в Москве. Допускается также гипотеза, что отец его был обычным и ничем не примечательным ремесленником в Московском княжестве, из-за отсылки к фамилии. Рубель — именно так назывался инструмент кожевенника в те времена. Это может указывать на профессию и сословие родителей художника. Предположительно, он появился на свет в 1335-1365 годах, более точных сведений отыскать не удалось.

В летописи семнадцатого века, под названием «Сказания о святых иконописцах», упоминается, что художник Рублев проживал в Троицком монастыре, когда настоятелем был Никон Радонежский, то есть это было уже после того, как Сергий Радонежский преставился. По одной из теорий он принял монашеский постриг именно здесь, или же в Спасо-Андрониковой обители. Мирского имени, которое Андрей носил до пострига, скорее всего, мы уже никогда не узнаем.

Внешний вид и смерть великого живописца древности

Лицо художника за всю его жизнь никогда так и не было запечатлено ни единого раза. Правда, есть некоторые указания на то, что среди ликов и икон самого Андрея Рублева, что выписаны в Благовещенском соборе в Кремле, именно он изображен в образе знаменитого Иуды Искариота. Кроме того, при раскопках в Спасо-Андрониковом монастыре, которые проводились не так давно в 2006 году, было обнаружено захоронение, предположительно четырнадцатого или пятнадцатого века. Главный специалист Московского бюро судмедэкспертизы Сергей Никитин утверждал, что в могиле были найдены останки именно Андрея Рублева. Последующие семь лет велись работы по воссозданию внешнего облика иконописца. Результаты этого исследования пока так и не оглашены.

С датой смерти тоже совершенно ничего не понятно. Длительное время считалось, что умер в январе 1430 года, но впоследствии оказалось, что она не точна. В 1947 году, во время восстановления страны от последствий Великой Отечественной войны, якобы было найдено белокаменное надгробие с точной датой. Однако убедиться не получится, потому что по странной случайности, плита была разбита на щебень и использована в строительстве новых домов. Кроме того, историки утверждают, что подобные надгробные плиты стали использоваться не менее, чем через пять десятилетий после вышеозначенных событий, да и то далеко не в массовом порядке. Так что скорее всего, это можно считать слухами, но никак не истиной. Пока же принято считать, что инок Андрей Рублев умер 17 октября 1728 года.

Копии

Есть два освященных экземпляра Троицы . По православной церковной традиции освященная копия иконы и оригинал (также называемый протографом ) полностью взаимозаменяемы.

  • Копия Годунова, заказанная Борисом Годуновым в 1598–1600 годах с целью переноса на нее ризы Ивана Грозного. Он хранился в Троицком соборе Троицкой Сергиевой лавры.
  • Копия Баранова и Чирикова, заказанная в 1926–28 для Международной выставки реставрации икон в 1929 году. Она заменила оригинальную икону после того, как она была перенесена в Третьяковскую галерею в Москве.

Обе иконы сейчас хранятся в иконостасе Троицкого собора в Сергиевом Посаде.

Андрей Рублёв Rublev, Andrey (1360s-1430)

Вы бывали когда-нибудь в великой Третьяковской галерее? Нет, сходите. А если были, то наверно ваш осмотр начинался с искусства древних русских – иконописи. И среди них нельзя не заметить самую знаменитую икону – «Троицу». Этот великий шедевр исполнил монах Андрей Рублёв. Есть ещё ряд икон, но их совсем немного. Не снимешь же его живопись с храма Московского Кремля.

Большая коллекция икон, в т.ч. много икон Андрея Рублёва

А вообще про Андрея Рублёва известно крайне мало. Неизвестно когда он родился, но зато известна точная дата его смерти. Неизвестно сколько он за всю свою жизнь успел создать своих работ и сколько их погибло так и не дойдя до нас. Многие иконы искусствоведы не могут конкретно отнести к его рук дела. И тут их можно понять, потому что большинства своих работ он делал совместно с кем либо. И потому может возникнуть путаница, и как результат неверный адресант работы.

Допускают только то, что вероятно он жил в Троицком монастыре, там же он стал монахом. Известно, правда, первое упоминание о нём в 1405 году. В этом упоминание писалось, что он как раз в это время украшает иконами и фресками благовещенский собор в Московском Кремле да не один, а с Феофаном Греком и Прохором с Городца.

Его имя на этом упоминании стоит в самом конце, так как он был самый молодой и по чину, и по возрасту. Работал он и во Владимире в 1408 году совместно с Даниилом Чёрным. То, что они сделали во Владимирском Успенском соборе, теперь хранится в Третьяковской галерее, причём самые ценные из икон.

С Даниилой Чёрным они работают и в храме Святой Троицы в Троицком монастыре. Три года они работали над фресками и иконами. Вскоре умирает Чёрный и тогда Андрей направляется снова в Москву, в Андроников монастырь. Там то, предположительно около 1428 года он создаёт свою легендарную икону Спаса, которая находилась в церкви Спаса на территории монастыря.

Повторюсь, не много сохранилось, но и того что осталось для нас, потомков, вполне хватит, чтобы понять, каково было совершенно искусство Рублёва. Почти все его работы хранятся сейчас в Третьяковской галерее. Самая известная его работа «Троица» долгое время находилась над гробницей Сергия Радонежского. Сейчас её стараются сохранить и стараются не испортить. Потому эту работу держат под стеклом и мало того, внутри рамы создан свой особый микроклимат, который лучше не нарушать, иначе последствия будут неотвратимы.

В своём искусстве он соединял две традиции – аскетизм и классическую гармонию византийской манеры. Его работы кажутся какими-то мягкими, какими-то радушными. Это явно заметно, если сравнить работы византийских мастеров и то, что делал Рублёв. Сюжеты как бы одинаковы, но мастерство разное и совершенно иное. Благость, именно благость в ликах всегда привлекает нас в его работах.

Скончался преподобный всё в том же Андрониковым монастыре 29 января 1430 года. Умер мастер, а его работы продолжили жить за него. Многие его иконы только лишь в 20 веке были либо полностью, либо частично отреставрированы. «Спас» его и вовсе случайно обнаружили рестовраторы во Владимире. В то время эта находка наделала много шуму. В начале 70-х годов 20 века другой Андрей по фамилии Тарковский ставит фильм «Андрей Рублёв» или «Страсти по Андрею». Тарковский сделал уникальный фильм, который рассказывает нам о Рублёве и о том времени, в котором он живёт и показывает какова разница между миром искусства и миром реальности. Фильм настолько получился сильным по своему содержанию, что советские чинуши запретили его практически сразу и положили на полку на долгие годы.

Про Андрея Рублёва писали и говорили много. Мало того, его причислили к лику святых в 1988 году и стали праздновать его день.

Алексей Васин

Доклад №2

О жизни Андрея Рублёва, одного из известнейших представителей русской иконописной школы, известно не очень много. Родился он, предположительно, в 1360-1365 году, прожил около 65 лет. Имя Андрей ему дали при постриге в иночество в Троицкой лавре, сведений о настоящем имени нет.

В летописях имя Андрея Рублёва появляется в 1405-1408 годах. В них упоминается, что чернец Андрей Рублёв в эти годы, вместе с другими мастерами, расписывал иконами и фресками Благовещенский собор Московского Кремля, собор Успения во Владимире.

Здесь же говорится, что обучал его иконописи его товарищ Даниил Чёрный.

Вместе с ним и другими иконописцами Рублёв в 1425 — 1427 годах работает в Троицко-Сергиевом монастыре. Он расписывает стены храма Святой Троицы фресками и пишет иконы для иконостаса. В Житие преподобного Сергия Радонежского, упоминается имя Андрея Рублёва как прекрасного мастера, который превосходит всех. Там же отмечены его большие заслуги в оформлении Троицкого собора.

В 1428 году им был расписан Спасский собор Андроникова монастыря. Некоторые исследователи творчества Рублёва считают, что роспись этого собора была последней работ мастера. Предположительно через два года он умер. Датой смерти считается 29 января 1430 года.

Большая часть наследия великого мастера утрачена, но сохранившиеся до нашего времени работы во всей полноте раскрывают талант и индивидуальность мастера

В одном из залов Государственной Третьяковской галереи выставлена икона Андрея Рублёва икона «Троица». Она является поистине шедевром мировой и русской культуры. По ней можно достоверно судить о стиле живописи ее создателя. В эту работу мастер вложил глубокий философский смысл и тонкую поэзию.

Специалисты, изучающие творчество мастера, считают, что по ряду работ нет достоверных доказательств о том, что они созданы именно Андреем Рублёвым. Древнерусские иконописцы работали артелью, поэтому сложно выделить какого-то одного мастера. Принадлежность ряда работ кисти Андрея Рублёва до сих пор являются предметом споров учёных.

Имя Андрея Рублёва и его шедевры стали широко известны в стране только в 1918 году. В советское время в Андрониковом монастыре был открыт музей Андрея Рублёва. В 1988 году преподобный Андрей канонизирован Русской православной церковью.

5 класс

Биография Андрея Рублёва

Биография Андрея Рублева содержит мало достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева не известна, а местом рождения историки называют Московское княжество либо Новгород. Вырастал Андрей в семье иконописцев. Позже постригся в монахи, тогда и принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что стало подтверждением его искусному умению на тот момент. Также за свою биографию Рублев расписывал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наиболее широка слава Рублёва была как иконописца. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он совмещал духовную красоту и силу человека.

Не все иконы и фрески сохранились до наших дней.

Последней работой, если рассматривать краткую биографию Андрея Рублёва, стала роспись в Спасском соборе. Скончался великий мастер в октябре 1428 года.

Список работ

Известные картины Андрея Рублева — это около тридцати икон, написанных художником в разное время, которые находятся в Благовещенском соборе Московского Кремля, соборе Успения во Владимире, Русском музее Петербурга, Третьяковской галерее. В свое время были найдены иконописные изображения, соответствующие манере письма известного иконописца, однако полную идентичность определить не удалось.

Перечислим картины Андрея Рублева с названиями и указанием местонахождения:

  • «Преображение Господне» (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
  • «Благовещение» (81х61 см). Праздничный чин в иконостасе кремлевского Благовещенского собора.
  • «Спас Вседержитель» (158х106 см). Третьяковская галерея.
  • «Троица ветхозаветная» (142х114 см). Третьяковская галерея.
  • «Сретение господне» (81х61 см). Благовещенский собор, праздничный чин.
  • «Архангел Гавриил» (189х89 см). Троицкий собор Загорского монастыря.
  • «Дмитрий Солунский» (189х80 см). Троицкий собор Сергиево-Посадской лавры.
  • «Рождество Христово» (81х62 см). Собор Благовещения Московского Кремля.
  • «Спас в силах» (18х16 см). Третьяковская галерея.
  • «Вход в Иерусалим» (80х62 см). Праздничный чин в иконостасе Благовещенского собора.
  • «Вознесение Господне» (125х92 см). Третьяковская галерея.
  • «Святой Иоанн Предтеча» (315х105 см). Третьяковская галерея.
  • «Григорий Богослов Святитель» (314х106 см). Собор Успения во Владимире.
  • «Сошествие в Ад» (124х94 см). Третьяковская галерея.

Где находится икона Святой Троицы

Если говорить о храмах, то в большинстве из них можно найти этот святой образ. Если храм освящен в честь Святой Троицы, то главная икона будет находиться на аналое, на видном месте. Любой верующий христианин может прийти в такой храм и приложиться к святыне.

  • Святыню преподобного Андрея Рублева можно найти в Толмачах в Храме святителя Николая;
  • Еще один почитаемый список православными людьми находится в Кремле в Патриаршем соборе Успения Пресвятой Богородицы;
  • В Останкино есть Храм Живоначальной Троицы, в котором размещен храмовой божественный образ.

Перед образом могут служиться молебны, может быть освящена вода. Такие небольшие службы даруют большое утешение православным, которые молятся на них о том, что волнует их души. Можно подавать записочки с именами родных и близких, тогда священник вознесет прошения к Богу и о них.

Важно! Основой любого молебна является не сам факт подачи записочки с именами, а искреннее обращение к Богу верующего человека. Поэтому очень желательно присутствовать на молебне лично

Где еще мы находим «почерк» Рублева?

Весьма вероятно, что Рублеву принадлежит часть росписей в Успенском соборе Владимира — фрески с изображением Страшного Суда. И в этих фресках мы тоже видим глубокое богословское осмысление, свойственное Рублеву.

В его Страшном Суде нет ничего страшного, пугающего! Главное во всей этой композиции — явление Христа. Христос грядет, а Церковь Его встречает — вот ключевой смысл всей этой масштабной работы. Дух, которым она пронизана, удивительно мирный. Ангелы мирно беседуют с апостолами; апостол Павел ведет праведников в рай, размахивая хартией с надписью «Грядете со мною», как бы зазывая всех за собой. Апокалиптические картины умещаются в одном-единственном круге: здесь Андрей Рублев изобразил четырех животных из видения пророка Даниила, символизирующих четыре царства последних времен. Весьма характерно, что царство антихриста он представил в виде гиены, противной собачки, скорее мерзкой, чем страшной, место которой где-нибудь в углу.

Икона «Гостеприимство Авраама»

Время создания – XVI век, место хранения – Ярославский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник. Сюжет иконы опирается на повествование Книги Бытия о посещении дома Авраама и его жены Сарры Господом в образе трех мужей. Авраам угостил посетителей, приказав Сарре приготовить опресноки, а слуге – заколоть тельца, и получил от Господа обетование, что у него родится сын, в котором благословятся все народы (Быт 18:1-19).

Троица. Икона Андрея Рублева. 14254

Рублев же создал икону, сосредоточенную не на бытовых деталях, а на богословии. Три Ангела — образ Предвечного Совета Лиц Святой Троицы, на котором решается участь человека. И чаша — образ святой Евхаристии…

Кроме того, «Троица» Рублева — явление поразительной гармонии и красоты. Бог является здесь в красоте и гармонии. Красота — одно из имен Божиих. И в этом тоже есть глубокое богословие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector